Рабочая программа по русскому языку 8 класс (ФГОС), 2016-2017 год
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Булыгина Наталия Владимировна

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_lvov_fgos.doc353.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пречистенская средняя школа

Утверждена приказом директора школы

№_____ от _______________ г.

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

8 А, Б   классы

Учитель:

Булыгина Наталия Владимировна


п. Пречистое

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:

  1. Федеральный государственный образовательный  стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).  
  2.  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067).
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / (под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова). – М.:  Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
  4. Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
  6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы/  М.:  Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
  7. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2016-2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
  8. Положение об учебной рабочей программе педагога в муниципальном образовательном учреждении Пречистенской средней общеобразовательной школе (утверждено приказом директора школы №136 от  31.08.2016 г.)

 

Используемый УМК:

  1. Программа по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009.
  2.  С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. – 9-е издание, стереотип. – М.: Мнемозина, 2013.

Часов в неделю: 3

Часов за год: 102

Уровень обучения: базовый

Отличия от авторской программы:

Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, в учебный план были внесены следующие изменения в распределении времени на программные темы.

 Названия тем курса

Кол-во часов по программе С.И. Львовой

Кол-во часов в рабочей программе

Отличия от авторской программы.

Использование часов из раздела «Повторение изученного»

Контрольные работы

Развитие речи

Русский язык – национальный язык русского народа

2

2

Стартовая контрольная работа

Повторение изученного в 5-7 классах

7

8

1

1

1

Функциональные разновидности русского языка

14

14

1

3

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики

2

2

Словосочетание как единица синтаксиса

3

4

1

Контрольная работа за полугодие

1

Предложение как единица синтаксиса

12

18

6

2

2

Односоставные предложения

15

15

1

3

Простое осложненное предложение

37

37

2

2

Повторение изученного

10

2+1ч резерва

2

Итоговая контрольная работа

ИТОГО

102

102

10

10

12


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Кол-во часов

Содержание раздела, темы

Характеристика

деятельности обучающихся

Формы организации учебных занятий

Русский язык – национальный язык русского народа.

2

  • Язык как основное средство общения.
  • Русский язык как государственный язык РФ, как средство межнационального общения.
  • Роль языка в мире.

  • Уметь определять роль русского языка в международных отношениях
  • Уметь бережно и сознательно относится к русскому языку как национальной ценности.
  • Уметь использовать полученные знания по теме.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава. самоконтроль и самопроверка

Повторение изученного в 5-7 классах

8

  • Слово как основная единица языка.
  • Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари.
  • Трудные случаи орфографии.
  • Трудные случаи пунктуации. Основные функции знаков препинания: завершение предложений (знаки завершения), разделение на смысловые отрезки (разделительные знаки), выделение смысловых отрезков (выделительные знаки).
  • Уметь определять основные языковые единицы.
  • Уметь работать с толковым, идеографическим учебным словарем, а также со словарями синонимов и фразеологизмов.
  • Уметь определять морфемный состав слов и опираться на него в процессе орфографического разбора.
  • Уметь определять морфемный состав слов и опираться на него в процессе орфографического разбора.
  • Уметь работать со школьным этимологическим словариком для аргументации правописания исконно русских и иноязычных слов.
  • Уметь правильно ставить (не ставить) знаки препинания в сложном предложении.
  • Уметь правильно ставить (не ставить) знаки препинания перед союзом и.
  • Уметь использовать полученные знания по теме.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), орфографический и пунктуационный практикум, работа с текстом, работа с деформированным текстом, перевод информации из одной формы в другую.

