Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чекалева Кристина Андреевна

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» (5 класс)

Концепт: «Творчество А.С. Пушкина». Урок-закрепление материала.

Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.  М.: 2008.

Цели урока:

1.     Формирование личностных результатов (воспитание нравственного чувства, чувства патриотизма; развитие чувства красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа).

2.     Формирование метапредметных результатов (адекватное восприятие текстов и понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному; способность свободно пользоваться словарями, справочной литературой; способность оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме).

3.     Формирование предметных результатов (овладение навыками анализа текста, умением на слух и визуально находить орфограмму и применять необходимое правило).

 

Оборудование урока: компьютер, проектор, слайды, портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к его произведениям (на слайдах или в бумажном варианте на крыльях доски), карточки с дифференцированным заданием, толковые словари, учебник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» (5 класс)

Концепт: «Творчество А.С. Пушкина». Урок-закрепление материала.

Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.  М.: 2008.

Цели урока:

  1. Формирование личностных результатов (воспитание нравственного чувства, чувства патриотизма; развитие чувства красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа).
  2. Формирование метапредметных результатов (адекватное восприятие текстов и понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному; способность свободно пользоваться словарями, справочной литературой; способность оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме).
  3. Формирование предметных результатов (овладение навыками анализа текста, умением на слух и визуально находить орфограмму и применять необходимое правило).

Оборудование урока: компьютер, проектор, слайды, портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к его произведениям (на слайдах или в бумажном варианте на крыльях доски), карточки с дифференцированным заданием, толковые словари, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись даты в тетради.

  1. Создание тематического настроения. Работа с эпиграфом.

- Перед вами строки нашего выдающегося поэта А.С. Пушкина. Прочтите их.

На слайде – эпиграф, который ученики читают вслух:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

- Как вы думаете, почему мы начали наш урок с этих слов? (Предположения детей.) Сегодня вам предстоит сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые познают новое и заглядывают вглубь хорошо известного старого. 

Лексическая работа

- Значение каких слов вам непонятно? (Просвещенья, парадоксов, гений.)

Научная группа (три ученика – по одному от каждого ряда) подготовит разъяснение данным словам.

(После работы со словарём верный ответ озвучивается и выводится на слайде на экран. Остальные учащиеся записывают толкование в театрадь.)

Гений – человек, обладающий высшей степенью одарённости, таланта.

Парадокс (от греч. «неожиданный, странный») – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу.

Просвещенье – распространение знаний, образование.

Личностные результаты:

воспитывать эстетическое чувство, осознание красоты слова.

Познавательные УУД:

Владеть навыками работы со словарем.

Регулятивные УУД: 

высказывать предположения на основе наблюдений.

  1. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, что мы знаем об А.С. Пушкине, его творческом наследии и о его роли в развитии современного русского языка.

(Выступление учащегося на 2-3 минуты.)

- Что ещё было задано на дом? (Подобрать словарные слова из сказок А.С.Пушкина – по группам, каждому ряду давалась своя сказка.) Ученики по цепочке диктуют слова, остальные записывают их, обозначают все орфограммы. Приблизительный получившийся ряд может быть таким:

Корабль, кровать, месяц, орех, отец, дорога, яблоко, город,  ветер.

Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

 

Регулятивные УУД: 

владеть умением самостоятельно пользоваться справочной литературой; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты:

воспитывать эстетическое восприятие.

  1. Повторение ранее изученного материала.

- Ребята, как мы называем такую орфограмму? (Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением).Чтобы не ошибиться в правописании этих слов, нам нужно их запомнить, что вы и сделали в домашней работе. Но давайте вспомним, как мы поступаем со словами, в которых безударную гласную в корне можно проверить ударением.

Блиц-опрос:

- Какой слог называется ударным, а какой – безударным?

- Какие гласные называются безударными?

- В какой части слова может находиться безударная гласная?

- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать эти слова?

- Как определить безударную гласную в корне слова?

- Что такое проверяемое и проверочное слова?  

(Ответы детей, потом ответы открываются на слайдах.)

Регулятивные УУД: 

систематизировать имеющиеся знания о правописании безударной гласной в корне слова.

  1. Закрепление изученного.

- Записываем и подбираем проверочные слова по цепочке (под диктовку):

Зелёная тр…ва, кр…сивый цветок, маленький пт…нец,

т…жёлый камень, …сенний дождь, съедобные гр...бы,

страшная т...мнота, живой св...тлячок, птицы ул...тели,

идут д…жди, в тетрадь вып...сал слова, вода зат...пила,

разв...зал бант, громко см…ялся, капелька задр...жала.

Работа по уровням (на карточках).

1 уровень. Списать отрывок, вставляя пропущенные буквы. Надписать проверочные слова.

Вет..р на море гуляет

И к..раблик подг..няет;

Он б..жит себе в в..лнах

На раздутых п..русах.

2 уровень. Восстановить предложения.

море, ветер, гуляет, на

кораблик, подгоняет, и;

бежит, в, себе, волнах, он

парусах, раздутых, на.

3 уровень. Списать, исправив ошибки.

Ветир на море гуляет

И караблик подганяет;

Он бижит сибе в валнах

На раздутых порусах.

Ученики вспоминают, из какого произведения эти строки.

Выборочное списывание с элементами распределительного диктанта:

ученик наизусть читает отрывок из «Руслана и Людмилы» (было дано индивидуальное задание заранее). Затем текст открывается на слайде.

- Попробуем найти орфограмму «безударная гласная в корне». Разведем найденные слова по двум столбикам: проверяемая (подберем проверочное слово) и непроверяемая безуд. гласная.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям.

Познавательные УУД: владеть приемами осмысленного чтения и выборочного/творческого списывания.

Личностные результаты:

воспитывать эстетическое восприятие.

  1. Подведение итогов урока, задавание на дом.

Учащиеся ещё раз формулируют правило, которым пользовались на уроке. Оценивают свою работу на уроке и уровень остаточных знаний: что помнят из начальной школы, насколько хорошо помнят. Высказывают предположения, как произведения выдающегося русского поэта помогли им на этом уроке и почему мы можем изучать творчество А.С. Пушкина не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка.

Записывают Д.З.: упр. 57.

Регулятивные УУД: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы; оценивать результат; соотносить цели и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме; осуществлять речевой самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Разработка урока русского языка  для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Данный материал можно использовать в качестве карточек...

Тренажер для работы с учащимися по освоению правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Данный тренажер предназначен для индивидуально-групповой работы с учащимися, может быть использован учителями на уроках письма на этапах знакомства с новой темой, закрепления и повторения; воспитателя...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Технологическая  карта урока по  русскому  языку в 5 классе по  теме  "Безударные  гласные в корне слова ,проверяемые ударением", презентация? рабочие материалы...

Технологическая карта урока к уроку в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Цели: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки  безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и  в сотрудничестве с учителем. Научить обучающихся ...

Конспект урока "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением."

Разработка урока "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" в 5 классе...