Практические работы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Кулагина Валентина Михайловна

Данный материал предназначен для обучающихся по выполнению практических работ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._z._russkiy_yazyk.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

ГАГИНСКИЙ ФИЛИАЛ                

Государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения

 «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»

РАССМОТРЕНА

цикловой методической комиссией

по ООД

Протокол  №  _______

от « ___ »  _______________  2015 г.

Председатель

______________  /  Г.В. Кабанова/                                 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель заведующего

по общеобразовательным дисциплинам

_____________ Т.В. Веденеева

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для обучающихся по выполнению практических заданий

по дисциплине «Русский язык и литература»

Специальность: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Составила: преподаватель

В.М. Кулагина

ГАГИНО

2015

Пояснительная записка

           Практические занятия, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, отнесены наряду с другими к основным видам учебных занятий.

       В процессе практического занятия обучающиеся выполняют практические задания в соответствии с изучаемым учебным материалом.

       Выполнение обучающимися практических заданий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных знаний по конкретным темам дисциплины, формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности, развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов.

         Целью практических занятий является:

• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;

информационных умений и навыков.

          Содержанием практических занятий являются решения разного рода упражнений, работа со справочниками и учебной литературой.

         Наряду с формированиями умений на практических занятиях обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

          Количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в рабочей программе в тематическом плане дисциплины «Русский язык и литература» и составляет 10 часов.

         Практические занятия по русскому языку носят частично-поисковый и поисковый характер.

         Работы частично-поискового характера требуют от обучающегося самостоятельного выбора способа выполнения работы в справочной литературе.

         Поисковые работы характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

            Форма организации обучающихся на практических занятиях – групповая и индивидуальная.

            Оформление практических занятий производится по образцу (см. приложение). Оценки за выполнение практических работ выставляются в журнал.

                           Тематический план практических занятий

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

1

2

3

1.

Раздел 1.  Язык и речь. Функциональные стили речи

2

2.

Раздел 2.  Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

2

3.

Раздел 3.  Лексикология и фразеология

2

4.

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

1

5.

Раздел 5. Морфология и орфография

1

6.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

2

Итого:

10

Перечень практических занятий

  1. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
  2. Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
  3. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
  4. Наблюдение над выразительными средствами фонетики.
  5. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
  6. Лексический и фразеологический анализ слова.
  7. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.
  8. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи.
  9. Наблюдение над существенными признаками словосочетания.
  10. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.

Практическое занятие №1.

Тема: «Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов».

Цель: характеристика текстов описания, повествования и рассуждения.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики.

Задание 1. Определите тип речи в ниже приведенных текстах, докажите свой выбор.

         После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.

(По И.Соколову – Микитову).

       Среди великих изобретений былых времен окончательно выделивших род людской из приниженного состояния наибольшую роль сыграла письменность. Именно по книгам как по ступенькам поднимался человек в свою нынешнюю высоту. Таким образом не только  великолепную материальную часть современного мира даже не святыни искусств, а книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации.

        Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы, наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге прогресса.

        Книга есть верный бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль прежде чем ее освоит неопытный лил ленивый разум. Не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны и не совершены в своих увлечениях и опять только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло истину и ложь красоту и безобразие.

(По Л.М. Леонову).

        Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым сводам. И слышно, как где –то далеко – кажется за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток.

(К. Паустовский). 

Задание 2. Составьте текст, соответствующий одному из типов речи (на выбор обучающегося).

1). Напишите сочинение – миниатюру – описание интерьера помещения.

2). Напишите сочинение – миниатюру – описание любимой вашей вещи, которой вы часто пользуетесь.

3). Напишите сочинение – рассуждение на тему «Может ли человек сделать себя таким, каким ему хочется быть?».

Практическое занятие №2.

Тема: «Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста».

Цель: выполнение анализа текста.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 Задания по тексту.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите тему текста.
  3. Определите основную мысль текста.
  4. Озаглавьте текст.
  5. Составьте план текста.
  6. Определите средства связи текста, докажите.
  7. Определите стиль текста.
  8. Определите тип речи, укажите особенности построения текста (его композиции).

           Чистые пруды…. Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточение самого прекрасного, чем было исполнено моё детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мелькающую красным на переходе.

Чистые пруды – это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, словно обретаешь крылья.

Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли  под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, её звуками и ароматами, её борьбой, её гневной непримиримостью.

Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды – это исток нашей юности, начала начал.

(По Ю. Нагибину).

