Дистанционный урок по русскому языку "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
методическая разработка по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Андреева Юлия Сергеевна

Цель урока:  сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени, добиться осознанного написания слов с Н-НН. 

Урок предназначен для учащихся 7-11 классов.  Форма организации -  дистанционный урок. Продолжительность 60 минут. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie._distantsionnyy_urok.docx70 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка дистанционного урока по русскому языку

Тема:   Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Цель:  сформировать навык правильного написания Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени, добиться осознанного написания слов с Н-НН

Участники:  учащиеся 7 - 11 класса

Форма организации:  дистанционный урок

Продолжительность: 60 минут

1

Правописание Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

А теперь, мой отважный ученик, тебе предстоит нелѐгкое испытание. Познакомься: перед тобой Страдательное причастие собственной персоной. Согласись: как не посочувствовать такому страдальцу!

Страдательное Причастие

Всеми обижен__ое, всеми унижен…ое, никем не привече…ое, почти не замече…ое  бедное, бедное Страдательное Причастие. Теперь оно  Причастие прошедшего времени, и всѐ у него в прошлом. А ведь было время...

Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое. находится при нѐм в качестве его дополнения.

Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит.  Одни страдания! Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого.

Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть,  это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н . Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, не говорите, не говорите... А Причастие продолжает:

И главное, никакого просвета, никаких надежд... Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить  без будущего?

Ф. Кривин

Переведи сказку на язык науки. Найди и подчеркни причастия (Какие из них страдательные?), вставь пропущенные буквы. Если с работой сразу справиться не удалось, не горюй! Выполни следующие задания, а потом снова вернѐшься к этому тексту.

Ну что ж, юный друг, приступим к изучению самого сложного правила в русской орфографии. Не веришь? Скоро ты в этом убедишься! Все причастия такие капризные в написании, и разобраться, когда в них нужно употребить Н, а когда НН, - задача вовсе не из лѐгких! Испугался? Нет, ведь ты не из пугливых, если взялся изучать русский язык самостоятельно! Не сомневаюсь, что и на этот раз окажешься победителем.

Только учти, что причастие коварно и его порой не так-то просто отличить от прилагательного, в суффиксе которого тоже встречается орфограмма Н и НН. Будь бдительным! Читай инструкцию,

предложенную Т. Угроватовой в тетради «Подсказки на каждый день» и выполняй предложенные задания.

Инструкция№ 1

  1. Встретив слово с неясным написанием, определи, от какой части речи оно образовано. 

  1. Если слово образовано от существительного, то это прилагательное. 

  • Прилагательные,  образованные  с  помощью  суффиксов  -АН-,  -ЯН-,  -ИН-  (исключения:

оловянный, деревянный и стеклянный), пишутся с Н.

  • Прилагательные, образованные с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН-, а также Н при основе, 

заканчивающейся на Н, пишутся с НН (исключение: ветреный). 

  1. Если слово образовано от глагола, то это либо причастие, либо прилагательное.

Это причастие: 

  • если оно имеет приставку; пишется с НН; 
  • если оно имеет зависимое слово; пишется с НН; 
  • если оно образовано от глагола совершенного вида; пишется с НН; 
  • если глагол, от которого оно образовано, имел суффиксы -ОВА-, -ЕВА-, (-ИРОВА); пишется с

НН;

2

Запоминай стишок:

Приставка(кроме НЕ), СОВЕРШЕННЫЙ ВИД, суффиксы –ева-, -ирова- и –ова, и ,наконец, зависимое слово

  • если это слова-исключения: смышлѐный, названый (брат); пишутся с Н. Это прилагательное:

  • если  это  слова-исключения:  желанный,  священный,  нежданный,  негаданный;  пишутся  с

НН;смотри также в Приложении Словарь №3;

  • если слово не имеет ничего из перечисленного (ни приставки, ни зависимого слова, ни совершенного вида, ни названных суффиксов); пишется с Н. 

  1. Если это краткое прилагательное, в нѐм пишется столько Н, сколько и в полном.

  1. Если это краткое причастие, в нѐм пишется Н. 

