Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с базисным учебным планом 2004 г., на основе авторской программы по русскому языку под редакцией Баранова М.Т. (М: Просвещение , 2010 ) , с учетом линии учебников «Русский язык» Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Сергиев Посад
Утверждаю
Директор _______________(Захарова Г.П.)
«__»____________ 2016 г.
Рабочая программа по русскому языку
(базовый уровень)
для 9 класса
Составитель : Вострикова Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы второй категории
2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с базисным учебным планом 2004 г., на основе авторской программы по русскому языку под редакцией Баранова М.Т. (М: Просвещение , 2010 ) , с учетом линии учебников «Русский язык» Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Просвещение, 2012.
Согласно БУПу 2004 г. , действующему в ОУ , на изучение русского языка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Цель:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык , сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения , средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию
Задачи:
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами русского этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству , созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию учебного курса:
Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Учащиеся должны уметь:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный , морфологический, синтаксический, стилистический ;
- составлять сложные предложения разных типов ,пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип речи;
- соблюдать все основные нормы литературного языка;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемыми;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами;
- определять типы и стили текста, создавать тексты разных стилей и типов речи, подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику
- составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмент небольшой статьи) ;
- писать сочинения публицистического характера;
-писать заявления, автобиографию.
Использовать:
- свободно и грамотно говорить на заданные темы;
-соблюдать при общении с собеседником соответствующий речевой этикет;
- уметь просто, и в то же время выразительно, выступать перед слушателями по общественно важным вопросам .
Содержание программы.
Введение (1ч)
Повторение пройденного в 5-8 классах (7ч)
Сложное предложение (1 ч)
Союзные сложные предложения (6 ч)
Сложносочиненные предложения (5ч)
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы. Авторское употребление знаков препинания.
Рецензия на литературное произведение.
Сложноподчиненные предложения (24 ч)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями. Разделительные знаки препинания.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений.
Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.
Бессоюзные сложные предложения (8ч.)
Бессоюзные сложные предложения и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
Реферат небольшой статьи (фрагменты статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи. (7 ч)
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека.
Общие сведения о языке (3 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культура речи. (6 ч)
Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Выборочное изложение. Сочинение на свободную тему.
Учебно-методическое обеспечение.
Для учителя:
- М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы.М.:Просвещение.2010.
- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012
- Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова Поурочные разработки по русскому языку 9 класс. М.:ВАКО.2015
- Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под ред. И.П.Цыбулько.- М: Издательство «Национальное образование», 2015
Для учащихся:
- М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010
- Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под ред. И.П.Цыбулько.- М: Издательство «Национальное образование», 2015
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей
гуманитарного цикла
«__»______________ 2016 г. №__
СОГОЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
_______________ (Калиновская М.А.)
«__»____________ 2016 г.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Введение (1 ч) | ||||||
1 | Техника безопасности в кабинете русского языка и литературы. Международное значение русского языка . | Работа с теоретическим материалом учебника. Пересказ текста. Выявление проблематики текста. Выполнение письменных заданий. | ||||
Повторение пройденного в 5-8 классах (7ч) | ||||||
2 | Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. | Работа со схемой учебника. Выступление с устным сообщением на тему урока. Конструирование предложений. | ||||
3 | Стили языка. | Работа с таблицей учебника. Определение стилей речи и сферы их употребления. | ||||
4 | Простое предложение и его грамматическая основа | Словарный диктант. Беседа по вопросам. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | ||||
5 | Предложение с обособленными членами. | Словарный диктант. Работа с теоретическим материалом учебника, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему. Комментированное письмо. | ||||
6 | Предложение с обособленными членами. | Лингвистическая разминка. Объяснение орфограмм и пунктограмм по образцу. Предупредительный диктант. | ||||
7 | Обращение, вводные слова и вставные конструкции | Словарная работа. Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений. | ||||