Практическое занятие №3.

Тема: «Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова».

Цель: выполнение разностороннего анализа слова.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.

 Задание 1. Запишите в соответствии с нормой произношения слог с гласной буквой «е»:

Музей, термин, шинель, проект, ателье, свитер, тенденция, компьютер, интерьер.

Задание 2. Поставьте ударение в следующих словах:

Закупорить, плесневеть, курящий, жалюзи, позвонить, заржаветь, обеспечение, ходатайство, комбайнер, бухгалтер, договор, каталог, красивее.

Задание 3. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы

М(а,о)клер, п(а,о)ритет, н(а,о)минал, барт(е,э)р, с(и,е)ртификат, р(и,е)квизиты, к(о,а)нтракт, а(т,тт)еист, ба(л,лл)он, ко(р,рр)ектива, ко(м,мм)ентарий, анте(н,нн)а.

Задание 4. Определите фонетический процесс в следующих словах:

Домовой, счастье, праздник, варежка, сделал.

Задание 5. Запишите данное предложение в транскрипции:

Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса.

Задание 6. Определите произношение «чн» или «шн» в следующих словах:

Коричневый, молочная, конечно, нарочно, скворечник, бесконечно, яичница, Саввична, гречневый.

Задание 7. Определите принцип русской орфографии в следующих словах:

Просьба, загорать, рассказать, аромат, парашют, к избушке, положить, сторона.

Практическое занятие №4.

Тема: «Наблюдение над выразительными средствами фонетики».

Цель: анализ выразительных средств фонетики.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.

Теоретический материал.

          Коммуникативные качества речи - это объективные свойства, признаки речи, обеспечивающие ей коммуникативное совершенство. Эстетическое восприятие художественной речи во многом зависит от выразительности ее звуковой организации.

1). Звуковой повтор:

*Пора, пора, рога трубят! (Пушкин).

*За все, за все тебя благодарю я…(Лермонтов).

*Мело, мело по всей земле… (Пастернак).

       2). Анафора (повтор слова в начале предложений, стихов):

       * Где найду исход желанный? \\ Где воскресну я душой? (Жуковский).

       3). Эпифора (повтор слова в конце предложения, стихов):

       * Уюта – нет. Покоя – нет. (Блок).

       4). Симплока (сочетание анафоры и эпифоры):

       * Я ушел в никуда. Я сбежал в никуда.

       5). Кольцо (повтор слова в начале и конце одного и того же предложения, стиха):

       * Мутно небо, ночь мутна. (Пушкин).

      6). Звуковой повтор как следствие корневого повтора:

      * Расцветайте, расцветающие, увядайте, увядающие…(Сологуб).

      *Грущу я; но и грусть минует (Баратынский).

      7). Ассонанс (повтор гласных):

      * Степью лазурною, цепью жемчужною… (Лермонтов).

      8). Аллитерация (повтор согласных):

      * Бренчат кавалергарда шпоры (Пушкин).

      9). Звукоподражательный повтор:

      * Тревожно шелк зашевелят// Трепещущие пальцы (Блок).

Задание 1. В предложения, приведенных ниже, определите вид звуковой организации, подчерните слова или звуки.

1). Забудь, забудь о страшном мире (Блок). 2). Не вечный для времен, я вечен для себя (Баратынский). 3). Как жарко поцелуй пылает на морозе! Как дева русская свежа в пыли снегов! 4). Когда же отойду под тень// Колонны мраморной угрюмо,// И пожирающая дума// Мне на лицо наложит тень…//. 5). Душа любви желает, // Но я любить не буду вновь (Баратынский). 6). Своей дремоты превозмочь// Не хочет воздух (Пушкин). 7). В черном небе – слова начертаны… (М.Цветаева). 8). Еле слышный шелест шагов…(Ахматова). 9). Мира летят. Года летят. (Блок). 10). Мне нравится, что вы больны не мной, //
Мне нравится, что я больна не вами. (Цветаева). 11). Привычные к степям – глаза, //Привычные к слезам – глаза. (Цветаева).

Практическое занятие №5.

Тема: «Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики».

Цель: анализ выразительных средств лексики.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.

Теоретический материал.

          Для усиления выразительности речи используют различные изобразительно – выразительные средства:

1). Эпитет -  это образное определение предмета или действия.

2). Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

3). Метонимия – это перенос свойств предмета или названия на другой на основании их смежности.

4). Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим.

5). Перифраза – это замена конкретного понятия описательным образным оборотом.