Примечание. В слове ране…ый пишется НН, если при нем есть зависимое слово (раненный в сражении), и только Н, если зависимого слова нет (раненая птица).

ЗАДАНИЕ №1.Узнай их в лицо! 1) Подчеркни в приведѐнных ниже примерах одной чертой

отглагольные прилагательные и двумя - причастия (или распредели в 3 графы таблицы):

оконный проѐм; обеденный стол; выглаженный сарафан; печѐное яблоко, сонное царство; копчѐный угорь; письменные принадлежности, подписанная открытка; запылѐнная одежда; телефонная книга; калѐные орехи; вчера приготовлены; газированная вода; маринованные грибы; посаженные в саду; жаренные на масле.

Прилагательные

Отглагольные

Причастия

прилагательные

Выдели в этих словах орфограмму «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

  • Справился с первым заданием? Сомневаешься – обратись к ключу (см. Приложение). Убедился в своей правоте – приступай к следующему заданию.

3

2) Соедини стрелками словосочетания, включающие причастия и имена прилагательные, с их характеристиками, вставь пропущенные буквы. Проверь себя по ключу!

1 .Деревян .. ый дом

1.  Бесприставочное отглагольное имя прила-

гательное

2. Газеты сожжен .. ы

2.

Полное причастие

3.Разбросан .. ые книги

3.

Краткое причастие

4.Смышлѐн .. ый помощник

4.  Отглагольное   имя   прилагательное   на

-ованный-, -ѐваиный-

8.Шлифован .. ый камень

6.  Исключение из правила правописания и в

отглагольных именах прилагательных

7.Стрижен .. ый мальчишка

7.  Исключение из правила правописания н, нн

в именах прилагательных, образованных от

имен существительных

ЗАДАНИЕ№2.Распредели в следующую табличку слова, выделяя и объясняя орфограмму «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных». В третьей графе сформулируй правило (условие выбора Н и НН).

ПРИМЕРЫ        ПРАВИЛА

1

2

3

4


Н

НН

5

Зва…ый на обед; призва…ый  помочь; назва…ый  брат; назва…ый братом;

никому не обеща…о; зва…ый ужин; нош…ный пиджак; долго нош…ный;

ненош…ные вещи; понош…ный костюм; некопа…ые грядки; связа…ый шарф;

вяза…ый бабушкой свитер; некош…ный луг; пута…ый ответ; распута…ые нитки;

стриже…ый в кружок; плетѐ…ое кресло; некип…ч…ная вода; жж….ный сахар;

проще…ое воскресенье; писа…ая красавица; нечая…ая радость; дела…ый смех;

св…ще…ый долг; подл…ный шедевр; слое…ое тесто; купле…ый подарок;

масле…ый блин; масл…ные краски; квалифицирова…ая работа; кем-то заштопа..;

тренирова…ый спортсмен; ране…ый в бою; легко ране…ый, уже обезвреже..а.

4

  • Проверь себя по ключу в Приложении!
  • Теперь попрактикуйся применять изученное правило в небольших по объѐму текстах.

ЗАДАНИЕ №3. Вставь пропущенные буквы, графически объясняя написание Н, НН. Какие два правила встретились тебе?

Рецепты из "Книги о вкусной и здоровой пище людоеда"

Квашен…ые девочки

Отобрать грязных, растрѐпан....ых девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревян...ую кадку. Соль можно не сыпать - девочки сами наплачут полную кадку соленых слѐз.

Консервирован…ые грязнули

Взять несколько вывалян...ых в грязи мальчиков, добавить к ним одну измазан…ую вареньем девочку, посадить их всех в стеклян...ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в тѐмное место, чтоб никто их никогда не мог увидеть. Консервирован ...ые грязнули приятно украшают любой стол.

Компот из испорчен…ых мальчиков

Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого надо как следует обработать порчен. ..ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.

Кривляка в собствен…ом платьиц

Снять с кривляющейся девочки сандалики и уложить еѐ на блюдо, вымаза…ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.

Распущен ... ые девчонки

Распустить на сковороде сливочное масло и выпустить на неѐ совершенно распущен....ых девчонок. После того, как они минут двадцать побегают по сковороде, их можно подать к столу, предварительно мелко изрубив...

