Главные вкладки

    Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sochinenie-opisanie.rar2.63 МБ

    Предварительный просмотр:

    Класс:

    Предмет: русский язык

    Тема: Описание поэтических предметов. Подготовка к написанию сочинения-описания

    Тип урока: урок – открытие нового знания (вводный урок)

    Цели урока:

     -сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал,  пополнять свой лексикон,  создание текста-описания;

    -научить пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи, включая эпитеты и синонимы;

    -дать понятие натюрморта (особенности натюрморта как жанра живописи);

    -подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта (замысел художника, строение описания);

    -развивать творческие способности учащихся, учить  выражать своё отношение к предмету речи.

    Задачи:

    Предметные: знать о роли деталей в художественном описании, о понятии «натюрморт»; уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание; использовать полученные знания при изучении темы «Лексика».

    Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

    Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

    Оборудование: компьютерная презентация, картина П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», раздаточный материал

    Предварительная словарно-стилистическая работа:

    • На одном из уроков русского языка производится запись слов и словосочетаний на тему «Сирень»: подбор прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, запах сирени.
    • Предварительное задание: узнать лексическое значение и этимологию слова «натюрморт»
    • Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений о сирени
    • Индивидуальное задание: подготовить сообщение о П. П. Кончаловском

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    Формы организации взаимодействия

    Время (мин)

    1.Организационый этап

    Приветствие, эмоциональный настрой

    Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке! На улице последний месяц зимы и совсем скоро под яркими лучами солнышка заплачут сосульки и побегут серебристые ручьи по дорогам. И сегодняшний урок мне бы хотелось начать с чтения замечательных стихотворений об одном из самых красивых символов весны – о сирени.

    Приветствуют учителя

    1

    2. Постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности

    Демонстрация слайдов с репродукциями картин П.П. Кончаловского: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна», «Сирень, хрустальная ваза и корзина», «Сирень в плетенке», «Сирень на полу

    Мы прослушали стихотворение, посмотрели репродукции, а теперь давайте ответим на вопрос: чему будет посвящен сегодняшний урок.

    Совершенно верно. На уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» Петра Петровича Кончаловского. А что же станет итогом нашей с вами работы?

    Сформулируйте пожалуйста цели нашего сегодняшнего урока.

    Верно. Молодцы. Откроем тетради, запишем число и тему урока (Двадцать пятое февраля. Классная работа. Сочинение-описание поэтических предметов)

    Заранее подготовленный ученик читает стихотворение М. Ершовой «Почему живописцы сирени верны»

    Примерные ответы: урок развития речи, описание картины

    Примерные ответы: написание сочинения-описания картины

    Примерные ответы: научиться собирать материал, развивать речь, узнать о натюрморте…

    Познавательные: выводы, обобщения.

    Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Познавательные: целеполагание.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учёт мнения окружающих.

    Личностные: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

    Фронтальная

    3

    3.Актуализация знаний

    На доске корзина, в которую будут складываться идеи, понятия, имена по данной теме  (уже знакомые детям)

    Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны с вами вспомнить, что мы знаем об описании картины и написании текста описания. Вы видите корзину на доске, в которую мы сложим все то, что нам знакомо. У каждой группы есть по 4 листочка, я даю вам две минуты для того, чтобы вы вспомнили и написали идеи, понятия, имена, связанные с нашей темой. Потом мы все это отправим в нашу корзину знаний.

    Выполнение задания в своих группах с последующей проверкой.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

    Личностные: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

    Групповая

    5

    4.Построение проекта исходной задачи

    Как уже было сказано, сегодня мы работаем над натюрмортом Павла Петровича Кончаловского «Сирень в корзине». Давайте познакомимся с этим замечательным художником

    Какие жанры живописи вы знаете?

    Что такое натюрморт? 

