Урок по теме "Остап и Андрий - смысл противопоставления"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Ланг Инна Давидовна

На уроке учащиеся должны выйти к главной проблеме пвести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Бастанская средняя общеобразовательная школа»

Конкурс «Учитель года – 2016»

Урок литературы

Тема: «Остап и Андрий – смысл противопоставления»

Ланг Инна Давидовна

учитель русского языка и литературы

2016-2017 учебный год

Тема: Смысл сопоставления Остапа и Андрия (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока: через сравнение Остапа и Андрия вывести детей на понимание сути проблемы подвига и предательства, поднятой Гоголем в данном произведении.

Задачи: 1) Раскрыть образы Остапа и Андрия.

        2)Развивать умения собирать и систематизировать материал для характеристики героев.

                3)Прививать интерес к родной литературе, учить вглядываться в ткань художественного произведения, открывать для себя новое, глубинное.

                 4)Научить ребят давать нравственную оценку героям, их поступкам, событиям.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Чтение стихотворение учителем наизусть «Легенда о запорожцах» (на фоне музыки)

-Ребята, о ком и о чём сейчас я прочитала вам стихотворение? (о казаках, Запорожской Сечи)

-Почему именно такую тему я выбрала? (изучаем произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

-Верно. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение великого русского произведения 19 века – повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Продолжая разговор о семье Тараса Бульбы, о времени, в котором разворачивается действие, сегодня с вами будем говорить о сыновьях Тараса – Остапе и Андрии.

2.Объявление темы. Постановка целей урока.

Тема нашего урока  - «Смысл противопоставления  Остапа и Андрия» (СЛАЙД 1)

Мы будем учиться сопоставительной характеристике героев.

-А для чего мы проводим сравнительный анализ двух героев: Остапа и Андрия? Что это может нам дать?

-Через сравнение образов мы постараемся выйти на понимание очень важной проблемы: проблемы подвига и предательства. Для этого поработаем над планом, который вместе составим. Какие моменты из жизни Остапа и Андрия вы предложили бы выделить для анализа образов этих героев (учащиеся прелагают варианты)

Итак, нам предстоит вспомнить следующие моменты (СЛАЙД 2):

1.Приезд братьев в родной дом.

2.Братья в семинарии.

3.Остап и Андрий на Сечи.

4.Остап и Андрий в бою.

5.Остап и казаки.

6.Предательство Анрия.

7.Смерть Андрия.

8.Смерть Остапа.

3.Работа по теме урока.

-Обратимся к первому вопросу плана. Какими предстают перед нами Остап и Андрий, вернувшись в родной дом? Я предлагаю вам просмотреть фрагмент из фильма и ответить на этот вопрос (фрагмент 1)

(СЛАЙД 3 – Остап и Андрий – возвращение домой)

(Андрий осторожен, почтителен с отцом, скрытен, немного холоден. Он ближе к матери, он более красивый, чем Остап).

-Как называет его Тарас? («бейбас», «мазунчик», т.е. балбес, маменькин сынок)

-Каким предстаёт Остап? (не позволяет смеяться над собой, сердится, готов даже драться, он ближе к отцу. Внешне суров и сдержан).

-Что можно сказать о характерах братьев уже из этого эпизода? (они разные)

-А более подробно мы можем узнать о характерах Остапа и Андрия, проанализировав их жизнь в семинарии (СЛАЙД 4).

-Откройте страницу 139-140 учебника, давайте посмотрим, как же братья вели себя в бурсе.

(Андрий – живее, изобретательнее Остапа, учёба давалась ему легко, он предводительствовал в разных предприятиях, но всегда мог увернуться от наказания.

Остап несколько раз сбегал из Киевской академии, закапывал свой букварь, его возвращали и били, характер его стал твёрдым, считался лучшим из товарищей, не предводительствовал в дерзких предприятиях, но с готовностью участвовал в них, никогда не выдавал товарищей и первым шёл принять наказание).

-Остап и Андрий братья, но они совершенно разные по характеру.

