Урок русского языка в 7 классе "Язык - развивающееся явление"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Этот урок познакомит учащихся с основными группами славянских языков, покажет им, что язык меняется в процессе развития общества и цивилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk-razvivayushch.yavlenie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Язык – развивающееся явление. (7 класс. Урок 1)

Цель:

 ознакомить учащихся с группами славянских языков;

показать на примерах лексические и грамматические изменения в языке на протяжении 20-21 веков;

 стимулировать работу учащихся в изучении русского языка, обогащении собственной речи.

 Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор.

 Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных обозначений).

3. Актуализация знаний.

Прочитаем текст из презентации. Язык его похож на современную речь? Это отрывок из «Поучения Владимира Мономаха», составленное в 12 веке… Нам предстоит с ним познакомиться в этом году на уроках литературы.

До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется  праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.

Язык  восточных славян называют древнерусским . Он  был очень звучен и мелодичен.  В нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть. В древнерусском языке было  шесть типов склонений существительных, три формы числа - единственное, множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.

Древнерусский язык существовал примерно до 14 - 15 веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.

В какую группу славянских языков входит русский язык?

Заполните схему.

4. Это интересно. М.В. Ломоносов в 18 веке ввел в русский язык такие слова, как атмосфера, горизонт, температура; в конце 18 - начале  19 века  Карамзин впервые потребил такие слова, как  благотворительность,  личность, промышленность, влияние, сосредоточенность.

Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного употребления историзмы (армяк, комзол, кафтан и др.), получили новые названия архаизмы: отрок - подросток, сей - этот, зело - очень и др.

Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром, космонавт, инопланетянин, компьютер и др.

Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас. (Презентация, флеш-карта, факс, эксклюзивный, имидж и др.)

Вернулись в русский язык и "старые слова": губернатор, дума, суд присяжных и др.

  • Какое из данных слов старше: ботинки - кроссовки; шуба - куртка; спартакиада - олимпиада?

5.  Задания (по группам). (После выполнения задания обсуждаются всеми.)

1. Подберите к данным словам синонимы — устаревшие слова.

Зрачок (зеница), площади (стогны), дитя (чадо), воин (ратник), невидимый (незримый), прием пищи (трапеза), дворянин-землевладелец (помещик), юноша дворянского происхождения, прислуживающий при дворе (паж).

2.  Запишите слова — ваши ровесники, т. е. слова, появившиеся в русском языке в 2000-е годы (например,  менеджер, дизайн, спикере, менталитет, индексация, инфляция, биополе, экстрасенс, рейтинг, ноутбук, смартфон).

3.  Напишите ряд слов, обозначающих средства передвижения в XIX, затем в XX веке (например, карета, экипаж, кибитка, бричка, тройка, сани, телега теплоход, паровоз, электровоз, самолет, ракета, космический корабль).

6. Изменения, произошедшие в звуковом и грамматическом строе языка.

- Изменения в звуковом и грамматическом строе языка протекают значительно медленнее, чем в лексике. Их обнаруживают ученые - лингвисты, которые сопоставляют тексты, написанные в разные периоды существования языка.

Так, например, ученые обнаружили, что звук [ ф ], как и буква ф, - греческого происхождения, ранее в русском языке не существовали. Слова фабрика, мифология и др. нерусского происхождения. Исконно славянский звук [ ф ] возник в произношении в 12 - 13 веках в результате оглушения в словах типа ро[ ф ], ла[ ф ]ка и т.п.

Наблюдаются колебания и в произношении слов современного русского языка. Например, в словаре - справочнике "Русское литературное ударение и произношение" под ред. Р.И. Аванесова, изданном в 1955году, указывалось: фольга (не фольга); фольклор (лор и допустимо лёр). "Словарь ударений для работников радио и телевидения" под ред. Д.Э. Розенталя, изданный в 1985 году, указывает на единственно допустимую форму произношения слова фольга - ударение на последнем слоге, а в фольклоре только [ лор ]. А 31 августа Министерство образования и науки хотело утвердить обновленный список словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка. Согласно постановлению №195, которое вступило в силу с 1 сентября, в перечень вошли "Орфографический словарь русского языка" Б.Букчиной, И.Сазоновой и Л.Чельцовой, "Грамматический словарь русского языка" под редакцией А.Зализняка, "Словарь ударений русского языка" И.Резниченко и "Большой фразеологический словарь русского языка" с комментарием В.Телия.

Некоторые нормы должны были претерпеть изменения. Например, у "кофе" могло быть два рода. Согласно новым правилам, предлагалось говорить "мой кофе" и "мое кофе".

Происходят изменения и в грамматическом строе языка. В их числе - изменения рода у некоторых существительных. Так, в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина мы читаем: "Полусонный в постелю с бала едет он", а в другой главе мы встречаем написание: ":Он еще в постеле". И здесь Пушкин не ошибся в выборе окончания существительного. Дело в том, что в те времена употреблялось слово постеля, а не постель и написание е в окончании предложного падежа слова постеля было правильным.

  • Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими?

1. Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) - И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок)

2. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)

3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) - Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой)

7. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Запишите, вставляя и объясняя орфограммы на месте пропусков.

 Язык вид. .изменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди (не)зам..чают пр..шельцев. Но пусть будут они достойны велик., языка, данн.. велик., народу. Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем. (Н. Рерих)

(Николай Константинович Рерих - выдающийся русский художник, ученый, писатель и общественный деятель, путешественник)

10. Подведение итога. Рефлексия.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Трудно ли вам будет выполнить домашнее задание?

- Составьте синквейн на тему "Язык"

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

(Зачитывается несколько работ учащихся).

Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.

Прав был В.Г. Белинский, утверждая, что "язык живет вместе с жизнью народа".

Д.з. ЗСП -1, записать без ошибок, составить 3-4 предложения, включив дан. слова в причастные и дееприч. Обороты; Упр 1.2 пересказать.