Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.4 КБ
Файл Презентация "Фразеологизмы"197.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Тема урока:  Очерк жизни и творчества С.А. Есенина

Цель урока: расширить, обобщить сведения обучающихся о личности поэта, его жизни и творчества; воспитывать любовь к есенинской поэзии, проникнуться миром его чувств; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Оформление доски: портрет поэта, иллюстрации к его стихам, эпиграф к уроку:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

  1. Оргмомент. Лекция учителя сопровождается выразительным чтением обучающимися  стихотворений С.Есенина (опережающее задание)
  2. Постановка целей и задач урока.

                   План лекции:

  1. «А в сердце светит Русь»
  2. «Радуница»
  3. «Москва кабацкая»
  4. «Я помню, любимая, помню …». Трагедия поэта.
  1. Новая тема
  1. Вступительное слово учителя. Есть поэты, которые даются в жизни раз и навсегда. Как звезды. Как даль. Как чувство Родины. Так дается нам поэзия С. Есенина. Однажды прочитав его стихи, уже никогда их не забудешь.

             Сергей Есенин. Лирик из лириков. Он настоящий во всем. Даже в имени его есть что-то светлое и свободное. Как приятно произносить это имя – Сергей Есенин. Этой осенью мы традиционно отмечаем день рождения поэта, этому событию посвящен наш урок.

  1. Итак, часть первая – «А в сердце светит Русь».

Зачитывается эпиграф.

Беседа.

- Когда вы впервые открыли для себя С.Есенина?

- Благодаря какому стихотворению вы вошли в удивительный мир есенинской поэзии?

- Прочитайте любимое стиховорение С.Есенина.

- Почему стихи С.Есенина так любимы нами?

- Русь, Есенин, … Какое третье слово, с которым у вас ассоциируется имя С.Есенина?

- Что вам известно о Родине С. Есенина?

       Колыбелью Есенина была Русь, омытая росами, обласканная солнцем. Село Константиново … ( обращение к презентации « На Родине С. Есенина»). С. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

  1. Часть вторая – «Радуница»

      Чуть забрезжило мартовское утро, как пассажиры почтового поезда высадились на мокрый от тающего снега перрона Николаевского вокзала в Петрограде. Каждый знал, куда путь держит. Один только парень в синей поддевке и русских сапогах, с сундучком за спиной бродил по Киевскому проспекту, стараясь выведать у прохожих адрес человека, который о нем ничего не знал и конечно же, его не ждал. Этим парнем был Сергей Есенин, которому очень хотелось встретиться с русским поэтом А. Блоком, в котором он так нуждался. А. Блок во многом помог молодому поэту, но тем не менее С. Есенин жил в Петрограде впроголодь, не имел постоянного пристанища. С большим трудом пробивал он себе дорогу в литературу. Большим праздником для С. Есенина был выход его первого сборника «Радуница»,об С. Есенине заговорили как о самобытном поэте, творце «дивных красок», художнике с будущим.

      Природа у С. Есенина многокрасочна, полна животворящих внутренних сил. Она дышит, действует, живет.

«Сыплет черемуха снегом»

«С добрым утром!»

  1. Часть третья – «Москва кабацкая»

      С. Есенин и имажинисты. Литературные вечера, диспуты в кафе «Стойло Пегаса». С. Есенина вовлек в эту среду поэт А.Б. Мариенгоф, у которого он жил в коммунальной квартире на 3 этаже. Жили в холоде, временами топили «буржуйку», пили чай с сахарином и писали стихи. Одно было плохо – одолевали гости.

      С. Есенин быстро убедился в беспринципности имажинистов, но порвать с ними в быту оказалось нелегко … Он втянулся в повседневную жизнь этой группы, пропадал в «Стойло Пегаса», участвовал в дружеских попойках.

       Все это отразилось в его лирике; возникли «разгульные», озорные кабацкие мотивы; не стало в стихах С. Есенина той радуги красок, которой отличались его прежние стихи. На смену сердечной привязанности пришли жалобные напевы цыганского романса:

 Пой же, пой. На проклятой гитаре

Пальцы пляшут твои в полукруг.

                            Захлебнуться бы в этом угаре.

       Мой последний, единственный друг.

                             Не гляди на ее запястья

                             И с плечей ее льющийся шелк.

  Я искал в этой женщине счастье,

                             А нечаянно гибель нашел.

      Поэзия цикла «Москва кабацкая» - это не только душевный надрыв, но и утрата нежности, человечности. И снова, как спасательный круг, приходит живое слово из россыпи народной поэзии.

«Заметался пожар голубой …»

  1.       Четвертая часть – «Я помню, любимая, помню…». Трагедия поэта

      Чтобы понять трагедию Сергея Есенина, почему поэт так рано ушел из жизни, нужно проанализировать его личную жизнь, осмыслить это сложное время, в которое он жил. Первой официальной женой С. Есенина была З.Н.Райх. Они поженились в августе 1917 года, через год родилась дочь Татьяна. Прожили еще два сложных года. Зинаида Николаевна не выдержала сложного характера С. Есенина, ушла от него еще до рождения второго ребенка, сына Константина. Это был сложный период их совместной жизни, о нем С. Есенин позднее напишет в стихотворении «Письмо к женщине».

«Письмо к женщине»

     Второй его женой стала американская танцовщица А. Дункан, приглашенная в Россию советским правительством для создания русской школы танцев. Это была удивительная пара. А. Дункан, на владевшая русским языком, и поэт, влюбленный в талантливую, познавшую славу женщину. Свои отношения они оформили в советском загсе и отправились в заграничное путешествие. Но где бы они ни были, С. Есенина всегда тянуло на родину. А вернувшись в Россию, они расторгли свои брачные узы.

