анализ текста в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Быкова Галина Владимировна

текст с вопросами на повторение материала по различным разделам языка с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_teksty_dlya_kontrolnyh.docx44.77 КБ

Предварительный просмотр:

Текст № 6

1. В те дни вечерами уже холодало, дело шло к осени. 2.По ночам же почва быстро выхолаживалась, и к рассвету степь покрывалась белесым, как солончак, налетом недолговечного инея. 3. Скудная, безотрадная пора приближалась для степного зверя. 4.Та редкая дичь, что держалась в этих краях летом, исчезала кто куда - кто в теплые края, кто в норы, кто подался на зиму в пески. 5. Теперь каждая лисица промышляла себе пропитание, рыская в степи в полном одиночестве, точно бы начисто перевелось на свете лисье отродье. 6. Молодняк того года уже подрос и разбежался в разные стороны, а любовная пора еще была впереди, когда лисы начнут сбегаться зимой отовсюду для новых встреч, когда самцы будут сшибаться в драках с такой силой, какой наделена жизнь от сотворения мира...7.С наступлением ночи лисица вышла из овражка. 8.Выждала, вслушиваясь, и потрусила к железнодорожной насыпи, бесшумно перебегая то на одну, то на другую сторону путей. 9.Здесь она выискивала объедки, выброшенные пассажирами из окон вагонов. 10.Долго ей пришлось бежать вдоль откосов, обнюхивая всяческие предметы, дразнящие и отвратительно пахнущие, пока не наткнулась на что-то мало-мальски пригодное. 11.Весь путь следования поездов был засорен обрывками бумаги и скомканных газет, битыми бутылками, окурками, искореженными консервными банками и прочим бесполезным мусором. 12.Особенно зловонным был дух из горлышек уцелевших бутылок - разило дурманом. 13.После того как раза два закружилась голова, лисица уже избегала вдыхать в себя спиртной воздух. 14.Фыркала, отскакивала сразу в сторону.15.А того, что ей требовалось, ради чего она так долго готовилась, перебарывая собственный страх, как назло, не встречалось. 16.И в надежде, что еще удастся чем-то подкормиться, лиса неутомимо бежала по железной дороге, то и дело шмыгая с одной стороны насыпи на другую.17.Но вдруг она замерла на бегу, приподняв переднюю лапу, точно бы застигнутая чем-то врасплох. 18.Растворяясь в чалом свете высокой мглистой луны, она стояла между рельсами как призрак, не шелохнувшись. 19.Настораживающий ее далекий гул не исчез. 20.Пока он был слишком далек. 21.Все так же держа хвост на отлете, лиса нерешительно ступила с ноги на ногу, собираясь убраться с путей. 22.Но вместо этого вдруг заторопилась, принялась шнырять по откосам, все еще надеясь наткнуться на нечто такое, чем можно было бы поживиться. 23.Чуяла - вот-вот налетит на находку, хотя неотвратимо надвигались лязг и перестук сотен колес. 24.Лиса замешкалась всего на какую-то долю минуты, и этого оказалось достаточно, чтобы она заметалась, закувыркалась, как ошалевший мотылек, когда вдруг с поворота полоснули ближние и дальние огни спаренных цугом локомотивов, когда мощные прожекторы, высветляя и ослепляя всю впереди лежащую местность, на мгновение выбелили степь, безжалостно обнажая ее мертвенную сушь. 25.А поезд сокрушительно катил по рельсам. 26.В воздухе запахло едкой гарью и пылью, ударил ветер.27.Лисица опрометью кинулась прочь, то и дело оглядываясь, припадая в страхе к земле. 28.А чудовище с бегущими огнями долго еще грохотало и проносилось, долго еще стучало колесами. 29.Лисица вскакивала и снова бросалась бежать со всех ног...

Ч.Айтматов «Буранный полустанок»

Словообразование

  1. Укажите способ образования слова БЕЗОТРАДНАЯ (предложение 3).
  2. Укажите способ образования слова ОТРОДЬЕ (предложение 5).
  3. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочным способом.
  4. Из предложения 9 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  5. Из предложения 13 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
  6. Из предложения 21 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
  7. Из предложения 23 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
  8. Из предложения 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  9. Из предложения 25 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
  10. Из предложения 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

МОРФОЛОГИЯ

  1. Из предложения 2 выпишите частицу.
  2. Из предложения 3 выпишите относительное прилагательное.
  3. Из предложения 5 выпишите частицу.
  4. Из предложения 6 выпишите указательное местоимение.
  5. Из предложений 6-9 выпишите причастие.
  6. Из предложений 10-11 выпишите неопределенное местоимение.
  7. Из предложений 12-14 выпишите предлоги.
  8. Из предложения 15 выпишите наречия.
  9. Из предложений 15-18 выпишите частицы.
  10. Из предложения 22 выпишите неопределенное местоимение.
  11. Из предложений 27-29 выпишите деепричастие.
  12. Из предложения 24 выпишите притяжательное местоимение.
  13. Из предложений 28-29 выпишите определительное местоимение.
  14. Из предложения 24 выпишите подчинительные союзы.

СИНТАКСИС

26.Определите тип связи слов в словосочетании В ТЕ ДНИ (предложение 1 ).

27. Определите тип связи слов в словосочетании ТЕПЕРЬ ПРОМЫШЛЯЛА

(предложение 5).

28. Определите тип связи слов в словосочетании РЫСКАЯ В СТЕПИ (предложение 5).

29. Определите тип связи слов в словосочетании УЖЕ ПОДРОС (предложение 6 ).

30. Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

31.Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

32. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

33. Из предложения 19 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

34. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

35. Среди предложений 4-9 найдите предложение с обособленным определением.

36. Среди предложений 16-20 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами.

37.Среди предложений 1-6 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.

38. Среди предложений 8-11 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.

39. Среди предложений 25-29 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.

40. Среди предложений 21-26 найдите предложение со сравнительным оборотом.

41. Среди предложений 1-6 найдите сложносочиненное.

42. Среди предложений 7-14 найдите сложноподчиненное с придаточным времени.

43. Среди предложений 12-16 найдите сложноподчиненное с придаточным определительным.

44. Среди предложений 13-20 найдите сложноподчиненное с однородным подчинением.

45. Среди предложений 21-24 найдите сложноподчиненное с придаточным уступки.

46. Среди предложений 17-23 найдите сложное предложение с разными видами связи.

47. Среди предложений 18-21 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

48. Среди предложений 7-10 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью наречия и личного местоимения.

Текст 6

1

Суф.

2

Прис.-суф.

3

Прис.-суф.

4

Прис.

5

Объедки, выискивала

6

Лисица, спиртной

7

Отлете

8

Лязг,перестук

9

Находку

10

Сокрушительно

11

Снова

12

Же

13

Степная

14

Бы

15

Такой

16

Выброшенное

17

Что-то

18

Из, после, в

19

Так, долго, назло

20

Бы, не

21

Нечто

22

Припадпя

23

Ее

24

Всех

25

Чтобы, как, когда

26

Согл.

27

Прим.

28

Упр.

29

Прим.

