Правописание гласных и согласных
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Rozanova_Natalia

В приставках, корнях, суффиксах, окончаниях разных частей речи + после шипящих и Ц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_glasnyh.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание гласных после шипящих и ц

ЧА-ЩА

ЖИ-ШИ

ЧУ-ЩУ

Исключения: жюри, брошюра, парашют – пишутся через ю.

О-Е-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

В корне +

+ глагол и его формы

(причастия и деепричастия)

За корнем

(суффиксы, окончания)

Ё

Под ударением

- О

Без ударения

- Е

Врач-о'м, шёпот, шоколад (иностр. сл., искл.), сгущёнка (сгущённое молоко – от глагола "сгустить"), пошёл (глагол – значит, только Ё!)

Ы-И после шипящих и Ц

В корне +

+ слова на -ция

За корнем

(суффикс, окончание)

-И-

Кроме искл.

-Ы-

Цифра, ресницы, сестрицын

  1. Определить лексическое значение и подобрать несколько родственных (однокоренных) слов.
  2. Найти корень, определить: входит в него гласная после шипящей или нет.
  3. Ставим правильную букву после шипящей: если в корне, то это всегда Ё или И (кроме исключений), если за корнем, то это всегда О-Е (от ударения) или всегда Ы.

Вывод: после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ и Ц могут стоять только:

А, У, И и Е или О, Ы  в зависимости от ударения и/или местоположения в слове (в корне или за корнем)

 

Таким образом:

В корне

За корнем

Ё и И

О – Е - Ы

+ исключения

Шёл – глагол, только Ё!

Шёлк – шелка, шёлковый - Ё, т.к. в корне

Шёрстка шерсть, шерстяной – Ё, т.к. в корне

Жёлтый желтеть, желтизна – Ё, т.к. в корне

Шорох – словарное слово, регулярный блок ОРО

Решётка решетчатый, решетить… Ё, т.к. в корне

Тушёнка – от глагола "тушить" (= тушёное мясо)

Смуглолицый – смуглое лицо, - Ы- т.к. за корнем

акация, лекция – заканчивается на –ЦИЯ, всегда И

крыжовник – слово-исключение

цыганка - слово-искл

номер улицы- улица, уличный… -  за корнем, значит Ы

девчонка дева, девушка, девичий… за корнем и под ударением, значит – О!

флажок флаг, флаги, флажки… за корнем под ударением – О

ежовый ёж, ежи, ёжик… за корнем под ударением – О

горячо- горячий, горячка, сгоряча… - за корнем под ударением, значит – О

свежо – свежий, свежесть, освежающий… за корнем под ударением – О

ноченька – ночь, ночка, ночной… - за корнем, без ударением – Е

душенька душа, дух, душевный, духовный… - за корнем без ударения – Е

плюшевый плюш… -- за корнем без ударения – Е

замшевый замша… - за корнем без ударения – Е

Правописание согласных.

Согласные звуки чётко слышны только, если после них стоит гласный или сонорный согл.:

Мо/ло/ко

В лесу рос гри(п/б) и ду(б/п) -> гри-бы и ду-бы

Мя/гкий – мя/го/к_?

Солнце – солнышко

Вывод: согласные проверяются гласными, т.е. слово, в котором непонятно, какую согласную писать, надо поставить в такую форму или подобрать такое однокоренное, чтобы после нужной согласной стоял гласный или сонорный звук.

 Дуб – дуБЫ, кот-коТЫ, легкий – лёГОк, солнце – соЛНЫшко, столб – столБЫ…

Правописание гласных.

Гласные звуки чётко слышны под ударением.

  1. Подобрать проверочное слово (чтобы на эту букву падало ударение).

Коса – косы – косит, весёлый – весело

  1. Запомнить и знать словарные слова (иностранного или древнего русского происхождения).

Регулярные блоки:

ОРО

ЕРЕ

ОЛО

ИМА

ИНА

ЧИВ/ЛИВ

ТЕЛЬ/НИЦА

РАЗ

РАЩ

РАЖ

Папоротник, учительница, поражается, переделка, перегорел, увиливать, внимательный, холостяк, оборона, занимаюсь, обниматься, усидчивый, недолюбливать, воображение.

  1. Запомнить и знать чередование.

- ударение (приставки: рос-роз под ударением и рас-раз без ударения; корни: гор-твор-клон без ударения и гар-твар-клан под ударением)

- рядом стоящие буквы + суффикс <а> (Корни: бер-бира, дер-дира, раст-ращ-рос, кос-каса.. Приставки: на с/з – с при глухом согл после приставки, з – при звонком согл после приставки). Суффиксы: чик-щик

- лексическое значение (Приставки: ПРЕ (=очень, =пере) и ПРИ (=приближение, неполнота действия и доведение до конца). Корни: РОВН (=прямой, ровный) и РАВН (=одинаковый, такой же). МАК = макать, погружать в жидкость. МОК = мокрый, становиться мокрым под воздействием жидкости.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ

От ударения

От рядом стоящей буквы

От лексического значения

Приставка

РОС-РАС

РОЗ-РАЗ

РОС-РОЗ

РАС-РАЗ

БЕС-БЕЗ

ВОС-ВОЗ

ИСЗ

ПРЕ-ПРИ

Корень

ГОР-ГАР

ЗОР-ЗАР

ТВОР-ТВАР

КЛОН-КЛАН

РАСТ

РАЩ

РОС

КОС-КАСа

ЛАГ-ЛОЖ

БЕР-БИРа

ДЕР-ДИРа

МЕР-МИРа

БЛЕСТ-БЛИСТа

ТЕР-ТИРа

СТЕЛ-СТИЛа

и т.д.

МАК-МОК

РАВН-РОВН

Суффикс

О/Е

После шипящих

Ы

ЧИК-ЩИК

(т-д, с-з, ж)

Окончание

О/Е

После шипящих

Ы

 

Слова на - ция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие

Конспект урока по теме"Правописание гласных и согласных в корне слова" предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног...

Правописание гласных и согласных в приставках.

Цель урока: Повторить основные правила правописания приставок,совершенствовать орфографические умения, развивать навыки самостоятельной работы;      развивать языков...

"Приставучая" морфема// Правописание гласных и согласных в приставках.

Презентация для 5 класса по теме: "Приставучая" морфема// Правописание гласных и согласных в приставках....

Кроссворд "Пробелы в тексте" к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных и согласных в приставках" (HotPotatoes 6)

Кроссворд "Пробелы" составлен по тексту М. М. Пришвина "Дятел" с использованием программы HotPotatoes 6....

Электронный тренажёр "Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных"

Данный ресурс предназначен для использования на уроке русского языка в 7 классе по теме  "Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прил...

Самоучитель по правописанию гласных и согласных в корне слова.

Один из вариантов организации самостоятельной работы в классе и дома по русскому языку. Будет полезен в старших классах при организации повторения изученных орфограмм....