Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

При разработке урока использован личностно-ориентированная технология обучения, который ориентирован на развитие духовного потенциала личности. его творческих способностей и интереса к предмету. Тип урока усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем. Тема сложноподчиненные предложения с несколькими предложениями - одна из важных и нужных. Помогает правильно строить предложения, выразить правильно наиболее сложную мысль как устную, так и письменную. Для решения основных вопросов урока: могут ли несколько придаточных предложений быть в одном предложении, как, каким образом несколько придаточных предложений с главным использована форму урока урок - задача. Такая форма проведения урока - одна из основных направлений личностно- ориентированного обучения. Это помогает раскрыть тему урока, заитересовать личность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bagazinoy_zk_spp_s_neskolkimi_pridat_.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

  • Автор - составитель урока - учитель русского языка и литературы Байгазина Зиля Касимовна.
  • Предмет – русский язык.
  • 9 класс.
  • Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, А.М.Александрова / - М.: Просвещение, 2010.
  • Страницы с 103 по 112.
  • Демонстрационные материалы: схемы, тексты о цветах, иллюстрации цветов, репродукции картин И.И.Левитана, картины художников Татышлинского района, презентация, интерактивная доска.
  • Тип урока: усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.
  • Метод урока: урок - задача, поиск.
  • Приемы: познавать, конструировать, решать, доказывать, аргументировать.

             Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

             Цель урока:

Образовательная: познакомиться с СПП с несколькими придаточными, познакомиться с их структурой, научиться определять способы присоединения нескольких придаточных к главному.

Развивающая: составлять сложноподчиненные предложения с разными видами подчинительной связи.

Воспитательная: любить Родину, беречь и охранять природу, знать русскую культуру, творчество родного края.

    Ход урока:

Здравствуй, мир!

Здравствуй, миг!

Здравствуй, век!

Здравствуй, добрый человек!

        

         Дорогие ребята,  сегодня с  вами будет удивляться, тянуться к знаниям, приглядываться, впадать в изумление учитель русского языка и литературы средней школы №1  Байгазина Зиля Касимовна.

Кроме того, что мы будем говорить об особенностях СПП, сегодня

перед нами откроются залы Третьяковской галереи. Москва.  В одном из домов жил великий художник И.И. Левитан. В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи. Перед полотнами Левитана останавливаешься с трепетом в душе. Вот они перед вами.

        (демонстрация  картин Левитана)

Понравились картины? О чем пишет великий художник? ( О природе, цветах, о родине) Что такое пейзажная живопись?  Пейза́жная живопись — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Чему учат картины Левитана? (любить Родину, природу)

Любить Родину! Что это значит? (Это значит быть патриотом своей страны. Это значит приносить пользу Родине.  Как? Своим каждоневным трудом – учёбой!)

 Да, красоту Родины показывает в картинах Левитан, а мы найдем эту красоту в предложениях. Запись числа и темы урока.

Ребята, как вы думаете, какие цели мы можем поставить по этой теме, какие задачи будем решать? (Целеполагание)

Могут ли несколько придаточных предложений быть в одном предложении? Каким образом могут связываться несколько придаточных  предложений в одном сложноподчинённом предложении нужно подумать? Это основные вопросы темы. Урок проведем в форме урока-задачи. Мы будем познавать, конструировать, решать, доказывать, аргументировать. Для этого разделимся на группы. 1 2 3 гр. Определим ведущих.

Картина Левитана «Лето».

Читаем легенду «Ромашки».

Ромашки по форме схожи с зонтиками. По легенде они в давние времена были зонтиками у маленьких гномиков. Начнётся в степи дождь, гномик укроется ромашкой.  Дождь стучит по ромашковому зонтику, а гномик остаётся совершенно сухим. А ещё ромашки похожи на удивительные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и если внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох. Это шорох белых ромашковых ресниц. Удивлённые глаза ромашки несколько месяцев смотрят на небо, стараясь понять движение облаков, звёзд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся – и начинают моргать своими белыми ресницами. Ромашка вместе с берёзой символизирует неповторимый русский пейзаж.

 

- Ребята, что является символом русского поля, русского пейзажа?

Перед нами 2 выделенных предложения.  Начнётся в степи дождь, гномик укроется ромашкой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, а гномик остаётся совершенно сухим.

Задача 1. Сконструировать предложение СПП с 1 главным предложением  и 2 придаточными.

Когда начнётся в степи дождь, гномик укроется ромашкой, чтобы остаться совершенно сухим. (Записываем предложение).

 Полный разбор предложения. Сейчас нужно определить вид подчинительной связи. Этому поможет иерархическая схема. Перед вами три схемы, нужно определить, какая схема подходит этому предложению. Работаем в паре, в группах (один ученик вывешивает на доске, остальные в тетрадях) Вывод: перед нами СПП с параллельным (неоднородным) соподчинением.

