Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

В данном материале представлен урок русского языка в пятом клвссе в условиях реализации ФГОС ООО. В урок включены планируемые результаты (УУД), предметные результаты и технлогическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_v_usloviyah_realizatsii_fgos_ooo.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО» 

(Урок составлен Емельяновой И. В., учителем  русского языка и литературы).

Предмет: Русский язык.

Тема: «Тема текста» (по учебнику Т.А. Ладыженской).

Класс: 5 класс.

Тип урока: Урок развития речи.

Оборудование: Учебник, дидактический материал, сборник пословиц и поговорок.

Цель учащихся: Научиться определять тему текста, его основную мысль, составлять текст по заданной теме.

Цель учителя: Формирование у обучающихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также умения составлять связный текст.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • адекватное понимание причин успеха или неуспеха;
  • самооценка учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • определять тему урока и его цели;
  • работать по плану;
  • осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

  •  работать с  текстом, осуществлять классификацию;
  •  ставить перед собой и решать возникающие проблемы;
  • извлекать необходимую информацию из текста;
  • выполнять дифференцированные задания;
  •  проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умение сотрудничать с учителем и сверстниками, работать в паре;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • осуществлять общение и взаимодействие с партнёром.

Предметные результаты:

Тема и основная мысль текста; составление связного по смыслу текста.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Орг. момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

 

II.

Актуализация знаний

 

Подводит детей к формулированию темы и  целей урока.

Составление плана работы.

 - Определите тему урока после выполнения задания.

-Давайте вспомним, что мы знаем о тексте? С чего начинается текст?

Отвечают на вопрос учителя. Текст и его строение:

- Текст состоит из нескольких предложений.

- Предложения текста связаны между собой по смыслу, т. е. объединены между собой общей темой и основной мыслью.

- В тексте предложения располагаются в определенном порядке.

- Текст имеет начало и конец, т. е. это относительно законченное высказывание.

- Текст начинается с заголовка.

Записывают тему урока.

Извлечение необходимой

информации (П)

Работа по плану (Р)

Постановка и решение проблем (П)

Определение темы и целей урока (Р)

III. Постанов-

ка учебной задачи

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах. Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. 

Определяют тему текста, составляют связный по смыслу текст.

 I. Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

(Евгений Чарушин)

(Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках).

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Высказывание и обоснование своей точки зрения (К)

IV.

Формирова-

ние новых знаний

О чём этот текст? Какова тема данного текста, попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?

Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.

Что хотел сказать нам автор Евгений Чарушин? Где может находиться основная мысль текста? Как её можно сформулировать?

Работают в тетрадях.

Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы.

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Постановка и решение проблем (П)

V.Первичное закрепление

Основная мысль текста может находиться:

- В заголовке.

- В одном из предложений текста.

- Можем сформулировать сами.

Варианты заголовков:

- Скворцы.

- Скворцы на чужбине.

- Любовь к Родине.

В чужих краях тепло и сытно, а скворцы не поют и не выводят птенцов. Почему? Докажите свою точку зрения.

Какие пословицы подтверждают наши мысли?

- На чужой стороне и весна не красна.

- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

- Всякому мила своя сторона.

- Каждому свой край сладок.

- На чужой стороне родина милей вдвойне.

- За морем теплее, а на родине милее.

Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина.

Мы с вами определили тему текста и основную мысль.

Работают в парах, подбирает заголовки к тексту, выбирает пословицу, которая больше других отражает тему текста.

Классификация (П)
Работа в парах (К)

 

VI.

Самостоятельная работа.

Дает задание выполнить упр.86.

Выполняется устно.

Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте.

Классификация (П)
Работа в парах (К)

VII. Рефлексия

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию. Оцените то, как вы усвоили материал.

Обобщает сказанное.

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии:

- Я не допустил ни одной ошибки.

- Я ошибался 1-3 раза.

- Я ошибался более 3 раз.

- Я не понял материал.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (Р)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Самооценка учебной деятельности (Л)

IX. Итог урока

Домашнее задание:

 §18,составьте текст по данному началу: Я люблю… свою семью, школу,  родную природу.

Подводит итоги.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные

 задания   (П., Л)

 

Материалы к уроку.

  • Перед вами разноцветные листочки. Разложите листочки так, чтобы получился текст. 

 I. Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

(Евгений Чарушин)

  • Варианты заголовков к тексту:

- Скворцы.

- Скворцы на чужбине.

- Любовь к Родине.

  • Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина:

- На чужой стороне и весна не красна.

- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

- Всякому мила своя сторона.

- Каждому свой край сладок.

- На чужой стороне родина милей вдвойне.

- За морем теплее, а на родине милее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Merry Christmas»номинация «Современный урок английского языка»Информационная карта урокаТема урока: «Merry Christmas»  Пед. технолог...

Современный урок в условиях реализации ФГОС.

Выступление на РМО. В выступлении даёться характеристика современного урока, основые отличия урока английского языка в условиях введения ФГОС....

Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....

Выступление на педсовете "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

Материал поможет для создания доклада по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"...

презентация по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

презентация к докладу по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"...

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО. Представлена технологическая карта урока по математике.Карта составлена по всем требованиям. Тема урока : Десятичная система счисления....

«Современный урок в условиях реализации ФГОС» 5 класс. Ткацкие переплетения .

Конспект урока по технологии 5 класс по теме " Ткацкие переплетения "...