Урок русского языка в 9 классе. сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок с применением технологии уровневой дифференциации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитная карточка урока русского языка

Автор разработки

Земятченская Маргарита Львовна,

учитель русского языка и литературы МБОУ школа № 39 г. Дзержинска Нижегородской области

Предмет

Русский язык

Класс

9

Раздел программы, тема

Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

Тип урока

Комбинированный

Реализуемая программа

Рабочая программа по русскому языку, разработанная на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.

Учебник

Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А.  Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2013.

Цели урока

Изучить значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными;

обобщить знания учащихся о роли сравнений как изобразительно-выразительного средства языка;

совершенствовать навыки синтаксического разбора предложений.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся должны знать значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными сравнительными;

уметь отличать сложноподчиненные предложения со сравнительной придаточной частью от предложений с другими синтаксическими конструкциями, выражающими сравнение, уметь правильно расставлять знаки препинания при сравнительных союзах.

Метапредметные:

- регулятивные:

умение формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

умение оценивать качество выполнения учебной задачи, степень сформированности навыка;

- коммуникативные:

развивать умение слышать и понимать партнера, осуществлять совместную деятельность, контролировать действия друг друга;

извлекать нужную информацию из текста;

использование приема сравнения в собственной речи;

- познавательные:

понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Личностные:

ценностное отношение к слову;

развитие уважительного отношения учеников друг к другу;

развитие творческого воображения.

Технологии обучения

Уровневая дифференциация

Обучение в сотрудничестве

Приемы развивающего обучения

Методы обучения

Репродуктивный, эвристический

Формы организации взаимодействия

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Оборудование

ПК; мультимедийный проектор

Дидактический материал

Учебник, раздаточный материал (карточки с заданиями); презентация по теме урока, выполненная учителем.

Организационная структура (сценарий)  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Промежуточный контроль

1.Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности

Организует деятельность учащихся.

Сегодня мы продолжаем изучать тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Нам предстоит познакомиться с новым видом придаточных предложений.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Запись в тетрадях: «Дата. Классная работа»

Фронтальная

2. Проверка домашнего задания

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы учащихся.

Начнем работу с повторения изученного и проверки домашнего задания.

1.Расскажите о придаточных цели и уступки.

2. Укажите номера предложений из домашних  упр. 146, 1555 в которых употребляется частица НИ, частица НЕ.

Сделайте вывод об употреблении частиц НЕ и НИ.

Использование частиц НЕ и НИ является одним из выразительных средств языка.

3. 2 ученика получают индивидуальные задания: синтаксический разбор предложений.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Заполняют таблицу.

Сверяют с ключом

Упр.

НИ

НЕ

146

45

12

155

13

4

 Самопроверка: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3».

Делают вывод: частица НИ усилительная; она употребляется прежде всего для усиления отрицания. НИ употребляется при союзных словах и союзах, связывающих придаточные уступки с главной частью для усиления утверждения.

Выполняют на доске синтаксический разбор предложений.

1.Как (н..)старались пески уничтожить стро…щийся Дзержинск, в 1951 году Иван Ильяшевич сумел решить проблему защиты города.

2. Что(бы) защитить город от песча..ых бурь, требовалось во..тановить сосновые леса.

Проверяют правильность выполнения задания.

Фронтальная

Индивидуальная

Устные ответы

Самопроверка

Письменная работа.

Проверка учителем и учащимися.

3. Актуализация знаний. Пробное учебное действие.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы учащихся.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом придаточных обстоятельственных.

Наблюдение над языковым материалом.

 На экране отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

 …Он завыл,

Рванулся из последних  сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он,

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я – и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык…

-Прочитайте отрывок. Назовите произведение, автора, эпизод.

-К какому литературному направлению относится поэма?

-Какие выразительные средства использует Лермонтов, рисуя картину боя?

-С какой целью они использованы в тексте?

 -Чем отличаются последние 2 сравнения от остальных с точки зрения их    грамматической структуры?

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Учащиеся работают на карточках.

Как пара змей (С.О.)

Обнявшись крепче двух друзей

Как барс пустынный (С.О.)

Как он (С.О.)

...,Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков…

..,Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык…

 Учащиеся отмечают, что первые 4 примера являются в предложении обстоятельствами и представляют собой сравнительные обороты и наречие в сравнительной степени. Последние 2 примера имеют грамматическую основу и являются придаточными предложениями.

Осуществляют проверку.

Оценивают свои знания.

Фронтальная

Устные ответы

Письменная работа.

Самоконтроль (по эталону в презентации)

4.Сообщение темы и задач урока, целеполагание

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

Тема нашего урока – сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

Как бы вы определили цели этого урока?

Дополняет ответы учащихся.

Вы должны знать: особенности строения этих предложений, их роль в тексте.

Уметь:

 отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными от других сравнительных конструкций;

отличать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными от других сложноподчиненных предложений;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях со сравнительными конструкциями.

