Выступление по теме:«Система непрерывной подготовки обучающихся к олимпиадам ,конкурсам, проектам»
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Хуснутдинова Ильмира Наиловна

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей сути направлению национальной инициативы - системе поддержки талантливых детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ, КОНКУРСАМ, ПРОЕКТАМ

Хуснутдинова Ильмира Наиловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной,  это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей сути направлению национальной инициативы -  системе поддержки талантливых детей.

Действительно, большинство детей в чем-то талантливо, и поэтому надо дать каждому ребенку возможность отыскать свою нишу, ту область познавательной деятельности, где его способности окажутся наиболее яркими. А предназначение учителей школ: заметить эти таланты, помочь им развиваться в полной мере, дать детям возможность радоваться собственным открытиям и достижениям. Вот еще одно интересное исследование на эту тему: зарубежными психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который в своё время дал толчок развитию таланта всемирно признанных гениев – оказалось, что почти все они в детстве имели опыт собственного творчества, причем далеко не всегда юные увлечения совпадали с их будущей деятельностью, профессией. Поэтому суть всех школьных реформ должна быть направлена на то, чтобы максимальное количество детей  имело возможность получить разностороннее, полноценное образование, которое обеспечит им в будущем достойный уровень жизни. Сохранение и развитие интеллекта одаренных детей, которые вырастут, возможно, в состоявшихся талантливых специалистов является стратегической задачей нашей системы образования.  

    Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога: 
-  желание работать нестандартно, 
- поисковая активность, любознательность; 
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей; 
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми. 
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного Стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными. 
    Развитие системы работы с одаренными учащимися - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы. 
Таланты создают особое творческое напряжение в окружающей среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения, а также готовность общества принимать таланты и признавать инновационных лидеров – это не просто дело престижа страны, но неотъемлемая часть современного образования. Профессиональное развитие талантливых, одаренных детей требует особых подходов.

Для более качественной работы в данном направлении  подключен психолог школы, который в процессе индивидуальной работы с каждым ребенком  выясняет особенности его  развития, его наклонности и способности.

Результаты исследования  психолог доводит до учителей предметников, классных руководителей. Такая работа во взаимодействии  позволяет более тонко изучить личность каждого ученика, искать подход в обучении и воспитании.

    Отсюда вытекают необходимые условия работы с одаренными детьми:

сохранение индивидуальности;

  • поддержка собственной познавательной потребности;
  • знание психологических особенностей «одаренных».
  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности 
1. Создание для ученика ситуации успеха и уверенности  через индивидуальное обучение и воспитание.

2. Включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы.

3. Формирование и развитие сети дополнительного образования.

4. Организация научно-исследовательской деятельности.

5. Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:

  • прежде всего, необходимо  отыскать одарённых детей.
  • талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.
  • разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету.
  • на следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он не должен  стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

     Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

     Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; обучающие семинары по кейс-методу; сетевое взаимодействие; научно-исследовательская работа; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.

Выявление одаренных и талантливых детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; создание банка данных по талантливым и одаренным детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.

В нашей гимназии, как и в любой другой, обучаются дети с различными видами одаренности:  интеллектуальной, творческой, академической, художественно-эстетической,  социальной,  спортивной. У этих  детей, как правило, отличная память, высокий уровень мышления и интеллекта, хорошо развитая речь, большой словарный запас.   У некоторых ребят наблюдается    неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. В силу того, что одаренные дети, как правило, отличаются в развитии от своих сверстников, у них зачастую возникает ряд серьезных проблем:     неприязнь к школе, игровые интересы, погружение в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость.  Наша задача –  помочь детям преодолеть эти негативные комплексы, научить их быть более раскованными, открытыми, позитивными.  

   Программа развития нашей гимназии предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализуется в действии. 

   Учитывая особенности личностных качеств одаренных детей, мы используем   наиболее, на наш взгляд, эффективные и результативные методы, формы работы:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам.

