Презентация "Синонимы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Полынова Елена Сергеевна

Для проведения урока в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy.pptx782.59 КБ
Файл sinonimy_teh.karta_.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1) Все слова языка 2) Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка 3) Слова, имеющие одно лексическое значение 4) Слова, имеющие несколько лексических значений 5) Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

Слайд 3

1) Лексика 2) Лексикология 3) Однозначные 4) Многозначные 5) Омонимы

Слайд 4

« Сказка про храброго зайца …». Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата,приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц … Эй , ты, косой глаз, ты и волка не боишься ? И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь ! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата , засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

Слайд 6

Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей.

Слайд 7

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару

Слайд 8

Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, Значит, закалённый.

Слайд 9

Загрустить , затужить, печаль, пригорюниться

Слайд 10

ключ к тесту : 1-Б 2-В 3-Б Критерии оценивания: 5 - без ошибок, 4 - есть 1 ошибка, 3 - допущены 2 ошибки

Слайд 11

«Установи соответствие». 1.Разговорное 1.гигантский 2.Книжное 2.здоровенный 3.Нейтральное 3.большой

Слайд 12

В лесу мы увидели рыжую плутовку . Сохатый вышел из чащи на опушку леса. В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.

Слайд 13

Книжное слово Нейтральное слово Разговорное слово

Слайд 14

Книжное слово Нейтральное слово Разговорное слово Множество много уйма Шествовать идти топать Взирать смотреть глазеть Неустрашимый смелый лихой

Слайд 15

Физкультминутка Приятель Противник Шагать Солдат Родник Доктор Метель Холод Мокрый Вкусный

Слайд 16

Синонимический ряд. Восхищаться, хвалить, превозносить.

Слайд 17

Ответ. Х валить , восхищаться , превозносить .

Слайд 18

Синонимический ряд. Кричать , воскликнуть, сказать.

Слайд 19

Ответ. Сказать, кричать, воскликнуть.

Слайд 20

П л а м я П о л е з н о К л ю ч Ж а л к о Д р у г У ч е н и к и К о н н и ц а

Слайд 21

Продолжите предложения. 1.Сегодня на уроке мы повторили________________________________ 2.Мы узнали___________________________________________________ 3.Научились ___________________________________________________ 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда ______________________________________________________________ 5.Трудным для меня стало________________________________________



Предварительный просмотр:

Опорный конспект урока русского языка.

ФИ ученика (кто? В именительном падеже) :

Класс: _______  «______»

Дата: ________________________________________________________________________

Деятельность на уроке

Самооценка результата

За верный ответ учитель говорит поставить «+» в данной графе.

Оценка за урок:

5+ -«5»

4+ -«4»

3+ -«3»

Лингвистический диктант:

1)_____________________________

2)_____________________________

3)_____________________________

4)_____________________________

5)_____________________________

Отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка  «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.             

Тема урока:

  1. Вьюга снежная, пурга,

            Напряди нам пряжи,

            Взбей пушистые снега

            Словно пух лебяжий.

            Вы, проворные ткачи –

            Вихри и метели,

           Дайте радужной парчи

           Для косматых елей.

  1. Зябнет осинка,
    Дрожит на ветру,
    Стынет на солнышке, 
    Мерзнет в жару.

  1. Дуб дождя и ветра
     Вовсе не боится.
    Кто сказал, что дубу
    Страшно простудиться?
    Ведь до поздней осени 
     Он стоит зелёный.
     Значит, дуб выносливый,
     Значит, закалённый.

Мини-тест

1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба

 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно

3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность - молодеть

Проверил(а):_________________________________

Оценка за тест:

______________

Игра «Установи соответствие»

1.Разговорное            1.гигантский

2.Книжное                 2.здоровенный

3.Нейтральное           3.большой

Игра «Переводчик».

Замените в предложениях слова, обозначающие животных, синонимами. Кто быстрее всех это сделает?

В лесу мы увидели рыжую плутовку. (________________________)

Сохатый вышел из чащи на опушку леса. (________________________)

В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.(______________________)

Книжное

 слово

Нейтральное

 слово

Разговорное

слово

Слова для справок: много, уйма, множество; шествовать, топать, идти;

                                  глазеть, взирать, смотреть; смелый, неустрашимый,  

                                  лихой.

Синонимические ряды:

  1. Разозлиться, разгневаться, рассвирепеть, рассердиться,  разъяриться, взбеситься.

  1. Надеть (что-нибудь), натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить.

  1. Врать, сочинять, темнить, заливать, лгать,  трепаться, плести,  клепать, брехать,  травить.

Кроссворд:

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили________________________________

2.Мы узнали___________________________________________________

3.Научились ___________________________________________________

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда ______________________________________________________________

5.Трудным для меня стало________________________________________

Оценка за урок:

__________

Нарисуйте, какое у Вас настроение по окончании урока!

Понравилось:

Не понравилось: