Критерии анализа эпизода литературного произведения
учебно-методический материал по литературе по теме

Абрамова Елена Алексеевна

Критерии анализа эпизода литературного произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriterii_analiza_epizoda_literaturnogo_proizvedeniya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии анализа эпизода литературного произведения

  1. Определение  границ эпизода, умение давать ему название.

Данный критерий нацеливает на  проверку умений определять границы эпизода. Ученик должен уметь четко определять границы эпизода литературного произведения, уметь формулировать заголовок к данному эпизоду исходя из темы, основной мысли, событий, изложенных в эпизод.

«Незачет» ученик получает, если нечетко определяет границы эпизода, формулирует заголовок, не соответствующий содержанию эпизода.

  1. Умение характеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

Данный критерий нацеливает на проверку умения ученика характеризовать событие , лежащее  в основе эпизода. Ученик должен уметь раскрывать особенности  начала эпизода (соответственно, и финала), выявлять и характеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащий в основе эпизода. При этом ученик может показать разный уровень осмысления художественного текста.

  1. Умение формулировать вопрос,  проблему, содержащуюся в тексте.

Данный критерий нацеливает на проверку умения учащихся формулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: автора, персонажей, особенно если это эпизод-диалог. Ученик должен выявить авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  1. Умение характеризовать героев - участников эпизода.

Данный критерий нацеливает на проверку умения учащихся характеризовать героев-участников эпизода . Ученик должен уметь называть героев, коротко пояснить: кто они, каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические); выявлять их отношение друг к другу; анализировать речь участников диалога; делать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев; выявлять особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); определять расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  1. Умение характеризовать структуру эпизода

Данный критерий нацеливает на проверку умения учащихся характеризовать структуру эпизода. Ученик должен знать на какие микроэпизоды можно разбить эпизод; провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  1. Умение выявлять наличие художественных описаний и деталей в эпизоде.

Данный критерий нацеливает на проверку умения учащихся выявлять художественные детали в эпизоде Ученик должен уметь определять их значимость; выявлять наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  1. Умение анализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами произведения.

 Данный критерий нацеливает на проверку умения учащихся анализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода драматического произведения

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание  основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте....

Урок-практикум "Анализ проблематики литературного произведения"

Конспект урока-практикума по литературе для 8 класса (УМК по литературе под ред. В.Ф. Чертова). Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельные, то такой урок можно п...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

План анализа эпизода литературного произведения 5-6 кл.

План помогает  научить  логично строить  анализ эпизода....

АНАЛИЗ эпизода художественного произведения

АНАЛИЗ эпизода художественного произведения....

Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка    Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...