Решение проблемы овладения школьниками научной терминологией.
методическая разработка по русскому языку на тему

Попова Наталья Владимировна

Методическая разработка: "Изучение проблемы овладения школьниками научной терминологией и систематизация работы с терминологией на уроках русского языка". В работе представлены проблемы, связанные с изучением школьниками научной терминологии, методы и приемы, используемые на уроках русского языка при работе с терминами, фрагмент урока по теме, анализ самостоятельной работы  в 6 кл.(приложение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение проблемы овладения школьниками научной терминологией.

Попова Н.В., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №11 пос. Дружба

Цель работы: изучение проблемы овладения школьниками научной терминологией и систематизация работы с терминологией на уроках русского языка.

Задачи: 

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

- проанализировать пути решения проблемы овладения научной терминологией на уроках русского языка;

- составить подборку проблемных заданий, способствующих овладению школьниками научной терминологией.

При реализации задач исследования использовались следующие методы:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;

- систематизация работы школьников с научной терминологией.

Актуализация проблемы: одна из основных проблем в преподавании русского языка  -  это проблема усвоения учащимися специальных терминов. Эту задачу усложняют следующие обстоятельства:

1. Большое количество понятий, предлагаемых для запоминания.

2. Некоторые термины используются достаточно редко.

3. Небольшой словарный запас у большинства учащихся.

Работа над формированием терминологического аппарата  учащихся предполагает решение ряда проблем:

  1. Oсознание наличия терминологических проблем в изучении учащимися русского языка.
  2. Знание причин терминологической неграмотности: нежелание учащихся работать с терминами; непонимание их значения в силу неподготовленности ученика; слишком сложно сформулированное определение термина в учебнике и т.д.
  3. Необходимость подобрать и разработать методы эффективной работы с терминологическим аппаратом.

Плохое усвоение терминов создает на уроке большое число проблем.

Часть учащихся плохо понимает рассказ и объяснения преподавателя потому, что уровень владения понятиями учителем не соответствует уровню владения ими учениками. Многие учащиеся не понимают зависимости глубины приобретаемых ими лингвистических знаний от их терминологической грамотности. Отсюда следует, что для учителя очень важно работать в русле формирования мотивации к овладению специальной терминологией, в противном случае ученики не в состоянии усвоить предлагаемую программу по предмету.

Находясь в состоянии терминологической неграмотности, учащиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.

Формированию учебно-научной речи учащихся способствует ознакомление с учебно-научными понятиями, овладение научной терминологией и фразеологией, речеведческими понятиями; осознанное усвоение способов учебных действий (дать определение понятию, подвести под понятие текст, обосновать свое суждение, вывести следствие из понятия, править и редактировать текст, создавать текст научного стиля, учебно-научного подстиля).

Чтобы школьники могли владеть научной речью (понимать учебно-научные тексты, создавать собственные) необходимо научить их оперированию понятиями, грамотному их определению.  Чтобы составить понятие о предмете, человек из всего огромного количества свойств и признаков предмета выделяет наиболее важные и существенные, без которых понятие о нем составить нельзя, и это главное находит отражение в термине.

Слово «термин» в русский язык было заимствовано в период, предшествовавший формированию языка русской науки, на рубеже XVII-XVIII веков.

Термин выполняет две функции: служит названием понятия (номинативная функция) и отражает содержание понятия.

Методы и приемы, используемые мной на уроках русского языка

 при работе  с терминами.

1. Постоянное включение в речь лингвистических терминов, чтобы учащиеся каждый урок слышали термины, запоминали их, заново объясняли, повторяли и применяли на практике.

2. Работа с различными словарями (толковыми, словообразовательными, этимологическими и т.д.). Учащиеся включаются в мини-исследования определенных терминов.

 Например, изучаем термин «грамматика» (5-6 класс). В словарях, учебной литературе учащиеся находят сведения по изучаемой теме:

1) от  греч. grammatike, от grâmma — буква, написание;

2) часть лингвистики, изучающая закономерности образования и употребления форм слов;

3) термин «лингвистика», встретившийся в определении грамматики, тоже объясняется с помощью словарей и подбора синонимов: (от лат. lingua — язык), языкознание,  языковедение, наука о языке;

4) история грамматики (сообщение ученика): современные методы грамматики берут своё начало в древнеиндийской филологической науке. Наиболее известным представителем её является Панини (4—3 вв. до н. э.). Система понятий и категорий современной "школьной" грамматики, вплоть до терминологии (название частей речи, падежей и т. д.), восходит к грамматическому учению древних греков (Аристотель, стоики, александрийская школа). Первая грамматика русского языка была написана М. В. Ломоносовым в 1755; первые церковно-славянские грамматики — 1591, 1596 г., при этом были перенесены и понятия и категории лат. В 20 в. в грамматике русской была использована грамматическая система, разработанная Ф. Ф. Фортунатовым.

