Тема урока: Слово – основная единица лексикологии (повторение).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией Е.Я. Шмелёва. Москва. Вентана-Граф, 2015.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок закрепления материала (повторение)

Цели урока: - способствовать закреплению понятия слово через филологический анализ теста; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку. 

Планируемые результаты:

Личностные

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

Предметные:

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;

- составление синквейнов;

- закрепление орфографических норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_klass.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Конспект составила учитель русского языка

МБОУ ТСОШ №3 Бордзикули Н.О..

Тема урока: Слово – основная единица лексикологии (повторение).

Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией Е.Я. Шмелёва. Москва. Вентана-Граф, 2015.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок закрепления материала (повторение)

Цели урока: - способствовать закреплению понятия слово через филологический анализ теста; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.  

Планируемые результаты:

Личностные

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

Предметные:

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;

- составление синквейнов;

- закрепление орфографических норм.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Слово учителя:

- Посмотрите, пожалуйста, на 1-ый слайд. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу.

- С помощью чего ещё мы выражаем свои эмоции?

- Как вы думаете, о чём говорят девочки? (2-ой слайд). Можно ли точно определить, о чём они говорят? Почему? (Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют.)

 - Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему?

Дают ответы.

Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится.

С помощью слов.

Дети отвечают: «Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют, поэтому не можем понять, о чём идёт речь.»

Учащиеся высказывают своё мнение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего  урока?

- Какова главная цель урока?

- Каковы задачи урока?

– Скажите, как на уроках русского языка мы рассматриваем слово?

- Итак, запишем предложение:

Слово –единица лесикологии. (Выполняется синтаксический разбор, объясняются орфограммы и знаки препинания)

Формулируют тему урока  (слово –единица лексикологии)

Формулируют цель и задачи (помощь учителя)

Учащиеся говорят о том, что мы говорим о слове с точки зрения принадлежности его к определенной части речи, с точки зрения его звукового состава, наличия морфем и т. д.) В ходе беседы на доске и в тетрадях появляется следующая схема, отвечающая на вопрос, какие разделы русского языка изучают слово:

орфография лексика фонетика

СЛОВО

словообразование морфология орфоэпия

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Закрепление материала.

- Подберите определение к каждому термину зеленого цвета.

- Выполните в форме теста упражнение 9 на стр. 224.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте уровень знаний своего одноклассника.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

     2)Слушаем  устные высказывания и дополнения учащихся

Анализ работ и вывод.

Взаимопроверка.

сравнение как возможность прийти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Выполнение упражнений для закрепления

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- Попробуем записать слова, прочитав их толкование. С помощью чего объясняется значение этих слов? (упражнения №11, 12).

- Запишите слова, выделите корни, словообразовательные морфемы.

- С каких точек зрения мы рассматривали слова?

- Что же такое слово, и с каких точек зрения рассматривают его лингвисты?

- С каких ещё точек зрения рассматривают слово лингвисты? Для этого обратимся к тексту.

– Докажите, что это текст.

– Объясните смысл названия.

– Какие средства художественной выразительности использовал писатель?

– Рассмотрим слово «звезда» с точки зрения фонетики, морфологии.

- Упражнение 19.

Физминутка по упр. 20. Если вы слышите слова, дающие человеку положительную оценку, вы встаёте; если отрицательную – садитесь.

- Вспомните пословицы, в которых встречаются данные пары слов. Как называются такие слова?

Посеешь-пожнёшь, дело-потеха, свет-тьма.

- Вспомните, персонажей мультфильмов и литературных произведений. Сопоставьте их по противоположным качествам характера. Какие лексические средства вам для этого понадобятся?

- Упражнение 24.

- Мы сегодня говорили о роли слов в нашей жизни. Приятно слышать вежливые слова. Какие слова вежливости вы знаете?

Составление синквейнов

Пример синквейна

Слово

Живое, драгоценное.

Утешит, поможет, приободрит.

Доброе слово – божественный дар.

Сила.

Учащиеся дают ответы.

•Выясняют значение слов с помощью однокоренных слов;

•Записывают слова, выделяя у них корни и суффиксы.

• Учащиеся подводят итог ( ст. зрения лексического значения, морфемного состава, правописания).

3. Работа с текстом

(У каждого на партах лежит текст «Слово-звезда» )

Слово-звезда.

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину)

М. Пришвин размышляет о силе человеческого слова, которое, подобно звезде, дарит свет людям.

Учащиеся находят метафоры в тексте, сравнительные обороты,определяют переносное значение слова.

Фонетический разбор.

Определение синонимов в тексте.

Определение понятия АНТОНИМЫ.

Запись одной из пословиц.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Делу время, а потехе час.

Ученье - свет, а неученье – тьма.

Делают выводы (мы еще раз убедились, что слово играет большую роль в жизни людей, оно является основной единицей языка; его можно рассматривать с разных точек зрения).

Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы  мы с вами вели на уроке?

- Какие понятия закрепили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно применить наши знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание: 

- на выбор выполните упр. 18 или 23.

- Ребята, спасибо за урок.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)