8 | Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах» | Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания. | ||||
Сложное предложение (1 ч) | ||||||
9 | Понятие о сложном предложении. | Чтение теоретических сведений, работа с таблицей. Конструирование сложных предложений. | ||||
Союзные сложные предложения (6ч) | ||||||
10 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Изучение теоретического материала, работа со схемой. Словарная работа. Конструирование предложений. | ||||
11 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Наблюдение над материалом учебника. Коллективная работа. Подбор аргументов для рассуждения на лингвистическую тему. Объяснение постановки знаков препинания. | ||||
12 | Развитие речи. Изложение по тексту И.Бондаревой. | Словарная работа. Комментированное письмо по алгоритму выполнения заданий. Работа в парах по практическому материалу учебника. | ||||
13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | Работа с таблицей «Знаки препинания в сложном предложении». Конструирование предложений, составление схем. | ||||
14 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | Конструирование предложений, составление схем. Творческий диктант с грамматическими заданиями. | ||||
15 | Интонация сложного предложения. | . Коллективная работа. Подбор аргументов для рассуждения на лингвистическую тему. Объяснение постановки знаков препинания. | ||||
Сложносочиненные предложения ( 5ч.) | ||||||
16 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. | Лингвистическая разминка. Комментирование орфограмм и пунктограмм. Синтаксический разбор предложений. Конструирование предложений по схеме. | ||||
17 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. | Изучающее чтение. Конструирование рассуждения на лингвистическую тему. Комментированное выполнение упражнений. | ||||
18 | Сложносочиненные предложения с разделительными и противительными союзами. | Наблюдение над схемой. Анализ предложений. Выразительное чтение (работа в парах). | ||||
19 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | Словарная работа. Конструирование предложений с данными словами. Анализ текста. Устное сочинение по вопросам. | ||||
20 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | Лингвистическая разминка. Работа с опорной таблицей. Конструирование предложений. | ||||
Сложноподчиненные предложения (24ч) | ||||||
21 | Понятие о сложноподчиненном предложении. | Определяют главную и придаточную часть сложноподчиненного предложения. | ||||
22 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | Лингвистическая разминка. Фронтальный опрос. Комментированное письмо. Самостоятельная работа. | ||||
23 | Сочинение-отзыв. | Составление плана. Конструирование текста на заданную тему. | ||||
24 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | Работа с материалом для наблюдения учебника. Составление текста рассуждения на лингвистическую тему. Анализ предложений. | ||||
25 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | Групповая работа с таблицей и теоретическим материалом учебника. Самостоятельная работа с последующей проверкой. | ||||
26 | Развитие речи. Изложение по тексту С.Л.Львова | Лингвистический анализ текста. Подробный и сжатый пересказ. Конструирование текста на заданную тему. | ||||
27 | Сложносочиненные предложения с придаточными определительными. | Составление опорных схем. Комментирование пунктограмм. | ||||
28 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | Словарная работа. Конструирование предложений. | ||||
29 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Составление опорных схем. Комментирование пунктограмм. Словарная работа. Конструирование предложений. | ||||
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Групповая работа с таблицей и теоретическим материалом учебника. Самостоятельная работа с последующей проверкой | ||||
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. | Лингвистическая разминка. Пунктуационный разбор предложений. Объяснительный диктант. | ||||
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | Фронтальный опрос. Словарный диктант. Комментирование орфограмм и пунктограмм . Тест | ||||
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. | Работа со схемой учебника, сопоставительный анализ предложений с разными видами придаточных, комментирование пунктограмм. | ||||
34 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. | Групповая работа с таблицей и теоретическим материалом учебника. Самостоятельная работа с последующей проверкой | ||||
35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | Работа со схемой учебника, сопоставительный анализ предложений с разными видами придаточных, комментирование пунктограмм | ||||
36 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | Наблюдение над материалом учебника. Групповое составление опорных схем. Комментированное письмо. | ||||
37 | Сочинение по данному началу. | Составление плана. Конструирование текста по данному началу. | ||||
38 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.; знаки препинания в них. | Наблюдение над материалом учебника. Комментированное письмо. | ||||
39 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.; знаки препинания в них. | Наблюдение над материалом учебника. Групповое составление опорных схем. Комментированное письмо. | ||||
40 | Развитие речи. Сообщение о происхождении псевдонимов. (По рассказу Теффи «Псевдоним») | Лингвистический анализ текста, составление плана письменного высказывания на тему. Подбор материала для краткого сообщения. | ||||
