Викторина для учащихся 5 классов. Приводятся задания по русскому языку и литературе.
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Викторина рассчитана на 4 команды, в каждой команде 5 человек. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Знатоки». 5 класс

  1. Разминка
  2. Фонетика
  3. Орфография, пунктуация.
  4. Строение текста
  5. Конкурс капитанов. Кроссворд командам.

Разминка.  (Вопросы должны быть распечатаны на отдельных листочках. Члены команды вытягивают по одному билету).

  1. Каким членом предложения является обращение?
  2. Предложение, в котором есть только один главный член, называется…
  3. Какому предложению соответствует схема:

[       ] , и [      ].

  1. Раздел языкознания, который изучает звуки речи, называется…..
  2. На какие две большие группы делятся звуки?
  3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой, который, чей и обозначает признак предмета – это …
  4. В слове соберу в корне пишется е, а в корне слова собирать – и. Почему?
  5. Предложение, в котором две и больше грамматических основ, называется ….
  6. По цели высказывания предложение может быть трех видов: повествовательное, ……. и …. .
  7.  Чем является слово белый по отношению к слову черный?
  8.  Слова плот – плод, лук – луг, коса – коса являются ……
  9.  Союзы  И, А, НО являются ……
  10.  Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если  ….
  11.  Не с глаголами пишется слитно, если …
  12.  Каким членом предложения является слово корабль в предложении: Корабль мне подарил брат.
  13.  Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?
  14.  Чем похожи существительные ножницыбрюкичернила?
  15.  Какую часть слова можно в земле найти?
  16. Как называются слова, которые перестали употребляться в повседневной речи?
  17. Слова инъекция, шприц, наркоз, ампутировать называют, так как они употребляются только людьми определенной профессии.

2. Фонетика. Отгадайте загадку, ответ затранскрибируйте и выполните фонетический разбор слова.

Ребятам весело со мной:
На ножке я кручусь одной,
Пока верчусь,
Я не тужу,
Кружу — жужжу,
Жужжу — кружу.(юла)

На лесной  опушке,
Около избушки,
Выросли подружки  – 
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки. (елка)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)

Шелестя сухой травой,
Проползает кнут живой.
Приподнялся, зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея)

 3. Найдите и исправьте ошибки. В тексте допущены орфографические и пунктуационные ошибки.

Текст 1: Черёмуха дерево, которое зацвитает весной. Дохнёт весна первым теплом покроються нежной зеленью березки тут-то и заблагоухает черёмуха. Но не рви юноша  черемуху охапками. Пусть радует нас нарядное деревце  в саду и у речьки. В народе говорят о плодах черемухи Платье потерялось пуговки остались.

Текст 2. Голубой зимородок симпатичная птица. Он неселится возле больших водоёмов. Птичка прекрастно видит  в воздухе и в воде. Подолгу сидит рыбалов и ждет когда блестнет в глубине воды рыбка. Жди зимородок рыбку. Иногда рыболов сидит на стволе дерева смотрит на медленно текущую воду, наверное, он думает Нет ли в воде еще чего-нибудь вкусного?

Текст 3. Полночь прошла до рассвета оставалось часа два. Петухи не торопите утро! Звезды изчезают. В воздухе пахнет сыростью невольная дрож пробегает по телу. Мы шли степью по дороге к деревне. Скоро оттуда стали доносится голоса и звуки. Деревня распологается в живописных окресностях. По краям дороги ростут самые разные цветы васильки ромашки колокольчики.

Текст 4: Черёмуха дерево, которое зацвитает весной. Дохнёт весна первым теплом покроються нежной зеленью березки тут-то и заблагоухает черёмуха. Но не рви юноша  черемуху охапками. Пусть радует нас нарядное деревце  в саду и у речьки. В народе говорят о плодах черемухи Платье потерялось пуговки остались.

4. Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связный текст.  

Ответы.

1.      Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2.      Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3.      Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4.      Голова сказала: «Разойдемся!».

5.      И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6.      Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

 Ответ: 2, 5, 4, 6, 1, 3.

5.КОНКУРС КАПИТАНОВ.  КРОССВОРД

Составьте предложение, выполнив предварительные действия.

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

КРОССВОРД

Л

И

Т

у

р

Е

Р

А

Т

У

Р

А

  1. Автор романа – эпопеи «Война и мир», одним из героев которого является Петя Ростов.
  2. Образное определение.
  3. Средство выразительности, которое заключается в переносе свойств одного предмета на другой; скрытое сравнение.
  4. Автор рассказа «Муму».
  5. Троп, художественное преувеличение.
  6. Вывод в басне, к которому автор направляет читателя.
  7. Автор строк «Люблю грозу в начале мая…»
  8. Главный герой народной драмы,  отличающийся острым языком и веселым нравом.
  9. Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
  10. Определите средство выразительности:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…(А.С. Пушкин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Диалог с писателем как условие успешного выполнения учащимися сочинения на лингвистическую тему и олимпиадных заданий по русскому языку и литературе

Диалог с писателем  как условие успешного выполнения учащимися сочинения на лингвистическую тему и  олимпиадных заданий по русскому языку и литературе...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  Игра  «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»...