Методическая разработка урока по теме: «Основные виды сложносочиненных предложений».
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Рыданова Людмила Алексеевна

Методическая разработка урока с использованием мультимедийной презентации по теме "Основные виды сложносочиненного предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ssp.odt31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме:

«Основные виды сложносочиненных предложений».

Выполнила: Рыданова Людмила Алексеевна

ГОУ СОШ №568

Цель урока: Повторить теоретические сведения о ССП. Познакомиться с видами СПП.

Задачи урока: 

Образовательные: 

  • обобщение теоретических сведений о ССП;
  • повторение значений сочинительных союзов в ССП;
  • совершенствование умения определять смысловые отношения между частями ССП;

Развивающие:

  • формирование рефлексивной компетенции учащихся (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные).

Воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку;
  • развитие речевой культуры учащихся.

УМК:

  • Львова С.И., Львов В.В. Учебник для общеобразовательных школ. 9 классы. М.: Мнемозина, 2012.
  • Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Методическое пособие. 9 класс. М.: Дрофа, 2012.
  • Львов В.В., Репина Н.А., Литвинова М.М. Книга для учителя. 8, 9 классы. М.: Дрофа, 2012.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Планируемый результат:

  • знание основных понятий темы;
  • формирование навыка определения типов предложений, смысловых отношений между частями ССП;
  • формулировка собственной точки зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументация;
  • преобразование информации: предложение — схема.

Форма организации работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самоконтроль.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

Упражнение 167, страница 87. (проверка по цепочке)

  1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы должны познакомиться с новой темой «Виды ССП», научиться различать виды ССП и видеть структуру предложения.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Определим содержание терминов.

  • Какие предложения называются сложносочиненными?

Слайд № 2.

ССП - это сложное предложение, в котором части соединены сочинительными союзами ( И, А, НО, ДА, ЗАТО, ИЛИ, ТО...ТО и др.), части равноправны, независимы друг от друга.

  • На доске проецируется предложение:

[Я слушал таинственный хор], и [звезды тихонько дрожали], и [звезды люблю я с тех пор]. (А.Фет)

  • Учащиеся переписывают предложение, выделяют грамматическую основу, определяют вид союзов, соединяющих части ССП, и определяют вид сложного предложения, составляют схему ССП.

  1. Изучение нового материала.

Знакомство с основными видами ССП.

  • Слайд №3.

Смысловые отношения между частями ССП  определяются значением, которое выражает сочинительный союз. Поэтому виды ССП соответствуют классификации сочинительных союзов.

  • Основные виды сложносочиненных предложений:

-соединительные

-противительные

-разделительные

  • Слайд №4.

В соединительных ССП употребляются соединительные союзы: И, ДА, И... И, НИ... НИ, КАК... ТАК И, которые выражают отношения одновременности, последовательности, причины и следствия.

  • На доске проецируется предложение:

[Сердито бился дождь в окно], и [ветер дул, печально воя].

  • Учащиеся переписывают предложение, выделяют грамматическую основу, устанавливают вид союзов, соединяющих части ССП, и определяют смысловые отношения между частями предложения.

  • Слайд №5.

В противительных ССП употребляются противительные союзы: А, НО, ДА(=НО), ЖЕ, ЗАТО, ОДНАКО, которые выражают отношения имеющие значение противопоставления.

  • На доске проецируется предложение:

[Уже давно рассвело], а [лампа все горела].

  • Учащиеся переписывают предложение, выделяют грамматическую основу, устанавливают вид союзов, соединяющих части ССП, и определяют смысловые отношения между частями предложения.

  • Слайд №6.
  • В разделительных ССП употребляются разделительные союзы: ИЛИ, ЛИБО, ТО... ТО, НЕ ТО... НЕ ТО, которые выражают отношения имеющие значение последовательной смены, чередования событий, явлений.
  • На доске проецируется предложение:

То [светило солнце], то [шел дождь].

  • Учащиеся переписывают предложение, выделяют грамматическую основу, устанавливают вид союзов, соединяющих части ССП, и определяют смысловые отношения между частями предложения.

  •  Слайд №7. Дополнительные сведения о видах ССП.

Также в качестве СОЧИНИТЕЛЬНЫХ союзов  в  ССП могут использоваться: присоединительные (да, да и, тоже, также) и пояснительные (то есть, а именно), которые выражают присоединительные и  пояснительные отношения соответственно.

  • На доске проецируется предложение:
    [Время стояло самое благоприятное], то есть  [было темно, слегка морозно и совершенно  тихо].
  • Учащиеся переписывают предложение, выделяют грамматическую основу, устанавливают вид союзов, соединяющих части ССП, и определяют смысловые отношения между частями предложения.

5. Закрепление нового материала.

  • Отработка навыка определения вида ССП упражнение №197 страница 103.

Учащиеся выполняют упражнение самостоятельно, на доске проецируется правильно выполненные предложения упражнения (по одному). Ребята сравнивают свои работы с правильно выполненным вариантом.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу и делают выводы о том, как они усвоили новую тему, сообщают учителю о результатах рефлексии.

7.Домашнее задание.

        Упражнение №195 (пункт 2), страница 101-102.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Антонова Е. С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 9 класса. — М., 2001.
  2. Гостева Ю. Н., Львов В. В. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. — М., 2010.
  3. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы. — М., 2003.
  4. Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 и последующие издания.
  5. Львова С. И. Язык и речь. Книга для учителя. 8— 9 классы. — М., 2000.
  6. Львова С.И., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5—11 классы / под ред. С. И. Львовой. — М., 2007.
  7. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. — М., 2010. — (Стандарты второго поколения).
  8. Соколова Г. П., Львов В. В., Литвинова М. М. Русский язык. 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"

Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....

Урок по теме: "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"

Урок на тему "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"  продолжает знакомство учащихся со сложными предложениями и вводит понятие  «сложносочиненное предложение». Т...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб» по дисциплине «Художественное проектирование одежды» для специальности 262019 «Конс

Настоящая методическая разработка может быть предложена   преподавателям профелирующего учебного заведения  СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован ...

Методическая разработка урока по теме «Основные боевые учения в американской армии»

Методическая разработка урока по теме «Основные боевые учения в американской армии» предназначена для работы с суворовцами 7 классов (3 часа в неделю, уровень подготовки: средний), изучающими английск...

Методическая разработка урока по теме «Популярные виды спорта и спортивные игры в Великобритании. Гольф»

Урок с применением инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы (документы) для саамостоятельной работы учащихся....