Функциональные разновидности русского языка

14

  • Функциональные разновидности языка. Основные сферы общения.
    Задачи речи. Основные способы воздействия на читателя (слушателя).
  • Разговорная речь. Особенности разговорной речи, основные жанры.
  • Синтаксические средства разговорной речи.
  • Официально-деловой стиль речи. Особенности содержания официально-делового стиля, основные жанры.
  • Синтаксические особенности официально-делового стиля.
  • Публицистический стиль. Цель, сфера применения.
  • Основные жанры публицистического стиля речи.
  • Интонационные и синтаксические особенности публицистического стиля
  • Язык художественной литературы. Особенности по цели высказывания, средства выразительности
  • Уметь анализировать тексты разных стилей речи.
  • Уметь создавать тексты разных стилей речи.
  • Уметь использовать рациональные приёмы работы со словарями в поисках необходимой информации.
  • Уметь передавать содержание текста с сохранением его стилевых особенностей.
  • Уметь анализировать речевые образцы с точки зрения проявления основных признаков данного стиля речи.
  • Уметь сжато излагать текст.
  • Уметь исправлять недочеты при редактировании текста.
  • Уметь использовать полученные знания по теме.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), орфографический и пунктуационный практикум, работа с текстом, работа с деформированным текстом, перевод информации из одной формы в другую.

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики

2

  • Пунктуация как раздел лингвистики.
  • Синтаксис как раздел лингвистики

  • Уметь определять виды синтаксической связи.
  • Уметь применять изученные пунктуационные правила на практике.
  • Уметь использовать полученные знания по теме.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава. самоконтроль и самопроверка

Словосочетание как единица синтаксиса

4

  • Словосочетание и его признаки.
  • Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.
  • Виды словосочетаний по способу связи.
  • Средства связи слов в словосочетании.
  • Совершенствовать умение вычленять словосочетания из предложения.
  • Уметь правильно использовать синонимичные по значению словосочетания.
  • Уметь использовать полученные знания по теме.
  • Уметь применять полученные знания на практике.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава. самоконтроль и самопроверка

Предложение как единица синтаксиса

18

  • Предложение как основная единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание.
  • Виды предложений по цели высказывания.
  • Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности.
  • Виды предложений по наличию второстепенных членов. Виды предложений по наличию необходимых членов предложения.
  • Предложение как элемент текста. Слово-предложение.
  • Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ.
  • Морфологические способы выражения подлежащего.
  • Морфологические способы выражения разных видов сказуемого.
  • Способы связи сказуемого с подлежащим.
  • Предложения распространенные и нераспространенные. Синонимия нераспространенных и распространенных предложений.
  • Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (определение).
  • Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (дополнение).
  • Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (обстоятельство).
  • Культура речи. Правильное построение простого предложения.
  • Уметь определять границы предложений и способов передачи их в устной и письменной речи.
  • Уметь использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях.
  • Уметь использовать языковые формы побуждения в побудительных предложениях.
  • Уметь использовать речевые этикетные формулы смягчения приказа.
  • Уметь передавать с помощью интонации различные чувства в восклицательных предложениях.
  • Уметь использовать риторическое восклицание.
  • Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения.
  • Уметь использовать экспрессивные средства выражения значения утверждения.
  • Уметь использовать в отрицательных предложениях этикетные формулы смягчения приказа.
  • Уметь различать распространённые и нераспространённые предложения,
  • Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения.
  • Уметь проводить подробный анализ синтаксических признаков предложения.
  • Уметь выделять грамматические основы в простом и сложном предложении.
  • Уметь правильно согласовывать подлежащее со сказуемым.
  • Уметь различать способы выражения сказуемого.
  • Уметь различать составные глагольные и составные именные сказуемые.
  • Уметь правильно употреблять тире между подлежащим и сказуемым.
  • Уметь определять главные и второстепенные члены предложения.
  • Уметь правильно употреблять дефис между определяемым словом и приложением.
  • Уметь определять согласованные и несогласованные определения, приложения.
  • Уметь находить в предложении дополнение, определять его вид.
  • Уметь использовать обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах.
  • Уметь правильно определять роль второстепенных членов.
  • Уметь правильно употреблять в речи простые предложения.
  • Уметь правильно употреблять в речи  главные и второстепенные члены предложения.
  • Уметь применять полученные знания на практике.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), орфографический и пунктуационный практикум, работа с текстом, работа с деформированным текстом, перевод информации из одной формы в другую.