    Вы правы. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, рыба, дичь. Посмотрите на репродукцию картины

    У каждой группы на столе лежит план вашего будущего сочинения, но в нем пропущены некоторые пункты. Давайте восстановим план и начнем собирать материал для сочинения. (Приложение1) 

    Заранее подготовленный ученик сообщает о художнике.

    П. П. Кончаловский – российский живописец, народный художник России. П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

         Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.

    «Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца» - писал художник

    Пейзаж, портрет, натюрморт

    Натюрморт  –  от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт -  это один из жанров живописи.

    Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

    Личностные:  умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения; использование в работе  личностно-значимого опыта.

    Фронтальная, индивидуальная, групповая

    7

    5.Реализаия построенного проекта и решение исходной задачи

    Теперь давайте вместе с художником Петром Петровичем  Кончаловским войдём в просыпающийся сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно с таким, какой изображён на его картине. Сам П. П. Кончаловский писал: «В этом букете всё цветёт, живёт, радуется».

    Подберите и запишите каждый в своей тетради слова и словосочетания, которыми можно описать сирень.

    Молодцы. У каждой группы лежит карточка с вопросами. Даю вам несколько минут, чтобы ответить на вопросы, данные вашим группам.

    Записывают слова и словосочетания

    Работа с карточками (Приложение 2)

    Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение создавать текст-описание.

    Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной форме; выбор критериев для классификации объектов. 

    Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, в паре (включая ситуации учебного сотрудничества), в коллективе и индивидуально. Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

    нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

    Групповая, фронтальная, индивидуальная

    10

    6.Первичное закрепление с комментированием

    Трудно было составлять слова и словосочетания?

    Какие задания показались наиболее трудными?

    Устали?

    Труднее было задание по карточке  – групповое задание. Задание № 1. было легче.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование своего учебного процесса на основе полученного опыта. 

    Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

    Фронтальная

    3

    7. Здоровьесбережение

    Физкультминутка

    Я буду показывать вам карточки, на которых вы увидите произведения разных жанров, а вы, пожалуйста, сообщите мне, что это за жанр, но не словами, а действиями: натюрморт - хлопаем в ладоши, портрет - подпрыгиваем, пейзаж - приседаем.

    Выполняют физические упражнения

    Личностные: бережное отношение к своему здоровью.

    Коллективная

    2

    8.Самостоятельная работа с взаимоопроверкой по эталону

    Немного размялись, отдохнули? Тихонечко садимся.

    Вернемся к нашему плану. Ваша задача – составить устное описание картины по предложенному плану и озвучить его нам. Работаете вы в группах, решаете, кто будет выступать от каждой группы. В помощь вам предлагаю некоторые формулировки, которые можно использовать в своем сочинении. Задание понятно?

    Эталон – Приложение 3

    Работают в группах, составляю текст на основе эталона

    Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение создавать текст-описание.

    Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

    Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения.

    Групповая

    5

    9.Включение в систему знаний и повторение

    Вот и заканчивается наше путешествие в сиреневый сад. Каким же вы увидели и услышали этот сад вместе с поэтами и художником? 

    Нежным, благоухающим. Цветы нежные, ароматные. Тёплые тона на картине. Шелест ветвей, грозди тяжёлые, сильные, тонкие. Зелень листвы от темных тонов до нежно-зелёных и т.д.

    Обучающиеся высказывают своё мнение, обмениваются впечатлениями.

    Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

    Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

    Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников.

    Индивидуальная

    2

    10.Домашнее задание

    Запишите, пожалуйста, домашнее задание: "Написать сочинение-описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».

    Записывают домашнее задание

    Индивидуальная

    2

    11.Рефлексия учебной деятельности на уроке, подведение итогов занятия

    И в заключение я предлагаю вам обсудить то, что вы узнали сегодня, как работали. Свой ответ вы начинаете с одной из фраз (Слайд)

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я выполнял задания…        

    Я понял, что…

    Молодцы. Мы только что с вами побывали в сиреневом саду, мысленно нарвали огромный букет цветов. Всем спасибо большое за урок.

    Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

    Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

    Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

    Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников.

