Обучение сочинениям разных жанров
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Элективный курс "Обучение сочинениям разных жанров" помогает подготовиться к декабрьскому сочинению и и к сочинению по русскому языку (задание 25). В материале представлена рабочая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол №______
| «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР МБОУ «Кунашакская СОШ» _________________________ Протокол №___ от «___»________20__ года | « УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Кунашакская СОШ» _______________Р.Ж.Сайдуллина Приказ № _____ от «___» ________2015г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кунашакская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по элективному курсу
«Обучение сочинениям разных жанров»
среднего общего образования
11 класс
(2015 –2016год)
Соловьёва Ирина Касимовна
учитель
1 категории
МБОУ «Кунашакская СОШ»
2015
Кунашак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Обучение сочинениям разных жанров»
11 класс (34 часа.)
Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.
Цель данной программы:
помочь обучающимся обобщить знания по литературе,
завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,
совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,
помочь подготовиться к итоговому сочинению по литературе .
Программа рассчитана на 34 час.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся.
Обучающиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания,
- при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Содержание программы
- Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
- Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
- Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
- Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
- Направления итогового сочинения на 2015/2016 учебный год. Время. Дом. Любовь. Путь. Год литературы. Критерии оценивания итогового сочинения.
- Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
- Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
- Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
- Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.
- Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
- Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
- Сочинение-анализ стихотворения.
- Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.
- Особенности написания сочинения-рассуждения по русскому языку (задание №25)
Тематическое планирование элективного курса
«Обучение сочинениям разных жанров».
(11 класс, 34 час.)
№ | Тема | Виды деятельности | Диагностика | Корректировка | Дата проведения |
1 | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы | |||
2 | Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. | Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений | |||
3 | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. | анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины, | |||
4 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. | Запись лекции учителя, подбор тем сочинений, анализ тем сочинений | |||
5 | Направления итогового сочинения на 2015/2016 учебный год. Критерии оценивания итогового сочинения. | просмотр видеосюжета, ответы на вопросы, составление записей | |||
6 | Время. | Подбор литературных аргументов | сочинение | ||
7 | Дом. | Подбор литературных аргументов | сочинение | ||
8 | Любовь. | Подбор литературных аргументов | сочинение | ||
9 | Путь. | Подбор литературных аргументов | сочинение | ||
10 | Год литературы. | Подбор литературных аргументов | сочинение | ||
11 | Выбор темы сочинения. Цитирование. Сочинение-рассуждение. | Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение | |||
12 | Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений. Заключительная часть сочинения. | Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение | |||
13 | Сочинение-характеристика героя. Сравнительная, групповая. План построения сочинения-сравнения. | Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение | сочинение | ||
14 | Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. | Практикум, разработка темы сочинения как доказательство или опровержение | |||
15 | Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера. | Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведений к теме сочинения, составление плана сочинения с тезисами и цитатами | |||
16 | Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения. | анализ эпизодов по плану, создание сочинения - анализа эпизода | сочинение | ||
17 | Сочинение-анализ стихотворения. | Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений | сочинение | ||
18 | Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ | Практическое занятие, анализ и рецензирование готовых сочинений | |||
19 | Особенности написания сочинения-рассуждения по русскому языку (задание №25) | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы | |||
20 | Структура сочинения-рассуждения. | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы | |||
21 | Проблема, типы проблем. | практикум | Фрагмент сочинения | ||
22 | Способы формулирования проблемы. | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы | |||
23 | Комментарий, типы комментариев. | практикум | Фрагмент сочинения | ||
24 | Способы комментирования проблемы. | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы | |||
25 | Позиция автора. | практикум | Фрагмент сочинения | ||
26 | Способы выражения авторской позиции в тексте | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы | |||
27 | Выражение собственной позиции. | практикум | Фрагмент сочинения | ||
28 | Аргументация. Типы аргументов. | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы | |||
29 | Аргументация примерами из художественной литературы. | практикум | Фрагмент сочинения | ||
30 | Аргументы из жизненного опыта | практикум | Фрагмент сочинения | ||
31 | Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы | |||
32 | Точность и выразительность речи | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы | |||
33 | Грамотность текста. Этические нормы. Фактологическая точность. | Слушание лекции учителя и её запись, составление плана и опорной таблицы | |||
34 | Подведение итогов. | ||||
Интернетресурсы
Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала
Культура письменной речи
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http//www.philolog/ru/dahl/
Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
Мир слова русского
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
Российскоеобщество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
Словесник: сайт для учителей Е. В. Архиповой
Справочная служба русского языка
Тесты по русскому языку
Центр развития русского языка
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»
Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/08/picture-83775.jpg)
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-145296-1353752304.jpg)
Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-184180-1358838612.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров
"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " - утверждал Л.Н.Толстой. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-402321-1392039961.jpg)
Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-402321-1392039961.jpg)
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-402321-1392039961.jpg)
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...