Работа с текстами на уроках как средство формирования коммуникативной компетенции.
план-конспект по русскому языку на тему

Жупеева Елена Павловна

Несколько видов работ с текстами на уроках языка как коммуникативной компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neskolko_vidov_analiza_teksta.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Существует несколько видов анализа текста, самым универсальным из которых считается комплексный анализ текста. Рассмотрим некоторые из существующих анализов.

Смысловой анализ:

  • определение коммуникативной задачи автора;
  • выяснение значения неизвестных слов;
  • раскрытие функции заголовка;
  • определение темы;
  • определение основной мысли;
  • соотнесение темы, идеи с заголовком;
  • выделение ключевых слов, предложений;
  • анализ примеров, приведение своих;
  • поиск ранее известного и нового в тексте;
  • установление различных смысловых связей между фактами, явлениями, понятиями (вопросы на восприятие).

Структурный анализ:

  • членение текста на завершенные в тематическом и смысловом отношении части;
  • группировка частей по смыслу (или перегруппировка в более крупные или мелкие);
  • установление смысловых связей между частями текста;
  • определение причин абзацного членения.

        

Текстовосприятию помогает составление плана. План можно составить только тогда, когда текст понят. Между планом и восприятием существует двусторонняя зависимость. С одной стороны, чтобы планировать текст, его нужно понять, с другой  - планирование углубляет восприятие текста. Следовательно, применение любого из приемов имеет 2 этапа:

1) анализ-синтез текста на основе чтения;

2) действия по словесному или графическому оформлению результатов анализа.

        Первый этап представляет собой внутреннее умозаключительное осмысление текста в форме мыслительных операций. Второй этап – это внешне выраженная устойчивая совокупность практических действий, направленная на правильное восприятие и осмысление текста.

        Формой выражения понимания в плане являются заголовки частей, которые учащиеся находят после чтения текста. Это и показатель качества текстовосприятия. Наименование частей – это всегда проявление собственного языка, собственных суждений учащихся.

        О правильном восприятии прочитанного в плане свидетельствует расположение частей относительно друг друга, то есть смысловая группировка материала.

В книге «Развитие речи: Школьная риторика: 5 класс. Пособие для учащихся ч. 2. есть глава «Текст о тексте». Она заставит учителя основательно пересмотреть методику работы с текстом на уроках русского языка, литературы и истории.        

        Н. М. Шанский говорил: «Мы должны научить ребенка читать… лингвистически вооруженным глазом» 16

        Долгие годы в нашей школе отсутствовала словесность, да, были и русский язык, и литература, но брак их оставался бесплодным. Ни ученики, ни учителя, никак не могли объяснить, зачем знать подробности про существительное или глагол, если это никому и никогда в жизни им не пригодится, кроме как на уроке.

        Сейчас учитель может интегрировать темы, предметы. Этот процесс совмещения возможен на выверенном и продуманном материале – тексте. Мы должны научить воспринимать текст: вскрыть содержание, приблизиться к авторскому замыслу: остановить мысль «в полете» ее собственных ассоциаций; насладиться точно и красиво используемыми средствами языка.

        Более того, лингвоцентрическая и антропоцентрическая концепции формирования умений текстовосприятия дают учащимся представления о норме языка, возвращают нас в культуру родной речи, объясняют значение традиций, дают возможность восхититься умело «сработанным» нарушением традиции (нормы), которое культурный человек расценивает как трон – средство выразительности. Антропоцентризм в подходе к анализу текста способен рождать ассоциативный ряд образов, позволяет абстрагироваться, проводить художественные и образные параллели.

        Важное значение для школьника имеет и лингвоцентризм. С его помощью невероятное переходит в очевидное: становится понятным. Учащимся необходим этот подход к изучению текста, чтобы воспринимать его красоту, чтобы понимать культурного человека, чтобы не бояться «пускаться в экспедицию» по тексту, чтобы грамотнее писать.

        Эти концепции дают свободу мысли, возможность «поиграть» словами, образами.

        На уроке, целью которого является текстовосприятие, должен постоянно звучать сам текст, так как без опоры на него, любое самое авторитетное мнение окажется голословным.

        Если мы не будем способствовать правильному восприятию текста, учить толковать текст, вскрывая «языковые средства, не будем показывать языковую норму в ее функционировании, то учителя-словесники будут обречены слушать бездарные заученные ответы, читать сочинения, в которых литературная норма даже не подразумевается.

        Если, начиная с 5 класса, мы будем вводить элементы описанных нами концепций при формировании умений текстовосприятия, то экзаменационная рецензия, которая является составной частью экзамена в формате ЕГЭ, будет соответствовать вес требованиям, предъявляемым к данному виду письменной работы.

Каков же процесс текстовосприятия?

