Правописание н и нн в суффиксах прилагательных,образованных от существительных.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс) по теме

Бунькова Евгения Александровна

Правописание н и нн в суффиксах  прилагательных,образованных от существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».

Тип урока:  открытие нового знания

Цель урока:

 - образовательная:  познакомить с правилом «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»

 - развивающие: совершенствовать умения применять орфограмму; формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.

практическая: научить разграничивать смешиваемые орфограммы, применять правило на практике

- воспитательная: воспитывать культуру устного ответа.

Средства оборудования: мультимедиа, тесты, таблицы.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

          Работаем старательно,

Слушаем внимательно.  

- Молодцы ребята! Наш русский язык очень красив,   он учит правильно говорить, писать, грамотно строить нашу речь, как письменно, так и устно. Мы с вами должны гордиться нашим русским языком.

2.. Актуализация изученного

 - «Закончи фразу»:

  1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….
  2. Имена прилагательные изменяются по…
  3. В предложении имена прилагательные бывают…
  4. Основные способы словообразования имен прилагательных ..
  5.  Чаще всего  имена прилагательные образуются ..

3. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания

- Запишем предложение:

В окно заглядывает грустное осеннее солнце.

 - Произведите синтаксический разбор предложения.

  - Назовите имена прилагательные.

 - Назовите способ образования этих  слов (суффиксальный).

 - Как узнать, каким способом образовано слово?

4. Постановка учебной проблемы

- Произведите словообразовательный  разбор прилагательных.

сонный - сон                                                        утиный - утка

 соломенный - солома                                        песчаный - песок

станционный - станция                                     глиняный – глина

5. Постановка проблемной ситуации.

 - Сравните два ряда данных групп слов. Скажите, что общего между ними? ( Слова, какой части речи даны в левом столбике? От какой части речи они образованы?)

 - Чем отличаются?

 - Какая проблема возникла перед нами? (Почему в одних суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а в других – две буквы НН?)

  1. Формулирование темы и цели урока

- Какой будет тема сегодняшнего урока, которая вытекает из проблемной ситуации?

 - Определите цели урока, опираясь на слова:

1). Познакомиться с …

2). Узнать об ..

3). Научиться…

  1. Открытие новых знаний

- Вы смогли выявить проблему в задании, тему  и цели урока. Проанализируйте примеры в первой и во второй группе. Найдите закономерность:

 - от какой части речи образованы прилагательные?

 - при помощи каких суффиксов образованы прилагательные с одной Н и двумя НН? Сделайте вывод.

 - Вывод:

- НН пишутся в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных :1) с основой на Н ,2) с помощью суффиксов –ЕНН-  и  -ОНН-

 - Н пишется в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных: 1) при помощи суффиксов –АН, -ЯН, -ИН.

 - А теперь сравните свои выводы с опорной таблицей. Что нового увидели? (Есть слова –исключения) Назовите слова –исключения.

 - (Чтение правила по учебнику.)

  1. Развитие  учебно-языковых и правописных умений

1). Коллективная работа.

 - Устно объяснить правописание слов:

Комиссионный                          комиссия+онн

Клюквенный                              клюква+енн

Лебединый                                 лебедь+ин

Стеклянный                                стекло+янн

Телефонный                                телефон+н

Государственный                       государство+енн

Травяной                                      трава+ян

 - Физминутка. (3 мин.)

– А теперь немного отдохнем.

– Кто сегодня ранним утром с деревянной койки встал? – Это я.

– Маму с папой в румяные щечки крепко ты расцеловал? – Это я.

– Из стеклянной чашки быстро кофе с сахаром попил? – Это я.

– Бутербродом вкусным, вкусным  ты, наверно, закусил? – Это я.

– В школу с радостью иду. – Это я.

– Много знаний получу. – Это я.

  • Назовите прилагательные с одной и двумя нн в этой шуточной разминке.

 Есть ли здесь слова исключения?

 Назовите их. А каких нет?

2). Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах:  (в тетрадях и у доски)

мужество - ...;

туман - ...

дерево - ...;

революция - ...;

кожа - ...;

серебро - ...;

лебедь - ...

3). Распределительный диктант

 - Распредели слова  на две группы (по вариантам):

Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый. 

 5). Творческая самостоятельная  работа с разноуровневым заданием.

 1 группа: (повышенный уровень сложности)

Составь связный текст по картине и вставь пропущенные буквы в прилагательные с одной и двумя Н.

 Карточки с  опорными словами  и словосочетаниями  выдаются на парты

Ясным морозным днем, с верхушек спускается утре..ий свет, пушистым белым ковром, по мягкому серебр..ному снегу, таинстве..ая тишина, величестве..ые деревья, на обратном пути, звер..ые следы

 2 группа: (пониженный уровень сложности)

 Карточки с  текстом  выдаются на парты

  Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.

                                В музее.

             В музее краеведения были представлены очень интересные предметы отечественного быта: ………домашней работы покрывала, …………и………........ посуда, …………… инвентарь,……….расшитая одежда,…………….монеты,……………орудия труда,…………..упряжь,…………… обувь и много всякого другого.

 Слова для справок: шерст..ые, кожа…ая, глин..ая, лошад..ая, серебря..ая, каме..ые, хозяйстве..ый, стар..ые, полотн…ая

5). Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов.

