Суффикс – значимая часть слова (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Онищенко Ольга Андреевна

Суффикс – значимая часть слова (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks_-_znachimaya_chast_slova_5_klass_klasse.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.10.2014

Класс: 5-Б

Тема: Суффикс – значимая часть слова.

Форма урока: комбинированный урок

Цели урока:

Предметные

Владеть алгоритмом определения суффикса в слове, осознать роль суффиксов в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи приставок и суффиксов, разграничивать суффиксы словообразовательные и формообразующие

Личностные

Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы

Метапредметные

Регулятивные:осмысление способа образования новых слов с помощью суффиксов

Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные: построение фраз с использованием терминов

Методы формирования понятий и контроля знаний:

  • Постановка учащимися учебных задач.
  • Решение учащимися учебных задач.
  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.

Средства обучения:

  • презентация к уроку (приложение 1),
  • карточки с дифференцированными заданиями,
  • таблица “Суффиксы и их значения” (приложение 3).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

        - Какой раздел русского языка изучаем?

        - Какие морфемы знаете?

3. Постановка учебной проблемы. (Слайд 1 )

        - Что это за слова на доске? (Побуждающий диалог).

После предположений, учащиеся приходят к выводу, что это суффиксы.

4. Формулирование темы и целеполагание. (Слайды 2, 3)

        Учащиеся формулируют тему урока, записывают ее в тетради.

(Слайд 4)

        - Посмотрите на схему, определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями). (Учащиеся ставят значки у каждого пункта).

        - Сформулируйте цели урока: что должны узнать, чему научиться?

(- Какие суффиксы называются суффиксами оценки?

 - На какие группы по значению делятся суффиксы?

          - Что образуют суффиксы?)

5. Усвоение нового материала. (Слайд 5)

        - Что изображено на рисунке? Запишите слова-подписи к рисункам в тетрадь. Что общего в составе этих слов? Выделите корень в записанных словах. О чём нам говорит корень? Это одно слово или разные? Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит?

(Слайд 6)

        Вывод: Суффикс (от лат. «прикрепленный») – это морфема (значимая часть слова), которая располагается после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Как правило, суффикс стоит после корня (столяр), но может стоять и после другого суффикса (стол-яр-нич-а-ть).

        (Вернёмся к записям в тетради и предыдущему слайду).

- Что такое дом? (Перечисление значений)

- А что такое домик? А домище и домина?

- Вспомните, как можно назвать суффикс –ик-? Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны?

- Какое значение придает слову суффикс –ищ-?

 (В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. На данном этапе заполняется её первый пункт.)

(Слайд 7,8)         

6. Работа в разноуровневых группах.

6.1. Организация работы в группах.

        ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ

На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)

  • 1 группа (задания репродуктивного уровня):

— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.

  • 2 группа (задания конструктивного уровня):

Выпишите слова с суффиксом –ец.

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова?  (слованец, ошибконосец)

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу). Кузнец, мудрец. 

  • 3 группа (задания творческого уровня):

— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )

— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).

— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).

6.2. Отчёты групп (воспроизведение знаний).

         Учащиеся группы №1 выписывают на доску встретившиеся в тексте упражнения слова с указанными суффиксами, говорят, что они обозначают лиц по профессии и оттенок цвета.

(Слайд 9)  Задание классу.

- Загадка. Какой суффикс еще обозначает лицо по профессии?.

(Слайд 9)  Суффиксы, обозначающие лица по профессии. Дополните таблицу.

Учащиеся группы №2 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы. (слованец, ошибконосец)

(Слайд 10)  Задание классу.

Как назовем жителей мужского пола перечисленных городов? Как назовем жительниц?  А как  - всех жителей (и мужчин, и женщин, и детей)?

Заполняют таблицу.

Учащиеся группы №3 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы.

- Во всех словах убежище и полчища, ошибконосец и слованец одинаковый суффикс, но значение его различно. Как можно назвать такой суффикс? (Омонимичный, слайд 11).

Физкультминутка (слайд12)

(Слайд 13) Таблица «Значение суффиксов».

Вывод:  - Для чего служат суффиксы? (Для образования новых слов).

Появляется запись – Словообразовательные суффиксы.

- Как вы думаете, только ли новые слова образуют суффиксы?

(Слайд 14)

- Посмотрите, какую форму глагола образовали от инфинитива? Какой суффикс помог в этом? Давайте подумаем, как мы можем назвать этот суффикс?

        Появляется запись – Формообразовательные суффиксы.

Дополнительно (по времени) упр. 114, стр. 52, учебник.

7. Подведение итогов. (Слайд 15)

        Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов.

          - Посмотрите на уже знакомую схему. Определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями. (Учащиеся ставят значки у каждого пункта).

– Что узнали? Что еще предстоит повторить?

(Слайд 16) Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суффикс - значимая часть слова

      Суффикс – значимая часть слова Цели урока:Познавательные:повто...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»

В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние н...

Урок русского языка в 5 классе "Суффикс - значимая часть слова"

Цели урока:Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме...

Методическая разработка урока в 5 классе по ФГОС «Суффикс – значимая часть слова»

С целью здоровьесбережения чередуются различные формы работы: устные задания – с письменными, коллективные – с самостоятельными. На уроке есть место и индивидуальной работе учащихся, и раб...

Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс

Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...

Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс

Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...

Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)

Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока:  • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...