6). Синекдоха - это разновидность метонимии, это троп, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.

7). Олицетворение  - это особый вид метафоры, в котором свойства человека переносятся на неодушевлённые предметы, отвлечённые понятия.

8). Гипербола - это троп, состоящий в преувеличении размеров, количества, силы, красоты, значения описываемого.

9). Литота – это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.

10).  Оксюморон  - троп, заключающийся в такой игре лексическими значениями, при которой необъединимые, противоречащие понятия объединяются в одно целое.

11). Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

12). Инверсия - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов.

13). Градация -  это фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц.

14). Повтор - это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности.

15). Многосоюзие - это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания.

16). Бессоюзие придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа.

17). Эллипсис – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
18). Умолчание - это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль.

19). Синтаксический параллелизм- это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

20). Парцелляция-  это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений. Такое деление позволяет выделить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя.

Задание 1. Найдите различные виды тропов в отрывках из художественных текстов.

1. Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил. Спутник песенкою странной сердце бередил (Ахматова). 2. Уснули, спят стихи. Все образы, все рифмы. Сильных, слабых найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи, лежат в своих силлабах. И каждый стих с другим как близкий брат, хоть шепчет другу друг: чуть-чуть подвинься (Бродский). 3. О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень (Ахматова). 4. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных, все сердца туманит (Ахматова). 5. Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь) 6. Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой! (Пушкин) 7. Люблю тебя, Петра творенье! (Пушкин). 8. Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (Чехов). 9. Перо его местию дышит (А.К. Толстой). 10. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов). 11. Пуще всего береги копейку (Гоголь). 12. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов). 13. В сто сорок тонн закат пылал (Маяковский). 14. Туч вечерних червонный ковёр самоцветными нёсся шелками (Луговской). 15. Прикручен шар земной ко мне. Я, как усталая японка, весь мир таскаю, как ребёнка, рыдающего на спине (Евтушенко). 16. Контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку (Чехов). 17. И руки обессиленно повисли. Сломала зубы молодость, и вот рассудочность сомнительные мысли пластмассовою челюстью жуёт (Евтушенко). 18. Эх, и заведу я себе тихоокеанские голифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф! (Маяковский). 19. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка! (Грибоедов).

Практическое занятие №6.

Тема: «Лексический и фразеологический анализ слова».

Цель: выполнение заданий по анализу разных лексических единиц.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.

1 вариант

  1. Выпишите слова, употребленные в переносном значении, определите значение.

Стальная игла- игла сосны; берег моря - море флагов.

  1. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Во весь дух; бить баклуши.

  1. Подберите антонимы к данным словам: Старость, радость, любовь.
  2. Расположите слова по возрастающей степени признака.

Ледяной, морозный, прохладный, холодный

  1. Выделите в ряду синонимов доминанту: Печаль, грусть, кручина, тоска, скорбь.
  2. Выпишите из предложений диалектные и просторечные слова.

Князь Игорь убёг из плена. На девушек были надеты белые кофты и яркие понёвы. Простакова всячески стращает Софью.

  1. Найдите в предложениях старославянизмы и замените их однокоренными русскими словами. Раздался звучный глас Петра. Нашу младость вскормила чужая семья.
  2. Исправьте ошибки в предложениях.

Друзья, попробуем оглянуться на будущее. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. Чтение классической литературы обогащает кругозор людей.

  1. Исправьте ошибки в употреблении иноязычных слов.

Ничто не может вывести Обломова из его баланса. Между Павлом Петровичем и Базаровым постоянно возникают диспуты.

  1.  Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Персональный, интенсивный, абсурд, ликвидация.

  1. Распределите слова по группам: а) общеупотребительные, б) устаревшие, в) неологизмы

Компьютер, перестройка, колхоз, фермер, золото, вертолет, брокер, гусляр.

  1.  Определите лексическое значение данных слов. Составьте с ними словосочетания.

Наследие- наследство, нестерпимый – нетерпимый, командированный – командировочный.

  1.  Укажите общее значение фразеологических оборотов.

Пальчики оближешь; и след простыл.

  1. Вставьте в предложение слово из приведенных в скобках.

Колесо то останавливалось, то начинало (вертеться, вращаться, кружиться, крутиться) с огромной скоростью.

2 вариант

  1. Выпишите слова, употребленные в переносном значении, определите значение.

Воет воин - воет буря; подошва туфель – подошва горы.

