Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Клинг Ирина Николаевна

В связи с вводом в школьную практику учебников нового поколения остро встает проблема обеспечения педагогов и учащихся методическими пособиями. Поэтому актуальной является разработка дидактических материалов, способствующих личностно-ориентированному и продуктивному обучению.

В процессе обучения мы стремимся, чтобы  ученики точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли четко, грамотно, доказательно. Когда результаты  не удовлетворяют, мы говорим: «Фактические ошибки, бедный язык, повторы, нарушена последовательность, бездоказательно и т.п.». Многие учительские претензии вызывают у учащихся недоумение, а иногда и ставят в тупик. А ведь  спрашиваем с детей то, чему их специально не учили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_rus.yaz_.6klass.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

        В связи с вводом в школьную практику учебников нового поколения остро встает проблема обеспечения педагогов и учащихся методическими пособиями. Поэтому актуальной является разработка дидактических материалов, способствующих личностно-ориентированному и продуктивному обучению.

В процессе обучения мы стремимся, чтобы  ученики точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли четко, грамотно, доказательно. Когда результаты  не удовлетворяют, мы говорим: «Фактические ошибки, бедный язык, повторы, нарушена последовательность, бездоказательно и т.п.». Многие учительские претензии вызывают у учащихся недоумение, а иногда и ставят в тупик. А ведь  спрашиваем с детей то, чему их специально не учили.

        Речевые навыки нужно отрабатывать с учащимися специально, причем делать это необходимо, во-первых, опираясь на изученный грамматический материал, во-вторых, планомерно и систематически. Планомерное, осмысленное выполнение предлагаемых заданий в контексте развивающего и проблемного обучения дает ощутимые результаты. Исходя из этого цели данного дидактического пособия следующие:

1) развивать у учащихся умение внимательно относиться к прочитанному;

2) развивать у учащихся умение логически мыслить, рассуждать, строить текст;

3) учить учеников чувствовать слово автора;

4) развивать творческие способности детей;

5) повышать орфографическую и пунктуационную зоркость.

        Данные цели нашли отражение в структуре о содержании дидактического пособия.        

Структура.  Разделы рабочей тетради расположены в соответствии с разделами учебника Кондубаевой М.Р., Джусупова М.Д., Кажигалиевой Г.А., Тусеевой С.Т., Бекишевой У.М. «Русский язык. 6 класс». Данное пособие основано на принципах разноуровнего и дифференцированного подхода.

Разделы «Фонетика», «Лексика», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение», «Глагол» включают задания по проверке теоретических знаний. Данные упражнения могут выполняться учащимися полностью или дробно по мере изучения тем.

Раздел «Развитие речи» предполагает информационный материал по темам «Текст», «Типы речи», «Стили речи».

Все упражнения делятся на три вида: 1) задания обязательного уровня;  2) задания повышенной сложности  (*);   3) задания, предполагающие самостоятельный подход учащихся к материалу (**).

Содержание.  В рабочей тетради для 6 класса «Упражнения на понимание и построение текста» приведены задания на  понимание теоретического материала и умение выстраивать логику рассуждения. Это упражнения «Найти верные утверждения» и «Закончить алгоритм». Основу данного дидактического пособия составляют упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей, на упорядочение элементов рассуждения, а также комбинированные задания. Важной особенностью предлагаемого учебного пособия является то, что, овладевая искусством построения текста, учащиеся повторяют орфографический и грамматический материал.         

Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей.

        Данные задания помогут сформировать и закрепить умение строить текст, избегая повторов, речевых ошибок, бедности синтаксических конструкций. Каждое упражнение представляет собой испорченный текст, низкое качество которого очевидно. Ученики могут его улучшить, используя уже известные синтаксические конструкции и союзы.

Задания такого рода – необходимое дополнение к тем, что традиционно даются не только при изучении синтаксиса и пунктуации, но и других грамматических тем.

        Первые упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей надо выполнить вместе с учениками, чтобы они не испугались нового вида деятельности и поняли, что от них требуется. Нужно предложить последовательность действий. А учащиеся пусть решат, какие предложения объединить, между какими  уместней всего поставить данные союзы, прочитают полученный текст, после чего легко увидят неоправданные повторы и опустят лишние слова.