41 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений по данному алгоритму. | ||||
42 | Развитие речи. Изложение по тексту А.А.Лиханова | Лингвистический анализ текстов. Редактирование текста. Пересказ текста | ||||
43 | Сложноподчиненное предложение. Повторение. | Лингвистическая разминка. Комментированное письмо. Тест. | ||||
44 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения». | Написание контрольного диктанта с последующей самопроверкой | ||||
Бессоюзные сложные предложения (8 ч) | ||||||
45 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | Словарный диктант. Фронтальный опрос. Ознакомительное, изучающее чтение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | ||||
46 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | Лингвистическая разминка. Информационная переработка текста. Пересказ. Комментированное письмо. | ||||
47 | Подробное изложение с дополнительными заданиями. | Словарная работа. Изучающее чтение. Конструирование предложений. Объяснение пунктограмм. | ||||
48 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Работа с опорными схемами учебника. Анализ предложений с однородными членами, бессоюзных сложных предложений. | ||||
49 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | Лингвистическая разминка. Составление опорных схем. Комментированное письмо. | ||||
50 | Сочинение-отзыв. | Составление плана. Написание сочинения -отзыва. | ||||
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | Лингвистическая разминка. Работа с опорной таблицей. Конструирование предложений. | ||||
52 | Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения» | Написание контрольного диктанта. | ||||
Сложные предложения с различными видами связи (7 ч) | ||||||
53 | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложения. | Работа с материалом для наблюдения учебника. Синтаксический разбор предложений. | ||||
54 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Орфографический диктант. Изучающее чтение. Конструирование предложений. Самостоятельная работа. | ||||
55 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | Лингвистическая разминка. Словарная работа. Сочинение-миниатюра. Анализ сочинений. | ||||
56 | Подробное изложение. | Анализ и редактирование текста. Устный и письменный пересказ. | ||||
57 | Сложные предложения с различными видами связи. Повторение. | Лингвистическая разминка. Словарная работа. Ознакомительное чтение. Анализ и редактирование текста. Составление текста на тему. | ||||
58 | Итоговая контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи». | Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания. | ||||
59 | Рассуждение. | Анализ текста. Составление плана сочинения-рассуждения. | ||||
Общие сведения о языке (3 ч) | ||||||
60 | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. | Анализ предложений. Работа в парах по составлению лингвистического рассуждения | ||||
61 | Русский литературный язык и его стили. | Лингвистический анализ текстов. Редактирование текста | ||||
62 | Русский язык как национальный язык русского народа. Место русского языка среди языков мира. | Создание текста-рассуждения на дискуссионную тему. | ||||
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (6ч) | ||||||
63 | Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. | Орфографический диктант. Фронтальный опрос. Анализ предложений. Работа в парах по составлению лингвистического рассуждения. | ||||
64 | Выборочное изложение по тексту В.А.Сухомлинского | Лингвистический анализ текстов. Редактирование текста. Пересказ текста | ||||
65 | Морфемика. Словообразование | Орфографический диктант. Конструирование предложений. Комментированное письмо. | ||||
66 | Морфология. Синтаксис. | Объяснительный диктант. Работа с материалом для наблюдения. Конструирование предложений. | ||||
67 | Орфография. Пунктуация | Контроль и самоконтроль изученных понятий. Тест. | ||||
68 | Орфография. Пунктуация | Обобщают знания по орфографии и пунктуации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(базовый уровень) 5-9 классы
За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 2010 год), Примерной программы основного образования по русскому языку дл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/27/picture-658330-1606510164.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) 6-9 классы на 2015-2016 учебный год
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общейнацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения. Для достижения их составле...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/19/picture-806974-1471630744.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 5 класса
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/01/picture-250651-1367382023.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень), 11 класс
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень), 11 класс...
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др.
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовй, В.И. Капинос и др. (ФГОС)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/16/picture-1163843-1568640554.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 5 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А.Тростенцовой, А.Д. Дейкиной, Москва...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/16/picture-1163843-1568640554.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 6 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Рабочая программа. Пред...