  1. Составьте предложения с данными фразеологизмами: Висеть на волоске; как с гуся вода.
  2. Подберите антонимы к данным словам: Здоровье, победа, разлука.
  3. Расположите слова по возрастающей степени признака.

Беззвучный, бесшумный, безмолвный, тихий.

  1. Выделите в ряду синонимов доминанту.

Безобразный, невзрачный, неказистый, некрасивый.

  1. Выпишите из предложений диалектные и просторечные слова.

Вперёд я опишу Митрофана. Он жил в своём курене, на Дону. Гуторили про него разное.

  1. Найдите в предложениях старославянизмы и замените их однокоренными русскими словами.

Мы стояли у врат обители святой. Звени, звени, златая Русь, волнуйся неуёмный ветер.

  1. Исправьте ошибки в предложениях.

Скоропостижный отъезд Хлестакова приводит чиновников в оцепенение. Большое значение играет режим в жизни подростков. В спорте он пытался добить рекорда.  

  1. Исправьте ошибки в употреблении иноязычных слов.

Ребята работали нехотя, с энтузиазмом.  На классном форуме обсудили неотложные вопросы успеваемости и дисциплины.

  1. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Фиаско, инкогнито, актуальный, кросс.

  1. Распределите слова по группам: а) общеупотребительные, б) устаревшие, в) неологизмы

Дискотека, целинник, райком, президент, флорист, купец, спонсор, телевидение.

  1.  Определите лексическое значение данных слов. Составьте с ними словосочетания.

Поступок- проступок, искусный – искусственный,  бережливый – бережный.

  1.  Укажите общее значение фразеологических оборотов.

За тридевять земель; как в воду канул.

  1. Вставьте в предложение слово из приведенных в скобках.

На горных (верхушки, макушки, вершины) лежал снег.

Практическое занятие №7.

Тема: «Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов».

Цель: выполнение упражнений на знаний правил орфографии и пунктуации.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.

Теоретический материал.

           Порядок орфографического разбора:

1. Запишите слово, поставьте ударение.

2. Подчеркните одной чертой орфограммы.

3. Сформулируйте кратко орфографическое правило, объясняющее данное правописание.

Задание 1. Раскройте скобки, допишите пропущенные буквы (орфограммы), выполните орфографический разбор подчеркнутых слов.

1). В б…льшие окна падал на пол серебря...ый свет полного месяца. (Л.Толстой)

2). Г...рит восток з...рею новой. (А.Пушкин)

3). Края Москвы, края р...дные, где на з...ре цветущих лет часы бе...печности я тратил з…лотые, (не)зная горестей и бед. (А.Пушкин)

4). Посп…вает брусника, стали дни х…лоднее, и от птич…его крика в сердце стало грус…нее. (К.Бальмонт)

5). Взрослые уст…вали на р..боте (за)день и ве…ти лошадей в ночное поручали нам, мальчишкам. (В.Костылев).

6). Изба л…сника сост…яла из одной комн…ты, зак…птелой, ни…кой и пустой, без полатей и перегородок. Изорван..ый тулуп в..сел на ст…не. На ла…ке л…жало одн..ствольное руж…ё, в углу в…лялась груда тряпок; два б..льших горшка ст…яли возле печ…ки. Лучина г..рела на ст…ле, п..чально в…пыхивая и пог..сая. На самой середине избы в…села люлька, пр…вязан…ая к к…нцу длин…ого шеста. Дево…ка пог..сила ф..нарь, пр…села на крош…чную скамейку и начала правой рукой к..чать люльку, левой попр…влять лучину. Я посм…трел кругом – сер…це (во)мне заныло: (не)весело войти н…чью в мужицкую избу. Ребенок в люльк…дышал т..жело и скоро.

       Я в другой ра…  осм…трелся. Изба пок…залась мне ещ… п..чальнее прежнего. Горький зап…х оставше…дыма (не)приятно стеснял мне дыхание. (И.Тургенев).

7). Ал…й цвет в..черней з..ри  медлен…о скользит по к…рням и ств…лам дерев…ев. (И.Тургенев).

8). Над р..кой г..рят  …кошки, над р…кой л…тит снеж…к. (ВСемернин).

9). З..мирая, слуш…ю весну, что т…чет по ст..белькам з..леным.(М.Шутов).

10). Сне…  все ст…новился белее ии ярче, так что л…мило глаза. (Л.Толстой).

11). Мы прин..ли в дар бл…стательно и (не)слыхан…о богатый язык наших клас..ков. (К.Паустовский).

Практическое занятие №8.