Задание. Найти СПП с несколькими  придаточными в этом тексте.

Работа с предложением в тетради (Если в сухой ветреный день выйти на луг) и (если =), [то =].

Задача 2. Определить, в чём сходство между придаточными предложениями в сложноподчиненном предложении.

Если в сухой ветреный день выйти на луг и если внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох.

Называют признаки. Как называется связь между придаточными предложениями и главным предложением. Как выглядит схема? (Вывешиваем одну схему на доске)  Это СПП с однородным соподчинением. (Схему рисуют в тетради).

Задача 3. Определить, в чём различие между предложениями с однородным соподчинением.

(Если в сухой ветреный день выйти на луг) и (если внимательно прислушаться), [ то можно услышать тихий шорох].

(Если =) и (если =), [то =].

(Если в сухой ветреный день выйти на луг) и (внимательно прислушаться), [то можно услышать тихий шорох].

(Если =) и (=), [ то = ].

Вывод. Второй подчинительный союз опущен. Такие предложения возможны. Надо быть внимательным. (Работа со знаками препинания между однородными придаточными предложениями). Итак, мы познакомились со второй подчинительной связью.

Перед нами картина Левитана «Букет васильков».

Ребята, вы знаете, что в природе бывают чудеса. Одно из чудес – васильки. Своей  нежностью согревает нас цветок - василек.

Задача 4. Можно ли доказать, что одно предложение  зависит от другого? (Записываем предложение)

        [ Мгновенно случилось чудо] ,(потому что среди колосьев выросли великолепные синие цветы), (которые были схожи своей синевой со знойным небом).

        [=  -  ] ,( потому что =  - ),  ( которые =). (Ваши суждения!) А теперь сами попробуйте построить схему данного предложения.

Вывод: надо установить смысловые отношения, сделать иерархическую схему. Мы доказали, что одно предложение  зависит от другого. Это СПП с последовательным подчинением.    

Молодцы, справились. Сейчас могу дать название каждой группе. СПП с параллельным соподчинением, СПП с последовательным  подчинением, СПП с однородным соподчинением.  А если поменяться местами, перейдем из одной группы в другую. Что получится? Комбинируются последовательное  подчинение и соподчинение. Это сложная структура СПП.

Работа с учебником. Стр.106.  

 

Светлеет грусть, когда цветут цветы,

Когда брожу я многоцветным лугом

Один или с хорошим другом,

Который сам не терпит суеты.

                                ( Н. Рубцов.)

Задание:

- Определить виды подчинительной связи.

Вывод:

Виды подчинительной связи:

  • Последовательное подчинение
  • Однородное соподчинение
  •  Параллельное (неоднородное) соподчинение

И может быть  сложная структура сложноподчиненного  предложения

Мы с вами познакомились с особенностями СПП. Зачем это нам надо?! Я отвечу: мы общаемся с кем-то, кто-то пишет стихи, сочинения. Нам нужны всегда в жизни лаконичные предложения.  СПП с несколькими придаточными нам всегда в жизни будут помогать. Запомните эти схемы и используйте в работе.

В начале урока мы говорили о полотнах Левитана, а ведь и в нашем районе есть свои «Левитаны». Это художники Татышлинского района. Кого из них вы знаете?

  • Менсадык Гарипов – художник-график, иллюстратор детской книги. Заслуженный художник Удмуртии.
  • Индус Давлетов – художник-живописец, художник-монументалист. В школе была организована персональная выставка его картин, некоторые из них он подарил школе. Живет в Уфе.
  • Рамзиль Султанов - художник-живописец. Живет в деревне Чургульды. Организует персональные выставки. Победитель многих республиканских выставок.
  • Кочарина Нафиса Ниловна – педагог, художник-живописец. Живет в Татышлах. Организует персональные выставки. Победитель республиканских выставок.

(Знакомство с картинами художников)

Рефлексия.

  • Что мне больше  понравилось на уроке:  познавать, конструировать, решать, аргументировать?
  • Зачем нужно знать виды подчинительной связи? (Чтобы правильно строить предложения сложной конструкции. Правильно выразить наиболее сложную мысль).
  • Что нового я узнал на уроке?

Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на тему: «Красота родного края в искусстве».  Использовать предложения разной конструкции, с которыми мы познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

Тренажер «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Тренажер «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» создан для индивидуальной работы ученика. Презентация-тренажер состоит из 23 слайдов. В тренажере четыре блока заданий: ТЕОРИЯ, ПРА...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

В данном  материале  представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной те...

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Презентация  содержит объяснение структуры СПП с несколькими придаточными, типов связи между частями. Данный наглядный материал поможет повторить изученное ранне или разобраться в материале само...

презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

материал содержит теоретические сведения и практический материал для самостоятельной работы...