Использование разноуровневых карточек, как средство дифференцированного подхода к учащимся
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

Евгения Михайловна Рыжикова

Дифференцированные разноуровневые  карточки очень важны при организации работы над орфографическими ошибками, которая является важным средством повышения грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznourovnevye_kartochki_kak_sredstvo.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование разноуровневых карточек                                                                  на уроках русского    языка    как  средство

дифференцированного подхода к учащимся

Рыжикова Евгения Михайловна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 480

                  В последнее время мы много говорим и работаем над преодолением  пробелов  в ЗУН учащихся.  А ведь тормозом в обучении школьников является  недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников. На мой взгляд, дифференциация заданий по объему и трудности дает много для развития учебных  возможностей учащихся.

                  Решающую роль играет дифференциация заданий  по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности.   Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера, - именно это позволит им максимально реализовать и развить  свои учебные возможности.

                 Для подобной дифференциации  мы в своей практике используем образцы выполнения задания, указание  на правила, на которые опирается данное упражнение, выбор правильного решения из предложенного ряда    (например, предлагается несколько схем состава слова, из которых нужно выбрать ту, которая соответствует составу данного слова), используем памятки – опоры, памятки – планы, памятки – алгоритмы и т. д.

                 Устанавливая уровень развития, например, зрительной памяти, учитель показывает учащимся записанные на доске 10 слов и предлагает объяснить их правописание, составить с ним словосочетания, разобрать их по составу и т.д. Учащиеся записывают слова по памяти. Соотношение количества записанных и предложенных слов (7\10) характеризует уровень развития зрительной памяти.  Во всех случаях учащиеся, которые чувствуют

Себя неуверенно, могут посмотреть на запись на доске и получить помощь, поддержку, когда им трудно.

                 Работа над развитием зрительной памяти приносит большую пользу.  У многих учащихся возникает желание самостоятельно заниматься  в этом направлении.

                 Дифференцированные разноуровневые  карточки очень важны при организации работы над орфографическими ошибками, которая является важным средством повышения грамотности учащихся. И в этом случае ребятам предлагается памятка « Как работать над орфографическими ошибками»:

  1. Найди слово, в котором допущена ошибка, правильно запиши его.
  2. Устно объясни правописание.
  3. Найди проверочное слово, подбери два примера на это правило (река-реки, реченька).
  4. 4. Если слово из словаря, подбери несколько родственных слов, составь с ним словосочетание или предложение

( интересный - интерес, интересоваться, интересно, интересный рассказ).

               В рабочих тетрадях учащихся я сначала сама выполняю эту работу  над ошибками, давая образец. Через определенное время я делаю только часть записи, остальное выполняет ученик.

Некоторые ребята забывают делать эту работу, тогда в их тетрадях я оставляю такую запись:

Работа над ошибками.

1….

2….

3….

                       Домашние задания я тоже предлагаю дифференцировать. Три варианта рассчитаны на учеников 1) увлеченных, легко усваивающих материал; 2) испытывающие определенные затруднения; 3) имеющие существенные пробелы в знаниях, неуверенные в себе. Например, домашнее задание по  теме  « Причастие» в 7 классе.

 Причастие как часть речи.

1 группа (сильные) - Найдите словосочетания

« причастие + существительное»

Чернеющая пропасть, черная ночь, белого снега, спелый крыжовник, теплый дождь, темный горизонт, лаявшая собака, горящая печь, последний лист, спеющая ягода.

2 группа (средние) – Составьте план 10 параграфа, расскажите  о причастии  по плану, приведите примеры.

3 группа (слабые)- выпишите из упр. 47 только причастия, определите время и вид причастий.

                  К оценке знаний, умений учащихся тоже подхожу дифференцированно, то есть учитываю и личностные критерии. Ведь очень важно отметить ученика, который отстает в силу разных причин, но старается догнать класс.

                  К уроку контроля я подбираю задания разных уровней с учетом подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную дозу помощи. Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково.

                  Таким образом, предлагая задания различной трудности, учитель дает всем учащимся возможность справиться с ними, поверить в свои силы, поддерживает интерес к учению, дает возможность почувствовать радость посильного труда. Дифференцированный подход к учащимся можно осуществлять и на уроках развития речи, например при подготовке к изложению. Разноуровневые карточки позволяют каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы. Но все это требует знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся.

               

                                   

                                       Памятка

        « Работа над орфографическими ошибками»:

  1. Найди слово, в котором допущена ошибка.
  2. Правильно запиши его.
  3. Графически обозначь орфограмму в этом слове.
  4. Подбери проверочное слово.
  5. Укажи морфему, в которой была допущена ошибка, поставь ударение ( одолевают - одолеть, доля).
  6. подбери два примера на это правило  (река-реки, реченька).
  7.  Если можешь, подбери  пример на это правило.
  8.  Если не можешь привести пример,  составь с этим словом словосочетание или предложение

( интересный - интерес, интересоваться, интересно, интересный рассказ).

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.

Дифференци рованный подход к учащимся в процессе обучения....

ЭУП как средство дифференцированного подхода в обучении информатики

Дифференцированный подход в обучении информатики в старпших классах общеобразовательной школы...

Статья "Дифференцированный подход к учащимся как одно из средств развивающего обучения"

В статье рассматриваются основные методы и способы дифференцированного подхода к обучению....

Аналитическая разработка по методической теме: «Использование групповой формы работы при дифференцированном подходе к обучению».

В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в мы должны сформировать у школьника основные компоненты ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учеб...

Дифференцированный подход к учащимся на уроках английского языка с использованием нестандартных форм обучения (ФГОС)

В статье "Дифференцированный подход к учащимся на уроках английского языка с использованием нестандартных форм обучения (ФГОС)", описываю нетрадиционные формы уроков английского языка, котор...

Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики как средство повышения учебной мотивации

Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обу...