Изучение памятки “Запомни слова!” (памятка у каждого ученика)

зелёный

синий

пряный

свиной

багряный

юный

бараний

фазаний

румяный

тюлений

6). Выполнить синтаксический разбор предложения.

В траве между корней б…жит, струится маленький3 серебря…ый2 ручей4.

(выполнение разборов проводится у доски и в тетрадях)

7). . Творческий диктант

Заменить развернутые понятия синонимичными словосочетаниями.

Растения, которые собирают для приготовления лекарств. Охота, ведущаяся с помощью соколов. Кукла, сделанная из дерева. Шкаф, в котором хранят верхнее платье. Почта, осуществляемая с помощью голубей.

  1. Итог урока. Рефлексия

- Что нового сегодня узнали?

 -Повторите правило правописания Н НН в суффиксах имен прилагательных.

 - тест с самопроверкой.

Буквенный диктант.

Учитель читает слова, учащиеся заполняют таблицу

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10                                            

торжественный

ледяной

туманный

ветреный

юный

организационный

лебединый

кожаный

стеклянный

багряный

Проверка: 1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

НН        Н        НН        Н        Н        НН        Н        Н        НН        Н

 - Запомнить  правило про суффиксы –АН-ЯН  поможет нам стихотворение:

Для прилагательных давно написано правило в книжках:

Когда АН, ЯН, то Н одно

И больше никаких излишков.

Румяный Дед Мороз взмахнет серебряной рукавицей,

Здесь Н одно лишь подойдет

Два тут вовсе не годится.

А где НН?

В окне с поверхностью стеклянной,

Где оловянный шпингалет,

Где подоконник деревянный.

  1. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных , образованных от существительных

Слайд 2

Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Слайд 3

«Закончи фразу»: Имя прилагательное – это…. Имена прилагательные изменяются по … В предложении имена прилагательные бывают … Основные способы словообразования имен прилагательных .. Чаще всего имена прилагательные образуются ..

Слайд 4

Запишем предложение: В окно заглядывает грустное осеннее солнце . - Произведите синтаксический разбор предложения. - Назовите имена прилагательные. - Назовите способ образования этих слов (суффиксальный). - Как узнать, каким способом образовано слово?

Слайд 5

Произведите словообразовательный разбор прилагательных. Сонный Утиный Соломенный Глиняный Станционный Песчаный

Слайд 6

Сонный – сон Утиный - утка Соломенный – солома Песчаный – песок Станционный – станция Глиняный - глина Сравните два ряда данных групп слов. Скажите, что общего между ними? ( Слова, какой части речи даны в левом столбике? От какой части речи они образованы?) - Чем отличаются? - Какая проблема возникла перед нами? (Почему в одних суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а в других – две буквы НН?)

Слайд 8

ВЫВОД: НН пишутся в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных : 1) с основой на Н , 2) с помощью суффиксов –ЕНН- и -ОНН- - Н пишется в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных: 1) при помощи суффиксов –АН, -ЯН, -ИН. Есть слова –исключения: Оловянный, стеклянный, деревянный.

Слайд 9

Устно объяснить правописание слов: Комиссионный Клюквенный Лебединый Стеклянный Телефонный Государственный Травяной

Слайд 10

Устно объяснить правописание слов: Комиссионный комиссия+онн Клюквенный клюква+енн Лебединый лебедь+ин Стеклянный стекло+янн Телефонный телефон+н Государственный государство+енн Травяной трава+ян

Слайд 11

А теперь немного отдохнем. – Кто сегодня ранним утром с деревянной койки встал? – Это я. – Маму с папой в румяные щечки крепко ты расцеловал? – ? – Из стеклянной чашки быстро кофе с сахаром попил? – ? – Бутербродом вкусным, вкусным ты, наверно, закусил? – ? – В школу с радостью иду. – ? – Много знаний получу. – ? Назовите прилагательные с одной и двумя нн в этой шуточной разминке. Есть ли здесь слова исключения? Назовите их. А каких нет?

Слайд 12

Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: мужество - ...; туман - ... дерево - ...; революция - ...; кожа - ...; серебро - ...; лебедь - ...

Слайд 13

Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: мужество - мужественный; туман - туманный дерево - деревянный; революция - революционный; кожа - кожаный; серебро - серебряный; лебедь – лебединый.

Слайд 14

Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные . В музее. В музее краеведения были представлены очень интересные предметы отечественного быта: ………домашней работы покрывала, …………и………........ посуда, …………… инвентарь,……….расшитая одежда,…………….монеты,……………орудия труда,…………..упряжь,…………… обувь и много всякого другого. Слова для справок: шерст .. ые , кожа… ая , глин.. ая , лошад .. ая , серебря.. ая , каме .. ые , хозяйстве.. ый , стар.. ые , полотн … ая

Слайд 15

Запомни слова: зелёный синий пряный свиной багряный юный бараний фазаний румяный тюлений

Слайд 16

Запомнить правило про суффиксы –АН-ЯН поможет нам стихотворение: Для прилагательных давно написано правило в книжках: Когда АН, ЯН, то Н одно И больше никаких излишков. Румяный Дед Мороз взмахнет серебряной рукавицей, Здесь Н одно лишь подойдет Два тут вовсе не годится. А где НН? В окне с поверхностью стеклянной, Где оловянный шпингалет, Где подоконник деревянный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)

Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".

Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...