        Также ученикам предлагаются задания, в которых необходимо добавить в текст подходящие по смыслу слова, выбрать один из нескольких данных синонимов, заменить существительные местоимениями, избегая повторов.

        В данном методическом пособии даются примерные варианты исправленных текстов. Учитель не должен требовать, чтобы ученик дословно восстановил оригинальный текст: это часто невозможно, да и не нужно. Достаточно, если текст станет понятным, логичным, непротиворечивым.

Упражнения на упорядочение элементов рассуждения.

        Это задания, помогающие ученикам осознать структуру рассуждения. Очень важно, чтобы учащиеся различали тезисы, доказательства, выводы, переходы от одной мысли к другой, замечали, когда недостает одного из элементов. Упражнения на упорядочение элементов рассуждения представляют собой испорченные тексты, в которых нарушен порядок предложений или абзацев. Нужно не переделать или дополнить предложения – они остаются без изменений, - а восстановить их правильную последовательность, чтобы получился связный текст. Также учащиеся должны понять, в каких предложениях сформулированы основные мысли, а в каких содержатся доказательства и иллюстрации, и собрать, восстановить текст.

 Работая над заданиями, не обязательно записывать полностью исправленный текст, ученики могут в рабочей тетради вставить пропущенные буквы, показать цифрами или стрелками перестановку предложений и абзацев или вставлять только цифры – номера.

Комбинированные упражнения.

        По характеру заданий это упражнения, в которых требуется выполнить разные действия, которые уже отрабатывались в предыдущих разделах: восстановить семантико-синтаксические связи, порядок предложений или абзацев, добавить недостающие тезисы или доказательства, исправить речевые и смысловые ошибки.

Все задания рабочей тетради «Упражнения на построение текста» носят продуктивный характер и способствуют развитию творческих способностей учащихся, также  повышается результативность  работы с сильными учениками.

Данное дидактическое пособие предполагает творческий подход учителя и ученика к материалу и предоставляет возможность для гибкого использования  на занятиях и дома в зависимости от подготовленности класса и целей урока.

Тексты упражнений соответствуют возрастным особенностям детей и изучаемому программному материалу. Так как все задания выполняются непосредственно в данном учебном пособии, то проблемы перегрузки учащихся не возникает.

ПОВТОРЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО  В  5 КЛАССЕ.

1.

ЗАДАНИЕ.   1. Восстановите правильный порядок частей.    2. Во 2 абзаце исправьте речевые ошибки, устранив повторы (устно).     3.Вставьте пропущенные буквы.   4.Определите тип речи.

Дядя   Вася.

1.Теперь дядя Вася  состарился и  сост…вляет вместе с другими старичками и старушками отряд пенсионеров. Но он не только не  прим…рился  со старостью, а однажды вечером вдруг стал прим…рять теплый ватник и зар…жать  ружье, потом посв…тил  себе фонариком  и ушел в ст…рожку.

2.Уже успел пос…деть дядя Вася, а без работы дядя Вася с…деть  не научился. Каждый день дядя Вася то грядку вск…пает, то всходы моркови или свеклы прор…дит. Вся деревня бл…госл…вляет  дядю  Васю и желает ему долгих лет жизни.

3.Деревенский огород   ст…р…жил  старенький  дядя Вася. Он был   ст…рожилом   нашей деревни. В молодости он сост…ял  в бригаде трактористов и много труда и сил  посв…тил  своей машине. Разв…вался  сам и разв…вал  её возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался  флажок ударника. Так люди просл…вляли  героя труда.

ОТВЕТ: 1.Правильный порядок частей ________________ . 4.Тип речи _____________________ .

2*.

ЗАДАНИЕ.   1. В 1 абзаце добавить определения (слова для справок: насущный, настоящий, большой, разный).    2. Расставить предложения во 2 абзаце, чтобы получился связный текст.  3. Вставить пропущенные буквы.   4.Определить тип речи.

Искусство   чтения.

