Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему

Кочетова Ольга Борисовна

Задания составлены с учетом того, что в школьном этапе участвуют все желающие, поэтому каждый может найти для себя посильное задание и справиться с ним. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для школьного этапа олимпиады

 по русскому языку

( 9 класс)

О.Б.Кочетова,

 учитель русского языка и литературы

  1. Раскройте скобки. Объясните лексическое значение выделенных слов

О(к,кк)упация, криста(л,лл)ический, гри(м,мм)а(с,сс)а, гу(м,мм)анизм, ма(с,сс)он, ко(л,лл)ичество, дра(м,мм)атический, а(п,пп)е(л,лл)яция, ко(р,рр)идор, кава(л,лл)ерист, кро(с,сс)овки, а(н,нн)отация, а(л,лл)юминий, и(м,мм)итация, ра(с,сс)а, це(л,лл)офан, компроми(с,сс)ный, гро(с,сс)мейстер, те(р,рр)а(с,сс)а, су(р,рр)огат.

  1. Какие функции выполняет в русском языке тире? Приведите по одному примеру на каждый случай употребления этого знака.

  1. Какие звуки обозначают выделенные буквы в следующих фразах?

       В конце концов отец не стал на нас сердиться.

        Бодливой корове Бог рог не даёт.

        А.М.Горький долго жил в Италии.

  1. С какой падежной формой имени существительного употребляются данные глагольные формы?

  Преисполнен (решимостью, решимости); исполнен (почтением, почтения); жертвовать (деньги, деньгами).

5. Укажите значение данных устойчивых сочетаний и приведите к ним  как можно больше синонимичных фразеологизмов.

 

Не оставить камня на камне, отдать Богу душу, во все лопатки.

  1. Выпишите слова, образованные приставочным способом. Какие из данных слов являются непроизводными в современном языке?

Сопереживать, созвездие, соревнование, совладелец, сотрудник, согнать, сорежиссёр, созвучный, соавтор, сорвать, соцветие, соратник, сокурсник

  1. Напишите предложения, заменяя цифры словами и ставя числительное в нужную падежную форму.

Частное от деления 348 726 на 19 равно 18 354,05.

При сложении 499 121 с 2 768 получится 501 889.

  1. Какое значение имеют выделенные в данных предложениях слова и к какой части речи их следует отнести?

Я никакой музыкант в некотором смысле и играю дома потихоньку, когда бываю совсем один. (К.Станиславский)

Я думаю, он просто якобинец, ваш Чацкий. (А.Грибоедов)

Вдруг говорят мне: человек вас спрашивает. (И.Тургенев)

  1. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

А. …- гениальный русский ученый энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755);

Б. …- морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»;

В….- великий русский языковед-славист, историк языка, основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925,1927);

Г. …- автор многих учебников для школы по правописанию, один из составителей «Орфографического словаря», главный редактор «Толкового словаря» в четырёх томах;

Д…-   выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.Ожеговым словарь- справочник «русское литературное произношение»

  1. В каждой из приведённых групп три языка из четырёх являются родственными, а один относится к другой языковой семье или группе. Выпишите названия «лишних» языков.

А. грузинский, осетинский, иранский, таджикский

Б. эстонский, латышский, финский венгерский

В. Азербайджанский, турецкий, чувашский, армянский

Г.французский, немецкий, молдавский, португальский.

Д. украинский, литовский, польский, болгарский.

11. Напишите сочинение-рассуждение ( объёмом не более 1 стр) на тему: За что я люблю (не люблю) осень.

Ответы к заданиям

школьного этапа олимпиады

 по русскому языку (9 класс)

  1. Оккупация, кристаллический, гримаса, гуманизм, масон, количество, драматический, апелляция, коридор, кавалерист, кроссовки, аннотация, алюминий, имитация, раса, целлофан, компромиссный, гроссмейстер, терраса, суррогат.

Апелляция- обращение за поддержкой, обжалование какого-либо решения в вышестоящую инстанцию.

