Календарно- темтическое планирование уроков русского языка 5 класс ФГОС ООО
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 Б КЛАССЕ

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Планируемые результаты

план

факт

Предметный результат

Универсальные учебные действия

РАЗДЕЛ 1. О языке и речи ( 10 часов)

Зачем человеку нужен язык

Иметь представление о роли языка в жизни общества, человека. Знать основные требования к речи (внятность, выразительность, смысловая точность и др.). Отрабатывать умение читать и устно воспроизводить тексты  на лингвистические темы. Строить небольшое высказывание на лингвистическую тему, пользуясь планом и подборкой примеров

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста.

Личностные: Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала

Зачем человеку нужен язык

Зачем человеку нужен язык

Что мы знаем о русском языке

Знать наизусть 1-2 высказывания великих людей о русском языке. Читать небольшие лингвистические тексты, пересказывать их содержание близко к тексту. Безошибочно списывать тексты разного характера: стихотворные, прозаические, художественные, лингвистические, публицистические – объёмом от 30 до 70 слов за определённое время.

Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания (ЗСП)

Р.Р. Что такое речь

Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т.е. речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения (наличие собеседника, потребности в общении, общего языка). Знать основные требования к культуре устного общения, соблюдать их самому и замечать, когда их нарушают другие. Овладевать чтением-пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста

Личностные:Формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, о народах и этнических группах России

Р.Р. Что такое речь

Р.Р. Что такое речь

Р.Р. Речь диалогическая и монологическая

Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в  общении собеседников (говорящий-слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы диалогической и монологической речи. Овладевать культурой диалогического общения (учиться строить диалог в заданной ситуации, соблюдая этикетные нормы)

Р.Р. Речь диалогическая и монологическая

Р.Р. Речь устная и письменная

РАЗДЕЛ 2. Повторение ( 44 часа)

Фонетика ( 6 часов 3+3)

Звуки и буквы. Алфавит

Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит. Уметь правильно произносить названия букв

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова

Личностные:формирование навыков анализа и сопоставления

Звуки и буквы. Алфавит

Что обозначают буквы е, ё, ю, я

Определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях.

Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском алфавите 10 букв

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова.

Личностные:формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы

Что обозначают буквы е, ё, ю, я

Фонетический разбор слова

Знать порядок фонетического разбора и его назначение. Уметь производить разбор конкретных слов, в которых буквы не соответствуют звукам (сова, дуб, яма и т.п.)

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Фонетический разбор слова

Текст ( 8 часов)

Р.Р. Что такое текст (повторение)

Знать основные признаки понятия текст:

- членимость (состоит из нескольких предложений);

- смысловая цельность (предложения объединены по смыслу);

- формальная связность (предложения связаны друг с другом по форме);

- относительная автономность (законченность высказывания).

Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Р.Р. Что такое текст (повторение)

Р.Р. Тема текста

Иметь представление о теме теста. Уметь определять тему текста при слушании и при чтении. Различать при сравнении узкие и широкие темы. Уметь подбирать материал к широкой и узкой теме (определять, о чём надо и о чём не нужно говорить в каждом случае)

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Р.Р. Тема текста

Р.Р. Основная мысль текста

Иметь представление об основной мысли текста, т.е. о замысле, коммуникативном намерении говорящего (это то, что говорится о теме, ради чего говорится). Уметь определять (формулировать) основную мысль текста, обычно передающую отношение автора к предмету речи.

Уметь подбирать заголовки к тексту, отражая в нём тему или основную мысль высказывания. Уметь выражать своё отношение к предмету речи

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Р.Р. Основная мысль текста

Р.Р.

Контрольная работа №1.

Сочинение «Памятныйдень летних каникул»

Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Р.Р.  Анализ сочинения

Письмо. Орфография

Зачем людям письмо

Осознанно читать и пересказывать тексты о письменности. Уметь рассказывать о социальных причинах  возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества. Знать, понимать и употреблять соответствующие термины. Понимать значение письма для жизни общества

Я.К.Грот

Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явлений, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Орфография. Нужны ли правила

Сформулировать представление об орфографии об орфограмме, о роли орфографических правил для грамотного письма

Коммуникативные:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова, предложения, текста.

Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

Орфограммы гласных корня

Сформировать понятие орфограмм гласных корня (проверяемые и непроверяемые написания). Отрабатывать умение опознавать данные написания зрительно и на слух. Вооружить способом определения верного написания (подбор однокоренных слов с ориентацией на значение корня); грамотно писать слова 1-й и 2-й степени трудности (вдАлеке, обвИнять)

Орфограммы гласных корня

Орфограммы согласных корня

Сформировать понятие орфограмм согласных корня (проверяемые и непроверяемые согласные корня, непроизносимые согласные, удвоенные согласные корня); дифференциация этих написаний при письме на слух. Вооружить способом определения верного написания согласных, верно писать согласные в корнях слов

Орфограммы согласных корня

Буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ

Развивать навыки ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в  практике письма

Коммуникативные:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов

Знать, когда пишется ь в конце существительных и глаголов после шипящих. Верно писать слова этих частей речи

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Разделительные  ь и ъ

Развивать навыки речевого слуха; осознавать необходимость употребления разделительных знаков. Знать условия употребления разделительныхь и ъ и верно писать соответствующие слова

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Не с глаголами

Знать правило написания несглаголам, перечень слов, не употребляемых безне-

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования

Написание тся и ться в глаголах

Владеть способом определения написания  тся или ться. Верно писать слова с данными орфограммами

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

Контрольная работа №2.

Диктант и задания к нему

Фиксировать продвижение учащихся в написании корней слов, а также других повторенных написаний. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания (ЗСП)

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы

Слово и его строение

 Почему корень, приставка и суффикс – значимые части слова

Понимать, что корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова (морфемы), что на письме они воспроизводятся единообразно, вне зависимости от произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значения морфем. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме. Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определённой части речи, при написании. Усвоить последовательность разбора слов по составу, опираясь на значение морфем

Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

 Почему корень, приставка и суффикс – значимые части слова

Как образуются формы слова

Понимать механизм образования форм слова с помощью окончания. Учиться соотносить окончание с его грамматическим значением (формой сова).

Знать основные значения нулевого окончания в именах сущ. (туч, стол, мышь), глаголах (ходил) и научиться находить эти окончания, учитывая их грамматическое значение.

Знать, что при изменении форм слова (т.е. замене окончания) лексическое значение не меняется. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет определённый набор окончаний, отражающих  особенности грамматического изменения слова (спряжения и склонения), что окончания передаются на письме единообразно, вне зависимости произношения.

Грамотно писать слова из рубрики «ЗСП»

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования

Как образуются формы слова

Слово как часть речи. Морфология

Самостоятельные части речи

Знать предмет изучения морфологии. Знать, на какие вопросы отвечают данные части речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких признаков выделяются части речи в русском языке.

Уметь строить рассуждения при определении слова как части речи. Тренироваться в умении определять слова как части речи

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования языковой единицы.

Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

Самостоятельные части речи

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

Отрабатывать умение определять морфологические признаки данных частей речи. Знать, как изменяются данные части речи. Тренироваться в умении определять слово как часть речи

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования парадигмы словоизменения.

Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

Служебные части речи: предлог, союз, частица

Знать, какие части речи являются служебными; их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Учиться использовать в речи правильно и уместно служебные части речи. Провести контроль знаний по морфологии и его анализ. На текстах упражнений закреплять изученные ранее правила орфографии.

Безошибочно писать слова и рубрики «ЗСП»  

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования парадигмы словоизменения.

Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Служебные части речи: предлог, союз, частица

Текст ( продолжение)

Р.Р.  От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

Иметь представление о зависимых и независимых (самостоятельных) предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах-сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не является произвольным, а определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного предложения к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия).

Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Р.Р.  От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

Р.Р.  Абзац как часть текста

Иметь представление о микротеме как части большой темы и об абзаце как части текста, в которой раскрывается микротема. Уметь выделять в сплошном тексте абзацы

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Р.Р.  Абзац как часть текста

Р.Р.  План текста

Уметь составлять план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам

Р.Р.  Сжатие и развёртывание текста

Иметь представление о строении абзаца; уметь находить в абзаце зачин(тематическую фразу), среднюю часть (развитие мысли) и концовку. Учиться правильно строить абзацы, развивать мысль, выраженную в тематической фразе.

Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию. Работа над ошибками в построении абзацев, совершенствование собственных высказываний

Р.Р.  Сжатие и развёртывание текста

РАЗДЕЛ 3. Фонетика ( 11 часов)

Что изучает фонетика

Иметь представление об устной и письменной речи. Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии. Понимать назначение звуков речи

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры лингвистического текста.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Звуки гласные и согласные

Различать гласные и согласные звуки. Иметь представление об элементах транскрипции (скучно [шн]), сопоставляя звуковой и буквенный облик слов.

Знать перечень согласных звуков (фонем) и их качество; особенности произношения и написания согласных в слове.

Знать правило произношения согласных на месте буквенного сочетания чн. Верно писать это и подобное сочетание букв. Уметь произносить без ошибок слова на изученные правила, верно писать их и указывать правильное произношение (нарочно [шн],  кирпичный[чʼн]. Правильно произносить звуки речи (фонемы) изолированно и в составе слова, не отождествляя их с буквами.

Безошибочно называть пары согласных по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, а также непарные согласные.

Характеризовать звуки по плану. Использовать скороговорки для отработки правильной дикции

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова.

Личностные:формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Звуки гласные и согласные

Звуки гласные и согласные

Слог. Ударение

Знать основные особенности русского ударения; иметь элементарное представление о фонетическом слоге. Уметь делить слова на слоги, выделять ударные гласные. Разграничивать слова по признаку «правильное - неправильное» ударение

Коммуникативные:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию

Что изучает орфоэпия. Произношение гласных звуков

Различать фонетическое и логическое ударение. Иметь понятие об орфоэпии, о её важнейших правилах. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём, понимать орфоэпические пометы

Р.И.Аванесов

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования орфоэпической структуры слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Что изучает орфоэпия. Произношение гласных звуков

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор

Знать основные правила произношения согласных звуков.

Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём.

Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, ученика, речь ведущего телевидения, радио

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор

Контрольная работа (№3) по фонетике и орфоэпии

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе диагностики.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу)

Анализ контрольной работы

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе диагностики.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

РАЗДЕЛ 4. Лексика (32 часа, 20 + 12)

Как определять лексическое значение слова

Знать предмет изучения лексики.

Иметь представление о том, что такое лексическое значение слова. Знать основные способы толкования лексического значения  слова: краткое объяснение значения в толковом словаре, подбор синонимов, подбор антонимов, подбор однокоренных слов.

Тренироваться в подборе  синонимов и антонимов к словам, используя материалы специального словарика. Подбирать однокоренные слова с учётом их значения.

Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре; учиться пользоваться словарными пометами, самостоятельно брать справку в толковом словаре

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Личностные:формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

Как определять лексическое значение слова

Сколько лексических значений имеет слово

Различать однозначные и многозначные слова, прибегая к толковому словарю. Наблюдать за использованием многозначности слова в художественной речи

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Когда слово употребляется в переносном значении

Знать способы объяснения прямого и переносного значений слова в толковом словаре.

Понимать, что переносное значение служит основой художественных тропов (метафоры, олицетворения, эпитеты); различать эти тропы при анализе художественного текста.

Знать признаки фразеологизмов и понимать, что в них слова могут употребляться в переносном значении. Наблюдать за использованием тропов и фразеологических сочетаний в художественной речи

Когда слово употребляется в переносном значении

Когда слово употребляется в переносном значении

Как пополняется словарный состав русского языка

Знать основные пути пополнения словарного состава родного языка: словообразование и заимствование слов из других языков.

Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов (наличие [ф], начального [а] или [э], сочетаний ке, же, ге, пю, вю, мю, бю, кюи т.п.).

Уметь правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик (твёрдость и мягкость согласных перед е).

Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро-ра, оло-ла, ере-ре, ело-ле). Находить слова с полногласными и неполногласными сочетаниями, объяснять их написание)

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования содержания текста.

Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

Как пополняется словарный состав русского языка

Как пополняется словарный состав русского языка

Как образуются слова в русском языке

Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов; объяснять отличие этих способов от механизма образования форм слова. Уметь графически объяснять, как образовано слово с помощью суффикса и приставки; выделять производящую основу и словообразующую морфему.

Совершенствовать умение работать со словариком значения морфем в ходе словообразовательного разбора.

Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов; уметь объяснять написание соединительных е и ов этих словах.

Усвоить последовательность разбора слова по составу с опорой на смысловой и словообразовательный анализ. Понимать, что слова в русском языке образуются по словообразовательным моделям.

Определять часть речи с ориентацией на словообразовательную модель

Как образуются слова в русском языке

Как образуются слова в русском языке

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

Иметь представление о видах чередования гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы)с чередующимися звуками.

Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (значимые части слова), функциях, месторасположениями в слове. Провести контроль знаний по словообразованию и его анализ

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу)

Правописание чередующихся гласных в корнях - лаг-//-лож- и –рос-//-раст-(-ращ-)

Знать правила употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать

Правописание чередующихся гласных в корнях - лаг-//-лож- и –рос-//-раст-(-ращ-)

Буквы о – ё после шипящих в корнях слов

Знать правила употребления о – ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило и верно их писать

Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к са-мокоррекции.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Буквы о – ё после шипящих в корнях слов

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сравнивать значение, строение, написание разных видов омонимов.

Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

Что такое профессиональные и диалектные слова

Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснять значение диалектных слов через подбор однокоренного.

Знать сферу употребления терминов; уметь называть термины лингвистики, объяснять их значение.

Иметь представление о содержании «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля

Что такое профессиональные и диалектные слова

О чём рассказывают устаревшие слова

Знать признаки устаревших слов. Понимать, что устаревшие слова образовались по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в современном русском языке.

Иметь представление об этимологии как науке, изучающей происхождение слова, его исторические родственные связи с другими словами

О чём рассказывают устаревшие слова

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

Понимать, что речевой этикет – это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д. в соответствии с речевой ситуацией

Правописание корней слов

Закреплять изученные орфографические правила; верно писать слова из рубрики «ЗСП». Совершенствовать умение писать слова с орфограммами в корне

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррек-ции учебной деятельности.

Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з/с

Знать и дифференцировать при письме слова с указанными двумя группами приставок. Понимать правописание и дифференцировать слова с приставками на з/с.

Верно писать слова из рубрики «ЗСП»

Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования содержания лингвистического текста.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу)

Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок  на з/с

Буквы и – ы после ц

Знать условия употребления в слове букв и или ы после ц и уметь привести примеры

Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к са-мокоррекции.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Буквы и – ы после ц

Значение, строение и написание слова (ЗСП)

На основе обобщения сведений из области словообразования и орфографии уметь рассказывать о данных разделах лингвистики. Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения

Контрольная работа №4.

Проверить усвоение правил написания корней, а также приставок

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и лексического содержания слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности                                                                                                          

Анализ контрольной работы

РАЗДЕЛ 5. Речь ( 10 часов)

Р.Р.  Что изучает стилистика

Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования

Р.Р.  Разговорная и книжная речь

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи.

Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи

Р.Р.  Культура речевого поведения

Учиться стилистически дифференцированно использовать формы обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке

Р.Р.Художественная речь

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания (изобразить словом предмет речи, передать своё отношение к нему). Знать ведущие стилевые черты художественной речи (образность и эмоциональность) и характерные для неё языковые средства (конкретная, оценочная лексика, образная фразеология, сравнения, метафоры, эпитеты). Проводить стилистический анализ художественного текста, выделяя в нём средства языковой выразительности.

В.В.Виноградов

Р.Р.  Художественная речь

Р.Р.  Научно-деловая речь

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для научно-деловой речи: условия общения (официальная обстановка, 1 – много), основная задача речи (сообщение информации), ведущие стилевые черты (точность, официальность), характерные языковые средства. Учиться разграничивать научно-деловую и художественную речь, трансформировать художественную речь в е деловую и наоборот

Р.Р.  Научно-деловая речь

Р.Р.

Контрольная работа №5.

Изложение «Барсучонок»

Обучающее изложение по тексту Скребицкого «Барсучонок (упр. 383). Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка

Р.Р.

Контрольная работа №5.

