Главные вкладки

    Программа по русскому языку 5 - 9 классы предметная линия учебников Т.А. Ладыженской.
    рабочая программа по русскому языку на тему

    Федотова Ирина Юрьевна

    Программа по русскому языку 5 - 9 классы предметная линия учебников Т.А. Ладыженской.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp._fgos_._rya.docx198.84 КБ

    Предварительный просмотр:

                                      1.Введение.

    Данная рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с  Программой по русскому языку  предметной линии  учебников  для 5 – 9 классов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, М, «Просвещение», 2016.)  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

       

    Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

     общения во всех сферах жизни (в быту, в научном и художественно-словесном творчестве);

     хранения и передачи информации;

     связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

    Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

         Русский язык  в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

     

    Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:

            воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

            овладение  системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

            освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;

            развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

            совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

                           Общая характеристика учебного предмета

    В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.

    Программа содержит:

            отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

            сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

    Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

    Содержание курса русского (родного)  языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
    Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

    Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

    Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

             Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом  принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований   к  словарной   работе — развитие  у  школьников  умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями - справочниками.

       Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

    На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.

    Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

    Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических   конструкций;  совершенствования  орфографической  и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

    Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического,пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

    Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. 
    Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
    В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

    Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

     

     

                 Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане 

     

    Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов (из расчёта 35 учебных недель). В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.


             Согласно учебному плану школы программа  рассчитана на 34 учебные недели, поэтому   данная  рабочая программа по русскому языку для основного общего образования составлена из расчёта 34 учебных недель  и   составляет 714 часов (661ч+53 ч). В том числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе — 204 ч, в 7 классе — 136 ч, в 8 классе —102 ч, в 9 классе — 102 часа.

     

    1. Планируемые результаты  изучения  предмета «Русский язык».

     Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
          1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
         2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
         3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

    Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
    1) владение всеми видами речевой деятельности:
                Аудирование и чтение:
    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
    • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
    • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
    • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 
    свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
    • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
    • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
                Говорение и письмо:
    • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
    • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
    • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
    • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
    • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
    • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
    • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
    • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
    • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
    2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
    3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


    Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
         
    1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
        2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
       3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
       4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
      5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
       6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
      7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 
    определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
       8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
       9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

    1. Содержание  учебного предмета «Русский язык»

    Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

    Раздел 1. Речь и речевое общение

    1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

    2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

     

    Раздел 2. Речевая деятельность

    1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

    Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

    2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

    Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.

    Раздел 3. Текст

    1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

    Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

    Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.

    2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последова-тельность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.

    Раздел 4. Функциональные разновидности языка

    1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

    Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

    2. Установление принадлежности текста к определённой функциональ-ной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

     

    Содержание, обеспечивающее формирование языковой   и лингвистической (языковедческой) компетенции

     

    Раздел 5. Общие сведения о языке

    1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

    Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

    Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

    Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

    Лингвистика как наука о языке.

    Основные разделы лингвистики.

    Выдающиеся отечественные лингвисты.

    2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

    Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

    Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

    Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

    1. Фонетика как раздел лингвистики.

    Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

    Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

    Орфоэпический словарь.

    2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

    Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

    Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

    Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

    Раздел 7. Графика

    1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].

    2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.

    Раздел 8. Морфемика и словообразование

    1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

    Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

    Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

    Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

    Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

    Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

    Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразова-тельное гнездо слов.

    Словообразовательный и морфемный словари.

    Основные выразительные средства словообразования.

    2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

    Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

    Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

    Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

    Раздел 9. Лексикология и фразеология

    1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

    Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

    Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

    Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

    Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

    Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

    Стилистические пласты лексики.

    Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

    Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

    2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

    Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

    Проведение лексического разбора слов.

    Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

    Раздел 10. Морфология

    1. Морфология как раздел грамматики.

    Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

    Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

    Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

    Междометия и звукоподражательные слова.

    Омонимия слов разных частей речи.

    Словари грамматических трудностей.

    2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

    Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

    Раздел 11. Синтаксис

    1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

    Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

    Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

    Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.

    Виды односоставных предложений.

    Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

    Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

    Способы передачи чужой речи.

    2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

    Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

    Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

    1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

    Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

    Слитные, дефисные и раздельные написания.

    Употребление прописной и строчной буквы.

    Перенос слов.

    Орфографические словари и справочники.

    Пунктуация как система правил правописания.

    Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

    Знаки препинания в конце предложения.

    Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.

    Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

    Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

    Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

    Сочетание знаков препинания.

    2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

    Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

    Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

    Раздел 13. Язык и культура

    1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

    2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

                                                     4. Тематическое планирование.

