Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
план-конспект урока по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Тимохина Наталья Владимировна

Данная работа посвящена разработке урока по русскому языку в 9 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему».Написание сочинения-сочинения на лингвистическую тему – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий, требующих длительной и систематической подготовки.     Разработанный урок может быть использован в цикле уроков развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 8-9 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

      Данная работа посвящена разработке урока по русскому языку в 9 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему».

     Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой один из вариантов части 3 экзаменационной работы в 9 классе.     Переход на новую форму экзамена связан с определенными трудностями. Надо искать другие способы организации учебной деятельности, новые методические решения. Тем более, что написание сочинения-сочинения на лингвистическую тему – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий, требующих длительной и систематической подготовки.

     В методической литературе вопросы подготовки к ГИА в 9 классе пока освещены недостаточно широко.

     Все это доказывает значимость и актуальность данной работы.

   

Тема: Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему («Роль тире на письме»).

Цели:

Обучающие:

- систематизировать знания учащихся о структурно-смысловых особенностях текста-рассуждения;

- формировать умение анализировать прочитанный текст с точки зрения содержания в нем того или иного лингвистического явления.

Развивающая:

-подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением «Роль тире на письме».

Воспитательная:

- раскрыть важность определенных языковых явлений, речевых умений       в реальной жизнедеятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный

          материал (текст для анализа, таблица).

Опережающее задание: подготовить сообщение о функциях тире в русском языке, истории возникновения этого знака.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд №1.

Учитель. Ребята, как вы знаете, часть 3 экзаменационной работы предполагает задание открытого типа с развернутым ответом, т. е. сочинение. Вы можете выбрать один вариант из двух предложенных: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или сочинение по содержанию прочитанного текста. Цель сегодняшнего урока - подготовиться к написанию  сочинения на лингвистическую тему «Роль тире на письме». Желаю вам успехов!  

II. Актуализация знаний и умений.

Учитель. Перед вами текст, прочитаем его и определим  тему текста.

Для меня музыка – это всё. (2) Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4) Свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант все дул напропалую в свой саксофон!..

(6) Там все про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса. Зовут Кит…

- (9) Представляешь? - говорит дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.

(11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13) Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов - зачем нам с Китом слова?

- (15)Андрюха! - вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)Здесь, в Доме культуры, есть такая студия.

(18) Конечно, джаз - это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19) Только с Китом. (20)Для Кита пение - все, поэтому я взял его с собой на прослушивание.

(21)Кит, съев полностью колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало. Сколько надежд!

(23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя.

(24)В комнату для прослушивания я вошел без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!..

- (25)Ты не подходишь, - сказали мне. – (26)Слуха нет.

(27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.

(28) «Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» - всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару.

(31)Дома я позвонил дяде Жене.

- (32)У меня нет слуха, - говорю. - (33)Я не подхожу.

- (34)Слух - ничто, - сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поешь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз - не музыка, джаз – это состояние души.

(39)Положив трубку, я извлек из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит - гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43) А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…

(44)И песня пошла…

(По М. Москвиной.)

Ученики.

- Данный текст о любви к музыке.

- Тема этого текста – внутренняя потребность каждого человека петь, слушать любимую музыку.

Учитель. К какому типу речи относится данный текст?

Ученики.

- Это повествование, так как в тексте рассказывается о конкретных событиях, сменяющих друг друга в определенной последовательности.

- Содержание этого текста можно передать только на нескольких кадрах фотоаппарата.

III. Объяснение нового материала.

 Учитель. Итак, в результате нашей работы с этим текстом мы должны создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, которое имеет, конечно, свои особенности. Во-первых, надо иметь четкое представление о том языковом явлении, о котором будет идти речь в сочинении. Во-вторых, надо уметь приводить примеры данного языкового явления, пользуясь исходным текстом. Тема нашего сочинения  - «Роль тире на письме». Поговорим сначала о пунктуации в целом, а также об основных функциях тире на письме. Эта информация обязательно пригодится при написании сочинения. Пунктуация - важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.

- На какие группы по своим функциям делятся все знаки препинания?

Ученики.

 -Различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).

Учитель. Вы получали опережающее задание. Каковы же основные функции      тире на письме? В чем особенности употребления этого знака?

Ученики. 

     -Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х. Тире – отделяющий знак очень широкого употребления.

   -Тире означает всевозможные пропуски: пропуск связки в сказуемом, пропуск членов неполных предложениях. Например: Самый ужасный из местных ветров - новороссийская бора (Паустовский.); Кроме того, приходилось посылать деньги одной тетке во Владивосток, а другой - в Киев (Паустовский.).

