Урок письма и развития речи в 3 классе по теме: «Правописание слов с сочетаниями жи - ши».
план-конспект урока по русскому языку на тему

Куандыкова Рысты Шайхуловна

Урок разработан для учащихся 3-х классов коррекционной школы 8 вида. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной задачей являлось создание условий для итогового закрепления материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведённом уроке. На уроке использовался дифференцированный подход, в урок включены повторение одного и того же алгоритма, элементы игры и соревнования, упражнения на развитие мелкой моторики рук, пословицы, загадки  и другие упражнения. Использование разнообразных приемов позволяет детям успешно повторить и запомнить данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Куандыкова Рысты Шайхуловна

учитель начальных  классов

Казенное образовательное учреждение

 «Нововаршавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

 «Использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды на уроках в начальной школе»

Электронный адрес: rusty2504@yandex .ru

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 7-е издание - М.: «Просвещение», 2010.

А. К.Аксёнова А. К.,Э. В. Якубовская. Русский язык: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

Урок письма и развития речи в 3 классе по теме:

«Правописание слов с сочетаниями жи - ши».

Цель урока:

Создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий.

Задачи урока:

1.Актуализировать  в памяти учащихся ранее усвоенные  знания и умения, эффективное использование межпредметных связей для достижения глубины знаний;

2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, обогащение словарного запаса.

3.Корригировать  зрительное  восприятие  на основе упражнений на внимание и узнавании.

4.Воспитание чувства  любви к Родине, к родному языку, к животным, к природе.

Дидактический материал и оборудование: презентация, смарт. доска, учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки,  цветочки (11 штук), магнитная доска.

Ход урока

Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы!

1.Введение в урок.

– Я буду читать строки из стихотворения. Когда назову слово с вашей карточки, вы должны будете сесть на своё место.

ЦВЕТОЧНЫЙ УЖИН

  Вот шмель пушистый, жирный

в шиповнике жужжит.

Поужинать душистым

нектаром он спешит.

Какие слова были на карточках?

Какие слоги повторялись в словах?

- Какое правило необходимо знать, чтобы правильно написать эти опасные слоги

2. Сообщение темы урока. Сегодня мы повторим и закрепим  правила правописания сочетаний жи-ши и будем  использовать данное правило при выполнении практических заданий.

3. Целеполагание.

Сегодня вы будете оценивать себя сами.  Я каждому   раздала цветочки  с лепестками. Сколько ребята лепестков? (Отвечают 5). Правильно. Значит, на уроке будет 5 заданий. Вам нужно будет после каждого задания раскрасить свой лепесток, если вы выполнили задание правильно, аккуратно и без ошибок,  раскрашиваете, красным цветом лепесток. Если вы допустили ошибки или затруднялись в выполнении задания, раскрасите желтым цветом. А в конце урока мы вашими цветочками, украсим вазу.

Мобилизующий этап.

Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их.    (Слайд 2)

Ум и сердце в работу вложи.

   Каждой минутой своей дорожи!    

Актуализация знаний

- Как называется наш урок? (Урок русского языка.)

- Чему учимся на уроке русского языка? (Правильно писать слова, предложения.)

Пальчиковая гимнастика

«Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(дети загибают по очереди пальцы сначала левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

Откройте тетради. Отступите две строки и запишите дату и классная работа.

Какое сегодня число?

А какой месяц?

Ноябрь это зимний или осенний месяц? Запишите дату. Классная  работа. Назовите орфограммы в этих словах. (Ученик). Удвоенная согласная “с” в слове “классная”. Безударная гласная “а” в слове “работа” 

4.Минутка чистописания.  

 Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте внескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж)

- Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (Со [ш] – по звонкости - глухости)

- Что ещё объединяет эти звуки? (Орфограмма жи - ши).

- Какая буква пишется после шипящих [ж] и [ш] в словах?

- Как вы думаете, какой теме посвящён наш урок? (Правописание слов с сочетаниями жи - ши). 

- Напишите на одной строке заглавную и строчную буквуЖ, а на другой – заглавную и строчную  букву Ш.

 Буквы вы писать старались,

У всех красиво получилось.

Закрасьте свой 1 лепесток нужным цветом

Дидактическая игра.

Найди лишние слова

Котик, лужи, тишина,

Душистый, ландыши, весна    

– Ребята, кто уже понял, какие лишние слова  присутствуют?  А остальные слова на какое правило?(Правописание сочетаний жи – ши). Что мы с вами будем делать на уроке?

 Мы будем с вами  (Повторять и закреплять знание изученной орфограммы и правильно писать на письме).

6.Картинный диктант.

Я буду читать загадку показывать картинку, а вы запишите отгадки. Поставьте в словах ударение и прочитайте сообщение.

 (Слайд 13)

(Дети комментируют)

1. Животное с длинной шеей.

ЖИРА'Ф

2. Сами крошки, боятся кошки, (Слайд 14)

Под полом живут, туда всё несут.

МЫ'ШИ

3. Белые горошки на зелёных ножках. (Слайд 15)

ЛА'НДЫШИ

4. Я бываю разная: (Слайд 16) 
Чёрная и красная, Грузовая, легковая.
Кто же я такая?

МАШИ'НА

5. К розе не подпускают, (Слайд 17) 
От всех её защищают.

ШИПЫ'

Закрасьте свой 2 лепесток нужным цветом

7. «Солнышко и тучки» Минутка отдыха 

 Солнышко с тучками в прятки играло.

