«Электронные средства обучения как возможность дистанционного обучения учащихся»
статья по русскому языку на тему

Старец Ирина Николаевна

В статье представлена роль дистанционного обучения как способа обучения учащихся в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektronnye_sredstva.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Статья
  2. «Электронные средства обучения как возможность  дистанционного обучения учащихся»

Реформирование современного образования прежде всего связано с глубоким обновлением содержания образования, а также его форм и методов обучения. Использование информационных технологий в преподавании является сегодня необходимостью.  

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем  и учащимся.  Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

        Зачем и когда можно использовать дистанционно-компьютерные технологии в обучении?

Данный способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

  • при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • при выполнение проектов и исследовательских работ учащимися;
  • с детьми, находящимися на домашнем индивидуальном обучении;
  • с часто болеющими ребятами или участвующими в длительных спортивных сборах, соревнованиях;
  • при работе с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  • при длительном отсутствии детей в классе во время карантина;
  • при подготовке к контрольным и обобщающим урокам – использование нестандартных и занимательных заданий (кроссворды, ребусы, филлворды и др.);
  • при участии в олимпиадах и конкурсах.

        В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала.

        Интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.

    Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:

  • компьютерные обучающие программы;
  • электронные учебные пособия;
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
  • электронные справочники;
  • учебные аудио и видеоматериалы;
  • информационные материалы

Работа с электронными средствами обучения решает следующие проблемы:

  • образовательные – изучение компьютера как объекта познания; рациональное, грамотное, эффективное использование компьютера и прикладных программ в учебной и профессиональной деятельности;
  • педагогические – быстрое и качественное овладение изучаемым материалом; его визуализация; обеспечение индивидуальных траекторий обучения обучающихся;
  • организационные – проведение компьютерного тестирования, учета и планирования.

         Современные подходы к обучению по русскому языку предполагают, что учащиеся  не просто овладеют определенной системой ЗУНов, но и приобретут некую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, практической деятельности и повседневной жизни.

Сейчас в гимназии создается организационно – технологическая основа информационной образовательной среды ОУ с использованием системы Moodl. Данная система программного обеспечения  предоставляет  учителю  широкие возможности по размещению учебно – методического обеспечения образовательного курса.  В настоящее время идет ее содержательное пополнение.

Второй год мы активно работаем над созданием электронных средств обучения,  начинали с разработки электронных контрольных измерителей. Сегодня разработаны  электронные КИМы по всем темам учебной программы «Русский язык», включая текущий и итоговый контроль.

В настоящее время ведется работа  над созданием электронного УМК по русскому языку.

Данная технология позволяет организовать единое рабочее пространство для обучающихся и педагога с полным набором современных инструментов обучения и может использоваться как  непосредственно на практических занятиях, так и дистанционно через глобальную сеть.

 Электронный методический комплекс содержит в себе следующие элементы:

  • Электронные конспекты, содержащие в себе, в том числе и объекты мультимедиа (презентации, аудио- и видеофрагменты), ссылки на ресурсы сети Интернет, позволяющие расширить свои знания за рамками курса предмета.

Ученик имеет возможность как во время занятия, так и вне его дистанционно получить доступ к теоретическим знаниям, необходимым для отработки практических навыков.

  • Для закрепления и оценки своих знаний ЭМК позволяет проводить разноуровневое тестирование после каждого раздела или темы курса.
  • Одним из модулей комплекса является глоссарий, наполнять который может как ученик, так и учитель. Термины, находящиеся в глоссарии, автоматически будут выделяться в любом тексте, встречающемся в комплексе.
  • Все выполненные работы оцениваются либо автоматически (в случае с тестом). Обучающийся имеет возможность в любой момент просмотреть только свои оценки по выполненным работам.
  • Система позволяет организовывать работу обучающихся группой, в этом случае выполнять задание участники группы могут совместно.

Использование ЭМК вносит в образовательный процесс следующие преимущества:

  • Гибкость - предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, не ограничивая получение навыков обучающимся в рамках  занятия.
  • Модульность  - обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию.
  • Охват - обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и педагогами.
  • Технологичность - означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных технологий.
  • Социальное равноправие - обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося.
  • Новая роль педагога, который должен организовывать и координировать познавательный процесс (выступать менеджером учебного процесса), постоянно усовершенствовать свои модули, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области образования.

Определена структура   ЭУМК (электронно - учебно методический комплекс):

  • ориентировочная часть (цели, информационные ресурсы);
  • информационная часть (основное содержание по темам, к/р, п/р, промежуточный контроль,  вопросы для повторения, тестовые задания для самоконтроля и контроля к модулю, задания для с/р).
  • диагностическая часть (итоговый контроль в форме зачета, экзамена).

Наиболее часто применяются компьютерные презентации для проведения занятий. Использование мультимедийных презентаций позволяет  сделать занятие более наглядным, повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание студентов на  важных моментах изучаемой темы, тем самым повысить качество усвоения материала. Презентации могут сопровождаться музыкой, голосом. Системное использование презентаций в преподавании истории, как показывает опыт, приводит к активизации мыслительной деятельности обучающихся и студентов.

Сегодня созданы презентации по всем основным разделам курса «Русский язык»: «Морфология», «Синтаксис» и др.

Учебные видеоматериалы применяются в учебном процессе сегодня достаточно часто. Демонстрация учебных видеофильмов-видеороликов позволяет заменить учителя  как источник новой информации, помогает ознакомиться с новым материалом на основе непосредственного восприятия, довести до обучающихся основные понятия, сформулировать определения, положения, разъяснить, проиллюстрировать их, а также сделать вывод.