лимонную корку и посыпав ею девчоночьи головы.

Г. Остер

Пока всѐ было относительно несложно, но, видишь ли, на столь гладком пути иногда встречаются и препятствия. Как, к примеру, отличить отглагольное прилагательное от причастия, ведь они так похожи?!

Различать их нетрудно. Запомни только несколько простых правил.

Во-первых, причастие обычно имеет приставку (кроме НЕ), а прилагательное не имеет.

Во-вторых, если причастие не имеет приставки, у него есть зависимое слово, а у прилагательного нет.

В-третьих, причастие, не имея приставки, образуется от глаголов совершенного вида.

В-четвѐртых, отглагольное прилагательное образуется от бесприставочных глаголов с суффиксом -ОВА- (-ЕВА-).

А дальше совсем легко.

Причастия, перешедшие в прилагательные, пишутся с одним Н.

Понятно? Иначе говоря, если у слова (не важно:причастие оно или прилагательное) нет приставки, зависимого слова и оно образовано от глагола несовершенного вида, не имеющего суффиксов -ОВА-, -ЕВА-(-ИРОВА-), то перед тобой прилагательное, и пишется оно с Н. Если же перед тобой причастие (то есть оно имеет хоть один из названных признаков), то смело пиши его с НН.

  • Помни слова-исключения: желанный, священный, нежданный, негаданный, смышлѐный, названый (брат), невиданный, неслыханный.

А сейчас можно приступить к инструкции и заданиям посложнее.

5

Инструкция №2

Как в сомнительном случае отличить причастие от прилагательного?

1.        Причастие всегда легко заменяется глаголом, от которого оно образовано.

Моя подруга хорошо воспитана родителями. Мою подругу хорошо воспитали родители.

  1. Прилагательные не заменишь глаголом, от них можно образовать сравнительную степень. 

Малыши теперь смышлѐны и воспитанны. Малыши стали смышлѐнее и воспитаннее, чем раньше.

  1. Причастие без труда можно заменить другим причастием. 

Мы были воспитаны (взращены) в прекрасной семье.

4. Прилагательное можно заменить другим прилагательным.

Наши знакомые воспитанны. Наши знакомые культурны.

5. Прилагательное не редко может иметь при себе однородный член, выраженный прилагательным.

(Смотри пункт второй данной инструкции.)

ЗАДАНИЕ №4. Учись преодолевать трудности! Перед тобой наиболее сложные случаи написания Н и НН в причастиях и похожих на них прилагательных. С помощью Инструкции №2 вставь пропущенные орфограммы, объясняя правописание рядом в скобках.

1) Туристы озабочен …ы (……………………) отсутствием проводника. 2) Организован… а (…………………) группа быстрого реагирования. 3) Внимание учеников сосредоточен... о (……………………) на решении примера. 4) Она всегда слишком озабочен... а (…………………). 5) Бурные потоки воды сдержан....ы (……………………………) плотиной. 6) Наша сборная команда организован...а (……………………) и дружна. 7) Братья умны и воспитан... ы (……………………………). 8) Шахматисты во время очередной партии

были сосредоточен... ы ( ……………………………). 9) Девушка была равнодушна, сдержан ...а (…………………………) и как будто рассеян...а (……………………………). 10) Хозяйка была взволнован... а

(……………………………………) его неожидан... ым (……………………………) возвращением. 11) Девушка самоуверен....а (………………………) и горда. 12) Все мы уверен ...ы (……………………) в своей правоте. 13) Речь еѐ путан...а(…………………) и непонятна. 14) Нитки запутан...ы (………………………). 15) Восстание подавлен… о (……………………). 16) Она устала и подавлен ...а (……………………………).

  • Проверь себя по ключу в Приложении!

ЗАДАНИЕ №5. 1) Вставь пропущенные орфограммы, графически объясни правописание «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» в тексте «на засыпку».