Ставят цели урока.

Фронтальная

Устные ответы

5.Изучение теоретического материала

Будем работать в парах. Прочитайте материал параграфа 27. Составьте вопросы к данному тексту. Задайте вопросы друг другу.

Учащиеся составляют вопросы к параграфу, задают их друг другу и отвечают.

Работа в парах

Взаимопроверка

6.Первичное закрепление

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

1.Из упр. 160 выпишите СПП с придаточными сравнительными. Выделите грамматические основы, союзы заключите в овал.

Учащиеся выполняют упражнение.

1 ученик работает у доски.

Индивидуальнаяфронтальная

Коллективная проверка.

7.Самостоятельная работа

Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность работы учащихся.

Дифференцированное задание.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.

Сделайте его синтаксический разбор.

1 уровень – для слабых учащихся.

1.По мере того как с осенних осин облетает листва, все прозрачней становится лес.

2.Как дерево роняет тихо листья так я роняю грустные слова.

3.Сергей видел как за окном кружатся желтые листья.

4.Старый сад облетел так быстро, как я не ожидал.

  1. уровень – для сильных учащихся.

1.Дзержинский парк в сентябре точно красавица накинувшая на плечи разноцветный платок.

2.По мере того как с осенних осин облетает листва все прозрачней становится лес.

3.Как дерево роняет тихо листья так я роняю грустные слова.

4.Как вышки елочки темнеют.

5.Сергей видел как за окном кружатся желтые листья.

6.Старый сад облетел так быстро как я не ожидал.

7.Вечером должны были прийти гости и мать целый день крутилась как белка в колесе.

Выполняют задание.

Осуществляют самопроверку по эталону.

1.Дзержинский парк в сентябре точно красавица, накинувшая на плечи разноцветный    платок. (Запятая не нужна: союз как входит в состав сказуемого.)

2.По мере того как с осенних осин облетает листва, все прозрачней становится лес.  (СПП с придаточным времени.)

3.Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.

4.Как вышки, елочки темнеют. (Сравнительный оборот.)

5.Сергей видел (что?), как за окном кружатся желтые листья. (СПП с придаточным      изъяснительным.)

6.Старый сад облетел так быстро (как? в какой степени?), как я не ожидал. (СПП с придаточным степени.)

7.        Вечером должны были прийти гости, и мать целый день крутилась как белка в колесе.  (Фразеологический оборот – запятая не ставится.)

Оценивают свои знания.

Индивидуальная

Самоконтроль (по эталону в презентации)

8.Творческая практическая деятельность

- С какой целью используются сравнения в нашей речи? В каком стиле речи чаще всего используются сравнения?

(Сравнения помогают ярко представить картину, придают речи наглядность.

Чаще всего используются в художественном стиле речи.)

Попробуйте проявить свое воображение, выполнив задания (дифференцированные):

1 уровень.

Попробуйте восстановить авторские тексты, придумав сравнения. Укажите, какими грамматическими конструкциями выражены сравнения.

1.В блестках инея, точно (в алмазах),            

      Задремали, склонившись, березы.

                                                              И. Бунин.                                                                  

2. И колючей веткой ель в окно стучала,

Как (стучит порою путник запоздалый).    

                                                         А. Плещеев.

3. Свет луны ночами тонок,

    Берег светел по ночам,                                        

Море тихо, как (котенок),

Все скребется о причал.                                                                  

                                                           Н. Рубцов.  

4. Вот нахмурил царь брови черные

    И навел на него очи зоркие,

    Словно (ястреб взглянул с высоты небес

    На младого голубя сизокрылого…)

                                                     М. Лермонтов.

2 уровень.

Дополните каждое предложение: а) сравнительным оборотом; б) придаточным сравнения.

1)Засверкали на солнце росинки, будто . . .  .

2)Пух летел с деревьев, как . . .  .

3)Огонек вдали мелькает, будто . . .  .

3 уровень.

Используя различные сравнительные конструкции, опишите лунную ночь (летнее утро и т.п.).

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы учащихся.

Осуществляет выборочную проверку.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Выполняют задания

2 учащихся выполняют задание на доске (за ширмой)

Оценивают работу.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая

Сравнение с эталоном в презентации

Письменная работа

Фронтальная проверка

Выборочная проверка учителем

9.Рефлексия.

Запись домашнего задания.

Подводит итоги урока, оценивает работу учащихся. Берет на проверку тетради учащихся, составлявших описание природы.

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какова роль сравнений в речи?

Домашнее задание:

Выучить §27, упр.163.

В тетради для подготовки к экзаменам написать о роли сравнений в речи.

Отвечают на вопросы. Оценивают уровень приобретенных знаний

Фронтальная

Устные ответы

Тетради с классной работой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В

Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"  позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...

Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"

Урок русского языка 9 класс. Тема:  Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...

Урок по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Разработка открытого урока по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.Проведён в 9 классе....