«Мне грустно на тебя смотреть»

       Третьей женщиной-другом С. Есенина была Г.А. Бениславская, которая очень много сделала для поэта. В ней соединились неразрывно чувство глубокой любви к поэту и понимание его таланта. Г.А. Бениславская занималась издательскими делами поэта, всячески помогала ему и его семье. Но личная, их совместная жизнь не сложилась. С. Есенин сильно переживал после разрыва с Г.А.Бениславской.

«Я помню, любимая, помню…»

      Брак С. Есенина с внучкой Л.Н.Толстого С.А. Толстой не принес поэту счастья (воспоминания С. Виноградской).

      В декабре 1925 г. произошла трагедия в гостинице «Англетер». За день до гибели С. Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»

      Через год после смерти поэта (3.12.1926г.) Г.А. Бениславская застрелилась на могиле поэта.

      Последний год жизни поэта был одним из самых сложных, но вместе с тем и плодотворным. 1924-1925 годы были ознаменованы небывалым для него творческим подъемом. Он написал около ста стихотворений, полных жизни, оптимизма. Одно из них –

«Мы теперь уходим понемногу …»

      Звучит народная песня «Зачем солнце рано пало …».

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: знать биографию поэта, чтение статьи учебника, наизусть стихотворение С.А. Есенина.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В . Шефнер «Устная речь » Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь- людское чудо- Не скудела в наши дни.

Слайд 2

Лексический диктант (назвать понятие, записать в тетрадь) 1. Раздел науки о языке , который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология) 2) словарный запас одного человека ( лексикон) ; 3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) ; 4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы) ; 5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы) ; 6)слова, употребляемые жителями той или иной местности ( диалектизмы) ; 7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы) ; 8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).

Слайд 3

Эпиграф к уроку «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство » В. Г. Белинский

Слайд 4

Тема урока: «Фразеологизмы» Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы: 1 ) Закрепить сведения о...; 2) учиться отличать.... 3) грамотно использовать в своей речи…

Слайд 5

Станция «Теоретическая» -Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи? ( Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. ( Слайд2 ) - Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, называется – фразеология. Фразеология – от греч. Фразис ( phrasis )– выражение + логос ( loqos )-учение. Есть ещё научное название фразеологизмов – ИДИОМА

Слайд 6

Станция «Историческая» История происхождения фразеологизмов Шиворот-навыворот. Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку. К разбитому корыту- возвращение к положению, когда лишаешься всего приобретенного. Заимствовано из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина .

Слайд 7

Вывод 1 Источники фразеологических оборотов различны: одни пришли к нам из народной речи, в них выразилась народная мудрость (водой не разольешь; как рыба в воде; нет худа без добра); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (сизифов труд; пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (есть разгуляться, где на воле; ушки на макушке; страшнее кошки зверя нет; а воз и ныне там).

Слайд 8

Станция «Разминка» Как одним словом можно определить эти высказывания: Кот наплакал рукой подать посадить в калошу лить как из ведра повесить нос с ломя голову Со всех ног ?

Слайд 9

Станция «Синтаксическая» - Прочитайте предложения и определите: в какой колонке фразеологические сочетания. Определите синтаксическую роль фразеологизмов в предложениях . Петя на уроках труда работал плохо. Он бездельничал. Петя на уроках труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

Слайд 10

Вывод 2 Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологическом обороте, а весь фразеологизм в целом. Фразеологический оборот является одним членом предложения.

Слайд 11

Станция «Лексическая» - Соотнесите фразеологизм с его значением Спустя рукава Обманывать кого-либо для своей выгоды Втирать очки Делать что-либо небрежно, кое-как Намылить шею Хитро обманывать Обводить вокруг пальца Задать взбучку, побить кого-либо. Кричать во всю ивановскую Заниматься бесполезным делом. Переливать из пустого в порожнее Кричать очень громко

Слайд 12

Вывод 3 Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка. Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях.

Слайд 13

Станция «Рисунки» Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают? Составьте с ними предложения. (Работа в группах.)

Слайд 15

Станция «Загадки» - А с какой целью используют фразеологизмы в речи? Отгадайте загадки: Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. ( Уши .) Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело ( Нос .) Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. ( Ветер .) Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ( Язык.)

Слайд 16

Вывод 4 Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они придают речи выразительность.

Слайд 17

Станция «Оценочная» Хитер как … Труслив как … Голоден как … Здоров как … Нем как … Болтлив как … Надут как … Надут как …

Слайд 18

Вывод 5 Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.

Слайд 19

Станция «Перспективная» Готовимся к ГИА. Тесты 1.Найдите сочетание слов, не являющееся фразеологизмом 1) во все глаза 2) куда глаза глядят 3) не показываться на глаза 4) серые глаза

Слайд 20

Станция «Перспективная» 2. В каком случае источником фразеологизма стало русское народное творчество? 1) олимпийское спокойствие 2) молочные реки, кисельные берега 3) двуликий Янус 4) глас вопиющего в пустыне

Слайд 21

Станция «Перспективная» 3. К какому из фразеологизмов можно подобрать синоним сбить с толку? 1) во весь дух 2) ввести в заблуждение 3) взять в толк 4) ум за разум заходит

Слайд 22

Станция «Перспективная» 4.Определить стилистическую принадлежность фразеологизмов. Найдите «четвертое лишнее». 1) дать стрекача 2) переливать из пустого в порожнее 3) поборник правды 4) расквасить нос

Слайд 23

Станция «Конечная» Рефлексия Умею ли я опознавать фразеологизмы? Понимаю ли я смысл фразеологизмов? Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы? Испытывал ли трудности на занятии? Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке? Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку. Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?

Слайд 24

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...