Изложение «Барсучонок»

Р.Р.  Анализ контрольной работы

РАЗДЕЛ 6. Синтаксис (38 часов, 26 + 12)

Что изучают синтаксис и пунктуация

Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать, чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения

А.М.Пешковский

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических единиц.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Что изучают синтаксис и пунктуация

Словосочетание

Знать, чем отличается словосочетание от слова и предложения; как строится словосочетание. Формировать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Уметь выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять с/с по схемам, учиться использовать одинакового смысла разные с/с

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования

Словосочетание

Словосочетание

Предложение

Знать основные признаки предложений; стилистические особенности употребления разных видов простых предложений; виды предложений по цели высказывания и интонации, особенности интонации побудительных предложений. Уметь интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (худож., научн.)

Предложение

Предложение

Главные члены предложения

Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Уметь находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (им. Сущ., местоим.). знать способы выражения сказуемого глаголом, им. сущ., полным или кратким им. прил. Уметь находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаг., им.сущ., полным или кратким им.прил.

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования

Главные члены предложения

Тире между подлежащим и сказуемым

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого; условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложжения.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Тире между подлежащим и сказуемым

Предложения распространенные  нераспространенные. Второстепенные члены предложения

Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено); роль ВЧП в более точной и выразительной передаче высказывания. Уметь находить ВЧП в предложении; распространять предложение ВЧП

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложжения.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Однородные члены предложения

Знать опознавательные признаки ОЧП, правила постановки знаков препинания при ОЧП и обобщающих словах. Употреблять в речи предложения с ОЧП; соблюдать правильную интонацию предложений с ОЧП; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с ОЧП

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.

Личностные: формировать навыки работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения

Контрольная работа №6

Анализ текста: определение стиля речи (разговорного, худож., научно-делового)

Контрольная работа №6

Анализ контрольной работы

Обращение

Находить обращения в предложении; отличать обращения от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращ. как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предлож. с обращ., соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки преп.

Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Обращение

Синтаксический разбор простого предложения

Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; конструировать простое предложение по заданной схеме

Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к са-мокоррекции.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложжения.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию

Сложное предложение

Знать структурные различия между прост.сложн. Предложениями. Уметь определять количество основ в предложении, роль союза И в предложении (для связи ОЧП или частей сложн.предлож.); составлять сложные предложения с союзом И. Уметь определять количество основ в предлож., границы частей в СП; правильно ставит ЗП между частями СП; «читать» схепы простых  и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам

Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение

Прямая речь

Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять семы предложений с прямой речью. Знать, сто такое диалог, реплика

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемое в ходе исследования текста.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Прямая речь

Диалог

Уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог; интонационно правильно читать диалоги

Повторение и обобщение изученного

Закреплять изученные ранее орфограммы. Верно писать слова из рубрики «ЗСП»

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложжения.

Личностные: Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя.

Повторение и обобщение изученного

Контрольная работа №7

Проверки уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса

Контрольная работа №7

Анализ контрольной  работы

РАЗДЕЛ 7. Речь (12 часов)

Р.Р. Что такое тип речи

Иметь общее представление об основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Уметь разграничивать типы речи на основе их типового значения, используя при затруднении приём «фотографирования»

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Личностные:формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу)

Р.Р. Что такое тип речи

Р.Р. Описание, повествование, рассуждение

Знать основные признаки понятия каждого типа речи. Уметь строить по образцу устный связный ответ, обосновывая в нём принадлежность текста к тому или иному типу речи (владение научной речью)

Р.Р.Описание, повествование, рассуждение

Р.Р. Оценка действительности

Иметь представление о способах выражения оценки действительности посредством типового фрагмента текста, предложения, отдельных слов и сочетаний слов. Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний. Уметьсоздавать художественные тексты, используя в них оценочные высказывания. Сочинение по картине (упр. 565)

Р.Р. Оценка действительности

Р.Р. Строение текста типа рассуждения-доказательства

Иметь представление о рассуждении-доказатестве как о разновидности типа речи «рассуждения». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-доказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис-аргумент, примеры-вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и учебной литературе фрагменты со значением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассужд.-доказат., отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется …?», «Почему в предлож. … следует поставить запятую?» и т.п. уметь оформлять в виде рассужд.-доказат. Языковые разборы

Р.Р. Строение текста типа рассуждения-доказательства

Р.Р.

Контрольная работа №8.

Анализ текста: определение типа речи

Проверить знания основных признаков понятия «тип речи» и умения оформить ответ в виде письменного рассуждения-доказательства

Анализ контрольной работы

Р.Р.

