Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie-opisanie.rar2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Класс:

Предмет: русский язык

Тема: Описание поэтических предметов. Подготовка к написанию сочинения-описания

Тип урока: урок – открытие нового знания (вводный урок)

Цели урока:

 -сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал,  пополнять свой лексикон,  создание текста-описания;

-научить пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи, включая эпитеты и синонимы;

-дать понятие натюрморта (особенности натюрморта как жанра живописи);

-подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта (замысел художника, строение описания);

-развивать творческие способности учащихся, учить  выражать своё отношение к предмету речи.

Задачи:

Предметные: знать о роли деталей в художественном описании, о понятии «натюрморт»; уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание; использовать полученные знания при изучении темы «Лексика».

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование: компьютерная презентация, картина П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», раздаточный материал

Предварительная словарно-стилистическая работа:

  • На одном из уроков русского языка производится запись слов и словосочетаний на тему «Сирень»: подбор прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, запах сирени.
  • Предварительное задание: узнать лексическое значение и этимологию слова «натюрморт»
  • Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворений о сирени
  • Индивидуальное задание: подготовить сообщение о П. П. Кончаловском

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Формы организации взаимодействия

Время (мин)

1.Организационый этап

Приветствие, эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке! На улице последний месяц зимы и совсем скоро под яркими лучами солнышка заплачут сосульки и побегут серебристые ручьи по дорогам. И сегодняшний урок мне бы хотелось начать с чтения замечательных стихотворений об одном из самых красивых символов весны – о сирени.

Приветствуют учителя

1

2. Постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности

Демонстрация слайдов с репродукциями картин П.П. Кончаловского: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна», «Сирень, хрустальная ваза и корзина», «Сирень в плетенке», «Сирень на полу

Мы прослушали стихотворение, посмотрели репродукции, а теперь давайте ответим на вопрос: чему будет посвящен сегодняшний урок.

Совершенно верно. На уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» Петра Петровича Кончаловского. А что же станет итогом нашей с вами работы?

Сформулируйте пожалуйста цели нашего сегодняшнего урока.

Верно. Молодцы. Откроем тетради, запишем число и тему урока (Двадцать пятое февраля. Классная работа. Сочинение-описание поэтических предметов)

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение М. Ершовой «Почему живописцы сирени верны»

Примерные ответы: урок развития речи, описание картины

Примерные ответы: написание сочинения-описания картины

Примерные ответы: научиться собирать материал, развивать речь, узнать о натюрморте…

Познавательные: выводы, обобщения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: целеполагание.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учёт мнения окружающих.

Личностные: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Фронтальная

3

3.Актуализация знаний

На доске корзина, в которую будут складываться идеи, понятия, имена по данной теме  (уже знакомые детям)

Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны с вами вспомнить, что мы знаем об описании картины и написании текста описания. Вы видите корзину на доске, в которую мы сложим все то, что нам знакомо. У каждой группы есть по 4 листочка, я даю вам две минуты для того, чтобы вы вспомнили и написали идеи, понятия, имена, связанные с нашей темой. Потом мы все это отправим в нашу корзину знаний.

Выполнение задания в своих группах с последующей проверкой.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

Личностные: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Групповая

5

4.Построение проекта исходной задачи

Как уже было сказано, сегодня мы работаем над натюрмортом Павла Петровича Кончаловского «Сирень в корзине». Давайте познакомимся с этим замечательным художником

Какие жанры живописи вы знаете?

Что такое натюрморт? 

Вы правы. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, рыба, дичь. Посмотрите на репродукцию картины

У каждой группы на столе лежит план вашего будущего сочинения, но в нем пропущены некоторые пункты. Давайте восстановим план и начнем собирать материал для сочинения. (Приложение1) 

Заранее подготовленный ученик сообщает о художнике.

П. П. Кончаловский – российский живописец, народный художник России. П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

     Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.

«Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца» - писал художник

Пейзаж, портрет, натюрморт

Натюрморт  –  от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт -  это один из жанров живописи.

Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные:  умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения; использование в работе  личностно-значимого опыта.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

7

5.Реализаия построенного проекта и решение исходной задачи

Теперь давайте вместе с художником Петром Петровичем  Кончаловским войдём в просыпающийся сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно с таким, какой изображён на его картине. Сам П. П. Кончаловский писал: «В этом букете всё цветёт, живёт, радуется».

Подберите и запишите каждый в своей тетради слова и словосочетания, которыми можно описать сирень.

Молодцы. У каждой группы лежит карточка с вопросами. Даю вам несколько минут, чтобы ответить на вопросы, данные вашим группам.

Записывают слова и словосочетания

Работа с карточками (Приложение 2)

Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение создавать текст-описание.

Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной форме; выбор критериев для классификации объектов. 

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, в паре (включая ситуации учебного сотрудничества), в коллективе и индивидуально. Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

Групповая, фронтальная, индивидуальная

10

6.Первичное закрепление с комментированием

Трудно было составлять слова и словосочетания?

Какие задания показались наиболее трудными?

Устали?

Труднее было задание по карточке  – групповое задание. Задание № 1. было легче.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование своего учебного процесса на основе полученного опыта. 