  • постановка вопросов к тексту: до чтения, в момент чтения и после него (различные по содержанию виды анализа текста);
  • составление плана;
  • построение «линии смыслового развёртывания текста»,
  • построение схемы текста;
  • построение таблицы на основе текста;
  • передача содержания текста в форме опорного конспекта;
  • подробный пересказ текста;
  • компрессия текст (сжатый пересказ конспектирование).
  • аналитическое (письменное или устное) связное высказывание о тексте.

1 Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните смысл названия статьи, которая была написана М. А. Шолоховым как предисловие к книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» в 1957 г.

Сокровища народной мудрости.

Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.

Меткий и образный русский язык1 особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...4

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков...

Издание русских пословиц, собранных3 на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом5 и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.

                                                                                              (М. Шолохов).

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. В каком значении употребляется слово сокровищница? Какова стилистическая окраска этого слова?

3. Подберите синонимы к слову кривда. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

4. Укажите антонимы (в том числе контекстуальные), которые употребляются в четвертом абзаце. Какова их роль в тексте?

5. Какие слова употребляются в переносном значении?

6. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

7. Какова роль в тексте восклицательных предложений?

8. Объясните подчеркнутые орфограммы и знаки препинания.

9. Произведите разные виды разбора.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

11. Напишите изложение.

2 (для старшеклассников)

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Арсения Тарковского «Словарь» (1963).

Словарь.

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей

Доходят жилы, влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока

Течет по жилам — боль моя и благо —

Ключей подземных ледяная влага,

Все эР и эЛь святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений

И всех смертей, я жил во времена,

Когда народа безымянный гений

Немую плоть предметов и явлений

 Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,

От облаков до глубины земной,—

Разумной речи научить синицу

И лист единый заронить в криницу,

Зеленый, рдяный, ржавый, золотой.

1. Объясните смысл названия. В каких значениях употребляется в названии и в тексте многозначное слово словарь?

2. С помощью каких художественных средств выражены мысли о бессмертии, связанные с размышлениями о роли языка, речи, словаря?

3. Какова роль в тексте развернутой метафоры? Обратите внимание на слова ветвь, ствол, листва в начале стихотворения и на слова лист, криница, золотой — в конце (словом золотой завершается поэтический текст). Как употребление слов одной тематической группы придает тексту единство, цельность, завершенность?

4. Объясните значение существительного криница. Какова стилистическая окраска этого слова? Обратитесь к словарю.

Криница, ы, ж. нар.-разг. Колодец, родник. Напоить кош из криницы.

В каком значении употребляется это слово в стихотворении?

5. Выпишите словосочетания со словами язык, речь, словарь, страница, лист, имена, безымянный. Произведите разбор одного из словосочетаний. Какая тема проходит через весь текст благодаря использованию этих слов и словосочетаний?

6. Понаблюдайте за употреблением в стихотворении антонимов (в том числе контекстуальных) и других языковых средств выражения противоположных понятий, с помощью которых передается мысль о том, что словарь, «даруя имена», одушевляет все, не зная ограничений во времени и пространстве, объединяя даже то, что, казалось бы, несовместимо (рождение — смерть, жизнь — смерть, боль — благо, высота — подземные ключи, облака — земная глубина, ржавый — золотой).

7. Выполните одно задание (по выбору). 1)   Выпишите  повторяющиеся,   однокоренные слова,  обозначьте в них корни. Какова их роль в тексте?

2) Выпишите имена прилагательные. Почему их так много в тексте? Произведите морфемный разбор двух-трех слов.

3) Выпишите имена существительные в начальной форме, распределите их по типам склонений.

8. Произведите фонетический разбор одного из рифмующихся слов. Понаблюдайте за особенностями рифмовки в каждой из строф, которая состоит из пяти строк. Какие строки рифмуются?

9. Проанализируйте особенности звуковой организации поэтического текста. Понаблюдайте, например, за употреблением слов, в которых встречаются «эР» и «эЛь», в одной из строф.

10. Выполните одно задание (по выбору)-

1) запишите стихотворение, подчеркните грамматические основы предложении; подготовьтесь рассказать о способах выражения сказуемого;

2) составьте схемы сложных предложений, произведите синтаксический разбор одного из них;

3) проанализируйте орфографию и пунктуацию текста; решите, какие, орфографические и пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста;

4) выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти;

5) напишите сочинение «Анализ стихотворения А. Тарковского "Словарь"» (в сочинение можно включить сопоставление стихотворения Тарковского с произведениями других поэтов, например со стихотворением Маршака «Словарь»).

Упражнение 3

- Найдите фактическую «ошибку» в тексте. Для этого используйте энциклопедический словарь.

Где-то плачет иволга,

Схоронясь в дупло.

Только мне не плачется –

На душе светло.                (С.Есенин)

Невнимательный читатель не видит здесь проблемной задачи. По энциклопедическому словарю он устанавливает, что иволга не живёт в дупле. На этом основании считает, что автор допустил фактическую ошибку.