Согласно учебному плану гимназии в старших классах ведутся спецкурсы и факультативные занятия по русскому языку, математике и физике.  Работают спортивные секции (баскетбол, лыжные гонки, волейбол, борьба).   Ежегодно проводятся школьные предметные олимпиады (2-11-е кл.), смотр знаний (4-й кл.), школьные предметные недели.  Ежегодно школьники принимают участие в муниципальном и региональном этапах предметных олимпиад, во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», математическом «Кенгуру», «КИТ» (информатика),  «ОЛИМПУС».  Участвуем во всевозможных конкурсах, научно – практических конференциях. Администрация гимназии в конце учебного года поощряет победителей и призёров олимпиад, конкурсов. Также есть стенд "Лучшие ученики гимназии".

В гимназии ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.

  На протяжении многих лет в нашей гимназии существует  научное общество учащихся «Шаг в будущее», которое занимается организацией интеллектуальных, творческих конкурсов, общешкольных мероприятий.

 Научное общество гимназии – это добровольное объединение подростков, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области наук, искусства, техники, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно – исследовательской работы.

Талантливые дети, обучающиеся в гимназии, активно участвуют в гимназических предметных неделях, которые ежегодно проводятся кафедрами и МО гимназии с целью повышения профессиональной компетентности учителей и развития познавательной и творческой активности обучающихся. В течение данных предметных недель происходит вовлечение обучающихся в самостоятельную интеллектуальную и творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам, расширение круга одаренных детей.

 Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе.  Мне интересно заниматься с детьми, которые постоянно находятся в поиске неизвестного. Особенно добились успеха при составлении различных исследовательских и проектных работ.

          Во время работы я даю  возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие с учащимися.  

      Школьникам нравится  выступать  в роли юных ученых-исследователей. Все научно-исследовательские проекты, подготовленные учащимися, получили высокую оценку и отмечены дипломами и грамотами школьного, районного, регионального   уровня. Организуя познавательную деятельность учащихся, я развиваю интеллектуальные умения (умения ставить проблему, работать с информацией, планировать ход работы, выдвигать и проверять гипотезы, проводить рассуждения).

   Проектной и исследовательской работой занимаюсь около 5 лет, за это время  наработана определённая методика по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся, которая приводится ниже и рекомендуется для широкого использования.

Алгоритм проектирования:

-выбор темы проекта;

-актуальность проекта, постановка цели, задач;

-анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;

-формирование гипотезы;

-планирование и разработка исследовательских действий;

-сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

-подготовка и написание работы;

-оценка проекта экспертами (практическая проверка);

-последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.

-выступление, защита проекта.

  За это время мы приняли участие во многих научно – практических конференциях. Например, стали призёрами и победителями в научно-практической конференции школьников имени Л.Н.Толстого,  участвовали в Кирилло-Мефодиевских юношеских научных чтениях, во 2 Поволжской юношеской научно – практической конференции «Я – исследователь»  (диплом 3 степени), участвуем в различных конкурсах сочинений (всероссийский конкурс, диплом 1 степени), конкурсах  чтецов (республиканский уровень, диплом 3 степени), муниципальных и республиканских олимпиадах по  русскому  языку и литературе (победители и призёры ежегодно).

 Конечно, у каждого учителя – предметника в плане методической работы спланирована своя  работа со способными детьми. Если наша совместная работа с детьми приносит удовлетворение от деятельности, то я думаю, что мы потрудились  не зря.

Мне нравится моя работа, нравятся люди, которых я обучаю. Только так можно добиться реальных успехов в своей работе.

Список использованной литературы

1.Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.

2.Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосибирский  государственный университет. — 2008.  Т. 9, вып. 1.

3. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.

4.Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.

5.Чудновскии В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. -- М., 1990



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Джалильская гимназия»

Сармановского муниципального района

Республики Татарстан

Методическая разработка авторской программы элективного курса

по теме «Теория и практика сочинения - рассуждения»

для учащихся 10-11 классов по русскому языку

учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории

Хуснутдиновой Ильмиры Наиловны

Элективный курс «Теория и практика сочинения-рассуждения»

Пояснительная записка

    Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых входе овладения языком, - произносительных, грамматических, лексических.

      Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально – смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.            Образовательная программа относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к   творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они,  прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.   Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения. Но вместе с тем, как бы это не звучало, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который  является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся желание научиться создавать тексты, грамотный и убедительные.

    Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление  — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.

    Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания.

Цель элективного курса: - овладение учащимися свободной письменной речью

    Основные задачи курса:

  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
  • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
  • овладение нормами русского литературного языка
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения.
  • изучить художественно-изобразительные средства, стилистические фигуры речи.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

- определять позицию автора;

- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

- уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно

- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

 Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);  

- самостоятельная работа;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. 

Учебно – тематический план

№ п/п

 Тематика курса

кол-во часов

 1

Введение

2

 2

Языковые нормы

1

 3

Текст

3

 4

Функционально-смысловые типы речи

2

 5

Функциональные стили речи

2

 6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

 7

Коммуникативная компетенция.

22

Всего в 11 классе

35

Содержание курса

Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса.

Языковые нормы (1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Текст (3 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

Функциональные стили речи (2 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.

Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.

Коммуникативная компетенция (21 ч.)

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.

Жанровое многообразие сочинений.

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

Выражение собственного мнения. Виды аргументов. Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Работа с текстами.

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Работа с текстами.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

К-во час.

Дата

По плану

Факт

Введение (2 часа)

1

Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

1

04.09

2

Тема сочинения: выбор, осмысление; текст: тема, проблема

1

11.09

Языковые нормы (1 час)

3

Литературный язык. Нормы речи.

1

18.09

Текст ( 3 часа)

4

Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

1

25.09

5

Средства связи предложений в тексте.

1

02.10

6

Основная и дополнительная информация микротекста.

1

09.10

Функционально-смысловые типы речи (2 часа)

7

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

1

16.10

8

 Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

1

23.10

Функциональные стили речи ( 2 часа)

9

Функциональные стили, их характеристика.

1

30.10

10

 Стили речи. Работа с текстами.

1

13.11

Изобразительно-выразительные средства языка ( 3 часа)

11

Речь. Языковые средства выразительности.

1

20.11

12

Тропы, их характеристика.

1

27.11

13

Стилистические фигуры. Работа с текстами.

1

04.12

Коммуникативная компетенция ( 22 часа)

14

Виды информации в тексте.

1

11.12

15

Употребление языковых средств. Работа с текстами.

1

18.12

16

Жанровое многообразие сочинений.

1

25.12

17

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем.

1

15.01

18

Типичные ошибки при формулировании проблемы,  авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

1

22.01

19

 Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.

1

29.01

20

 Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.

1

05.02

21

Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы.

1

12.02

22

Позиция автора. Лексические  средства выражения авторской позиции 

1

19.02

23

Синтаксические средства выражения позиции автора.

1

26.02

24

Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

1

04.03

25

Как выразить собственное мнение по выявленной  проблеме

1

11.03

26

Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов

1

18.03

27

Типичные ошибки аргументации. Работа с текстами.

1

01.04

28

Композиция сочинения.

1

08.04

29

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

15.04

30

Виды и формы вступления.

1

22.04

31

Виды заключения. Работа с текстами.

1

29.04

32

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы

1

06.05

33

Практикум написания сочинения-рассуждения

1

13.05

34

Практикум написания сочинения-рассуждения

1

20.05

35

Практикум написания сочинения-рассуждения

1

27.05

ИТОГО:

35 

                                                        Список литературы

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену.  - М.:Астрель, 2002.
  2. Как написать сочинение? Справочник школьника.  – М.:Слово, 1997.
  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. -  М.: Просвещение , 2002.
  4. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
  5. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2008.
  6. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен,2011.

