Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Эффективные современные образовательные технологии, повышающие качество урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка .

Основная цель образовательного процесса – обеспечить возможность каждому ученику для развития своих способностей, познавательных интересов.

    Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы помочь учащемуся в приобретении новых знаний, выработать умения и навыки при работе с источником информации, научить ценить и  чувствовать красоту, без чего не возможен путь личности к духовному совершенству.

    Основополагающими принципами моей педагогической системы являются:

- гуманизация образования;

- педагогика сотрудничества;

- развитие познавательных и творческих способностей.

    Анализируя свою педагогическую деятельность, я часто задавала себе вопросы: «Почему не всегда можно увлечь учащихся учебным материалом? Почему на уроке нет атмосферы творческого горения, которая необходима для познания нового, интересного? Почему ученики безынициативны? Как научить ребенка самостоятельно находить необходимую деятельность в любой ситуации? Почему не всегда результат обучения удовлетворяет?»

   На мой взгляд, достаточно успешно позволяют решать эти вопросы выбранные мною инновационные образовательные технологии.

   Учителя словесника всегда беспокоит вопрос: «Каким образом научить ученика качественно работать с текстом, видеть главное, уметь пользоваться приемами анализа и синтеза, в конечном итоге- осмысленному чтению?» В связи с этим несколько лет назад в рамках единой методической темы школы мною была разработана анкета , в которую вошли вопросы:

  1. Как часто вы работаете с источником информации?
  2. Какие приемы используете в конкретных классах?

Данная анкета была предложена всем учителям –предметникам,  так как практически на каждом уроке ученик работает с текстом и проблема понимания прочитанного волнует не только учителя русского языка.

Следующим этапом моей работы стал анализ программы Лошкаревой «Развитие общих учебных умений и навыков». Обобщив материалы анкеты, я составила карту по общеучебным умениям и навыкам работы с источником информации (см. Приложение №2), которую заполнили все учителя. В ходе анализа данных были выявлены следующие недостаточно сформированные умения и навыки ( на примере 6 и 9 классов):

- умение работать с научным текстом;

- умение пользоваться приемами анализа и синтеза;

- критически воспринимать свою и чужую речь.

На карте шестых классов главной проблемой оказалось формирование умения аналитического чтения. Этот вид чтения совершенно не отрабатывался ни на одном из уроков.

Также анкетирование позволило выработать единые требования к написанию конспекта, доклада, реферата. Поскольку при написании этих работ от ученика требуется не только навык самостоятельной работы, но и умение отобрать материал, переработать его аналитически, сравнить информацию из разных источников, выработать аргументы, сделать выводы.

   Таким образом, я задумалась о том, что должно измениться в деятельности учителя, в организации урока, чтобы результат стал наиболее эффективен.

   Следующим шагом стал поиск приемов, освоение инновационных образовательных технологий, повышающих познавательный интерес

 на разных этапах урока, а следовательно, и качество образовательного процесса. Современному ученику скучно на уроке, где учитель дает готовые знания. Учиться с увлечением он будет в том случае, если учитель готов вовлекать ученика в разнообразную деятельность, в которой именно ученик сам добывает знания, наблюдая, исследуя, делая выводы, свободно высказывая свои мысли.

   Изучив разные инновационные технологии, я выбрала для себя некоторые из них.

Информационные технологии.

   Применение компьютерных программных средств на уроках  русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать мониторинг знаний и умений. Такие уроки становятся   содержательнее, эмоциональнее и эффективнее. Информационные технологии использую при изучении нового материала, для систематизации знаний, подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. ИКТ на уроках русского языка я использую в следующих вариантах:

  1. Мультимедийные презентации, созданные в среде Power Point. Мною разработано небольшое количество таких презентации, а также  накоплено ( использую опыт коллег)  по различным темам, фрагменты уроков. Программа Power Point  дает возможность использовать на уроке рисунки, тексты с пропусками орфограмм и пунктограмм

 с последующей проверкой, портреты ученых и писателей, исторические сведения, видеофрагменты, совершать заочные экскурсии.

  1. Использую лицензионные образовательные ресурсы. Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» разработаны в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Программы включают уроки по разным темам школьного курса. Разработки содержат основополагающие знания по изучаемому курсу, интерактивные тренажеры, материалы к контрольным занятиям, экзамену.

Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на различных этапах урока использую тесты. Это может быть фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.

- Электронное учебное пособие «Русский язык. 5 класс»

 «Просвещение» ,2006 год

- «Репетитор по русскому языку. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 2007 год

- «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 5-9 классы

-«Иллюстрированный Энциклопедический словарь» раздел «Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля», в котором используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрации, анимация. Особенно это важно и ценно при словарной работе, когда необходимо не только запомнить слово с точки зрения его написания, но понять его лексическое значение. Наглядное иллюстрирование слова позволяет ученику быстрее понять и запомнить. При таком подходе к словарной работе будет задействована не только кратковременная память.