        Уметь читать – _______________ насл…ждение. Для ________________ книголюба чтение есть _____________ потребность. Читать интрес…но  и увл…кательно. Ведь погрузиться  в мир книги словно прожить одновременно много _______________ жизней.

        1. Богатства художественной литературы неисч…рпаемы. 2. Однако быть читателем – не только уд…вольствие, но и большое искусство. 3. Каждый ли умеет ими воспользоваться? 4. Книга не ув…с…литель, не затейник. 5. Каждый ли вл…деет им?.  6. Она – просв…титель и восп…татель.

        Л…т…ратура – это изящная словес…ность. Такое представление о художественной  л…т…ратуре точно и зн…менательно. Яркий обр…зный строй и прекрас…ный  по выр…зительности – главные слагаемые и сущность понятия художественности.

ОТВЕТ: 2.Порядок предложений во 2 абзаце _________________ . Тип речи ________________ .

3*.

ЗАДАНИЕ.   1. Озаглавьте текст.   2. Исправьте смысловую ошибку во 2 предложении 3 абзаца.   3. Вставьте пропущенные буквы.   4. Определить тип речи.

Прибл…жается  зима. Заметно сокр…тился  день. Воздух плохо прогр…вается  и  не сохр…няет  тепла. Ночи ст…новятся долгими и темными и часто заст…вляют др…жать  от холода. Уже не расп…хнешь окно и не насл…дишься вечерней свежестью и зап…хом  цветов.

Отпылали солнечные восходы и закаты. Весь день низко в…сят  т…желые  тучи, гр…зят  дождем,  мокрым снегом. Они погл…щают  солнечные лучи  и не дают им осв…щать  и согр…вать  землю. Отд…ленные  предметы то  т…ряются в тумане, то проп…дают за сеткой дождя.

Мокрые  кроны деревьев и кустарников  от…желели. Пригнулись к небу и отр…жаются в лужах. Ветер сотр…сает их, резко и грубо срывает л…ству. Листья  л…тят по воздуху и прил…пают  к крышам и обл…пляют  кусты. Всем холодно и т…скливо осенью.

ОТВЕТ: 1.Заглавие текста _________________________ .  3.Смысловая ошибка _____________ . 5.Тип речи ________________________ .

4.

ЗАДАНИЕ.   1. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные и в предложения с однородными сказуемыми. Используйте для этого союзы: потому что, и, что.   2. Вставьте пропущенные буквы.

Мартышка и п…пугай ждали сл…ненка с большим нет…рпением. Наконец они услыш…ли. Сл…ненок бежит. Слышно было хорошо. Сл…ненок бежал очень громко.

ОТВЕТ: Полученный текст _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.

ЗАДАНИЕ.   1.Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи союзы: а, и, и все-таки; и, и, и.   2. Вставьте пропущенные буквы.

Гусь словно не слыш…л   его. Тогда Нильс схв..тил Мартина обеими руками за шею. Нильс пот…щил Мартина к воде. Это было нелегкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве. Мать раск…рмила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дот…щил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студеную воду.

ОТВЕТ: Полученный текст: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6*.

ЗАДАНИЕ.    1.Расставить предложения в 1 абзаце, чтобы получился связный текст.   2.Преобразовать 1 и 2 предложения 2 абзаца в одно предложение с однородными членами.   3.Вставить пропущенные буквы.

        1.Богиней первой войны стала Афина, богом второй – Арес.  2.Его не интересовало, чем она закончит…ся.   3.В древнегреческой мифологи…  было сразу два бога войны: один бог войны, которая ведется с умом и заканчивает…ся  победой, другой – войны, которая ведет…ся со слепой яростью и исход ее неясен.   4.Таким образом, Арес – бог ярос…ной войны, убийства, кровавой резни на пол…   боя.   5.Арес всегда пом…гал тем, кто норовил нарушить мир.   6.Зап…х   кров…, гибель бойц…в, бряцанье оружия тешили его.

        С большим щитом Арес внезапно по…влялся на пол…  боя. С бронзовым меч…м  он внезапно по…влялся на пол…  боя. Воинским ремеслом он владел в совершенстве. Арес часто проигрывал бой, потому что он  поддавался слепой ярост… .