Программа  элективного курса

«Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»

10-11 класс

Пояснительная записка

    Актуальность 

Данный элективный курс рассчитан на учащихся 10 - 11 классов и может быть реализован в объёме 34 часов.  В условиях изменения подхода к изучению русского языка меняется система его изучения и требований на итоговой аттестации – проверка продуктивной деятельности учащихся (создание текста в жанре рассуждения). Следовательно, необходимо развивать умения работы с текстом данного типа речи. В системе работы с учащимися 10-11 классов работа с текстомрассуждением позволяет формировать образное мышление, развивать речь, обогащая её разнообразными изобразительно–выразительными средствами и приёмами аргументации в виде умозаключений и выводов.

Особенностью данного курса является его углублённо-познавательный и интегративный характер, что позволяет использовать возможности других учебных дисциплин (литературы, истории, изобразительного искусства, экологии, обществознания и права и др.)

В программе курса предоставлено большое количество разнообразных по проблематике текстов, которые можно использовать выборочно в зависимости от уровня подготовленности класса, интересов учащихся. Отбор текстов осуществлен с позиций нравственного, этического и эстетического воспитания. Одним из этапов работы над сочинениемрассуждением является проверка и редактирование текста самими учащимися. Этот этап организован на основе раздаточного материала «Типология ошибок», различных видов лингвистических словарей и критериев оценивания части С. Такой подход обеспечивает формирование общеучебных (информационных, организационных) умений.

В основу курса положен модульный подход, что даёт возможность самим учащимся осуществлять собственное продвижение в освоении содержания курса.

Представленный курс поможет обучающимся эффективно подготовиться к сочинению–рассуждению на ЕГЭ в 11 классе.

Цели и задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9 класса по разделу «текстоведение»;
  • совершенствовать умения учащихся на основе работы с текстом;
  • познавательную  деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
  • выработать  навыки  объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
  • совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе диалога с автором текста, соблюдая этические нормы;

Обобщённый характер целей и задач курса основывается на триедином подходе (обучение, развитие, воспитание)

Обучающие цели:

  • получение целостного представления о языке как национально-культурном феномене, исторически развивающейся системе;
  • Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

Развивающие цели: 

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • Развитие умений конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми для решения проблем;
  • Развивать умения, связанные с самооцениванием и самоконтролем  деятельности с опорой на справочную литературу и критерии оценивания творческой работы (часть С)
    Создание условий для обучения:
  • анализу и оценке жизненных явления и фактов с различных точек зрения, с опорой на жизненный и читательский опыт;
  • навыкам создания связного высказывания, с выражением  в нём собственного  мнения по поводу прочитанного текста;
  • формулировке  и комментированию проблем, поставленных  автором текста;
  • формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;
  • аргументировать своё мнение;
  • Совершенствование коммуникативных умений;
  • Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

Воспитательные цели: 

  • Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
  • Воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Ожидаемый результат  освоения курса:

Развитие умений:

  • работать с информацией различного рода;
  • формулировать проблемы и находить пути их решения;
  • организовывать свою деятельность и адекватно оценивать её результаты;
  • применять текстовые навыки и навыки работы с компьютером, пользоваться Интернет-ресурсами в учебной деятельности и повседневной жизни.

         Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Следовательно, содержание программы направлено на формирование практических навыков анализа текста,  составление собственного текста (проведение различных видов анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов; оценка устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; использование в собственной речи разнообразных грамматических и лексических средств языка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированные технологии при подготовке обучающихся к олимпиаде. Проблемы подготовки и пути выхода

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, когда после прохождения которого вся работа быстро затухает. Результаты ежегодных олимпиад, про...

Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по физической культуре

Таблица, отражающая результаты участия обучающихся в мероприятиях разных уровней, заверенная директором. Раздел из портфолио к аттестации педработника....

Статья "Система непревывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам"

Статья "Система непревывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам"...

Система непрерывной подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого, вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть сис...

Программа курсов внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по биологии и экологии»

Центральным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для одаренных детей, организация индивидуального подхода с целью повышения результативности и мотивации школьников...