Контрольная работа №9.

Изложение «Джек здоровается»

Проверить умение сохранять при пересказе стиля речи и типологическую структуру текста

Анализ контрольной работы

Совершенствование текста изложения (работа над стилем и типологической структурой)

РАЗДЕЛ 8. Морфология (54 часа, 47+7)

Самостоятельные части речи ( 1 час)

Самостоятельные и служебные части речи. Междометия

Знать предмет изучения морфологии. Знать название самостоятельных и служебных частей речи. Тренироваться в умении распознавать слова как части речи и определять морфологические признаки имеем сущ.,прилаг. и глаг.Понимать важность и необходимость грамматического анализа слов, в частности для правописания. Иметь представление о междометиях

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.

Личностные: Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Глагол ( 20 часов, 17+ 3)

Что обозначает глагол

Уметь рассказать о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказывать, что данное слово является глаголом. Работать над обогащением словаря учащихся различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами

Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой

Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения способов образования слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Словообразование глаголов

Знать основные способы образования глаголов, тренироваться в умении образовывать глаголы. Совершенствовать умение опознавать в тексте глаголы

Виды глагола

Знать различия между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глагола

Корни с чередованием букв е- и

Знать перечень корней с данным чередованием. Владеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными

Инфинитив

Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределённую форму глагола в тексте. Знать правописание инфинитива

Правописание тся и ться в глаголах

Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой

Наклонение глаголов

Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола

Коммуникативные:добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные:применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического наблюдения.

Личностные:формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола

Знать, как образуется сослагат.наклонение. уметь находить в тексте глаголы в форме сослагат.наклонения. уметь образовывать глаголы в форме сослагат.наклонения и уместно использовать их в собственной речи

Как образуется повелительное наклонение глагола

Знать, как образуетсяповелит.наклонение. уметь находить в тексте глаголы в форме повелит.наклонении. уметь образовывать глаголы в форме повелит.наклонении и уместно использовать их в собственной речи

Как образуется повелительное наклонение глагола

Времена глагола

Закрепить умение верно определять морфологич. признаки глагола, в т.ч. время. Уметь правильно образовывать и произносить глаголы в форме прош.времени

Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.

Личностные:формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Времена глагола

Спряжение глагола. Лицо и число

Знать, что такое спряжение глагола. Уметь спрягать глаголы и определять окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Определять лицо и число глагола, данных в тексте

Коммуникативные:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.

Личностные:формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Правописание личных окончаний глаголов

Видеть в тексте глаголы с безударным личным окончанием; знать окончания глаголов 1 и 2 спряжения наизусть. Знать и уметь применить способ определения верного написания окончания глагола, сопровождая свои действия примерами

Правописание личных окончаний глаголов

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы

Знать, какие глаголы считаются безличными. Уметь находить в тексте безличные глаголы (и личные в безличной форме) и использовать их в собственной речи. Знать и различать переходные и непереходные глаголы и правильно использовать их в речи

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы

Контрольная работа №10.

Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического и синтаксического исследования.

Личностные:формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Анализ контрольной работы

РАЗДЕЛ 9. Речь ( 5 часов)

Р.Р. Как связываются предложения в тексте

Иметь представление о «данном» и «новом» в предложениях текста: знать, что «данное» обеспечивает связь между предложениями, а «новое» - развитие мысли в тексте. Находить «данное» в предложениях текста путём сопоставления этого предложения с предыдущим; находить «новое» посредством постановки вопроса от одного предложения текста к другому по краткому ответу на этот вопрос.

Знать основное правило порядка слов: «данное» находится в начале предложения, «»новое» - в конце.

Выразительно читать тексты, выделяя «новое» посредством логического ударения. Находить и исправлять ошибки в порядке слов. Избегать неуместного повтора слов в составе «данного»

Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования строения текста.