        Что касает…ся   внешности, то Арес выглядел вполне интересным, статным, молодым мужчиной.

ОТВЕТ: 1.Порядок предложений в 1 абзаце ___________________ .   2.Предложение с однородными членами ________________________________________________________________________________________

7.

ЗАДАНИЕ.   1.Составить предложения с прямой речью, соединив слова автора из 1 блока с соответствующими  им репликами из 2 блока.   2.Расставить знаки препинания в получившихся предложениях с прямой речью.  3.Расставить знаки препинания при обращениях.

        Прислушайтесь! И вы услышите разговор богов.

1.   Афина вопрошает

      отвечает Зевс

      Афина продолжает

      продолжил Зевс

      Гера ответила

2.Что за горе грызет  Зевс твой разум и душу?

    О, нет на свете столь тягостных слов, нет случаев трагических, которых бог не должен был бы вытерпеть

   Каким ты сильным начал речь вступленьем!

   Сколько бед наделал Прометей ты нам!

   Умерь свой гнев Зевс

ОТВЕТ: Получившиеся предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФОНЕТИКА.

8.

ЗАДАНИЕ. Найти верные утверждения.

1.Мы пишем звуки, а говорим буквы.

2.Звуки речи делятся на гласные и согласные.

3.Фонетика – раздел науки о языке, изучающий буквы речи.

4.Артикуляция – это движение органов речи.

5.Огубленные гласные называются нелабиализованными, а неогубленные – лабиализованными.

6.О, У – лабиализованные гласные звуки.

7.Губные согласные звуки: Д-Д, З-З, Л-Л

8.Сильная позиция для гласного – под ударением.

9.Безударные гласные подвергаются редукции.

10.Гласные звуки подвергаются ассимиляции и диссимиляции.

11.Согласные звуки делятся на сонорные и шумные.

12.Сонорные - это звонкие согласные звуки, а шумные – это глухие согласные звуки.

13.Фонема – звук, различающий значения разных слов и разные формы одного слова.

14.Согласные звуки делятся на смычные, щелевые и дрожащие.

15.Щелевые согласные звуки делятся на носовые и ротовые.

16.Диссимиляция бывает трех видов: по глухости, по звонкости, по мягкости.

17.Ассимиляция – процесс, обратный диссимиляции.

18.Изменение основного качества звучания – это количественная редукция, а изменение длительности звучания – это качественная редукция.

19.Слоги, начинающиеся с гласной, называются открытыми.

20.Слоги, начинающиеся с согласной, называются прикрытыми.

21.Слоги, заканчивающиеся гласной, называются неприкрытыми.

22.Слоги, заканчивающиеся согласной, называются закрытыми.

9*.

ЗАДАНИЕ.  1.Восстановить правильный порядок частей.   2.Расставить знаки препинания.   3.Подчеркнуть слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.        

1.Кикимора божество сна ночных видений страхов. О том, что это злой дух, свидетельствует вторая часть слова Кикимора – мора. Мара (Мор, Морана) – древняя богиня смерти. Наши предки не считали ее особенно опасным божеством, хотя она и беспокоила своими проказами будила малышей путала оставленную на ночь пряжу.

        2.Баба Яга очень злая и старая колдунья, хотя её изначально считали положительным божеством славян – хранительницей рода и традиций. Постепенно ей стали придавать демонические черты уродливость внешнего вида странность поведения и характера. Разъезжает она в ступе и чинит препятствия героям сказок.

        3.Кащей Кикимора Баба Яга это божества подземного царства. Кащей символизирует окостенение оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень дерево или лед. Затем приходят красная девица или добрый молодец (весна, солнце), и они оживают от поцелуя (луча) или слезинки (капели).

ОТВЕТ: 1.Правильный порядок частей _________________ .

10.

ЗАДАНИЕ.    Закончить алгоритм правописания чередующихся гласных в корнях –КАС- и –КОС-.

1.После корня есть суффикс А?

                            Да                                                            Нет

          Пиши ______________                         пиши _______________

11.

ЗАДАНИЕ.    Закончить алгоритм правописания чередующихся гласных в корнях  ГАР – ГОР.

1.Гласная в корне находится под ударением?