30

Приближались для зверя

31

Здесь вымскивала

32

Особенно зловонным

33

Настораживающий ее

34

5

35

9

36

18

37

1

38

10

39

26

40

24

41

2

42

10

43

16

44

15

45

23

46

23

47

20

48

9

Текст № 7

1.Недавно одна из таких вылазок с отлучкой от логова на целый день и ночь чуть было не кончилась для волков неожиданной бедой.2.В то раннее утро Акбара повела свой выводок на дальнюю окраину Моюнкумской саванны, где на степных просторах, особенно по глухим падям и буеракам, произрастали стеблевые травы с тягучим, ни на что не похожим, привораживающим запахом. 3.Если долго бродить среди того высокого травостоя, вдыхая пыльцу, то вначале наступает ощущение необыкновенной легкости в движениях, чувство приятного скольжения над землей, а затем появляется вялость в ногах и сонливость. 4.Акбара помнила эти места еще с детства и наведывалась сюда раз в году в пору цветения дурман-травы. 5.Охотясь по пути на мелкую стенную живность, она любила слегка попьянеть в больших травах, поваляться в жарком настое травяного духа, почувствовать парение в беге и потом заснуть.6.В этот раз они с Ташчайнаром были уже не одни: за ними следовали волчата - трое нескладно длинноногих щенков. 7.Молодняку надлежало как можно больше узнавать в походах окрестности, осваивать сызмальства будущие волчьи владения. 8.Пахучие луга, куда вела на ознакомление волчица, были на краю тех владений, дальше простирался чужой мир, там могли встретиться люди, оттуда, с той неоглядной стороны, доносились порой протяжно завывающие, как осенние ветры, паровозные гудки, то был враждебный волкам мир. 9.Туда, на этот край саванны, шли они, ведомые Акбарой.10.За Акбарой трусил Ташчайнар, а волчата резво носились от избытка энергии и все норовили выскочить вперед, но волчица-мать не давала им своевольничать - она строго следила, чтобы никто не смел ступать на тропу впереди нее.11.Места шли вначале песчаные - в зарослях саксаула и пустынной полыни, солнце всходило все выше, обещая, как всегда, ясную, жаркую погоду. 12.Уже к вечеру волчье семейство прибыло к краю саванны. 13.Прибыло в самый раз - засветло. 14.Травы в этом году были высоки - почти по холку взрослым волкам. 15.Нагревшись за день на жарком солнце, невзрачные соцветья на мохнатых стеблях источали сильный запах, особенно в местах сплошных зарослей густ был этот дух. 16.Здесь, в небольшом овражке, волки сделали привал после долгого пути. 17.Неугомонные волчата не столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство. 18.Возможно, волчье семейство осталось бы здесь на всю ночь, благо звери были сыты и напоены - по пути удалось схватить несколько жирных сурков да зайцев и разорить много всяких гнезд, жажду же утолили в родничке на дне попутного оврага, - но одно чрезвычайное происшествие заставило их срочно покинуть это место и повернуть восвояси, к логову в глубине саванны. 19.Уходили всю ночь.20.А случилось то, что уже на закате, когда Акбара и Ташчайнар, захмелевшие от запахов дурман-травы, растянулись в тени кустов, неподалеку вдруг раздался человеческий голос. 21.Прежде человека увидели волчата, игравшие наверху овражка. 22.Звереныши не подозревали да и не могли предполагать, что неожиданно появившееся здесь существо - человек. 23.Волчата вначале притаились, недоумевая и побаиваясь, - такого они никогда не видели. 24. А человек все бегал и бегал потравам, как сумасшедший. 25. Волчата осмелели, любопытство взяло верх, им захотелось затеять игру с этим странным, бегающим как заводной, невиданным, голокожим двуногим зверем. Ч.айтматов «Плаха»

Текст № 7

Словообразование

1.Укажите способ образования слова НЕДАВНО (предложение 1).

2.Укажите способ образования слова ВЫВОДОК (предложение 2).

3.Укажите способ образования слова ВНАЧАЛЕ (предложение 3).

4. Укажите способ образования слова ЦВЕТЕНИЯ (предложение 4).

5.Укажите способ образования слова ДЛИННОНОГИХ (предложение 6).

6. Укажите способ образования слова ИЗБЫТКА (предложение 10).

7. Из предложения 13 выпишите слово, образованное приставочным способом.

8.Из предложения 9 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

9. Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

10. Из предложения 25 выпишите слова, образованные сложением.

Морфология

11. Из предложения 1 выпишите указательное местоимение.

12. Из предложения 2 выпишите частицы.

13. Из предложения 3 выпишите наречия.

14. Из предложений 4-6 выпишите деепричастия.

15. Из предложений 7-9 выпишите действительное причастие.

16. Из предложений 11-15 выпишите наречие в сравнительной степени.

17. Из предложений 17-19 выпишите краткое прилагательное.

18. Из предложений 22-25 выпишите указательное местоимение.

Синтаксис

19. Определите тип связи слов в словосочетании В ТО УТРО (предложение 2 ).

20. Определите тип связи слов в словосочетании ДОЛГО БРОДИТЬ (предложение 3 ).

21. Определите тип связи слов в словосочетании В ПОРУ ЦВЕТЕНИЯ (предложение 4 ).

22. Определите тип связи слов в словосочетании ТУДА ШЛИ (предложение 19 ).

23. Из предложения 9 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

24. Из предложения 13 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

25. Из предложения 23 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

26. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

27. Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством.

28. Среди предложений 16-18 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

29. Среди предложений 21-24 найдите предложение с обособленным определением.

30. Среди предложений 6-9 найдите предложение с обособленным сравнительным оборотом.

31. Среди предложений 2-5 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.

32. Среди предложений 8-10 найдите сложное предложение с разными видами связи.