Сегодня применяются видеоматериалы по следующим темам на уроках литературы:

  1. «Пушкиногорье»
  2. «Герои произведений Н.В. Гоголя»
  3. «По страницам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  4. «А. Ахматова и Петербург».

В этом году представлены материалы  к  созданию и пополнению электронного методического кабинета, данное электронное средство является новшеством нынешнего года.

Электронный методический кабинет позволяет работать с обучающимися дистанционно.

Заложена база создания  электронных учебников и пособий. Создавая учебники мы стремимся, чтобы каждый из учебников являлся уникальным, отражал важные моменты, классификации, исторические факты, содержал богатый иллюстративный материал. Тестовые и контролирующие программы в составе электронных учебников позволяют быстро установить обратную связь с обучающимися, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому уроку, а также экономить время на учебных занятиях. Снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения при контроле знаний, объективно выставлять оценки. Вследствие объективности выставления оценок обучающиеся адекватно оценивают свои возможности.  

     Типы электронных учебников:

  • предметно-ориентированные ЭУ (электронные учебники);
  • предметно ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов, предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала;
  • предметно ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала;
  • электронные автоматизированные системы развития способностей.

Разделы электронного учебника:

  • содержание программы дисциплины;
  • основной курс;
  • методические рекомендации к семинарским занятиям:
  • структурно-логические схемы;
  • вопросы для контроля и самоконтроля;
  • тестовые задания по темам;
  • тематика сообщений, выступлений, докладов;
  • методические рекомендации к самостоятельной работе;
  • экзаменационные вопросы.

В ЭУ, кроме того, присутствуют список литературы и глоссарий, на которые обеспечиваются соответствующие ссылки из основного текста.

Каждый раздел последнего может содержать следующие части: 

  • теоретическая часть, в основе которой гипертекст с рисунками, таблицами, аудио- и видеосюжетами. Дополнением к гипертексту являются наглядные компьютерные модели, иллюстрирующие в динамике изучаемые объекты или процессы, с возможностью варьирования тех или иных параметров с целью изучения их влияния на объект или процесс;
  • практическая часть, где представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с выдачей минимальных пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. В качестве аналога традиционных контрольных и практических работ предлагаются наглядные компьютерные модели;
  • контрольная часть - набор тестов, включающий вопросы по теоретической части;
  • справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель (система поиска);
  • система помощи, содержащая описание правил работы с компьютерным учебником и методические рекомендации.

Создание электронных образовательных средств позволит  получить положительные   результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в гимназии:

  • повышение мотивации обучающихся к изучению дисциплины;
  • эффективно и объективно проводить контроль знаний обучающихся по сравнению с устным и письменным контролем;
  • использование информационно-коммуникационных технологий обучающимися при подготовке к  научно-исследовательским работам;
  • создание информационного ресурсного центра гимназии;
  • обращение обучающихся  при подготовке  домашних заданий к различным информационным источникам.

      Таким образом, обучающиеся путем использования информационных технологий повышают уровень обученности и качество знаний.

         Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 

        Примерно 60 лет назад появился первый компьютер. Всего около 20 лет назад появились первые электронные образовательные ресурсы (заметим, печатной книге – около 500 лет). Сегодня мы уже говорим о мультимедийном обеспечении образовательных дисциплин.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что электронные образовательные ресурсы  позволяют решить основную  задачу ФГОСов – развивать основные компетентности ребенка.  

Автор статьи: Cтарец Ирина Николаевна

Должность: учитель

Место работы: ГБОУ Гимназия №261

Телефон: 8-911-169-96-78

Эл. адрес: vork61@yandex.ru

Список используемых источников

  1. УДК 681.3.06. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов/ Лебедева М.Б., Агопонов С.В., Горюнова М.А., Костиков А.Н., Костикова Н.А., Никитина Л.Н., Соколова И.И., Степаненко Е.Б., Фрадкин В.Е., Шилова О.Н. / Под общ. Ред М.Б. Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 336 с.: ил. + CD-ROM – (ИиИКТ).
  2. УДК 681.3.06. Сидорова Е.В., Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 288 с.: ил. – (ИиИКТ).
  3. УДК 681.3. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle.Учебно-методическое пособие. – СПб., 2012. - 108 с.
  4. www.moodle.org
  5. http://www.opentechnology.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронно-методический комплекс. Дидактические возможности и технологии электронных средств обучения

В своем обращении к Федеральному Собранию Владимир Путин отметил важность развития  в России электронного и дистанционного образования.  Профильным министерствам уже направлено поручение при...

Использование электронных средств обучения на уроках химии

Использование электронных средств обучения на уроках химии...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

Виды электронных средств обучения и их анализ

Краткий обзор электронных средств обучения, применяемых в школе, а также поверхностный анализ целесообразоности их применения с учётом особеннстей преподавания....

«Электронные средства обучения как возможность дистанционного обучения учащихся»

статьи рекомендованы учителям русского языка и литературы с целью  описания методов и приемов  организации дистанционного обучения...

Формирование лексико-грамматических навыков с использованием интерактивных и электронных средств обучения по теме "Пассивный залог"

Формирование лексико-грамматических навыков невозможно без многократного повторения действий в рамках тренировочных заданий. Использование интерактивных и электронных средств обучения позволяет сделат...