   Таким образом, применение информационных технологий в моей деятельности не только делает процесс обучения более интенсивным, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность его работы.

   Технология личностно-ориентированного образования, задача которой формировать и развивать интеллект и речь учащихся, развивать критическое и творческое мышление. На уроках использую метод проектов.. Так например, в 6 классе провожу урок «Памятник литературному герою» (идея принадлежит Скаковской Галине Николаевне).  Первая часть урока - рассказ учителя о памятниках литературным героям в разных городах мира, сопровождаемый  демонстрацией компьютерной презентации. Вторая часть урока посвящена объяснению, как создать свой собственный проект  « Кому из литературных героев и почему я бы хотел поставить памятник». Ученикам предлагается план подготовки макета памятника (его словесное описание, изготовление), таким образом подготовиться к защите проекта (работа требует время на подготовку).  

    Данный метод активизирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности ( говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

   Одним из эффективных методов является обучение как исследование. Под исследовательским методом понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельное творческое решение.

В 7-8 классах в  качестве зачетной работы  ученикам предлагаю создать «Энциклопедию одного слова» (материалы взяты из журнала «Русский язык в школе).  Заранее выдаю план . В ходе этой работы ученики делятся на группы по 3 человека. При подготовки исследования ученики анализируют разнообразные источники информации:

- Этимологический словарь,

- Словари синонимов и антонимов,

- Фразеологический словарь,

- классическую и современную литературу ( художественный стиль),

- публицистический стиль ( газеты, журналы),

- создают собственные тексты ( стихи, рассказы),

- проводят эксперимент «Понимание и толкование слова младшими школьниками, дошкольниками),

- создают рисунки- ассоциации «Слово в художественном образе».

  Как показывает практика, ни один ученик  7- 8 классов

не остается равнодушным к такому заданию. Знакомясь с различными словарями, ребята повышают уровень лингвистической подготовки, учатся самостоятельно работать с текстами разных стилей ( научный, художественный, публицистический), отрабатывают коммуникативные умения при работе в группах, оформлять зачетную работу ( титульный лист, список использованной литературы). Подобная деятельность  учит бережному отношению к родной речи, вниманию к слову, а в целом, готовит ребят к более серьезным исследовательским работам в старших классах. Урок- исследование очень эффективен при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом.

   В своей педагогической деятельности часто создаю проблемные ситуации ( при объяснении нового материала, закреплении, контроле).

  1. При изучении орфограммы «Правописание гласных О-Ё после шипящих в разных частях речи» предлагаю учащимся проанализировать примеры, записанные на доске, и сделать вывод: ожОг и ожЁг. Какой из вариантов написания верный? Ребята приходят к мысли, что оба написания верные и зависят от части речи.
  2. На уроке объяснения нового материала в 5 классе «Правописание корней –лаг- -лож-», опираясь на примеры, ученики сами выводят и формулируют правило.
  3.  На уроке повторения темы «Морфология. Части речи»

 в 7 классе перед учащимися ставлю задачу: определить, к каким частям речи относятся значимые морфемы: -ему- -ему-? Учащиеся активно подбирают примеры, иллюстрирующие данные морфемы, приходят к выводу, что это может быть окончание прилагательных или суффикс наречий.

На любом этапе урока стараюсь не давать готовые знания, а предоставляю учащимся возможность формулировать тему урока, цель и задачи, понятия, правила, задания к упражнениям, находить закономерности, даю возможность задавать вопросы. Практика показывает, что при использовании проблемных ситуаций формируется самостоятельное мышление, языковое чутье, повышается грамотность и интерес к предмету.

   Интересные результаты приносит технология развития критического мышления. Часто применяю приемы: кластер, синквейн, кейс-метод. Особенно популярен при работе с текстом среди моих учеников  стал прием «Пометки на полях»: маркировка текста с использованием символов:

«V»- знал;

«+»- новое;

«-» - думал иначе;

«?»- не понял или возник вопрос.

    На уроках повторения и систематизации знаний использую таблицы, блоки теоретического материала. Подобная технология называется блочно- модульной, она создает благоприятные условия для закрепления знаний. В личностно- ориентированном образовании урок превращается  в форму, которая размывает границы обучения, поэтому важно привести информацию к единой структуре. Таблицы-блоки позволяют систематизировать  материал, помочь учащимся овладеть навыками сравнения, анализа, найти общее в разных правилах, упростить запоминание теоретической части. Использование подобных схем повышает качество урока, способствует реализации целей и задач.

Использование краеведческого материала на уроках

русского языка.