33. Среди предложений 6-9 найдите простое безличное предложение.

34. Среди предложений 16-19 найдите простое неопределенно-личное предложение.

35. Среди предложений 5-8 найдите простые предложения.

36. Среди предложений 2-6 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

37. Среди предложений 7-10 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

38. Среди предложений 19-25 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.

39. Среди предложений 2-5 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

40. Среди предложений 6-9 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима.

41. Среди предложений 11-15 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора.

42. Среди предложений 20-24 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима.

Текст № 8

1.Должно быть, в тот час с той непомерной высоты им были как на ладони видны волк, волчица и трое волчат, расположившиеся на небольшом бугорке среди разбросанных кустов тамариска и золотистой поросли чия. 2.Дружно высунув языки от жары, волчье семейство отдыхало на том пригорке, вовсе не предполагая, что является объектом наблюдения поднебесных птиц. 3.Ташчайнарполулежал в своей любимой позе - скрестив лапы впереди, приподняв голову, -он выделялся среди всех мощным загривком и мосластостью, тяжеловесностью телосложения. 4.Рядом, подобрав под себя толстый куцый хвост, чем-то похожая на застывшую скульптуру, сидела молодая волчица Акбара. 5.Волчица прочно упиралась перед собой прямыми сухожильными ногами. 6.Ее белеющая грудь и впалое брюхо с торчащими, но уже утратившими припухлость сосцами в два ряда подчеркивали поджарость и силу бедер волчицы. 7.А волчата, тройня, крутились подле. 8.Их непоседливость, приставучесть и игривость вовсе не раздражали родителей. 9.И волк и волчица взирали на них с явным попустительством: пусть, мол, резвятся себе...10.А коршуны все летали в поднебесье и все так же хладнокровно просматривали, что делалось внизу в Моюнкумах при закатном солнце. 11.Неподалеку от волков с волчатами, немного в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. 12.Их было немало. 13.Довольно большое стадо паслось почти рядом, разбредясь в тамарисках, на некотором удалении от другого, еще более многочисленного скопления. 14.Еслибы коршунов интересовали степные антилопы, они бы, обозревая саванну, тянущуюся на десятки километров в ту и в другую сторону, убедились, что сайгакам несть числа - их сотни и тысячи, ибо они искони изобиловали в этом благодатном для них полупустынном ареале. 15.Пережидая вечерний зной, сайгаки по ночам шли на водопой к столь редким и далеким источникам влаги в саванне. 16.Отдельные группы уже сейчас, быстро набирая ход, потянулись в ту сторону. 17.Им надлежало преодолеть большие расстояния.18.Одно из стад следовало так близко от пригорка, где находились волки, что тем явственно были видны сквозь призрачно освещенный травостой чия их быстро скользящие бока и спины, приспущенные головы самцов с небольшими рожками. 19.Они всегда движутся с опущенной головой, чтобы не испытывать лишнего сопротивления воздуха, ибо в любой момент готовы рвануться бегом. 20.Так устроила их природа в ходе эволюции, и в том главное преимущество сайгаков, спасавшихся от любой опасности бегством. 21.Даже если они ничем не встревожены, сайгаки обычно идут размеренным галопом, неутомимо и неуклонно, не уступая пути никому, кроме волков, поскольку их, антилоп, множество и в этом уже их сила...22.Сейчас они следовали мимо семейства Акбары, скрытого кустами, галопирующей массой, поднимая за собой ветер, пронизанный духом стада и пылью из-под копыт. 23.Волчата на пригорке заволновались, инстинктивно взбудоражились. 24.Все трое напряженно принюхивались к воздуху и, не понимая еще, в чем дело, порывались бежать в ту сторону, откуда доносился этот волнующий стадный дух..

Ч.Айтматов

Словообразование

1.Укажите способ образования слова ЗАГРИВКОМ (предложение 3).

2.Укажите способ образования слова ПОДЖАРОСТЬ (предложение 6).

3.Укажите способ образования слова ПОДНЕБЕСЬЕ (предложение 10).

4. Укажите способ образования слова ПЕРЕЖИДАЯ (предложение 15).

5.Укажите способ образования слова ПРЕОДОЛЕТЬ (предложение 17).

6. Из предложения 16 выпишите слово, образованное приставочным способом.