Личностные:формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Р.Р. «Данное» и «новое» в предложениях

Р.Р. Строение текста типа повествования

Иметь представление о строении повествования. Находить в «большом» тексте фрагменты со значением повествования; различать повествование и похожее на него описание с глаголами состояния, используя приём «фотографирования». Правильно строить повествовательные тексты художественного и делового стилей. Иметь представление об «опасных местах» в повествовательных текстах. Уметь замечать и исправлять ошибки в построении повествовательных тексов(упр. 683). Создавать повествовательные зарисовки (этюды) по картине, по предложенной или самостоятельно выбранной теме

Р.Р. Строение текста типа повествования

Р.Р. Строение текста типа повествования

РАЗДЕЛ 10. Имя существительное ( 19 часов, 17 + 2)

Что обозначает имя существительное

Уметь рассказывать об имени сущ. как части речи в форме научного описания. Уметь доказывать, что данное слов является именем сущ. Тренироваться в умении опознавать сущ., образованные от прилаг. и глаг.

Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов.

Работа над обогащением словаря с различными группами сущ.

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического наблюдения.

Личностные:формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию

Что обозначает имя существительное

Словообразование имён существительных

Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образования имен существительных. Совершенствовать умение опознавать в тексте имена существительные со значением отвлеченного действия и признака.

Употребление суффиксов существительных -чик-,          -щик-, -ек-, -ик-

Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова*правильно определять словообразующую основу.. Уметь образовывать существительные с суффиксами –чик-, -щик-, и правильно  писать их. Усвоить способ определения верного написания суффиксов –ек, -ик.

Коммуникативные:владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные:формирование познавательного интереса к предмету исследования

Употребление суффиксов существительных -чик-,          -щик-, -ек-, -ик-

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

Знать и уметь применить способ определения тех случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои действия примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с не.

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Знать, на чем основываются различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными. Иметь представление об использовании приема олицетворения в художественной литературе.

Имена существительные собственные и нарицательные

Знать, на чем основываются различия между собственными и нарицательными именами существительными. Уметь видеть в тексте имена собственные и правильно писать их. Тренироваться в умении пересказывать лингвистический текст.

Имена существительные собственные и нарицательные

Род имён существительных

Знать способ определения рода имен существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имени существительного. Уметь образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода. Знать, как определяется род несклоняемых имен существительных, тренироваться в умении правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные.

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории рода.

Личностные:формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Род имён существительных

Число имён существительных

Иметь представление о значении форм числа имени существительного. Тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существительных, имеющих формы только множественного и только единственного числа. Учиться точно, уместно, стилистически целесообразно использовать существительные в речи.

Падеж и склонение имён существительных

Закрепить умение определять склонение и падеж имени

существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на –мя и существительное путь.

Падеж и склонение имён существительных

Правописание безударных падежных окончаний существительных

Уметь обнаружить в тексте имена существительные с безударным окончанием, обозначаемым буквой е или и. Знать ( уметь перечислить) случаи написания окончаний е и и в безударном положении в единственном числе, приводить соответствующие примеры.

Правописание безударных падежных окончаний существительных

Употребление имён существительных в речи

Обобщить сведения о синтаксической роли имен существительных. Совершенствовать умения синтаксического разбора предложений и словосочетаний.

Употребление имён существительных в речи

РАЗДЕЛ 11. Речь (18 часов)

Р.Р. Строение текста типа описания предмета

Иметь представление об описании предмета как о разновидности типа речи «описание». Знать, как строится текст типа описание предмета («данное» обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?, «новое» обозначает признак и отвечает на вопрос какой?. Опознавать в «большом» тексте фрагменты со значением описания предмета, находить в них «данное» и «новое». Знать основные способы выражения «данного» и «нового» в этом фрагменте текста и применять их при создании текста.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования

Р.Р. Строение текста типа описания предмета

Р.Р. Редактирование  текстов  типа описания предмета

Знать «опасные места» в структуре текста, не допускать лексических повторов  в «данном», использовать разные морфологические средства для выражения признака в «новом». Находить и исправлять ошибки в строении текста( упр. 748, 751-753, 757).

Р.Р. Редактирование  текстов  типа описания предмета

Р.Р. Создание  текстов  типа описания предмета художественного и делового стилей

Различать художественное и деловое описание предмета. Для повышения выразительности художественного описания использовать определенные словосочетания в составе «данного». Правильно строить художественные и деловые тексты с описанием предмета, создавать этюды-зарисовки по данному началу, по картине, включать эти зарисовки в письма к друзьям, составлять деловые описания предмета (животного) в жанре объявления ( упр. 766, 777-779).