Односоставные предложения

15

  • Односоставные предложения, их грамматические признаки.
  • Виды односоставных предложений.
  • Типичные модели назывных предложений. Именительный представления.
  • Типичные модели односоставных глагольных предложений (определённо-личное).
  • Типичные модели односоставных глагольных предложений (неопределённо-личное).
  • Типичные модели односоставных глагольных предложений (обобщённо-личное).
  • Типичные модели односоставных глагольных предложений (безличное).
  • Морфологические средства выражения главного члена в безличном
    предложении: безличный глагол, личный глагол в безличном значении, инфинитив.
  • Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, виды односоставных предложений.
  • Уметь различать односоставные и неполные двусоставные предложения,
  • Уметь определять вид односоставных предложений.
  • Уметь определять вид односоставных предложений, использовать в речи односоставные предложения.
  • Уметь определять морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении.
  • Уметь правильно и уместно использовать в собственных высказываниях возможностей синонимической замены односоставных предложений разных видов.
  • Уметь применять полученные знания на практике.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), орфографический и пунктуационный практикум, работа с текстом, работа с деформированным текстом, перевод информации из одной формы в другую.

Простое осложненное предложение

37

Предложения с однородными членами предложения.

  • Однородные члены предложения, их признаки.
  • Способы связи однородных членов предложения.
  • Интонационные и пунктуационные особенности предложений
    с однородными членами.
  • Однородные и неоднородные определения.
  • Особенности интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах.
  • Стилистические возможности предложений с однородными членами.
  • Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами.

Предложения с обособленными членами предложения.

  • Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения.
  • Обособленные второстепенные члены предложения со значением
    добавочного сообщения.
  • Обособленные уточняющие члены предложения.
  • Обособленные определения.
  • Обособленные приложения.
  • Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными определениями.
  • Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.
  • Обособленные обстоятельства.
  • Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными обстоятельствами.
  • Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения.
  • Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными дополнениями.
  • Сравнительный оборот.
  • Интонационные и пунктуационные особенности предложения со сравнительным оборотом.
  • Уточняющие члены предложения.
  • Интонационные и пунктуационные особенности предложения с уточняющими членами.
  • Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями

  • Культура речи. Основные синтаксические нормы построения
    предложений с обращениями и междометиями.
  • Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.
  • Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
  • Группы вводных слов и выражений по значению.
  • Вводные предложения.
  • Вставные конструкции.
  • Предложения с обращениями. Обращение и способы его выражения.
  • Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением.
  • Основные функции обращения.
  • Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями.
  • Уметь делать синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.
  • Уметь правильно произносить и строить предложения с несколькими рядами однородных членов.
  • Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  • Уметь различать однородные и неоднородные определения.
  • Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.
  • Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.
  • Уметь использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей.
  • Уметь исправлять недочеты при редактировании текста.
  • Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения
  • Уметь правильно и уместно использовать обособленные определения и приложения в текстах разных стилей и типов речи.
  • Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными определениями и приложениями.
  • Уметь правильно использовать обособленные обстоятельства в текстах разных стилей и типов речи.
  • Уметь использовать обособленные дополнения в текстах разных стилей и типов речи.
  • Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.
  • Уметь использовать обособленные дополнения в текстах разных стилей и типов речи.
  • Уметь употреблять обособленные дополнения в собственной речи в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами.
  • Уметь опознавать разные виды обособленных членов предложения.
  • Уметь уместно использовать сравнительные обороты в текстах разных стилей и типов речи.
  • Уметь уместно использовать уточняющие и присоединительные члены предложения  в текстах разных стилей и типов речи.
  • Уметь правильно и аргументировано ставить знаки препинания в предложениях  с обособленными членами.
  • Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.
  • Уметь уместно и стилистически оправданно использовать в речи синонимические по значению вводные слова.
  • Уметь использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста.
  • Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.
  • Уметь стилистически оправданно использовать различные формы обращения в разных ситуациях общения.
  • Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с междометиями.
  • Уметь делать синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями и  словами да, нет.
  • Уметь исправлять типичные ошибки в построении предложений обособленными членами.
  • Уметь применять полученные знания на практике.