      Вторая функция тире - смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления, в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически; в конечном счете это тоже фиксация своеобразных пропусков. Например: Она вспомнила Винклера - мертвая тоска внезапно сжала ей сердце.
- Тире может быть и показателем "неожиданности" - смысловой, композиционной, интонационной; в таких случаях знак передает эмоциональную напряженность речи (динамичность, резкость, быструю смену событий и т.д.). Например: Казалось, еще одна минута - и конвойные бросятся к нему (Паустовский.); И когда был еще один скачок рассвета - бледное пятно оказалось лицом человека (Пришвин.).
- Для разграничения реплик диалога: - Ты очень устал, Ефим? - Я не могу быть усталым, я должен работать весь день... (Пришвин.).

IV. Работа по углублению и обобщению знаний

Учитель. Можем сделать вывод, что функции тире достаточно многообразны. А теперь найдите в тексте предложения, в которых есть тире, объясните  функции этого знака. Постепенно мы должны заполнить таблицу:

Роль тире в предложении

Примеры

Ученики.

- В первом предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым, так как отсутствует связка.

- Эту же функцию тире выполняет в предложении 20, 38. Кроме того, в предложении «Джаз – не музыка…» тире подчеркивает значимость данной мысли для автора.

- Тире в тексте ставится перед каждой репликой персонажа в диалоге.

- В некоторых предложениях тире отделяет слова героев от слов автора, когда они вставлены в прямую речь.

- В 41 предложении тире используется как показатель пропущенного члена (сказуемого), то есть это предложение неполное.

- 14 предложение представляет собой сложное бессоюзное, тире выражает здесь значение противопоставления.

Учитель. Наши наблюдения оформим в виде таблицы, вспомнив и другие функции тире, не встретившиеся в данном тексте.

Роль тире в предложении

Примеры

1.Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки.

Для меня музыка – это все.

Для Кита пение - это все…

Джаз – не музыка, джаз – это состояние души.

 

2. Выделяет реплики в диалоге.

- У меня нет слуха…

- Слух – ничто…

3. Отделяет слова героя от слов автора.

-Представляешь? – говорит Женя.- Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.

-Андрюха! – вскричал дядя Женя.- Учись джазу!

4. В неполном предложении.

На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода.

5. В сложном бессоюзном предложении.

Конечно, без слов- зачем нам с Китом слова?

Учитель. Можно сделать вывод, что без тире трудно понять смысл высказывания. Тире –  необходимый знак для выделения важного слова, чтобы именно на нем сделать смысловое ударение. Напоминаю, что мы пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. В чем особенности композиции текста данного типа?

Ученик. Во вступлении необходимо введение в тему, сообщение о реплике героя иллюстрации или текста. В основной части происходит раскрытие сути упомянутого в диалоге героев языкового явления, дается лингвистический комментарий, приводится доказательство справедливости выдвинутых положений, приводятся примеры из исходного текста. В заключении делается вывод о справедливости высказывания героя о сущности языкового явления.

Учитель. Как мы начнем наше сочинение? Существует несколько способов. Опираясь на клише, данные в презентации, составьте предложения, которые можно использовать во вступлении нашего сочинения.

Слайды № №2, 3,4.

Ученики.

- Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны.

- Знаки препинания только усложняют нам жизнь. Разве можно с этим согласиться? Важную роль в понимании текста играет тире.

- В письменной речи часто встречается тире. Зачем же мы его используем? Какую роль играет этот знак препинания в тексте?

Учитель. Аргументы, которые вы будете приводить для доказательства своего тезиса, содержит составленная нами таблица. Только помните, что нужно приводить не менее двух аргументов. Какие грамматические способы связи используются в тексте- рассуждении?

Ученики.

- Вводные слова во-первых, во-вторых, следовательно и другие.

 - Союзы:  однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы…

Слайд  №5.

Учитель. Предлагаю вашему вниманию несколько речевых клише, которые можно использовать в основной части сочинения.

Слайд №6.

Учитель. Как можно закончить сочинение?

Ученики.

- Итак, можно убедиться в том, что…;

- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…;

-Таким образом, можно увидеть, что…;

- Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Слайд №7.

Учитель. Чтобы предупредить ошибки в ваших работах, проанализируем уже готовые сочинения.

1. Без тире на письме нельзя обойтись, так как этот знак имеет самые разнообразные функции. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, в неполных предложениях.

Приведем примеры из текста. В предложении 38 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выделяя при этом интонационно важное для автора слово. В 41 предложении тире стоит вместо пропущенного сказуемого.
Можно сделать вывод, что без тире трудно было бы понять смысл предложений.