7.Из предложения 21 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

8. Из предложения 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

9. Из предложения 24 выпишите слово, образованное приставочным способом.

10. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Морфология

11. Из предложений 5-6 выпишите возвратное местоимение.

12.Из предложений 2-3 выпишите определительное местоимение.

13.Из предложений 10-14 выпишите частицы.

14.Из предложений 14-17 выпишите подчинительные союзы.

15.Из предложений 20-21 выпишите отрицательные местоимения.

16.Из предложений 22-24 выпишите собирательное числительное.

17.Из предложения 18 выпишите действительное причастие.

18.Из предложений 18-19 выпишите определительное местоимение.

19. Из предложений 22-24 выпишите деепричастие.

20.Из предложения 21 выпишите частицы.

Синтаксис

21.Определите тип связи слов в словосочетании В ТОТ ЧАС (предложение 1 ).

22.Определите тип связи слов в словосочетании ЧЕМ-ТО ПОХОЖАЯ (предложение 4 ).

23.Определите тип связи слов в словосочетании ПРОЧНО УПИРАЛАСЬ (предложение 5 ).

24.Определите тип связи слов в словосочетании ИЗОБИЛОВАЛИ ИСКОНИ (предложение 14 ).

25.Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

26.Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

27.Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением.

28.Среди предложений 4-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

29.Среди предложений 10-14 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством.

30.Среди предложений 19-21 найдите предложение с обособленным определением.

31. Среди предложений 19-22 найдите сложносочиненное предложение.

32.Среди предложений 10-15 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

33.Среди предложений 13-17 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и параллельным подчинением.

34. Среди предложений 16-20 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением.

35.Среди предложений 19-23 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.

36.Среди предложений 18-23 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.

37.Среди предложений 21-24 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

38.Среди предложений 1-5 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора.

39.Среди предложений 6-9 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения.

40.Среди предложений 10-13 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

41.Среди предложений 18-21 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения.

42. Среди предложений 22-24 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью определительного местоимения

Текст № 9

1.Исторический синхронизм - когда человек способен жить мысленно разом в нескольких временных воплощениях, разделенных порой столетиями и тысячелетиями, - присущ в той или иной мере каждому человеку, не лишенному воображения. 2.Но тот, для кого события минувшего так же близки, как сиюминутная действительность, тот, кто переживает былое как свое кровное, как свою судьбу, тот мученик, тот трагическая личность, ибо, зная наперед, чем кончилась та или иная история, что повлекла она за собой, все предвидя, он лишь страдает, не в силах повлиять на ход событий, и приносит себя в жертву торжеству справедливости, которому никогда не состояться. 3.И эта жажда утвердить правду минувшего - свята. 4.Именно так рождаются идеи, так происходит духовное сращение новых поколений с предыдущими и предпредыдущими, и на том свет стоит, и жизненный опыт его постоянно увеличивается, приращивается - добро и зло передаются из поколения в поколение в нескончаемости памяти, в нескончаемости времени и пространства человеческого мира...

5.И потому было сказано: вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними...

6.И еще было сказано: сегодняшние живут во вчерашнем, но если завтрашние забудут о сегодняшнем, это беда для всех...

7.Авдий очень волновался, отчаивался, когда наступил тот день накануне первого дня пасхи, и душным предпраздничным вечером пытался разыскать в нижнем городе дом, где совершалась накануне тайная вечеря с учениками, где преломил Он хлеб, сказав, что это тело Его, и разлил вино, сказав, что это кровь Его, ведь уже тогда можно было предупредить о грозящей опасности, о предательстве Иуды Искариота, о необходимости срочно, безотлагательно покинуть этот страшный город, поспешить как можно скорее в путь.8.В поисках этого дома он метался в уходящих сумерках по кривым и запутанным улочкам, зачем-то вглядываясь в лица прохожих и проезжих, точно бы у него могли быть здесь знакомые, но ни среди поспешавших в тот час к семейным трапезам горожан, ни среди тех, кто еще заглядывал в лавки перед их закрытием, он не обнаружил никого, кому бы мог довериться. 9. А многие прохожие так и вовсе не знали, кто это такой - Иисус Христос. 10.Мало ли в городе было бродяг. 11.Какой-тосердобольный горожанин стал его звать к себе на пасху. 12.Но Авдий, поблагодарив, отказался. 13.Он надеялся предупредить Учителя. 14.От волнения, отсвета в окнах, от сильных запахов в воздухе, разносившихся от очагов с едой, от парной духоты, исходившей от обильно политых для прохлады дорог и дворов, у него разболелась голова. 15.Его стало мутить. 16.И тогда он кинулся за город, в Гефсиманию, надеясь застать Учителя с учениками еще там, в саду, в молитве и беседе. 17.Но напрасно! 18.И здесь в тот поздний час он никого не обнаружил. 19.Всаду было безлюдно, и под тем большим фикусовым деревом, где схватила Учителя вооруженная толпа, тоже никого уже не было. 20.Ученики отсюда разбежались, как и предсказывал сам Учитель...

