Переход слов из одной самостоятельной части речи в другую. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Миронова Елена Владимировна

Переход слов из одной самостоятельной части речи в другую. 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Переход слов из одной самостоятельной части речи в другую. 7 класс

1. На доске:

Так же как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, - так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие. Гораций.

Учитель: О чем говорится в этом высказывании? Как называют такие слова? Ученики: Устаревшие слова, неологизмы.

Учитель: Как появляются новые слова в языке?

Ученики: Путем заимствования, с помощью словообразования.

        2. На доске:

        Отдыхающие курортники увидели на горизонте белоснежный теплоход.

        Учитель: Назовите способы словообразования этих слов. (ответы детей)

Учитель: (закрывает слово курортники) Что изменилось в предложении?

Ученики: Изменились вопрос, синтаксическая роль и часть речи слова отдыхающие.

Учитель: Изменился ли способ словообразования? Как бы вы его назвали? Сформулируйте тему урока.

        3. Запись числа и темы урока.

        4. Работа в группах (для каждой – пара словосочетаний).

1. Столовая ложка – пойти в столовую.

2. Мороженая рыба – вкусное мороженое.

3. Люди, встречающие поезд – встречающие ждут поезд.

4. Будущее собрание – мое будущее.

5. Преобразиться вмиг – в миг опасности.

6. Опоздать на встречу – идти навстречу ветру.

        Задание:

1. Определите части речи выделенных слов.

2. Задайте к ним вопросы.

3. Изменились ли морфологические признаки?

4. Определите синтаксическую роль.

5. Определите общее грамматическое значение.

6. Сделайте вывод, что изменилось при переходе слов из одной части речи в другую.

5. Отчет группы. Фиксация выводов на доске.

        6. Учитель: Сделайте вывод, что изменяется при переходе слов из одной части речи в другую? (запись в тетради).

Ученики: - вопросы

       - общее гр. значение

       - морфологические признаки

       - синтаксическая роль

       - написание (иногда)

        7.Упражнение на закрепление

        

        8. Тест. Выписать слова, в которых произошел переход, указать части речи.

1. Дежурные раздали тетради.

2. Хотят ли русские войны.

3. Провожающие должны выйти из вагонов.

4. Крепко не полюбилось Герасиму вначале его новое житье.

5. Он отвечал на зло добром.

        9. Учитель: Выберите выражение, которое описывает, как вы выполняли задание.

Сообразил – проверил – написал.

Сообразил – написал – проверил.

Написал – сообразил – проверил.

        Учитель: Как вы считаете, какой порядок работы правильнее? Почему? (ответы детей)

Проверка теста.

        10.  Учитель: Попробуйте объяснить, почему происходит переход слов из одной части речи в другую.

         Ученики: Утрачивается одно слово в словосочетании (например, столовая) или 2 слова объединяются в одно (вмиг, навстречу).

        11. Учитель: Подведем итог: что мы узнали на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

        12. Запись домашнего задания.

Карточки

Столовая ложка – пойти в столовую.

1. Определите части речи выделенных слов.

2. Задайте к ним вопросы.

3. Изменились ли морфологические признаки?

4. Определите синтаксическую роль.

5. Определите общее грамматическое значение.

6. Сделайте вывод, что изменилось при переходе слов из одной части речи в другую.

Мороженая рыба – вкусное мороженое.

1. Определите части речи выделенных слов.

2. Задайте к ним вопросы.

3. Изменились ли морфологические признаки?

4. Определите синтаксическую роль.

5. Определите общее грамматическое значение.

6. Сделайте вывод, что изменилось при переходе слов из одной части речи в другую.

Люди, встречающие поезд – встречающие ждут поезд.

1. Определите части речи выделенных слов.

2. Задайте к ним вопросы.

3. Изменились ли морфологические признаки?

4. Определите синтаксическую роль.

5. Определите общее грамматическое значение.

6. Сделайте вывод, что изменилось при переходе слов из одной части речи в другую.

Будущее собрание – мое будущее.

1. Определите части речи выделенных слов.

2. Задайте к ним вопросы.

3. Изменились ли морфологические признаки?

4. Определите синтаксическую роль.

5. Определите общее грамматическое значение.

6. Сделайте вывод, что изменилось при переходе слов из одной части речи в другую.

Преобразиться вмиг – в миг опасности.

1. Определите части речи выделенных слов.

2. Задайте к ним вопросы.

3. Изменились ли морфологические признаки?

4. Определите синтаксическую роль.

5. Определите общее грамматическое значение.

6. Сделайте вывод, что изменилось при переходе слов из одной части речи в другую.

Опоздать на встречу – идти навстречу ветру.

1. Определите части речи выделенных слов.

2. Задайте к ним вопросы.

3. Изменились ли морфологические признаки?

4. Определите синтаксическую роль.

5. Определите общее грамматическое значение.

6. Сделайте вывод, что изменилось при переходе слов из одной части речи в другую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...