Главные вкладки

    Технология ИСУД на уроках русского языка и литературы как реализация личностно – ориентированного подхода в обучении
    статья по русскому языку (6 класс) на тему

    Ларионова Ирина Валерьевна

    в статье рассматриваетя применение одной из современных педагогических технологий, по­зволяющих осуществлять личностно ориентированный подход в обучении – технологии ИСУД (технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета), разработанной Н. Л. Галеевой.

               Ключевые слова: личностно ориентированный подход, технология ИСУД, значимые параметры учебного успе­ха, индивидуальная программа развития учащихся,  ситуация успеха.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx32.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ларионова Ирина Валерьевна, учитель русского языка

    и литературы  высшей квалификационной категории

     МОУ « СОШ №13г.Пугачёва Саратовской области»                        

                   

             

    Технология ИСУД  на уроках русского языка и литературы как реализация личностно – ориентированного подхода в обучении

    ...человечество, действительно, нуждается

    в чрезвычайно многочисленных гениях и

    замечательных талантах.

    Если это так, то откуда они возьмутся?
    Их нужно выискивать,

    развивать и давать им возможность реализации.

    Владимир Павлович Эфроимсон

    Основная задача педагога  в работе с  учащимися – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка, организация образовательного пространства с учетом индивидуальных потребностей. Как показывает мой многолетний  опыт,  есть дети, для которых изучение литературы «не интересно» и «не «нужно». А есть дети, которым требуется постоянное внимание, их увлекает мой предмет, они с энтузиазмом берутся за любое творческое задание. Поэтому в своей работе я использую технологию ИСУД (индивидуальный стиль учебно - познавательной деятельности).    Данная технология позволяет составить индивидуальную программу развития ребенка и тем самым активизировать познавательную деятельность обучаемого. Цель технологии - проектирование индивидуальных программ развития обучающихся и их применение для достижения необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса. Технология была разработана Натальей Львовной Галеевой, кандидатом биологических наук, доцентом кафедры управления развитием школы МПГУ [2].Первый шаг в работе - выявление творческих возможностей, личных особенностей, специальных интересов и способностей детей. Для этого учителем  проводится диагностика уровней  развития всех параметров учебного успеха ребёнка. Первый блок  диагностируемых параметров  психологические: внимание, память, функциональная асимметрия полушарий головного мозга и модальность.

    Второй блок диагностируемых  параметров  - педагогический. В него входят регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД, уровень развития мотивационно - потребностной сферы. Затем заполняется матрица ИСУД ученика в начале учебного года. Далее составляются индивидуальные программы развития учеников с учётом результатов внутреннего и внешнего мониторингов.  Они дают возможность определить развитие индивидуального стиля познавательной деятельности и  область способностей.  

     Третий этап - результаты деятельности в технологии ИСУД, составленные на каждого ребёнка, хранятся в портфолио  для индивидуализации процесса обучения.

    Данные индивидуальных программ развития позволяют мне  условно разделить школьников  на группы по типологии одарённости.

    •        дети с очень высоким общим уровнем развития по сравнению с большинством сверстников

    •        дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

    •        дети с высокими творческими (художественными) способностями.

    •        дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

    •        дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления.[3,4,5,6,8].

    Работа с каждой группой детей строится по-разному. Первой группе предоставляется пробовать себя в разных видах  исследовательской деятельности. Обучающиеся принимают участие в конференциях различного уровня. Ежегодно мы проводим школьную научную конференцию «Посвятим ум на радость творчеству». Поражает широта исследования: от выращивания кристаллов до обычаев и нравов народов Поволжья. В этом году мы заключили сотрудничество с научным журналом «Пытливые умы», на страницах которого опубликованы  научно - исследовательские работы наших юных  корреспондентов.  Интернет-центр интеллектуального и творческого развития «Пытливые умы» («Online center of intellectual and creative development «Inquiring minds») – это проект, ориентированный на исследование себя, окружающего мира и общества подрастающим поколением, с возможностью раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал. Цель  «Интернет - центра интеллектуального и творческого развития «Пытливые умы» – организовывать и поощрять первые шаги в научно-исследовательской и творческой работе будущих специалистов во всех сферах жизни общества.