21.Луна плыла над дальним морем и над сушей, уже перевалило за полночь -близился роковой день, последствия которого не избудутся веками и долго еще и разно будут сказываться на истории человечества. 22.Но в Гефсимании и прилегающих к ней всхолмлениях, поросших садами и виноградниками, в тот час было тихо, лишь птицы ночные пели по кустам… Ч. Айтматов

Словообразование

1.Укажите способ образования слова ВОПЛОЩЕНИЯХ (предложение 1).

2.Укажите способ образования слова МУЧЕНИК (предложение 2).

3.Укажите способ образования слова ПОИСКАХ (предложение 8).

4. Укажите способ образования слова СХВАТИЛА (предложение 19).

5. Из предложения 2 выпишите слова, образованные с помощью перехода из одной части речи в другую.

6.Из предложения 3 выпишите слово, образованное приставочным способом.

7. Из предложений 17-18 выпишите слово, образованное приставочным способом.

8. Из предложения 20 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Морфология

9. Из предложений 3-4 выпишите краткое прилагательное.

10.Из предложений 4-5 выпишите краткое причастие.

11.Из предложения 7 выпишите частицы.

12.Из предложения 8 выпишите предлоги.

13.Из предложений 9-11 выпишите указательные местоимения.

14.Из предложений 11-14 выпишите неопределенные местоимения.

15.Из предложения 14 выпишите страдательное причастие.

16.Из предложения 16 выпишите наречия.

17. Из предложений 19-20 выпишите сочинительные союзы.

18.Из предложения 22 выпишите действительные причастия прошедшего времени.

Синтаксис

19.Определите тип связи слов в словосочетании СОБЫТИЯ МИНУВШЕГО (предложение 2 ).

20.Определите тип связи слов в словосочетании ТАК РОЖДАЮТСЯ (предложение 4 ).

21.Определите тип связи слов в словосочетании БЕДА ДЛЯ ВСЕХ (предложение 6 ).

22.Определите тип связи слов в словосочетании ТОТ ДЕНЬ (предложение 7 ).

23.Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

24.Из предложений 12-13 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

25. Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

26.Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.

27. Среди предложений 11-19 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.

28.Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

29.Среди предложений 7-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием.

30.Среди предложений 11-16 найдите предложение с обособленным определением.

31. Среди предложений 18-22 найдите предложение с обособленным определением.

32.Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

33.Среди предложений 6-9 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

34. Среди предложений 10-21 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

35.Среди предложений 7-8 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.

36.Среди предложений 12-14 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.

37.Среди предложений 6-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора.

38.Среди предложений 17-21 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова и наречия.