-Жизнь дома продлилась недолго. И уже на следующий день Тарас везёт сыновей в Запорожскую Сечь. Давайте вспомним, как восприняли братья порядки Сечи? (СТРАНИЦА 147 – ЗАЧИТАТЬ) СЛАЙД – 5

(Андрий от нравов Сечи испытывает страх, ужас, а Остап принимает нравы запорожцев как должное)

-Остап и Андрий пришлись по нраву казакам, они показали свою молодецкую удаль. И вот начинаются серьёзные испытания. Братья участвуют в бою. Как они проявляют себя? (СТРАНИЦА 151, СЛАЙД 6)

(отвага, чудеса, храбрость)

-Обратимся к Андрию. О чём говорят слова «нанося всем удары и не слыша нанесённых»? Во имя чего он совершает подвиг? (Для Андрия бой – это музыка, упоение. В эту минуту герой не думает ни о своих товарищах, ни о цели сражения)

-Как ведёт себя Остап в бою? (СТРАНИЦА 150, СЛАЙД 7)

-Как казаки относятся к Остапу? (один учащийся пересказывает отрывок главы 7 стр. 164 от слов «Как услышали уманцы, что куренного их атамана Бородатого нет уже в живых…» до слов «…что недаром выбрали его в атаманы»).

Казаки оценили по достоинству мужество Остапа и доверяют ему. Они увидели в Остапе талантливого, умного военачальника, не по возрасту зрелого и мудрого.

-Под стенами города в бою братья показали большую удаль, и Тарас гордится ими. Но в какой момент произошёл в душе Андрия перелом? (после встречи с панночкой. Он пошёл путём предательства) (СЛАЙД 8)

Андрий знакомится с польской панночкой. Какие чувства испытывает герой, когда узнаёт, что его возлюбленная в опасности? (недоумение, испуг, страстное желание увидеть прекрасную панночку)

-Отдаёт ли он себе отчёт, что делает? (в первые мгновения не отдаёт себе отчёта в происходящем: мысли о том, что возлюбленная может умереть, заслоняют всё)

-Достойно ли уважение чувства Андрия? (способность к большому и сильному чувству украшает Андрия. Для запорожцев женщина – рабыня, а для Андрия – королева, которой он готов преданно служить)

-Считаете ли вы предательством любовь к девушке другой национальности? (нет. Любовь не знает границ, любовь не преступление)

-В какой момент происходит нравственное падение Андрия, и он превращается в предателя? (ВИДЕОФРАГМЕНТ 2)

Что утверждает Андрий в своём ответе? («Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего».)

-Что означает такой настрой? (для героя имеют значения только личные желания и стремления. Он не понимает, что своё счастье он покупает ценою предательства)

Автор пишет: « И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чупрыны и проклянёт и день, и час, в который породил на позор себе такого сына».

-Какие чувства испытывает автор, вкладывая в уста Тараса эти слова? (звучит горечь утраты. Отныне Андрий навсегда вычеркнут из рядов запорожцев, отвергнут отчизной. Он проклят отцом своим, своими товарищами)

-Почему храбрейший из казаков стал предателем? (Андрий посчитал себя очень свободным человеком, вольным поступать так, как считает нужным. Закон для него-только собственные желания и чувства)

-Имеет ли Андрий право на такое решение? (нет. Андрий освободил себя от ответственности перед товарищами. Это привело его к потери чести, а любовь, несущая человеку бесчестие – преступление)

Обратимся к печальному концу повести. Два брата погибают. Они оказались разными внешне, характеры их отличались, она выбрали разные пути, и смерти их тоже были разными.

-Андрий предал православную веру, предал товарищей и Отчизну. Какое наказание его ждёт? (он погибает от рук отца) (СЛАЙД 9)

(ВИДЕОФРАГМЕНТ 3)

Я предлагаю посмотреть отрывок «Смерть Андрия».