    Детям из второй и третьей группы предоставляется специализированная поддержка по тому направлению, в котором в большей степени проявляются признаки одарённости. Поэтому учителю необходимо иметь «картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика» [3, с.14].

     На уроке литературы, развивая воображение,  мышление школьников, использую систему индивидуальных творческих работ с учётом интересов, склонностей  специфики их художественных литературных способностей. Характер заданий постепенно усложняется.      На 1- ом этапе работы с детьми данной категории предлагаю в качестве индивидуального задания сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, на 2- этапе - создание литературных портретов, очерков, репортажей, стихотворений,  а также небольших исследований на основе литературного краеведения, музейных материалов.  Одарённые дети в старшем подростковом и юношеском возрасте характеризуются нравственным самоуглублением, повышенным интересом к этическим вопросам, к познанию смысла жизни и назначения человека. Свои мысли и чувства школьники данной категории пытаются изложить в поэтической форме. Эти стихи часто подражательны, но искренни. Помочь автору – ученику, проявить интерес к его творчеству - вот моя задача как учителя литературы. А у наших детей есть возможность реализовать свои поэтические возможности на страницах школьной газеты « Ветер перемен» на Всероссийском сайте школьных издательств 1sg.ru.  

         Детям четвёртой группы   предоставляется возможность организации  и проведения внеклассных мероприятий. (Литературно - музыкальная композиция  « Несказанное, синее, нежное…»,Театрализованное представление «Зима. Декабрь. Святки», Вечер, посвящённый памяти А. Грина и всех писателей – романтиков « Алый парус надежды»).

         Пятой группе детей предлагаются ситуации, требующие нестандартности  мышления, участие в социально-значимых проектах и акциях. (Акция « За чистоту родного языка»).

        Уроки русского языка и литературы должны быть уроками развития возможностей каждого . Это осуществимо, если учитель знает индивидуальные особенности, если видит и поддерживает, пусть маленькие, но успехи ребёнка. Ведущая роль на уроке должна принадлежать ученику: он анализирует, сопоставляет, делает выводы. Он многое может, надо только поверить в его силы. Поэтому на своих уроках  использую индивидуальный подход, способствующий эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личностного опыта.

        Так в 5-ом классе при изучении темы «Способы образования имён прилагательных» предлагаю учащимся на выбор следующие задания.

    1-я группа.

    а) Прочитайте параграф. Составьте план ответа «Способы образования имён прилагательных». Иллюстрируйте свой ответ примерами.

    б) Образуйте имена прилагательные, выделите морфемы:

    -при помощи приставки (мятежный, водный, грамотный);

    -при помощи суффикса (машина, осень, журавль);

    -при помощи приставки и суффикса (море-за-ск, размер-без-н, рифы-под-н);

    -сложением основ.

    2-я группа.

    а) Прочитайте параграф, перескажите его.

    б) Назовите, каким способом образованы слова:

    -С помощью приставки. Выделите приставки (предобрый, презабавный, безводный);

    -с помощью суффикса. Выделите суффиксы (весенний, лесной, талантливый);

    -с помощью приставки и суффикса. Выделите приставку и суффикс (пришкольный,

    подберёзовик, сотрудник);

    -из двух основ. Выделите основы (железнодорожный, нефтеперерабатывающий).

    3-я группа.

    а) Прочитайте параграф. Сопоставьте способы образования имён существительных и имён прилагательных. Составьте таблицу »Способы образования имён существительных и имён прилагательных».

    б) Определите способы образования данных слов: безоблачный, сельскохозяйственный.

    7-й класс.»Не с именами  существительными, прилагательными и наречиями».  

    1-я группа.

    а) Сгруппируйте слова соответственно правилам(не)приятель, (не)нависть, (не)воля (не) брежный, (не)правда ,(не)ряшливо. Выделите орфограммы.