Текст № 10

1.В тот день волки снялись с места. 2.И не просто снялись, а покинули логово, не вернулись на ночь и стали бродить на стороне - то уныло отлеживались где придется, то вновь рыскали по округе, особенно не скрывались, вели себя нагло, точно перестали остерегаться людей. 3.В те дни многие окрестные чабаны замечали их в самых неожиданных местах. 4.И всегда волчица с низко пригнутой головой шла впереди, точно бы одержимая безумием,а волк неизменно следовал за ней. 5.Впечатление было такое, будто эта пара ищет свою погибель - настолько очевидно они пренебрегали опасностями.6.Несколько раз, вызвав невиданный переполох среди собак, они проходили вблизи жилищ и кошар. 7.Псы поднимали злобный лай, бесновались, выходили из себя, делали вид, что вот-вот кинутся в атаку, но волки упорно не обращали на них внимания и, даже когда им вслед стреляли, не убыстряя шага, продолжали свой путь, словно не слышали выстрелов. 8.Одержимость этих странных волков стала притчей во языцех. 9.И еще больше заговорили о них, когда Акбара и Ташчайнар нарушили волчье табу и стали нападать на людей. 10.В одном случае они средь бела дня осадили тракториста прямо посреди дороги. 11.Он вез сено в прицепной тележке. 12.Заклинило руль, и тракторист, молодой парень, полез вниз поглядеть, в чем дело. 13.Он долго возился там, орудуя ключами, и вдруг заметил невдалеке двух волков, ступающих по таявшему снегу, - они шли к нему. 14.Больше всего его поразили волчьи глаза. 15.С лютым, как он потом рассказывал, оцепеневшим взглядом они приближались к нему, причем волчица была чуть ниже в холке и синеглазая. 16.Глаза у нее были влажные и пристальные. 17.Хорошо, парень не растерялся, успел заскочить в кабину и прихлопнуть дверцу. 18.Хорошо, мотор завелся от стартера, а то все приходилось заводить сплеча, от рукоятки. 19.Атут прямо-таки повезло. 20.Трактор затарахтел, и волки отпрянули, но уйти не ушли, а все норовили приблизиться то с одной, то с другой стороны.

21. В другой раз лишь чудом уцелел подросток-пастушок. 22.И тоже дело было днем. 23.Он отправился верхом на ослике за топливом, отъехал недалеко от дома -ему надо было привезти хворосту на растопку. 24.Пока он резал серпом в кустарнике сухостойный хворост, откуда-то выскочили два волка. 25.Ослик даже не успел подать голоса. 26. Нападение произошло мгновенно, молчком и кроваво. 27.Мальчик бежал, не выпуская серпа из рук, и, добежав до кошары, упал и стал кричать не своим голосом. 28. Когда люди из кошары с ружьями побежали к кустарнику, волки неспешной трусцой скрылись за холмом. 29.Даже выстрелы не заставили их убыстрить шаг...

30. А чуть погодя волки устроили настоящую бойню среди суягных маток, выгнанных попастись неподалеку от кошары. 31.Никто не видел, как и что произошло. 32.Спохватились только тогда, когда оставшиеся в живых животные примчались в страхе во двор. 33.Полтора десятка суягных маток лежали растерзанные на пастбище. 34.Всех их убили зверски, перерезав горло, убили бессмысленно - нe для насыщения, а ради умерщвления.

35.И пошел счет злодеяниям Акбары и Ташчайнара. 36.И пошла о них страшная слава. 37.Но люди видели лишь внешнюю сторону дела и не знали подлинной подоплеки, подлинных причин мести - не ведали о безысходной тоске матери-волчицы по похищенным из логова волчатам...

Ч.Айтматов

Словообразование

1.Укажите способ образования слова ОПАСНОСТЯМИ (предложение 5).

2.Укажите способ образования слова ВБЛИЗИ (предложение 6).

3.Укажите способ образования слова УПОРНО (предложение 7).

4. Укажите способ образования слова ТРАКТОРИСТА (предложение 10).

5. .Укажите способ образования слова ПРИЦЕПНОЙ (предложение 11).

6. Укажите способ образования слова КУСТАРНИКЕ (предложение 24).

7. Укажите способ образования слова ПРИХЛОПНУТЬ (предложение 17).

8.Из предложения 3 выпишите слово, образованное приставочным способом.

9. Из предложения 14 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

10. Из предложения 18 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

11. Из предложения 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

12. Из предложения 36 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Морфология

13. Из предложений 21-24 выпишите прилагательное.

14.Из предложений 12-14 выпишите причастие.

15.Из предложения 37 выпишите частицы.

16.Из предложения 10 выпишите предлоги.

17.Из предложений 3-5 выпишите указательные местоимения.

18.Из предложений 6-7 выпишите притяжательное местоимение.

19.Из предложений 31-34 выпишите страдательное причастие.

20.Из предложения 21 выпишите наречие.

21. Из предложений 19-20 выпишите сочинительные союзы.

Синтаксис

22.Определите тип связи слов в словосочетании ВЕЛИ НАГЛО (предложение 2 ).

23.Определите тип связи слов в словосочетании ЗАМЕЧАЛИ ИХ (предложение 3 ).

24.Определите тип связи слов в словосочетании ИЩЕТ ПОГИБЕЛЬ (предложение 5 ).