                              Да                                                    Нет

         Пиши ________________                   пиши _______________

12.

ЗАДАНИЕ.   1.Восстановить правильный порядок частей.   2.Исправить 2 смысловые  ошибки.   3. Вставить пропущенные буквы.

        1.Вечернюю з…рю  мы часто путаем с з…ходом солнца. Вечерняя з…ря нач…нается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разл…вает по нему множество красок и медленно переходит в поз…ние сумерки и в ночь.

        2.З…ря  и з…рница – прекрасные слова русского языка. Оба они связаны с нашей природой.

        3.З…рницы чаще всего бывают в апреле, когда созр…вают хлеба.

        4.Зори бывают почти каждое утро и каждый вечер. С утренней з…рей в нашей память связаны картины предрассветной т…шины. В этот з…ревой час низко над самой землей пылает утренняя зв…зда. Воздух чист, как родниковая вода. На зорях трава омыта р…сой, а по деревням пахнет парной сметаной.

ОТВЕТ:  1.Правильный порядок частей _______________________ .  2. Смысловые ошибки ____________________________________________

Правило-помощник: В чередующихся корнях –ЗОР-   -   -ЗАР-  в безударном положении пишется  А: заря.  Исключение: зоревать.  Под ударением пишется то, что слышится.

13**.

ЗАДАНИЕ.   1.Восстановить правильный порядок частей в тексте.   2.Вставьте пропущенные буквы в «маленький фантастический роман» неизвестного писателя. 3.В каких словах допущены ошибки? 4! Составьте свой рассказ из 5-6 предложений на тему «Страсти-мордасти».

1.Пусть стаж…р, дириж…р, ретуш…р и монтаж…р

Забудут, как пишется о-ё после шипящих!

                        Пусть река у них «течот»,

                        Повар пусть у них «печот»,

                        Врач пускай у них «пришол»,

                        А учитель пусть «ушол»!

2.Ч…рной-ч…рной ночью под ж…лтой-ж…лтой луной по маленькой реч…нке в лодч…нке плыл ч…рт в ш…ртах, с парч…вым ридикюлем и багаж…м. За ним тихо двигался ч…лн. В нем лежал холщ…вый меш…к и сидел мыш…нок. Было свежо. Причалили. Глухая чащ…ба. Тонкой руч…нкой ч…порный ч…рт достал ш…мпол, провел на земле две ч…рточки, беч…вкой выложил круж…к и развел костер. Пламя горячо трещало. Ч…рт ож…г руку и подул на неё. Ож…г прош…л.

        3.Прыгая, хитрый ч…рт помешивал варево и не услышал ш…роха – это вокруг стали собираться длинные тени возмущенного обж…ры, ловкого ж…нглера, уч…ных и учеников, услышавших за рубеж…м колдовской ш…пот. Они подняли тяж…лый ж…рнов и кинули его в хитреца. Тот, испытав сильнейший ш…к, еле увернулся. Неделю его мучила изж…га. И поделом! Не подстраивай гадости.

        4.Карандаш…м ч…рт нарисовал стол. Из меш…чка в лодч…нке сверхъестественная сила вдруг перенесла к костру ж…сткие пряники, ч…рствые корки, коробч…нку и варенье из крыж…вника. Все это ч…рт кинул в большой чан с водой, поставил на огонь, добавив в волшебный отвар муку и пш…нку. Потом взял сковородку. Мыш…нок подумал, что он сейчас испеч…т пирож…к, но тот, откинув ч…лку с носа и набросив капюш…н на рогатую голову, шевеля хвостом и ш…рсткой, сделал огромный прыж…к в сторону и начал бегать вокруг костра, наш…птывая:

ОТВЕТ: 1.Правильный порядок частей ___________________ . 3. Надо писать правильно так _______________________________________________ . 4. Мой рассказ «Страсти-мордасти».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14*.

ЗАДАНИЕ.   1. Заменить  выделенные слова однокоренными словами или синонимами с приставками ПРЕ-   и ПРИ-.   2. Определить стиль текста и тип речи. 3. Объяснить выбор написания ПРЕ- или ПРИ-.

