Урок русского языка в 6 классе. Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Власова Наталия Ивановна

Методическая разработка урока составлена в соответствии с Программой по русскому языку. Особое внимание уделяется выразительно-оценочной стороне речи. С помощью грамматических и лексических значений моделируется в языке внешний мир, а с помощью способов выразительности отражается внутренний мир человека. Уроки подобного типа способствуют обучению связному высказыванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_klass.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень»

Обучающие цели:

1.Закрепить умение детей описывать предметы

2.Формировать умение детей пользоваться языковыми средствами художественного стиля

3.Научить детей  составлять план с опорой на структуру  описания как типа речи

I. Эмоциональная подготовка детей к восприятию картины

За окном вьюжный февраль. Намело снегу. Еще солнышко не растопило морозные узоры на окнах, но уже заметно длиннее стал день, ярче сияет солнце, выше голубое  небо, веселее чирикают воробьи.

Скоро послышится звон первой капели и появятся первые подснежники. Прослушайте, как  описывает эти первые весенние цветы писатель Э.Шим, и подумайте, какое это описание: деловое или художественное. Дайте обоснование своего ответа.

«… Кто из вас помнит  первые подснежники? А ведь мы их когда-то видели, когда-то поражались этому чуду…

Умирающий снег  шуршит и поскрипывает в лесу, он почти прозрачен, зернист и пропитан водою насквозь; солнце днем нагрело  стволы деревьев, и вокруг них проталины до земли - словно в чашах стоят деревья.

И тут же, под кустами, пробив край сугроба, наклонились в одну сторону желтовато-зеленые, все в восковом налёте гибкие стрелки подснежников. Цветы их тяжелы и опущены вниз, как готовые упасть капли. Только сначала они кажутся белыми; приглядитесь: цветок как бы переливается, освещаясь изнутри, он вобрал в себя множество оттенков, подобно тому, как дневной луч вбирает все цвета спектра.

В сумерках, когда подмораживает, гибкие стрелки опускаются, и подснежники прячутся в снег. Жёлтые капли теплы, они дышат, и от их дыхания появляются на снегу крохотные лунки…»

- Какие чувства хотел выразить автор этого отрывка?

- Какие средства художественного стиля использует автор, чтобы передать нам, читателям, чувство восторга, нежности и умиления перед  зрелищем цветка, появившегося среди холодного снега?

- Прослушайте отрывок еще раз  и назовите сравнения, а также слова и выражения, с помощью которых автор представляет нам цветы как живые существа.

- Вы только что наблюдали, как с помощью умелого подбора слов писатель Э. Шим  нарисовал нам прекрасную картину первых весенних цветов. Но цветы рисуют и художники. Вспомните, как называются картины, на которых изображаются вещи, ягоды, грибы, цветы?

II. Слово о художнике.

Пётр Петрович Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских художников не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. П.П. Кончаловский  рисовал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Художник говорил, что в цветах есть все, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах. Самые любимые цветы Кончаловского - сирень. Почему?

С сиренью у нас связано воспоминание о весне, о чудном  месяце мае, когда пробудившаяся от зимы природа покрывает деревья и кустарники благоухающей зеленью, засеивает луга пёстрыми цветами.

По мифологическим преданиям, цветы сирени пришли к нам тогда, когда весна согнала с лугов снега и высоко подняла солнце. Солнце встало и в сопровождении радуги пошло над землёй.

Тогда весна стала брать лучи солнца, смешивать их с лучами радуги и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие,  голубые цветы. Когда же весна достигла севера, у неё остались только лишь лиловый и белый цвета. А внизу лежали северные страны. Весна перемешала солнечный и лиловый цвета радуги и бросила на маленькие кустарники, которые тут же покрылись сиреневыми цветами. Затем у весны остался один белый цвет. Не пожалела его весна и последний белый цвет щедро рассыпала над землёй, и из него получилась белая звёздчатая сирень.

Сирень олицетворяет собой пробудившуюся природу. Ею очаровываются и художники, и поэты.

III. Беседа о содержании картины и сбор рабочих материалов.

- Какова основная мысль картины?

- За окном снег, природа крепко спит. О чём напоминает нам  эта картина, какие воспоминания будит? Какую основную мысль будем выражать мы, описывая эту картину? /Эта картина для нас как привет близкой весны, когда уйдут снега, высоко поднимется солнце, раскроются почки, расцветут красные тюльпаны и душистая сирень./

- Вспомните, какие средства языка используются в художественном стиле /слова в переносном значении, сравнения, эпитеты, «одушевление» неживых предметов, однородные члены, восклицательные предложения/. Вот с учётом этих средств и будем рассматривать картину, подбирать «заготовки» к сочинению.

- Почему, когда смотришь на эту картину, возникает ощущение, что вернулась весна? /сирень на картине, как живая, сочная, она как будто влажная от утренней росы/.

- Почему художник не выписывает тщательно каждый лепесток, каждую жилочку? /Художник стремится передать своё впечатление от букета, поэтому он не вырисовывает отдельно лепесточки, листья, ветки. Для него очень важно создать целостный образ очаровательной сирени.