25.Определите тип связи слов в словосочетании ЗЛОБНЫЙ ЛАЙ (предложение 7 ).

26.Определите тип связи слов в словосочетании НАРУШИЛИ ТАБУ (предложение 19 ).

27.Определите тип связи слов в словосочетании СРЕДЬ БЕЛА ДНЯ (предложение 10 ).

28.Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

29.Из предложений 11 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

30. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ..

31. Из предложения 21 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ..

32.Среди предложений 2-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

33.Среди предложений 8-12 найдите предложение с обособленным приложением.

34.Среди предложений 13-19 найдите предложение с обособленным определением.

35. Среди предложений 20-29 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

36. Среди предложений 28-32 найдите предложение с необособленным определением.

37.Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное.

38. Среди предложений 8-11 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное.

39. Среди предложений 12-18 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.

40. Среди предложений 19-24 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.

41.Среди предложений 3-8 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

42.Среди предложений 19-26 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

43. Среди предложений 30-37 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

44.Среди предложений 30-34 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью определительного и личного местоимения.

Ответы (тексты по Айтматову) 11 класс

Текст 6

Текст 7

Текст 8

Текст 9

Текст 10

1

Суф.

Суф.

Прис.-суф.

Суф.

Суф.

2

Прис.-суф.

Прис.-суф.

Суф.

Суф.

Прис.-суф.

3

Прис.-суф.

Прис.-суф.

Прис.-суф.

Прист.-суф.

Суф.

4

Прис.

Суф.

Суф.

Прист.

Суф.

5

Объедки, выискивала

Сложение

Прист.

Минувшее, былое, кровное

Прис.-суф.

6

Лисица, спиртной

Прис.-суф.

Потянулись

Утвердить

Прист.

7

Отлете

Прибыло

Поскольку

Никого

Суф.

8

Лязг,перестук

Ведомое

Пригорке

Ученики, учитель

Окрестные

9

Находку

Наверху

Откуда

Свята

Больше

10

Сокрушительно

Голокожий, двуногий

Немного

Связано

Сплеча

11

Снова

Таких

Собой

Ведь, как

Растопку

12

Же

Не, ни

Всех

В,по, у, среди, перед

страшная

13

Степная

Долго, вначале, затем

Же, почти

Это, такой

Сухостойный

14

Бы

Охотясь

Если, ибо

Какой-то

Ступающих, таявшему

15

Такой

Захватывающие

Никому, ничем

Политых

Лишь, не

16

Выброшенное

Выше

Трое

Тогда, еще, там

В, средь, посреди

17

Что-то

Сыты

Скользящие

И, тоже

Те, такое

18

Из, после, в

Этим

Любой

Поросших

Свой

19

Так, долго, назло

Согл.

Не понимая

Упр.

Растерзанные

20

Бы, не

Прим.

Даже, не

Прим.

Чудом

21

Нечто

Упр.

Согл.

Упр.

И, но, то

22

Припадпя

Прим.

упр.

Согл.

Прим.

23

Ее

На этот край

Прим.

Жажда утвердить

Управ.

24

Всех

В самый раз

Прим.

Предупредить учителя

Управ.

25

Чтобы, как, когда

Такого не видели

Набирая ход

Отсюда разбежались

Согл.

26

Согл.

3

Надлежало Преодолеть

7

Управ.

27

Прим.

9

1

19

Согл.

28

Упр.

17

4

2

В тот день

29

Прим.

21

11,13

7

Вез сено

30

Приближались для зверя

8

20

14

Волчьи глаза

31

Здесь вымскивала

3

20

22

Уцелел чудом

32

Особенно зловонным

7

14

2

6

33

Настораживающий ее

19

14

7,8

12

34

5

5,7

18

19,21

13

35

9

10

19

7

27

36

18

3

21

13

32

37

1

8

24

8

2

38

10

20

5

20

9

39

26

5

8

17

40

24

7

12

23

41

2

13

21

5,7

42

10

22

24

24

43

16

31

44

15

34

45

23

46

23

47

20

48

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс

Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...

Комплексный анализ текста. 9 класс.

Материал для подготовки к ГИА....

Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.

На уроке отрабатываются навыки работы с  текстами разных стилей.  Повторяются  стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения  и навыки...

Комплексный анализ текста 5 класс

Данное задание может быть использовано на уроке русского языка в 5 классе...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...