Именинник бешено вопил, иступленно размахивая над головой рва…ым башмаком, стаще…ым второпях с ноги насмерть перепуга…ого соседа. Изумле…ые гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масле…ых вареников, пуще…ых в их сторону взбеше…ым именинником, вынужденно отступили к отворе…ым дверям. «Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша лома…ого не давал! » — отчаянно визжал он, возмущенно скача на кова…ом сундуке, застеле…ом продра…ой клеенкой. «Она невоспита…а и необразова…а, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого! » — кричал он, швыряя дра…ый башмак в недавно купле…ый абажур лимонного цвета. Броше…ая вслед за ним палка копче…ой колбасы угодила в стеклянную вазу, напол не…ую дистиллирова…ой водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриже…ую, краше…ую под каштан голову обвине…ой во всех грехах бесприданницы, с уязвле…ым видом жавшейся у двери. Ране…ая в голову колбасой, картинно взмахнув обнаже…ыми по локоть руками и рождественскую елку, увеша…ую слюдяными игрушками, посеребре…ыми сосульками и с

золоче…ой звездой на самой макушке. Восхище…ый произведе…ым эффектом, именинник

6

упоенно пританцовывал на выкраше…ом масляной краской комоде, инкрустирова…ом тисне…ой кожей, куда он перебрался с сундука непосредственно после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы, вызва…ой его экзальтирова…ым поступком.

Из журнала «Русская словесность»

  • Проверь себя по ключу в Приложении!

  1. Выпиши из текста словосочетания с отглагольными прилагательными и перестрой их так, чтобы прилагательные стали причастиями, пишущимися с НН.

ОБРАЗЕЦ: клееная фанера  приклеенная , клеенная рабочими.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

4. Используя карту ( см. Приложение), придумай рассказ на одну из предложенных тем: «Брожу по НН-ым берегам», «Чем угостят меня на НН-ом берегу?» или «На ярмарке», используя в нѐм не менее 10-15 причастий и отглагольных прилагательных с Н и НН.

В качестве подсказки можешь использовать Словарь №2 из Приложения.

Или напиши лингвистическую сказку про капризную букву Н.

Или сочини детективную историю про обезвреже…ую самоотверже…ыми сыщиками банду карма…иков, употребив в своей работе не менее 10-15 причастий и отглагольных

прилагательных с Н и НН.

Поздравляю с победой!

Ведь если ты читаешь эти строчки то, вероятно, успешно выполнил все задания.

7

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь №1

Беленый

крученый

сеяный

валяный

ломаный

стираный

веяный

мазаный

стриженый

вощеный*

меченый

струганый

вязаный

мощеный

сученый*

глаженый

паханый

тканый

жженый

паяный

точеный

золоченый

плетеный

клееный

пиленый

кованый

путаный

копаный

рваный

кормленый

резаный

кошеный

крашеный

СЛОВАРЬ № 2

Прилагательные, образованные от причастий

(со значением, имеющим отношение к пище)

Вареное яйцо

пареная репа

вяленая рыба

печеное яблоко

жареная утка

плавленый сыр

жженый сахар

сеяная мука

каленый орех

слоеное тесто

квашеная капуста

соленые огурцы

кипяченая вода

сушеные абрикосы

копченая колбаса

топленое масло

лущеный горох

тушеное мясо

масленый блин

чищеная морковь

мороженые ягоды

моченая клюква

Различай слова:

масленый — намазанный, пропитанный или запачканный маслом (масленая неделя — масленица); масляный — масляные (на масле) краски или картина, написанная ими.

СЛОВАРЬ № 3 (Запомнить!)

Слова-исключения, в которых пишется -нн-

деланный смех        конченый (человек)

желанный момент        названый (брат)

жеманный* человек        писаный (красавец)

медленный поезд        посаженый (отец)

обещанный подарок        прощеное (воскресенье)

подлинный шедевр

священный долг        но -н-

чванный** характер

чеканный шаг

невиданный успех

нежданный-негаданный гость неслыханный случай нечаянный*** промах

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»

Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок разработан с использованием компонентов ФГОС нового поколения: есть условия для реализации личностных,предметных и метапредметных результатов; на уроке созданы фазы технологического процесса-вызо...