Тема: «Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи».

Цель: анализ слов разных частей речи.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.

Теоретический материал.

           Алгоритм морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное;  род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число.

3. Синтаксическая роль.

        Алгоритм морфологического разбора имени прилагательного:

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род). Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у качественных); степень сравнения (у качественных);  падеж; число; род (у прилагательных в единственном числе).

3. Синтаксическая роль.

         Алгоритм морфологического разбора имени числительного:

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж у количественных; именительный падеж, единственное число, мужской род у порядковых). Постоянные признаки: простое или составное; количественное или порядковое; разряд (у количественных);

Непостоянные признаки: падеж; число (если есть); род (если есть).

3. Синтаксическая роль.

         Алгоритм морфологического разбора местоимения:

1.Часть речи. Общее значение.

2.Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). Постоянные признаки: разряд; лицо (у личных). Непостоянные признаки: падеж; число (если есть); род (если есть).

3. Синтаксическая роль.

        Алгоритм морфологического разбора глагола:

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки. Начальная форма (неопределенная форма). Постоянные признаки: вид; переходность; спряжение. Непостоянные признаки: наклонение; время (у глаголов в изъявительном наклонении); число; лицо (у глаголов в изъявительном наклонении настоящем и будущем времени; у глаголов в повелительном наклонении); род (у глаголов в изъявительном наклонении в прошедшем времени; у глаголов в условном наклонении).

3. Синтаксическая роль.

       Порядок разбора причастия:

1.Часть речи. Общее значение.

2.Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род). Постоянные признаки: вид; действительное или страдательное; время. Непостоянные признаки: полная или краткая форма; число; род (у причастий в единственном числе); падеж (у причастий в полной форме).

3.Синтаксическая роль.

       Порядок разбора деепричастия:

1.Часть речи. Общее значение.

2.Морфологические признаки. Начальная форма (неопределенная форма глагола); вид; переходность; неизменяемость.

3.Синтаксическая роль.

        Алгоритм морфологического разбора наречия:

1.Часть речи. Общее значение.

2.Морфологические признаки: разряд по значению; степень сравнения (если есть); неизменяемость.

3.Синтаксическая роль.

        Алгоритм морфологического разбора предлога:

Часть речи, её назначение. Производный – непроизводный. К какому существительному (местоимению, числительному) относится. С каким падежом употреблён. Разряд по значению.

          Алгоритм морфологического разбора союза:

Часть речи, её назначение. Сочинительный – подчинительный. Разряд по значению. Простой – составной; повторяющийся, двойной.

         Алгоритм морфологического разбора частиц:

Часть речи. Функция и разряд.

         Алгоритм морфологического разбора междометий:

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки: тип по образованию; значение; неизменяемое слово.

3. Синтаксическая функция

      Задание 1.Выполните морфологический разбор подчеркнутых слов в предложениях.

      1). И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы вольные навстречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо – к бумаге, минута – и стихи свободно потекут (А.Пушкин).

      2). Плавая матросом на большом океанском пароходе, отстаивая ночную вахту, не раз любовался я звездным небом. (И.Соколов –Микитов)

      3). Меня поразили яркие звезды, чудесной россыпью осыпавшие темное тихое небо.

      4). На стене висели три картины, писанные масляными красками.

      5). Не в свои сани не садись. (Пословица)

      6). У семи нянек дитя без глаза. (Пословица)

      7). Зайчонок едет на такси. Куда он едет, сам спроси. Медведь лежит в густой тени. Его за лапу не тяни. (В.Волина)

      8). Жутко ночью идти одному с фонарем! (Ю.Казаков

      9). Лучше всех поют соловьи и певчие дрозды.

     10). Самый большой лес на земле – тайга. (Н.Сладков)

Практическое занятие №9.

Тема: «Наблюдение над существенными признаками словосочетания».

Цель: анализ синтаксических единиц.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

Вопросы для повторения:

  1. Что такое словосочетание?
  2. По каким законам происходит соединение слов в словосочетание?
  3. Назовите типы словосочетаний?
  4. Назовите виды подчинительной связи в словосочетании?

Задание 1.В приведенных ниже словосочетаниях определите главное и зависимое слова, какой часть речи они выражены. Разбейте словосочетания на группы: глагольные, именные, наречные.

Яркие цветы, очень скромный, две подруги, кто-то из ребят, смотрит вдаль, вместе с сестрой, ехать домой, сидя на стуле, очень сильный, трое друзей, незадолго до отъезда, костюм брата, шелковое платье, гулять в лесу, вручение диплома, автор книги, встретиться с матерью.