5) после мини-исследования учащиеся дают определение термина «грамматика», проговаривают термин по слогам, записывают его в тетрадь и словарик терминов, составляют схему разделов грамматики

Грамматика

Морфология          Синтаксис

6) на следующих уроках термин «грамматика» повторяется постоянно, работа над понятиями  «морфология», «синтаксис» проходит аналогично.

3. Распределение терминов по источникам и особенностям заимствования.

Например, рассмотрим названия разделов русского языка: лексикология, морфология - в терминах усматриваются два корня, один из которых лог- из греч. log- - «слово, учение, наука» можно обнаружить в названиях школьных предметов (биология, зоология и т.п.) и  многих других наук (геология, минералогия, терминология и т.п.) Понимая значения этих заимствованных корней, мы можем догадаться, чем занимается та или иная наука.

4. Выявление общего признака в нескольких определениях терминов.

Например, у каких терминов встречается понятия падеж, число, род?

5. Определение сходства и различия значений терминов.

Например, причастие, прилагательное, приложение.

Учащиеся самостоятельно сопоставляют понятие с термином, что положительно сказывается на  запоминании не только термина, но и его понятийного значения.

6. Проведение специальных «терминологических» тестов. Все вопросы в них – это значения терминов, а из двух – трех предложенных вариантов ответов учащийся должен выбрать правильный ответ. И наоборот, могут быть предложено определение понятия, а учащиеся должны выбрать из  предложенных вариантов правильный термин, обозначающий данное понятие. Такие тесты можно использовать несколько раз в одном и том же классе, как для закрепления, так и для повторения изученного материала.

7. На уроках закрепления можно использовать следующие упражнения:

1) терминологический диктант;

2) придумать термины с корнями –орфо-, -фоне- и др.;

3) вставить в предложение пропущенный термин;

4) написать список терминов по орфографии (пунктуации и т.п.);

5) объяснить смысл термина

 и другие упражнения.

8. Давая домашнее задание, нужно предусмотреть продолжение терминологической работы самостоятельно дома. Например, после изучения темы  «Части речи» учащимся необходимо написать части речи над словами в домашнем упражнении.

Разработка методов и приемов работы с терминами по теме «Текст как единое целое» (уч. С. Львовой. 6 кл. Русский язык.)

Тема «Текст как единое целое» является частью раздела «Текстоведение» в 6 кл.. Данный блок состоит из 6 параграфов, на изучение которых отводится 19 уроков.

                             Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной и письменной форме,  структурирование знаний, поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение, мобилизация внимания, уважение к окружающим, проявлять интерес к изучению темы;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата, оценка результатов работы;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества учителя и обучающихся, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

В первом же параграфе «Текст как единое целое», на изучение которого отводится 1-2 урока, учащимся предложено для изучения и закрепления      10 лингвистических терминов: «текстоведение», «текст», «тема», «смысловые части», «микротема», «абзац», «главная мысль», «зачин», «развитие темы», «концовка».

Казалось бы, 10 терминов, в большинстве своём знакомых учащимся, не должны вызвать затруднение в их объяснении и понимании. Однако на практике оказывается, что значительная часть учащихся не помнит значение терминов, не может дать внятного объяснения понятиям, изученным ещё в 5 классе, поэтому знакомство с данными терминами для многих начинается заново.

Для того чтобы учащиеся научились понимать лингвистические термины, необходимо отказаться от заучивания определений. Эффективнее оказалось применение несложных, но поэтому более понятных учащимся и легко выполнимых упражнений, что отвечает целям урока и формированию УУД.

                           Методы и приемы, используемые в ходе урока:

  1. Сравнить 2 примера (1 – худ. текст, 2 – набор предложений, не связанных друг с другом  по смыслу и грамматически). Определить особенности каждого примера, найти текст.
  2. Анализ структуры текста, основных  признаков.
  3. Работа со словарями и учебником: 1) происхождение слова «текст»; 2) известные лингвисты, занимавшиеся изучением данного понятия; 3) анализ учебно-научного текста параграфа о делении текста на смысловые части и микротеме. Задания: озаглавить текст; записать план текста; по данному в учебнике предложению «Микротема – от греч. Micros малый» составить устный текст-объяснение понятия «микротема»; определить, в чём особенность оформления микротемы в письменном тексте, т.о. перейти к понятию «абзац».
  4. Сравнить худ. текст, с которым знакомились в начале урока, с учебно-научным, найти общие признаки текстов.
  5. Прочитать несколько определений текста, выделить главное, составить свое объяснение, что такое текст, придумать вопросы по теме.
  6. Чтение текста учебника о структуре текста, составление простой схемы, удобной для запоминания:

1. Зачин                2. Развитие темы                   3. Концовка.