Тучки попрятались, тучек не стало.    ( Закрыть глаза ладонями).

Солнце на небе вовсю засияло.          (Поморгать глазками)

Какое опасное место встретилось в словах отгадках? (жи-ши).

Давайте наш вывод, сравним с выводом в учебнике с.98.

 Внизу в рамочке  прочитайте правило.

8.Работа с учебником.

Упражнение №2.

Прочитайте задание. (Прочитайте пословицы.)

-Поспешишь - людей насмешишь.

-С книгой дружить – век не тужить.

-Подберите к пословицам объяснения.

-Поспешишь – людей насмешишь – значит, кто торопится, делает много ошибок.

-С книгой дружить – век не тужить – значит, много читай – тебе будет интереснее жить.

И действительно, книга – лучший друг. Из книг мы узнаём много нового.

Поэтому к книгам мы должны относиться очень бережно, в том числе и к учебникам. Нельзя загибать страницы. Нужно пользоваться закладками.

-Запишите пословицы в тетрадь. Подчеркните сочетания – жи -, -ши-.

-Скажите, ребята, как же нужно писать сочетания – жи – ши?

Закрасьте свой 3 лепесток нужным цветом

9.Динамическая пауза.

Сейчас, дети, мы приготовим к работе ваши глазки и выполним

тренировочные упражнения. Подойдите, пожалуйста, к окну. Посмотрите

на метку на стекле (3-5 сек.), а теперь посмотрите вдаль (3-5 сек.).

-А теперь посмотрите на солнышко (2-3 сек.), а теперь зажмурьтесь (3-5 сек.) открыли глаза и тихо сели.

У вас на партах карточки с заданием

10.Работа в парах

1 уровень

Записать слова в 2 столбика 1столбик слова с сочетанием жи, а во 2 столбик слова с сочетанием ши

Лужи, груши, крыши, стрижи, малыши, гаражи, мыши, ужи, моржи,камыши.
2 уровень

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.                

Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к. Взаимопроверка

Закрасьте свой 4 лепесток нужным цветом

11.Физминутка

-Давайте немного отдохнем. Я называю слова. Если есть сочетание жи –ши, вы хлопаете в ладоши. Если нет – поднимаете руки вверх.

Вершина, пружина,самолет, хлопок, пушинка, ведро,шишка, бычок, машинка, носорог, живот,картина,гаражи.

12.Работа в группах

- Каждая команда получит карточки, на которой дана схема. По этой схеме вам нужно будет составить как можно больше слов с тем сочетанием, которое дано в центре. Это сочетание можно ставить как в начале слова, так и в конце. Полученные слова необходимо записать на листочке.

Задание для 1 команды.

пы
ер мы
у 
ШИ кры
ло шала

Задание 2 команды

стри
етель
раф 
ЖИ лу
лымор

Закрасьте свой 5 лепесток нужным цветом

Оцените каждый себя.

13. Итог урока.

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

 - Как пишутся сочетания жи - ши?

 - Где вы можете применить эти знания?

14.Домашняя работа.

 Вспомнить или придумать 6 слов с сочетаниями жи - ши.

А теперь давайте украсим вазу вашими успехами.

XI. Рефлексия. (Слайд 18)

- Вспомните, о чем мы говорили на уроке, подумайте и ответьте на вопрос:

Я знаю, что…

Я понял, что..

Мне понравилось…

Было трудно…

Оценивание работы учащихся с комментированием.

- Спасибо за работу. Урок окончен. 

Краткое описание документа:

Урок разработан для учащихся 3-х классов коррекционной школы 8 вида. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной задачей являлось создание условий для итогового закрепления материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведённом уроке. На уроке использовался дифференцированный подход, в урок включены повторение одного и того же алгоритма, элементы игры и соревнования, упражнения на развитие мелкой моторики рук, пословицы, загадки  и другие упражнения. Использование разнообразных приемов позволяет детям успешно повторить и запомнить данный материал.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Важной целью является формирование познавательной активности, поэтому все задания урока даны в занимательной игровой форме, они быстро сменяют друг друга.

Урок итогового закрепления предполагает самостоятельную работу учеников, что и было продемонстрировано на данном уроке. Важным элементом урока является проверка и оценка самостоятельной работы учеников. Для этого использовался метод самопроверки, взаимопроверки, самооценки.

Оценку деятельности школьников я делала по ходу урока, это послужило стимулом для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении, он не боится высказаться. На уроке были сделаны физминутки, что послужило снятием усталости и дальнейшей активизации мыслительной деятельности учащихся.

Ученики на уроке были активны, внимательны и работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.

Подготовила: учитель начальных классов

Куандыкова Рысты Шайхуловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи 6 класс. Тема: «Приставка и предлог».

Цель: закрепление знаний, умений и навыков грамотного написания приставок и предлогов.Задачи: Совершенствование умений и навыков дифференциации приставки и предлога;Коррекция логического мышления на о...

Презентация к уроку письма и развития речи, 6 класс. Имя Существительное (обобщение).

Данный урок проведен в рамках повторения учебного материала за год....

Презентация к уроку письма и развития речи 6 класс

"Склонение имен прилагательных женского рода"...

Урок письма и развития речи 5 класс

"Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения...

Урок письма и развития речи 6 класс

"Склонение имён прилагательных женского рода"...

урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"

Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....

Конспект урока письма и развития речи (7 класс)

Конспект урока  по теме "Согласование имён прилагательных и именами сушествительными" (7класс)...