Р.Р. Создание  текстов  типа описания предмета художественного и делового стилей

Р.Р.

Контрольная работа №11.

Сочинение  «Знакомьтесь, мой друг…»

Сочинение на тему «Знакомьтесь, мой друг»

Р.Р.

Контрольная работа №11.

Сочинение  «Знакомьтесь, мой друг…»

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы

Р.Р. Типы речи в тексте

Проводить типологический анализ «большого» текста, в котором соединяются разные типы речи. Определять ведущий тип речи и типовые фрагменты.

Р.Р. Анализ и редактирование текста

Обосновывать уместное включение фрагментов в текст 9помогают яснее выразить основную мысль, привлекают внимание к главному, передают отношение автора к предмету речи). Уметь исправлять недостатки в типологической структуре текста ( упр. 781-783, 786, 787)

Р.Р. Анализ и редактирование текста

Р.Р. Обучающее сочинение  

Уметь прогнозировать типологическую структуру создаваемого высказывания. Составлять не только план, но и типологическую схему текста сочинения ( упр.785, 789) . Анализ сочинения

Р.Р. Обучающее сочинение  

Р.Р. Подготовка к контрольному изложению

Р.Р.

Контрольная работа №12.

Изложение   «Друг детства»

Сохранять типологическую структуру текста при пересказе ( упр. 784) изложение «Друг детства»

Р.Р.

Контрольная работа №12.

Изложение   «Друг детства»

Анализ контрольной работы

Анализ изложения

РАЗДЕЛ 12. Имя прилагательное (14 часов, 12 + 2)

 Что обозначает имя прилагательное. Разряды прилагательных

Уметь рассказать об имени прилагательном как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что слово является именем прилагательным. Знать, на какие разряды делятся имена прилагательные.

Коммуникативные:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования части речи.

Личностные:формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Качественные прилагательные

Знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Тренироваться в умении опознавать в тексте имена прилагательные разных разрядов. Работать над обогащением словаря учащихся именами прилагательными различных разрядов.

Относительные  прилагательные

Притяжательные  прилагательные

Правописание окончаний имён прилагательных

Уметь обнаружить в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания ( по вопросу, за исключением слов на –ый, -ий), приводить примеры. В пределах положительных оценок писать имена прилагательные с безударными окончаниями.

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Правописание окончаний имён прилагательных

Словообразование имён прилагательных

Знать основные способы образования имен прилагательных и типичные морфемы. Уметь образовывать имена прилагательные. Совершенствовать умение опознавать в тексте имена прилагательные.

Прилагательные полные и краткие

Различать полную и краткую формы имен прилагательных. Уметь находитьв тексте краткие имена прилагательные иопределять их синтаксическую роль. Знать, что в кратких прилагательных не шипящий не пишется Ь, верно писать эти слова в сопоставлении с существительными и глаголами  с шипящими на конце.

Прилагательные полные и краткие

Степени сравнения имён прилагательных

Иметь представление о том, как различаются по значению сравнительная и превосходная степени имен прилагательных. Знать, как образуются степени сравнения, и тренироваться в умении их образовывать и писать орфографически правильно. Уметь находить в тексте данные формы имен прилагательных.

Степени сравнения имён прилагательных

Итоговая

Контрольная работа №13.

Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации, синтаксиса и морфологии.

Итоговая

Контрольная работа №13.

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы

РАЗДЕЛ 13. Повторение ( 11 часов 9+2)

Фонетика

Коммуникативные:проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе диагностики.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Лексика

Словообразование

Орфография

Орфография

Морфология

Синтаксис

Пунктуация

Пунктуация

Речь

Обобщение и систематизация изученного в 5 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-м КЛАССЕ (учебник под ред. Е.А. Быстровой). ФГОС

Календарно-тематическое планирование включает названия разделов и тем, тип урока, виды деятельности, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)

      Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образов...

календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (ФГОС Бунеев)

календарно-тематическое планирование уроков русского языка (5 класс ФГОС Бунеев)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по ФГОС

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка для 5 класса по ФГОС. Включены разделы: тема, количество часов, дата проведения, планируемые результаты....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе по ФГОС

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова. Включены разделы: тема, количество часов, дата, планируемые результаты....