  1. Работа с текстами разных стилей, типов и форм из учебников по школьным предметам, нахождение всех элементов структуры текста, передача в сжатой форме содержания текста.
  2. Для итогового контроля возможно проведение терминологического диктанта с дополнительным заданием или теста по изученной теме:

Единство текста, текстоведение, описание, рассуждение, микротема, формулировка, повествование, объяснение, законченность, смысловая часть, концовка, абзац, теоретические сведения, заголовок, содержание, логическая связь, идея.

Задание. Раскройте содержание следующих тезисов.

1 вариант. Единство текста достигается тем, что каждая микротема помогает раскрыть основную тему текста.

2 вариант. Единство текста достигается тем, что в начале текста обычно имеется зачин, а в конце текста – концовка.

Если учащийся не уверен в правильном выполнении самостоятельной работы, он может подготовиться дома по теме задания, чтобы поднять оценку на 1 балл.

Как видим, в течение всего урока проговариваются новые термины, их объяснение, и учащиеся при составлении собственных текстов применяют новые термины, т.о. демонстрируя качество полученных знаний по теме.    

Наличие в кабинете интерактивной доски позволит расширить возможности учителя и учеников для работы по изучению терминов и понятий.

  1. Домашнее задание учащимся даётся на выбор. 1. Составить таблицу по параграфу учебника. 2. Выбрать отрывок из худ. произведения, определить все структурные элементы текста. 3. Выбрать отрывок из научно-учебного текста по истории, географии и т.п., найти основные признаки текста. 4. Составить кроссворд с использованием изученных лингвистических терминов.

Приведенные в работе примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Однако простота в их применении позволяет рассчитывать на хороший результат даже в слабом классе.

Таким образом,  продуктивное усвоение научных терминов не может основываться только на механическом запоминании. Учитель в процессе обучения создает специальные ситуации, условия, ведёт целенаправленную систематическую терминологическую работу, способствующую развитию учеников, их знаний и мыслительной деятельности.  

                             

Список используемой литературы:

  1. Русский язык: 6 кл. В 3ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. -6-е изд.  – М. : Мнемозина
  2. Русский язык. 6 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.Г. Ларионова; под ред. С.И. Львовой. – 2-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2011. (ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом).
  3. «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
  4. Реформатский А.А. Что такое термин и терминология // Вопросы и терминология. М.: Наука, 1961.
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное.- М.:ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.-944 стр.
  6. Кауфман И.А. Терминологические словари. Библиография. М.:ИНФРА-М, 1996.
  7. Рубцова Н.В.Школьные технологии. Научно-методический журнал. №1. 2006 г.

Приложение1.

Анализ самостоятельной работы в 6 классе

по теме «Текст как единое целое».

С целью лучшего запоминания и проверки усвоения учащимися лингвистической терминологии проведён  терминологический диктант  (упр.817) с дополнительным заданием: сформулировать определение понятия и записать его.

Антонимы, синонимы, синтаксис, пунктуация, морфология, морфемика, фонетика, диалог, диалектизмы, монолог, профессионализмы, транскрипция, интонация, омонимы, орфография, орфоэпия, фразеологизм, эпитет, этимология, речевой этикет, метафора, олицетворение, лингвистика, склонение.

1в. Пунктуация – это …

2в. Орфография – это …

Самостоятельную работу  писали 18 чел.

Оценки за терминологический диктант: 

«5» - 9

«4» - 6

«3» - 3

«2» - 0

Качество работы составило 83 %. Результативность 100%.

Дополнительное задание оценивалось отдельно. Примеры к заданию учащийся мог взять из выполненных на уроке упражнений. Если у учащихся возникли трудности  с  выполнением задания, работу можно было продолжить дома.

В классе справились с заданием 14 чел.: «5» - 6, «4» - 4, «3» - 4.                          4 человека выполнили задание дома: «4» - 4.

Качество работы составило 78%.  Результативность  100%.

Данная работа показала хорошую обученность учащихся 6 класса терминам по теме «Текст как единое целое». Необходимо продолжить работу по  изучению терминологии и формированию практической грамотности  учащихся.

Таким образом, на основе полученных результатов мы видим, что целенаправленная работа с терминами на уроках русского языка положительно влияет на повышение качества знаний обучающихся и является одним из условий  повышения лингвистической подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогического коллектива над решением проблемы сохранения здоровья школьников

Наша школа уже не один год работает над  решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких ...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Обобщение опыта "Подходы к решению проблемы здоровья сбережения школьников при изучении информатики".

Проблемы здоровья сбережения школьников при изучении информатики....

Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.

В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом....

Научно-методическая разработка урока: «Цветовое решение проблемы зрительного восприятия учащимися орфографического материала на уроках карачаевского языка и литературы»

Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно...

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"

Научно - практическая работа по теме "Проблемы страха школьников перед публичными выступлениями"...