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная сирень? Используйте для ответа «Словарь эпитетов русского языка» /бледно-розовая, темно-красная, белоснежная, лиловая, розоватая, голубоватая, бледно-сиреневая, жемчужный оттенок, перламутровый оттенок/. Запишите эти прилагательные.

- Каков размер, форма кистей сирени?

Записываются рабочие материалы: тяжелые, пышные, богатые кисти.

Какие слова и выражения можно употребить, чтобы показать цветы как живые существа? Чтобы вам легче было это сделать, послушайте стихотворение и выберите из него такие обороты:

Как пламя, заря угасает,

Бросая лиловые тени.

Лиловый закат обнимает

Лиловые грозди сирени.

В них столько мечтательной грусти.

И столько покорности скромной,

Что каждый задумчивый кустик,

Мне кажется тучей огромной.

А сколько надежды и солнца

Таится в букете лиловом,

Чуть-чуть лишь под ветром качнётся,

И льётся дождём лепестковым.

Записываются рабочие материалы: мечтательная грусть, покорность скромная, сколько надежды и солнца таится в букете лиловом, цветы прижимаются друг к другу, льнут, приникают.

- Где стоит банка с цветами? Как солнце освещает букет сирени? Послушайте, как описывает утренний сад Галина Николаева. Какие слова и выражения выпишите для нашего сочинения?

….По утрам весь сад в сиянии и блеске. Сверкает, играет, лучится каждый листок. И в зелёном сверкании махровые, с  тарелку величиной отяжелевшие от собственной пышности пионы - белые, розоватые, розовые, тёмно-вишнёвые.

Выписываются рабочие материалы: в сиянии и блеске; сверкает, играет, лучится каждый листок, в зелёном сверкании.

- Опишите листья букета. Как выглядел бы букет, если бы он состоял только из цветов? Почему, когда собирают букет, всегда украшают его листьями, зеленью? /Листья, зелень – это своеобразная оправа для букета, они как рамка, которая подчёркивает красоту цветов/. Как играют лучи солнца на глянцевитой поверхности листьев? Какого цвета листья под лучами солнца и каковы они в тени?

Записываются рабочие материалы: светло-зелёные, с  золотистым оттенком, темно-зелёные в тени, глянцевидные, изумрудные.

- Какими прилагательными можно описать  сирень  и выразить одновременно отношение к её красоте? Используя словарь синонимов, подберите слова, близкие по значению к слову изумительная /чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная, очаровательная.

- Какие глаголы можно использовать, чтобы выразить своё чувство восхищения сиренью? Подберите по «Словарю синонимов русского языка» синоним к глаголу наслаждаться /восхищаться, любоваться/.

- Букет сирени написан так мастерски, что мы как бы даже ощущаем её аромат. Подберите синонимы к слову ароматный /душистый, пахучий, благоухающий/.

- Прослушайте стихотворение Вс.Рождественского, поэта, которого тоже приводит в восторг красота сирени, и выпишите слова и выражения, которые мы могли бы использовать в сочинении:

Хорошо на  весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь - дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В лёгкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Записываются рабочие материалы: тяжёлые гроздья, душистое море, дождь лепестковый, торжествующий запах сирени, росистая ветка.

IV. Систематизация рабочих материалов - составление плана сочинения.

- Вспомните, из каких структурных частей состоит описание.

- Как мы озаглавим эту часть и какие подпункты запишем в плане, чтобы не забыть о каждой детали? /Праздничная и яркая сирень: а) игра цветовых оттенков под лучами солнца; б)душистые гроздья сирени; в)глянцевитые листья - оправа букета/.

- Как мы озаглавим первую часть  – общее представление о картине?

Не забывайте о том, что мы пишем сочинение в художественном стиле. /«В этом букете всё цветёт, живёт и радуется»./

- Как мы сформулируем в последнем пункте плана своё отношение к этой картине? /Сирень -щедрый подарок весны, напоминание и мечта о весне/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».

Урок русского языка.Подготовка к сочинению по картине Юрия Ракши «Поле Куликово».8 класс. И вечный бой! Покой нам только снится…            ...

Урок русского языка на тему Сочинение-описание по картине И.А. Тихой «Аисты»

Данная презентация разработана для проведения урока русского языка в 9 классе по теме:  сочинение- описание по картине  И.А.  Тихой «Аисты»...

Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".

Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....

Урок по русскому языку 5 класс "Сочинение по картине Грабаря "Февральская лазурь""

Конспект к уроку русского языка 5 класс сочинение по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"...

Презентация к уроку русского языка "Подготовка к сочинению описанию по картине Ф.П.Толстого "Цветы, фрукты, птица"

В презентации дана ктраткая информация о художнике, предложены задания для анализа карттины, словарно-орфографические упражнения,план сочинения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Сочинение-рассказ по рисунку О. Поповича "Не взяли на рыбалку"

Предложен материал  в помощь пятиклассникам для написания рассказа по рисунку....