    б) Подберите к данным словам синонимы и запишите их.

    в) Составьте 2 предложения с данными словами.

    2-я группа.

    а) Выпишите из упражнения только те слова с не, к которым можно подобрать синонимы.

    б) Составьте предложение с любым словом  

    3-я группа.

    а) Выпишите из упражнения слова, которые не употребляются без не.

    б) Выделите орфограмму. Составьте предложение с любым словом.

    На последующих уроках принцип подбора заданий остаётся прежним. Учитель ставит две цели:

    1)использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

    2)создание ситуаций на уроке, позволяющих ученику проявить инициативу.

    Часто на уроках русского языка предлагаю задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения заданий. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы, а ученику анализировать способы других в ходе урока, выбирать и осваивать рациональные.

    Задания.

    6-й класс.

    Сколько вариантов группировки слов вы можете предложить? Что лежит в основе группировки?

    Сторож, мышь, течь молодёжь, с пастбищ, город Керчь, из училищ, дочь, без калош.

    8-й класс. Обособленные члены предложения.

    Как можно иначе сказать, не изменяя содержания высказывания:

    Мальчик испугался грозы и заплакал.

    Учитель всегда обязан помнить, что степень познавательной активности у каждого своя. Не может быть единого уровня активности, как нет единовременного восприятия. Следовательно, нужны такие задания, такие приёмы работы, которые создали бы необходимые условия для участия в общем деле всех. Так в 6-ом классе при изучении темы» Местоимение» посередине строчки записывают вместе с учителем местоимение «я», начинают работу с поэтическими текстами, чтобы выяснить, какую смысловую нагрузку несёт это коротенькое слово-местоимение «я», всегда ли оно нужно в предложении. По памяти каждый , сам себе диктуя, записывает отрывок из стихотворения Н.А.  Некрасова «На   Волге».  Главное, что должны заметить дети, - это нужное или ненужное употребление «я». Поэт один раз сказал, а действий было много: иду, катаюсь, брожу, скачусь. Почему поэт так строит своё повествование? Учитель  обращает внимание учащихся на то, что есть предложения определённо-личные, где личное местоимение не нужно. Задача состоит в том, чтобы каждый ребенок увидел, какие разные смысловые оттенки может вносить местоимение в предложение. Заключительный этап урока - роль местоимений в построении текста. Одни учащиеся создают текст на тему:  «Мороз и солнце», другие  - устное сообщение на тему:  «Роль местоимений в тексте». В конце урока ребята высказывают своё мнение о том, какое задание бы им хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.

    Внедрение в обучение технологии индивидуального стиля учебной деятельности способствует повышению познавательной активности, качества знаний обучающихся, ведет к улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает школьников к работе в группе, взаимопомощи. Практика технологии показывает её эффективность как на этапе освоения положения новых ФГОС, так и при реализации ФГОС в режиме функционирования. Ценность индивидуальной работы с одарёнными детьми, на мой взгляд,   бесспорна, хотя она и требует особого дополнительного труда учителя, на который он идёт сознательно и бескорыстно.

    Литература

    1. Галеева Н. Л. Результативность личностно-ориентированного образовательного процесса: Методическое пособие // Завуч. 2003. № 2.

    2. Галеева Н. Л. Технология ИСУД [Сайт Н. Л. Галеевой] URL: http://galeeva-n.ru/?page_id=354 (Дата обращения: 1.02.2014).

    3. Галеева Н. Л., Мельничук Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. М., 2007.

    4. Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.5–11.

    5. Киселёва О. В. Организация методической работы по подготовке педагогов-психологов к реализации ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.39–41.

    6. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40–48.

    7. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электрон. ресурс] URL: http://standart.edu.ru (Дата обращения: 1.02.2014).

    8. Шалдина С. А. Постановка учебной задачи и моделирование на уроках русского языка в современной школе в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.20–23.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

    Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

    Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

    Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

    Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

    Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...

    Обобщение опыта работы. Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного подхода.

    Обобщение опыта работы. Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного подхода....

    Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

    Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...