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), орфографический и пунктуационный практикум, работа с текстом, работа с деформированным текстом,  перевод информации из одной формы в другую.

Повторение изученного

3

Повторение изученного в 8 классе.

Уметь применять полученные знания на практике.

КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока

план

факт

I ЧЕТВЕРТЬ (29 часов)

1

Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Роль русского языка в международном общении.

2

Стартовая контрольная работа

3

Повторение изученного в 5-7 классах. Слово как основная единица языка. Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грамматических признаков и особенностей употребления в речи.       Лексика активного и пассивного употребления. Лингвистические словари и их разновидности

4

Русское правописание: орфография и пунктуация. Трудные случаи различения слов разных частей речи и определения морфемного состава слов. (Н и НН в словах разных частей речи.)

5

Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание созвучных слов.

6

Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи

7

Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания перед союзом  И  в простом  и  сложном предложении.

8

Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания   в простом осложненном предложении.

9

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».

10

Функциональные разновидности русского языка.

Урок развития речи. Разговорная речь. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры разговорной речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта»

11

Анализ контрольной работы по теме  «Повторение изученного в 5-7 классах».

Понятие о функциональных разновидностях русского языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы. Основные сферы общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая, словесно-художественное творчество. Задачи речи. Способы воздействия на читателя.

12

Урок развития речи. Сжатое изложение. Основные способы компрессии текста.

13

Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры официально-делового стиля речи.

14

Научный стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры научного  стиля речи.

15

Публицистический стиль речи. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры публицистического  стиля речи. Статья  и заметка.

16

Публицистический стиль речи. Репортаж. Репортаж-описание, репортаж-повествование

17

Урок развития речи. Классное сочинение (репортаж о посещении музея)

18

Язык художественной литературы. Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры языка художественной литературы.

19

Практикум по теме «Язык художественной литературы»

20

Практикум по теме «Функциональные разновидности русского языка»

21

Практикум по теме «Функциональные разновидности русского языка»

22

Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка»

23

Итоговая контрольная работа за полугодие.

24

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

25

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса (обобщение изученного). Интонационные средства синтаксиса, их грамматическая и смыслоразличительная роль. Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении.

26

Контрольный словарный диктант. Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные.  Основные модели словосочетаний каждого вида.

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

27

Окончание и предлог как средство связи слов в словосочетании, построенных по типу согласования. Окончание и предлог как средство связи слов в словосочетаниях, построенных по типу управления.

28

Урок развития речи. Сжатое изложение. Основные способы компрессии текста.

29

Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов. Проверочная работа (тест) по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»

II ЧЕТВЕРТЬ

30

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения. Основные признаки предложения. Предложение как единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Речевое высказывание и речевая ситуация. Цели речевого высказывания. Порядок слов в предложении.

31

Основные виды предложений. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация повествовательного предложения в русском языке. Интонация побудительного предложения в русском языке. Интонация вопросительного предложения в русском языке.

32

Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационные особенности восклицательных предложений и использование в них частиц. Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности: утвердительные и отрицательные.

33

Виды предложений  по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения. 

34

Виды предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные  предложения. Предложение как элемент текста.

35

Практикум по теме «Основные виды предложений».

36

Структура предложения. Структура предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Основные типы грамматических основ.

37

Морфологические способы выражения подлежащего.

38

Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное)

39

Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное). Проверочная работа по теме «Грамматическая основа предложения».