   Краеведческий компонент стал неотъемлемой частью регионального компонента в образовании. Важнейшей функцией современного языкового и литературного образования является культурообразующая функция: расширение общекультурного кругозора, развитие культуры личности, культуры речи и суждений, эмоциональное отношение к языку, речи, своему городу. Петербурговедческий и культурологический компоненты урока являются для словесника одним из важнейших средств развития дара слова. Познания, впечатления стимулируют речевую деятельность учащихся, дают ей новое содержание.

   Речевому развитию учащихся способствует текстоориентированное обучение. В связи с этим для уроков русского языка и развития речи я стараюсь подбирать целостные тексты интересного, разнообразного содержания по истории и культуре Санкт-Петербурга и Царского Села. Расширенное образовательное пространство обеспечивает обогащение активного словарного запаса учащихся новыми пластами лексики, историко-культурологическими понятиями.

    Таким образом, на уроках я использую следующие виды работы:

  1. Словарная работа по материалам экскурсий перед написанием сочинения по личным впечатлениям;
  2. Составление предложений разных видов по схемам с использованием иллюстративно-наглядного материала (виды города, архитектурные памятники, архитекторы, писатели и поэты, жизнь и творчество которых были связаны с Санкт- Петербургом и Царским Селом);
  3. Изложения и диктанты с творческим заданием;
  4. Работа с целостным текстом по истории Санкт-Петербурга при повторении и систематизации знаний по темам:

- «Причастие» 6-7 классы

- «Правописание Н и НН в прилагательных. История Летнего сада» 6-7 классы.

-«Правописание Н и НН в причастиях. Путешествие в Летний сад» 6 класс.

-«Роль имен прилагательных в речи. Выдающиеся люди искусства и культуры нашего города» 6 класс.

-«Имя числительное. История строительства Санкт-Петербурга» 6 класс.

- «Собственные имена существительные. Архитектурное наследие Санкт-Петербурга» 5 класс.

5. Написание сочинений на темы:

1) «Любимый уголок города»

2) «Образ Медного всадника. Использование сложных бессоюзных предложений в речи»

3) «Прогулка по Летнему саду. Использование в речи причастий и причастных оборотов».

    Это направление в своей деятельности я практикую уже несколько лет и могу с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом выполняют подобные задания, более внимательно относятся к выбору лексики для собственного сочинения.

   Отправной точкой такой системы работы явился сборник, предложенный кабинетом русской словесности АППО «История  и культура России на уроках русского языка и развития речи на примере Санкт-Петербурга» Автор- составитель Ивлева В.Н. Комитет по образованию Санкт-Петербурга. АППО, 2005 год.

    Конечно, не всегда можно подобрать готовый текст для конкретного урока, поэтому некоторые тексты составляю сама, используя дополнительную литературу. В перспективе планирую реализовать идею создания текстов по истории Царского Села для уроков русского языка.

   Краеведение, по моему убеждению, одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно- познавательных задач с воспитательными происходят здесь естественно, органично, без назидательности.

   Особенно важным аспектом в работе каждого педагога является здоровьесберегающие технологии. По официальным данным в России здоровье школьников ухудшается с каждым годом. Задача любого учителя- снижение школьных факторов риска, связанных с неудовлетворительными условиями обучения, нерациональной организацией учебного процесса, низкой двигательной активностью, несоответствием методик обучения возрастным возможностям школьников. Свои уроки я строю, исходя из учета возрастных особенностей аудитории; создания благоприятного психологического фона на уроке; создания условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждения гиподинамии. Обязательным элементом моего урока является физкультминутка, динамические паузы, музыкальные паузы, которые очень хорошо снимают утомление.

Также я использую разнообразные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, фронтальную, групповую. Индивидуальная работа организуется с учетом уровня обученности детей, их возможностей, интересов. Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы.

   Применение выше перечисленных технологий меняет взгляд на положение ученика в процессе обучения. Из объекта, на который воздействуют, он превращается в деятельного участника процесса обучения. Главным принципом, лежащим в основе взаимоотношений учителя и ученика, становится сотрудничество. Чем выше познавательная активность самих ребят, тем осмысленнее и более прочно усваиваются знания.

   В заключение мне хотелось бы поделиться проблемами, с которыми сталкивается учитель- словесник. Уметь работать с источником информации для ученика очень важно, ведь в современном мире он должен ориентироваться в огромном количестве информации. Формирование умений и навыков при работе с источником информации должно стать общей задачей для педагогического коллектива. Диагностика показала, что впереди предстоит кропотливая серьезная работа, но только совместный творческий поиск даст качественный результат. «У каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым». Именно развивающее обучение помогает отыскать творческое начало в каждом ученике и повышает его познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....

ПРОЕКТ "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка"

Данный проект может быть интересен педагогам, работающим в школах  коррекционных и исправительных учреждений. Проект рассчитан на два года, был реализован мною в 2013г. в УКП -1 Центра образовани...

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....