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Фронтальная

3

7. Здоровьесбережение

Физкультминутка

Я буду показывать вам карточки, на которых вы увидите произведения разных жанров, а вы, пожалуйста, сообщите мне, что это за жанр, но не словами, а действиями: натюрморт - хлопаем в ладоши, портрет - подпрыгиваем, пейзаж - приседаем.

Выполняют физические упражнения

Личностные: бережное отношение к своему здоровью.

Коллективная

2

8.Самостоятельная работа с взаимоопроверкой по эталону

Немного размялись, отдохнули? Тихонечко садимся.

Вернемся к нашему плану. Ваша задача – составить устное описание картины по предложенному плану и озвучить его нам. Работаете вы в группах, решаете, кто будет выступать от каждой группы. В помощь вам предлагаю некоторые формулировки, которые можно использовать в своем сочинении. Задание понятно?

Эталон – Приложение 3

Работают в группах, составляю текст на основе эталона

Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение создавать текст-описание.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения.

Групповая

5

9.Включение в систему знаний и повторение

Вот и заканчивается наше путешествие в сиреневый сад. Каким же вы увидели и услышали этот сад вместе с поэтами и художником? 

Нежным, благоухающим. Цветы нежные, ароматные. Тёплые тона на картине. Шелест ветвей, грозди тяжёлые, сильные, тонкие. Зелень листвы от темных тонов до нежно-зелёных и т.д.

Обучающиеся высказывают своё мнение, обмениваются впечатлениями.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников.

Индивидуальная

2

10.Домашнее задание

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: "Написать сочинение-описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

2

11.Рефлексия учебной деятельности на уроке, подведение итогов занятия

И в заключение я предлагаю вам обсудить то, что вы узнали сегодня, как работали. Свой ответ вы начинаете с одной из фраз (Слайд)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…        

Я понял, что…

Молодцы. Мы только что с вами побывали в сиреневом саду, мысленно нарвали огромный букет цветов. Всем спасибо большое за урок.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников.

Индивидуальная

5

Приложение 1

План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

  1. П. П. Кончаловский - _________________________

_________________________

  1. Чудесный букет сирени:

а)

б)

в)

г)

  1. «В букете все живет, цветет, переливается»

План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

  1. П. П. Кончаловский - _________________________

_________________________

  1. Чудесный букет сирени:

а)

б)

в)

г)

     III. «В букете все живет, цветет, переливается»

План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

  1. П. П. Кончаловский - _________________________

_________________________

  1. Чудесный букет сирени:

а)

б)

в)

г)

     III. «В букете все живет, цветет, переливается»

План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

  1. П. П. Кончаловский - _________________________

_________________________

  1. Чудесный букет сирени:

а)

б)

в)

г)

     III. «В букете все живет, цветет, переливается»

План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

  1. П. П. Кончаловский - _________________________

_________________________

  1. Чудесный букет сирени:

а)

б)

в)

г)

     III. «В букете все живет, цветет, переливается»

План сочинения –описания по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

  1. П. П. Кончаловский - _________________________

_________________________

  1. Чудесный букет сирени:

а)

б)

в)

г)

     III. «В букете все живет, цветет, переливается»

Приложение 2

Группа №1

Группа №2

  1. Опишите грозди сирени
  2. С чем можно сравнить кисть сирени
  3. Опишите корзину, в которой стоит сирень
  4. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами?
  1. Как можно описать цветы сирени?
  2. Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету?
  3. Какое настроение навевает картина?
  4. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами?

Группа №1

Группа №2

Группа №3

1.Опишите грозди сирени

2.Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету?

3. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами?

1.Как можно описать цветы сирени?

2.Опишите корзину, в которой стоит сирень?

3. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами?

1. С чем можно сравнить кисть сирени?

2.Какое настроение навевает картина?

3. Сумел ли художник передать свое восхищение этими цветами?

 

Примерное сочинение-описание картины П. П. Кончаловского «Букет сирени»

       Передо мной – картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Мне кажется, ни один художник не создал такое множество полотен с изображением цветов. Павла Петровича без преувеличения можно назвать мастером натюрморта.

       Автор на картине изобразил чудесный букет сирени. Цветы на полотне разных цветов и оттенков: лиловые, темно-красные, белые, розоватые. В центре букета – большая ветка белой жемчужной сирени. Рядом с нею грозди бело-розового и лилового цвета. Верхушку букета обрамляют пышные темно-красные грозди. Они, как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые, фиолетовые цветки.

       Видно, что грозди у сирени тяжелые, душистые, от них идет приятный аромат.

       Листья на ветках выглядят по-разному. Внизу и вверху слева они темно-зеленые, в середине и справа – светло-зеленые с золотистым оттенком.

       Корзина сплетена из ивовых прутьев. Она как будто обнимает и поддерживает ветки сирени.

       Хочется долго смотреть на этот прекрасный, чудный букет и любоваться им. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается ее щедростью и красотой. Абсолютно точно отмечено, что «в букете все живет, цветет, радуется».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"

Урок  в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной.  ...

Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию"Прогулка по зимнему лесу

ЦЕЛЬ:1.обобщить теоретические сведения о стилях речи, типах текста,о средствах выразительности языка;          2.формирование умения определять и самим исп...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению.Описание памятника культуры

Презентация подготовлена как иллюстративный материал к уроку развития речи в 8 классе по теме: "Описание памятника культуры".  Конспект урока  представлен в моём портфолио....

Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....