40

Тире между подлежащим и сказуемым

41

Проверочная работа (тест) по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении.

42

Второстепенные члены предложения,  их виды определений и способы выражения: определение (согласованное, несогласованное, приложение)

43

Урок развития речи. Классное сочинение. Описание памятника

44

Второстепенные члены предложения,  их виды и способы выражения: дополнение (прямое и косвенное)

45

Второстепенные члены предложения,  их виды и способы выражения: обстоятельство (времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условия, уступки)

46

Словарный диктант Инфинитив в роли разных членов предложения. Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами.

47

Культура речи. Правильное построение простого предложения. Способы связи подлежащего и сказуемого в предложении.

48

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса»

III четверть    

49

Односоставные предложения. Односоставные предложения, их грамматические признаки. Главный член односоставного предложения. Виды односоставных предложений: именные, глагольные.

50

Грамматические отличия  односоставных полных предложений и неполных двусоставных предложений

51

Односоставные предложения. Типичные модели назывных предложений. Распространённые и нераспространённые назывные предложения.

52

Урок развития речи. Сжатое изложение. Основные способы компрессии текста.

53

Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений Определенно-личное предложение

54

Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений. Неопределенно-личное предложение

55

Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений. Обобщенно-личное предложение

56

Практикум по теме «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения и неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения»

57

Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений. Безличное предложение

58

Односоставные предложения. Типичные модели односоставных глагольных предложений Безличное предложение. Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении.

59

Словарный диктант. Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

60

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

61

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

62

Урок развития речи. Подготовка к подробному изложению

63

Урок развития речи. Подробное изложение текста

64

Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами предложения. Простое осложненное предложение и его признаки. Однородные члены предложения, их признаки, способы связи. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Парное соединение однородных членов предложения.

65

Однородные и неоднородные определения. Интонационные особенности предложений с однородными определениями.

66

Практикум по теме «Знаки препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями»

67

Урок развития речи. Классное сочинение по картине К.Ф.Юона «Весенний солнечный день»

68

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения

69

Практикум по теме «Знаки препинания в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения»

70

Культура речи. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

71

Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами предложения»

72

Предложения с обособленными членами предложения. Предложения с обособленными членами предложения. Виды обособленных членов предложения.

73

Обособленные определения и приложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями.

74

Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения

75

Знаки препинания в предложении с несогласованными определениями и приложениями. Проверочная работа (тест) по теме «Обособление определений и приложений»

76

Урок развития речи. Сжатое изложение. Основные способы компрессии текста.

77

Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление определений и приложений»

78

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление определений и приложений»

79

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обособленные обстоятельства

80

Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами

81

Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами

IV ЧЕТВЕРТЬ

82

Обособление обстоятельств

83

Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями.

Подготовка к написанию домашнего сочинения 

84

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Способы выражения значения сравнения и уподобления

85

Обособление сравнительных  оборотов. Сравнительный оборот; его семантические и грамматические признаки

86

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом. Проверочная работа (тест) по теме «Обособление дополнений и обстоятельств»

87

Уточняющие и присоединительные члены предложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения

88

Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения

89

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

90

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

91

Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками.

92

Предложения с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Словарный диктант. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вводные предложения; их структурные особенности. Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению.

93

Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами

94

Урок развития речи. Подробное изложение 

95

Вставные конструкции. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вставными конструкциями

96

Обращение (распространенное и нераспространенное) и способы его выражения.

Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с  обращением. Особенности звательной интонации.

97

Предложения с междометиями и словами да, нет. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометием.

98

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами.

99

Практикум  по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»

100

Итоговая контрольная работа

101

Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками.

102

Резервный урок

Методический блок

Контроль планируемых результатов обучающихся 8 класса

Среди традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), предлагаются следующие:

  • работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным);
  • редактирование текста;
  • текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).