Аннотация – краткая характеристика содержания произведения или рукописи.

Имитация- подражание кому-либо, воспроизведение. Подделка.

( по 0,5 балла за каждое правильно написанное слово и по 1 баллу за объяснение лексического значения выделенного слова)

  1. Тире ставится:

- между подлежащим и сказуемым;

- после однородных членов предложения перед обобщающим словом;

- в бессоюзном сложном предложении;

- в сложносочинённом предложении для обозначения резкого перехода к другой мысли или резкого противопоставления;

-в неполных предложениях;

- для отделения (выделения) обособленных приложений;

- для выделения вводных и вставных конструкций;

- для выделения слов автора при прямой речи;

- в начале реплик, даваемых с абзаца;

- между репликами в диалоге, даваемом без абзаца;

- в качестве дополнительного знака в СПП после группы придаточных, в периоде 9кто виноват из них, кто прав,- судить не нам);

- между словами для обозначения пределов пространственных, временных, количественных (груз весом в 5-10 тонн)

(по 1 баллу за каждый случай и по 1 баллу за пример)

  1. В словах – в конце концов, сердиться [ц], в слове отец- [дз]

В слове Бог – [х], в слове рог – [к] или [х]

В словах жить и в Италии – [ы]

(по 1 баллу за каждый ответ)

4.  Преисполнен  решимости; исполнен  почтения; жертвовать деньги и  деньгами.

( по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

  1. Не оставить камня на камне – уничтожить (разнести в щепки, стереть в мелкий порошок, превратить в прах, стереть с лица земли, разорвать на мелкие кусочки)

 отдать Богу душу- умереть (уйти в мир иной, испустить дух, дать дуба, отдать концы и т.д)

 во все лопатки- быстро (во весь дух, что есть духу, сломя голову и т.д)

( по 1 баллу за определение значения и по 0,5 за каждый пример)

  1. Сопереживать,  совладелец,  согнать, сорежиссёр,  соавтор, сорвать.

Непроизводные – соратник, созвучный

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

7. Частное от деления трёхсот сорока восьми тысяч семисот двадцати шести на девятнадцать равно восемнадцати тысячам трёмстам пятидесяти четырем целым, пяти сотым.

При сложении четырехсот девяноста девяти тысяч ста двадцати одного с двумя тысячами семьюстами шестьюдесятью восьмью (восемью) получится пятьсот одна тысяча восемьсот восемьдесят девять.

(по 0,5 балла за каждое числительное)

  1. никакой- плохой, качественное прилагательное; ваш-угодный, близкий вам, прилагательное; человек- кто-то, неопределенной местоимение

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. А- М.Ломоносов, Б-В.Даль, В- А.Шахматов, Г-Д.Ушаков, Д- Р.Аванесов

(по 1 баллу за каждого ученого)

10. А. грузинский

Б.  латышский

В.  армянский

Г. немецкий

Д.литовский

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

11. 10 баллов  за сочинение- рассуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа олимпиады по французскому языку в 6классе.

Задания для школьного этапа олимпиады в 6 классе в формате ЕГЭ....

задания для школьного этапа олимпиады по английскому языку для учащихся 10-11 классов

Работа включает в себя 5 разделов: задания по аудированию, чтению, контролю лексико-грамматического материала, страноведению, письму. Предназначена для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиа...

Задания для школьного этапа олимпиады по английскому языку.

Школьный  этап олимпиады по английскому языку....

задание к школьному этапу олимпиады по английскому языку

примерный вариант задания для 8 класса к школьному этапу олимпиады по английскому языку содержит задания по проверке навыков чтения; лексическое задание; задание на общую эрудицию....

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку (5 - 6 классы)

Олимпиады по русскому языку в 5 и 6 классах с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку 2016-2017 уч.года для 5-6 классов.

Здесь даны задания школьного этапа олимпиады по русскому языку для 5-6 классов в 2016-2017 году. Задания даны с ответами....