Внимательный же читатель предполагает, что в художественном тексте нет и не может быт ничего случайного, всё работает на смысл. Учащиеся пытаются установить текстовые отношения, полярные позиции.

Иволга (птичка)

Поэт (человек)

Плачет иволга (обратный порядок главных членов в предложения) – внимание сосредоточено на действии.

Мне не плачется (безличная конструкция) – само собой разумеющееся состояние.

Дупло, гнездо (в несвободе, в темноте)

Птичка (вольная) и … плачет.

Светло (вновь безличное предложение) – естественное состояние человека.

Поэту хорошо,  привольно, «на душе светло».

3. Использование приёма наложения текстового значения на словарное.

Упражнение 1

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем – и, ту половинку.

И ту половинку окна.

(М.Цветаева)

Наложение словарного значения на текстовое  приводит к формальному выводу о том, что в тексте допущены сразу две стилистические «ошибки»: повтор слова (половинка), а также избыточное употребление слова «одна».

Какой вариант закрепился в языковом опыте народа и почему? Обратимся к словарю С.И. Ожегова: «Половинка – одна из двух равных, вместе составляющих целое, части чего-либо».

Подводим учащихся к выводу: откройся миру, другому человеку – и ты вспомнишь недостающую половинку.

Упражнение 2

Какие языковые средства использованы М.И. Цветаевой в следующих афоризмах? В случае необходимости установите лексические значения ключевых слов по толковому словарю. Отличается ли смысл этих слов в тексте и в словаре?

  1.  Героизм души жить, героизм тела – умереть.
  2.  Самое ценное в жизни и стихах – то, что сорвалось.
  3.  Вся жизнь – черновик, даже самая гладкая.
  4.  Как тихо пишется, как шумно плачется.

Упражнение 3

- Сравните два крылатых выражения.

Красота - спасёт мир.  (приписываемое Ф.М. Достоевскому)

Мир красотою спасётся.  (принадлежащее ф.М. Достоевскому)

- Чем различаются эти афоризмы? Почему Достоевский Ф.М. использовал именно этот вариант? (Можно обратить внимание учеников на грамматическую форму глагола-сказуемого).

4. Определите уместность языковых, выбор обоснование оптимального употребления языковых средств в соответствии с условиями коммуникации.

Одно и тоже содержание можно передать разными языковыми средствами.

Упражнение 1

- Определите максимально возможное количество вариантов пословицы:

Упражнение 2

- Почему (в отличие от пословиц и поговорок) загадки существуют в нескольких вариантах? Чем различаются варианты загадок? Попытайтесь предложить свой вариант загадки.

  1. Выгляну в окошко, идёт длинный Антошка.
  2. Ждали, звали, а показался – все убежали.
  3. С неба пришёл, в землю ушёл.
  4. И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.
  5. Шёл долговяз в сыру землю увяз.
  6. Долговяз в траве увяз.

На этом простом примере мы можем не только вызвать интерес к тексту, но и поставить, выявить проблему и, более того. Перейти к творчеству – высокому этапу текстовосприятия.

Упражнение 3

- Оправдан ли повтор слова в стихотворении? Подберите к нему синонимы. Определите смысл этого текст.

 У меня не живут цветы:

Красотою их на миг я обманут –

Постоят день – другой и завянут…

У меня не живут цветы.

Да и птицы здесь не живут –

Только хохлятся скорбно и глухо,

А наутро  – комочек из пуха …

Даже птицы здесь не живут.

(Н. Гумилёв)

7. Использование приёма наложения (аппликации) для выявления образных средств текста.

Упражнение 1

- Сравните стихотворения и соответствующие словарные статьи энциклопедии «Русский язык». Укажите языковые средства, присущие каждому из стилей (научный, художественный). Как автор создаёт образ?

Восклицательный знак.

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня свергает с пьедестала.

Точка.

Со мною связано явление,

Весьма далёкое от строчки:

Меняет время точку зрения.

А почему?

Дошло до точки.

Вопросительный знак.

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

Многоточие.

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный.

И не окончен разговор …

И начинает думать каждый.

Запятая – закорючка?

Ничто, малюсенькая штучка.

А если вспомнить, если взвесить:

«Помиловать нельзя, повесить».

(Б.Пивоваров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ

Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...

Работа с текстом как один из способов формирования коммуникативной компетенции.

В статье рассматриваю некоторые приемы работы с текстом, которые помогают вовлечь в работу всех ребят. Учат выделять в тексте главное: тему, проблему, авторскую позицию, высказывать свою точку з...

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

Работа с текстами на уроках как средство формирования коммуникативной компетенции

Данная разработка помогает правильно работать с текстами на уроках русского языка с применением различных технологий....