Среди нетрадиционных видов работы:

  • работа с портфолио учащегося по русскому языку;
  • презентация исследовательских работ обучающихся на общешкольной конференции.

Контрольные работы

Уроки развития речи

Примерная  тематика проектов  в 8 классе

У.2. Стартовая контрольная работа

У.10. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта»

Русский язык в нашей жизни

«Слова-пустышки».

У.9. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

У.12. Сжатое изложение. Основные способы компрессии текста.

Как учили грамоте на Руси.

Выдающиеся учёные-лингвисты

Богатство русского фразеологизма

У.23. Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка»

У.17. Классное сочинение (репортаж о посещении музея)

Влияние СМИ на речь современного школьника.

У.24. Итоговая контрольная работа за полугодие

У.28. Сжатое изложение. Основные способы компрессии текста.

Грамотность - залог профессиональной карьеры.

За чистоту русского языка!

У.48. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса»

У.43. Классное сочинение. Описание памятника

Изучение русского языка заграницей как способ приобщения к культуре России.

Для чего нужны правила

У.60. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

У.52. Сжатое изложение. Основные способы компрессии текста.

История письма.

Как интернет влияет на язык?

Невербальные средства общения

У.71. Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами предложения»

У.62. Урок развития речи.

Подготовка к подробному изложению

Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.

У.78. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление определений и приложений»

У.63. Урок развития речи.

Подробное изложение текста

Особенности употребления слов с переносным значением.

Особенности языка СМС сообщений.

У.90. Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

У.67. Классное сочинение по картине К.Ф. Юона «Весенний солнечный день»

Происхождение фамилий людей.

Психологический портрет
Русский язык… История, культура и гордость

Самое распространённое слово в русском языке.

У.100. Итоговая контрольная работа

У.76. Сжатое изложение. Основные способы компрессии текста.

Словарь устаревших слов (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

У.83. Подготовка к написанию домашнего сочинения

Топомнимы моего микрорайона

Утерянные буквы русского языка.

У.94. Подробное изложение

Школьные замечания

10 часов

12 часов

и другие …

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность. Аудирование

Выпускник научится:

  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

  • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
  • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
  • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • писать рецензии, рефераты;
  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
  • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • различать и анализировать тексты разных жанров,
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературысточки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
  • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
  • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

  • проводить фонетический анализ слова;
  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования;
  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информациюиз морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
  • группировать слова по тематическим группам;
  • подбирать к словам синонимы, антонимы;
  • опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • опознавать омонимы разных видов;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др. )и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
  • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
  • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии;
  • различать грамматические омонимы;
  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
  • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;
  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Выпускник должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Лист регистрации изменений к рабочей программе по русскому языку

учителя Булыгиной Н.В.

№ п/п

Дата изменения

Причина изменения

Суть изменения

Корректирующие действия

СОГЛАСОВАНО                                      Заместитель директора по УВР  ___________________

                                                                                                                                     Подпись

Дата ___________________           Расшифровка подписи _______________________________  


Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию по русскому языку

По: русскому языку

Учитель: Булыгина Н.В.

Класс: 8а, б

Количество часов: 102 часа (3 раза в неделю).

Программа: Авторская программа по русскому языку под редакцией  С.И. Львовой, В.В. Львова. М: Издательский центр «Мнемозина», 2009.

Учебник: С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. – 9-е издание, стереотип. – М.: Мнемозина, 2013.

Темы

По программе

По РП

Контр

работ

РР

Проведено часов

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

год

Русский язык – национальный язык русского народа.

2

2

1

Повторение изученного в 5-7 классах

7

8

1

1

Функциональные разновидности русского языка

14

14

1

3

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики

2

2

Словосочетание как единица синтаксиса

3

4

1

1

Предложение как единица синтаксиса

12

18

2

2

Односоставные предложения

15

15

1

3

Простое осложненное предложение

37

37

2

2

Повторение изученного

10

2+1ч резерва

1

ИТОГО

102

102

10

12