                                                                 5 класс (170 часов)

    Раздел

    (34 недели)

    1

    Язык и общение

    2+1

    2

    Вспоминаем, повторяем, изучаем

    16+4

    3

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

    25+5

    4

    Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

    12+3

    5

    Лексика. Культура речи.

    7+2

    6

    Морфемика. Орфография. Культура речи.

    18+4

    7

    Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

    17+5

    8

    Имя прилагательное

    9+4

    9

    Глагол

    27+5

    10

    Повторение и систематизация изученного

    3+1

    Итого

    170

                                                                  6 класс  (204 часа).

    Раздел

    Количество часов

    (34 недель)

    1

    Язык. Речь. Общение

    3 + 1

    2

    Повторение изученного в 5 классе

    6 + 2

    3

    Текст

    3 + 2

    4

    Лексика. Культура речи

    10 + 2

    5

    Фразеология. Культура речи

    3 + 1

    6

    Словообразование. Орфография. Культура речи

    31 + 4

    7

    Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

    22 + 3

    8

    Имя прилагательное

    22 + 3

    9

    Имя числительное

    16 + 2

    10

    Местоимение

    23 + 3

    11

    Глагол

    30 + 6

    12

    Повторение и систематизация изученного в 5 – 6 классах. Культура речи

    5 +1

    Итого

    204

                                                                          7 класс  (136 часов).

    Раздел

    Количество часов

    (34  недель)

    1

    Русский язык как развивающееся явление

    1

    2

    Повторение изученного в 5 – 6 класса

    11 + 1

    3

    Тексты и стили речи

    4

    4

    Морфология и орфография. Культура речи. Причастие

    26 +7

    5

    Деепричастие

    10 + 1

    6

    Наречие

    26 + 5

    7

    Категория состояния

    2 + 2

    8

    Служебные части речи

    . Предлог

    1

    8

    9

    Союз

    11 + 1

    10

    Частица

    10 + 2

    11

    Междометие

    1

    12

    Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах

    5 + 1

    Итого

    136

                                                   

                                                             8 класс   (102 часа).

    Раздел

    Количество часов

     (34 недели)

    1

    Русский язык в современном мире

    1

    1

    Повторение изученного в 5 – 7 классах

    5 + 2

    2

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

    7 + 1

    3

    Простое предложение

    2 + 1

    4

    Двусоставные предложения.  Главные члены предложения

    6 + 2

    5

    Второстепенные члены предложения

    6 + 2

    6

    Односоставные предложения

    9 + 2

    7

    Простое осложнённое предложение

    1

    8

    Однородные члены предложения

    12 + 2

    9

    Обособленные члены предложения

    18 + 2

    10

    Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение

    4

    11

    Вводные и вставные конструкции

    5 + 2

    12

    Чужая речь

    6 + 1

    13

    Повторение и систематизация изученного в 8 классе

    3

    Итого

    102

    9 класс  (102 часов).

    Раздел

    Количество часов

    (34 недели)

    1

    Международное значение русского языка

    1

    2

    Повторение изученного в 5 – 8 классах

    10+2

    3

    Сложное предложение. Культура речи

    11 + 2

    4

    Сложносочинённые предложения

    5 + 2

    5

    Сложноподчинённые предложения

    5 + 2

    6

    Основные группы сложноподчинённых предложений

    28 + 2

    7

    Бессоюзное сложное предложение

    11 + 2

    8

    Сложные предложения с различными видами связи

    10 + 2

    9

    Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах

    5 + 2

     Итого

    102

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты -пятиминутки по русскому языку, 9 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

    Представлены разработки тестов-пятиминуток по русскому языку. Тесты разработаны на основе материала, повторенного или пройденного на уроке. На проведение теста отводится 5-7 минут в конце урока. Тесты...

    Рабочая программа по русскому языку, 7 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

    Рабочая программа по русскому языку для VIIкласса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования...

    Тесты -пятиминутки по русскому языку, 5класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

    Тесты-пятиминутки по русскому языку для 5 класса. Каждый тест представлен в 3-х вариантах. Тесты состоят из 4-6 заданий, различных по типу формулировки и степени сложности. Проводятся тесты в конце ур...

    Рабочая программа Русский язык, 7 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова.

    Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России 0т 05.03.2004 №1089....

    Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 классы (Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.)

    Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО

    Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...

    Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других.

    Рабочая программа по русскому языку. 5 часов в неделю. Цели и задачи. Содержание.Планируемые результаты....