Ученик. В данном сочинении отсутствует вступление. Можно было бы начать с предложения: «Я согласен с тем, что знаки препинания очень важны».

2. В письменной речи часто встречается тире. Зачем же мы его используем? Какую роль играет этот знак препинания в тексте?

Тире выполняет несколько важных функций. В предложениях этот знак используется для связи подлежащего и сказуемого, когда они стоят в именительном падеже. Например, предложения 1, 38.

Таким образом, мы видим, что тире - знак препинания, играющий важную роль в письменной речи.

Ученик. В этом сочинении приводится только один пример из исходного текста. Можно было еще написать об использовании тире в оформлении диалога.

V. Подведение итогов урока.

Учитель.  Какие знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам при написании домашнего сочинения?

Ученики.

- Мы больше узнали о тире, его функциях на письме.

-Познакомились с видами вступления и заключения.

- Научились приводить аргументы, пользуясь исходным текстом.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Роль тире на письме», используя материалы урока.

        

Приложение

1. Все знаки препинания в письменной речи имеют важное значение. И тире не исключение. Рассмотрим несколько примеров.

    В первом предложении тире связано с правилом пунктуации между подлежащим и сказуемым: «Для меня музыка – это все».

   Тире может ставиться при пропуске сказуемого, как, например, в предложении 41. Тире в данном тексте также используется при оформлении диалога, прямой речи.

    Я думаю, что все это доказывает: тире – это «мощный, содержательный знак препинания».

Отзыв

1) Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2  разные функции языкового явления;

2) Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.

3) Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

4) Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

2. Я думаю, что прав Петя: тире в письменной речи необходимо.

Во-первых, тире передает значение противопоставления или условия  в сложных бессоюзных предложениях. Например, в предложении 14 тире указывает на значение противопоставления. Во-вторых, тире может использоваться в неполном предложении. Это мы можем увидеть в предложении 41, в котором тире стоит вместо пропущенного сказуемого.

    Таким образом, на примере данного текста мы убедились, что тире имеет разнообразные функции и просто необходимо в письменной речи.

Отзыв

1) Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2  разные функции языкового явления;

2) Экзаменуемый привел 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.

3) Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

4) Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

3. Трудно не согласиться с точкой зрения Антона, потому что тире в письменной речи действительно необходимо.

Об этом свидетельствуют различные функции этого знака препинания. Тире ставится в предложениях, содержащих диалог, перед обобщающим словом после однородных членов.

Приведем примеры из текста. В предложении 15, 25 тире разделяет прямую речь и слова автора.
Следовательно, без тире трудно было бы понять смысл предложений.


Отзыв

Ученик не дал обоснованный ответ на вопрос. Назвал две функции тире. Но привел только один пример из текста, иллюстрирующий одну функцию  языкового явления. К тому же в тексте нет предложений с обобщающим словом, после которого нужно поставить тире.

Заключение

     Третья часть экзаменационной работы (сочинение-рассуждение) проверяет прежде всего коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

     С целью успешного овладения этим навыком содержание урока, разработанного по данной теме, включало в себя повторение теоретических сведений о типах речи, о композиции сочинения-рассуждения. Особое внимание уделялось развитию умения правильно аргументировать положение творческой работы, соблюдать последовательность изложения материала. Варианты вступления, речевые клише, которые были даны на уроке, призваны способствовать правильному речевому оформлению работы.

     Разработанный урок может быть использован в цикле уроков развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 8-9 классах. Фрагменты презентации будут уместны и на других уроках развития речи, например, при повторении типов речи.

Список использованной литературы:

1.Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н. А. Сениной, - Ростов н/ Дону, 2010.

2. Волкова А. В., Шапиро Н. А. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе// Русский язык, 2010, №8.

3. Рекомендации по ГИА в 9 классе// www iro-rt, ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Презентация помогает организовать подготовку к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание С1 ГИА по русскому языку). Учащиеся, анализируя текст, повторяют алгоритм написания сочи...

"Обучение сочинению-рассуждению в части С при подготовке к ЕГЭ"

Данная работа представляет собой конспект урока, главная цель которого - обучение выпускников умению выполнять часть С при подготовке к ЕГЭ. ...

Обучение сочинению-рассуждению

Урок развития речи на тему "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему" в 7 классе с презентацией....

Обучение сочинению-рассуждению на моральную тему.

Задачи: образовательная: повторить тип речи- рассуждение,  публицистический стиль речи, его средства выражения;развивающая: развивать и совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения;вос...

Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"

Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....

Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

Предложенный материал может быт полезен не только преподавателям-филологам, но и, несомненно, учащимся. Данный урок заслужил высокую оценку среди завуча по УВР, учителей-предметников и присутствующих ...

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...