    Индивидуальная

    5

    Приложение 1

    План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

    1. П. П. Кончаловский - _________________________

    _________________________

    1. Чудесный букет сирени:

    а)

    б)

    в)

    г)

    1. «В букете все живет, цветет, переливается»

    План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

    1. П. П. Кончаловский - _________________________

    _________________________

    1. Чудесный букет сирени:

    а)

    б)

    в)

    г)

         III. «В букете все живет, цветет, переливается»

    План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

    1. П. П. Кончаловский - _________________________

    _________________________

    1. Чудесный букет сирени:

    а)

    б)

    в)

    г)

         III. «В букете все живет, цветет, переливается»

    План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

    1. П. П. Кончаловский - _________________________

    _________________________

    1. Чудесный букет сирени:

    а)

    б)

    в)

    г)

         III. «В букете все живет, цветет, переливается»

    План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

    1. П. П. Кончаловский - _________________________

    _________________________

    1. Чудесный букет сирени:

    а)

    б)

    в)

    г)

         III. «В букете все живет, цветет, переливается»

    План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

    1. П. П. Кончаловский - _________________________

    _________________________

    1. Чудесный букет сирени:

    а)

    б)

    в)

    г)

         III. «В букете все живет, цветет, переливается»

    Приложение 2

    Группа №1

    Группа №2

    1. Опишите грозди сирени
    2. С чем можно сравнить кисть сирени
    3. Опишите корзину, в которой стоит сирень
    4. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами?
    1. Как можно описать цветы сирени?
    2. Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету?
    3. Какое настроение навевает картина?
    4. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами?

    Группа №1

    Группа №2

    Группа №3

    1.Опишите грозди сирени

    2.Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету?

    3. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами?

    1.Как можно описать цветы сирени?

    2.Опишите корзину, в которой стоит сирень?

    3. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами?

    1. С чем можно сравнить кисть сирени?

    2.Какое настроение навевает картина?

    3. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами?

     

    Примерное сочинение-описание картины П. П. Кончаловского «Букет сирени»

           Передо мной – картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Мне кажется, ни один художник не создал такое множество полотен с изображением цветов. Павла Петровича без преувеличения можно назвать мастером натюрморта.

           Автор на картине изобразил чудесный букет сирени. Цветы на полотне разных цветов и оттенков: лиловые, темно-красные, белые, розоватые. В центре букета – большая ветка белой жемчужной сирени. Рядом с нею грозди бело-розового и лилового цвета. Верхушку букета обрамляют пышные темно-красные грозди. Они, как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые, фиолетовые цветки.

           Видно, что грозди у сирени тяжелые, душистые, от них идет приятный аромат.

           Листья на ветках выглядят по-разному. Внизу и вверху слева они темно-зеленые, в середине и справа – светло-зеленые с золотистым оттенком.

           Корзина сплетена из ивовых прутьев. Она как будто обнимает и поддерживает ветки сирени.

           Хочется долго смотреть на этот прекрасный, чудный букет и любоваться им. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой. Абсолютно точно отмечено, что «в букете все живет, цветет, радуется».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"

    Урок  в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной.  ...

    Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию"Прогулка по зимнему лесу

    ЦЕЛЬ:1.обобщить теоретические сведения о стилях речи, типах текста,о средствах выразительности языка;          2.формирование умения определять и самим исп...

    Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению.Описание памятника культуры

    Презентация подготовлена как иллюстративный материал к уроку развития речи в 8 классе по теме: "Описание памятника культуры".  Конспект урока  представлен в моём портфолио....

    Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

    Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...

    Урок развития речи в 6 классе (подготовка к сочинению-описанию по теме"Пейзажная зарисовка".)

    Урок насыщен разнообразием форм и методов,прведен в соответствии с требованиями ФГОС. Межпредметные связи с литературой,историей,искусством. Отрабатывалось умение определять типы речи,аргументированно...

    Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

    Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....