-Какие чувства вызывает смерть героя и почему? (жалость, грусть, Андрий мог быть бесстрашным и сильным казаком)

-Почему Андрий не оказывает сопротивление отцу и не оправдывается перед ним? (он осознаёт свою неправоту. Вот как автор пишет об этом: «Покорно, как ребёнок слез он с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом, он затрясся всем телом и вдруг стал бледен, как школьник, стоял сын перед Тарасом, утупивши в землю очи»)

-Легко ли было Тарасу принять решение и убить собственного сына? (решение Тарасу было принять сложно. Но он истинный патриот своей Родины, он готов жертвовать жизнью ради Отчизны. Тарасу стыдно, что сын совершает такой ужасный поступок. Он не может отпустить Андрия)

Обратимся ко втором сыну Тараса – Остапу. Расскажите, как Остап вёл себя в последнем бою? (СТРАНИЦА 165)

(Остап – личность героическая. Он жалеет себя, сражаясь за правое дело. Прослушаем эпизод казни (ГЛАВА 11 – аудиозапись – отрывок)

Остап принял тяжёлые физические муки. Что дало герою силы перетерпеть боль? (знание того, что он умирает за родину. Именно любовь к отчизне помогла Остапу собрать все свои силы, духовные и физические и показать товарищам и врагам пример стойкости, мужества и твёрдости) (СЛАЙД 9)

-Почему в последние минуты Остап хотел увидеть именно отца, услышать именно его голос? (отец для Остапа – идеал отваги, стойкости, крепости духа)

-Какие чувства вложил Тарас в слово «Слышу»?

-Можно ли назвать Остапа героем в широком смысле этого слова? (Остап – личность героическая. Он был готов к подвигу, благородный, справедливый, исполненный чувства долга)

Урок подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю поработать в парах и составить синквейн – описание Остапа и Андрия.

Назовите черты характер Остапа и Андрия.

1 ряд – Остап; 2 ряд – Андрий; 3 ряд на выбор.

Остап                                                                  Андрий

Мужественный, смелый                                   Красивый, сильный

Сражается, мучается, погибает                            Влюбляется, сражается, погибает

Достойный сын своего отца                             Жил по своим законам

Патриот                                                               Предатель

4.Итог урока.  

-Кого из братьев было сложнее оценивать?

-Какую проблему рассматривает автор в своей повести? (через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства)

-Какие же пути выбирают герои? (Остап – путь верного служения Родине, выполнение перед нею священного долга; Андрий – путь отрыва от коллектива, измена Отчизне)

Говоря о героях, нельзя назвать одного хорошим, другого – плохим. Братья принадлежат разным эпохам. Остап идёт по пути отца, а Андрий стремится к свободе суждений и взглядов.

Возвращаясь к теме нашего урока, можно ли сказать, что братья противопоставлены друг другу? В чём мы видим это противопоставление?

Закончить наш урок хотелось бы словами: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу!»(СЛАЙД 10)

-Как вы понимаете эти слова? (нельзя победить   русского   человека, если он любит свою Родину)

Спасибо за работу!

5.Домашнее задание

Написать сочинение «Остап и Андрий – братья-враги».                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

Цель урока:·        Формировать умение учащихся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев;·...

Урок по теме "Остап и Андрий - смысл противопоставления"

На уроке учащиеся должны выйти к главной проблеме пвести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....

План урока 9Б класса (Вторник 7 апреля ) Урок №69 "Преломление света. Физический смысл показателя преломления.Дисперсия света. Цвет тела ."

В рамках дистанционного обучения обучающимся предлагается подробный план занятия в соответсвии с учебным планом и тематическим планированием гуманитарного профиля. Занятие составлено с опрой на видео ...

Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия".

Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия"....


 

Комментарии

Смольская Татьяна Григорьевна

Инна Давидовна, урок очень интересный, затронул душу.. спасибо большое!

Странная тема сочинения. Режет слух. Братья врагами не были никогда. Они были разными. У Гоголя такого слова нет. Значит, и нам не надо.
И ещё. По нормам русского языка, конечно "об АндриИ", но Гоголь использует украинский вариант. Поэтому "об АндриЕ" (про Андрия).

Ланг Инна Давидовна

Я считаю, если мы пишем на русском языке, то и вариант нужно использовать русский. А по поводу темы сочинения могу сказать следующее, ребята должны сами определить, были ли братья врагами или нет. Но это ваше мнение. Уважаю его. Тем более, что, подводя итог урока, мною был сделан акцент на то, что мы не можем осуждать Андрия, так как он герой новой эпохи.