Задание 2. В приведенных ниже словосочетаниях установите тип подчинительной связи по образцу: утро туманное: утро (какое?) туманное – согласование.

Утренней зарёю, осыпались с яблони, стремительно бежать, новый микрорайон, улицы столицы, поля сражений, слушать молча, широкий отклик, любовь к родине, достойный награды, успешно учиться, работать организованно, продажа хлеба, очень тихо, каждый из нас, уйти из дома, готовый к бою, по-летнему жарко, громкий шорох, говорить шёпотом.

Задание 3. Выпишите из предложения все словосочетания, определите тип  словосочетания и вид подчинительной связи.

Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, жёлтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым. (В.Брюсов).

Задание 4. Составьте словосочетания:

1).по схеме «прилагательное + существительное»:

Мощь, сила (военный, механический, мускульный, нравственный, огневой, умственный, физический).

2) отвечая на вопрос:

Призвание (к чему), жажда (чего), сознание (чего), готовый (к чему), вера (в кого), уверенность (в ком), благодаря (чему).

Задание 5. С приведенными ниже словами – паронимами составьте словосочетания.

Эффективный – эффектный, великий – величественный, героический –геройский, дождевой – дождливый, обсудить – осудить, удачливый – удачный.

Задание 6. Из приведенных ниже словосочетаний выберите нормативный.

Аннотация на книгу – аннотация книги, уверенность в победу - уверенность в победе.

Задание 7. Раскройте скобки, поставив слово в нужной форме.

Два (сверхзвуковой) самолет, три (гордый) пальмы, пять (лучший) ученик, много (хороший) товаров.

Практическое занятие №10.

Тема: «Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам».

Цель: анализ синтаксических единиц.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

  1. Составьте схемы простых предложений.

 1). На перемене учитель попросил меня принести географическую карту.

 2). Лето было жаркое.

 3). Все вокруг застыло в осеннем сне.

  2. Составьте простые предложения по схемам.

  _____    =  ~  -----.

  ~  _____   = -.-.-.

3. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы в предложениях, составьте схемы этих предложений.

1). Он рассказывал прекрасную легенду слышанную им кажется от бабушки и всем было о чем подумать.

2). Полно спать тебе две розы я принес с рассветом дня.

3). То слышны осторожные шаги, то раздается чей-то шепот.

4). Вскоре машина застопорила и катер медленно начал причаливать к берегу.

5). Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом.

6). Он знал что основа всего нравственность.

7). Интереснее жизнь тогда когда человек борется с тем что ему мешает жить.

   4. Составьте, используя приведенные ниже схемы, сложные предложения.

    □ - □.

    □ : □.

    □ , □.

      [   ], (как    ).

      [   ], (когда    ).

      [   ], (потому что    ).

    □ , и □.

    □ , а □.

Рекомендуемая литература

1.Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014 г.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык» -  М.: «Русское слово», 2013 г.

3. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2010 г.

4. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2011 г.

5. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2011 г.

6. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2011 г.

7. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М.,

2011 г.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по русскому языку "Правописание производных предлогов"

Работа содержит тестовые задания. Практические упражнения по данной теме....

Практическая работа по русскому языку на материале поэмы М. Цветаевой "Крысолов".

Отрывок из поэмы М. Цветаевой "Крысолов"  учащиеся записывают под диктовку. Затем каждый из учеников получает  текст,   самостоятельно проверяет  записанное (ручками разн...

Практическая работа по русскому языку по теме: "Правописание производных предлогов"

Данная презентация помогает выявить уровень усвоения изученной орфограммы учащимися 7 класса, организовать контроль по теме...

Практическая работа по русскому языку - 7 класс(повторение в конце года)

Практическая работа по русскому языку - 7 класс(повторение в конце года)...

Практическая работа по русскому языку в 10 классе в формате ЕГЭ

Данная разработка сожержит задания для отработки умений и навыков учащихся, необходимых при сдаче ЕГЭ...

Практическая работа по русскому языку в 11 классе в формате ЕГЭ

Данная разработка содержит задания для отработки умений и навыков, необходимых при сдаче ЕГЭ по русскому языку...

Практическая работа по русскому языку по теме "Причастие"

1. Выписать в два столбика словосочетания с действительными и страдательными  причастияГде- то за моей спиной глухо и весомо падали яблоки, где-то в аллее шиповника звенел голос моего внука, а на...