В полях тает, а в лесу еще лежит плотными подушками, и деревья нагнулись (_____________________), стоят в снежном плену. Тонкие стволики пр…жались к земле, пр…мерзли и ждут освобождения.

        Но вот наступает (____________________) этот жаркий час очень счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнется еловая веточка, хочется ей подняться (_____________________).

        А под елкой, накрытый (_____________________) ее широкими ветками спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает (_______________________). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел (________________) и внимательно смотрит (________________________), куда ему бежать И только встал (____________________) он на задние лапки как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!

        Все пр…образилось в лесу. Везде прыгают ветки, пр…одолевают пр…грады, вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.

ОТВЕТ: Стиль ________________________________, тип речи ___________________________________________

ЛЕКСИКА.

15.

ЗАДАНИЕ.   1.Попытаться восстановить текст, добавив необходимые по смыслу прилагательные.   2. Вставить пропущенные буквы.

        Есть в русском языке слово «пр…красный». Замечали ли вы, что это слово являет…ся превосходной степенью двух разных слов: «х…роший» и «кр…сивый»? Задумайтесь над этим, и вы убедитесь в том, что по-настоящему пр…красным может быть только то, что одновременно _______________ и _________________ .

        Это относит…ся и к ч…ловеку. «Пр…красным» мы никогда  (не) назовем ____________________________________________ человека, как бы он ни был внешне кр…сив!

        Это относит…ся и к любому результату человеческого труда. Хороший с…молет  всегда ________________, уродливая мебель всегда ________________, неудобна, некрасива!

16*.

ЗАДАНИЕ.   Вместо пропусков вставьте один из глаголов, наиболее точно выражающий мысль.

Из-под камня ____________ родник. Он превращается в ручеек, который весело _______________ на восток. Ручей звенит, журчит и потом стремительно ________________ к склону горы. Несколько таких ручейков ________________ в один большой ручей.  А вот ручей с шумом __________________ в пропасть. Родник родит реку, а река _______________-течет через всю родину, кормит народ. Как выходит – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой…

Слова для справок: мчится, сливается, низвергается, течет, бежит, льется.

17.

ЗАДАНИЕ. На месте пропусков попытайтесь предельно точно употребить синонимы БЕЗМОЛВИЕ, ТИШИНА, ЗАТИШЬЕ. 

Мы в лесу. Едва слышен шелест листьев. Изредка появляется невнятный звук. В лесу _____________ . Сильный ветер шуршит в кронах деревьев, но вот он замирает. Наступило _______________ . Ни единый звук не доходит до слуха. В лесу царит ________________

18.

ЗАДАНИЕ.   1.Восстановить порядок предложений, чтобы получился текст.   2. Вставьте пропущенные буквы.   3. Вставьте нужный термин в предложение  Читая текст, мы еще раз убедились, что ____________________ различаются оттенками значения и употреблением в речи.

1.Но чем же они отличаются друг от друга?   2.Дом можно сказать о любом здани…; изба, хата говорят о строени… в деревн… .   3.Дом, изба, хата, хоромы, курень – все эти слова обозначают жилище.   4.Словом курень называют дом, избу на Дону и на Кубан… .   5.При этом изба в нашем представлени… всегда рубленая, деревянная, а хата скорее всего глиняная, выбеленная постройка на Украин…, в Белорус…  и на юг…  Росси… .  6.При упоминании хором нам представляется богатое высокое жилье.

ОТВЕТ:1.Правильный порядок предложений __________________________

19*.

ЗАДАНИЕ. 1.Восстановить фразеологизм.  2.Определить автора и название произведения, откуда он взят. 3.Вставить пропущенные буквы.

1.И р..стет  ребенок там не по дням, а _______________________ .

__________________________________________________________________

2.У наших ушки _______________________ .

__________________________________________________________________

3.Митраше было всего лет десять с ________________________ .

__________________________________________________________________

4.Что, Иванушка, не весел, что головушку _____________________ .

__________________________________________________________________

5.А воз и _______________________ .

__________________________________________________________________

6.Выражение _____________________________ означает бесполезный, напрасный труд. ___________________________________________________

7.Видывал частенько, что у тебя рыльце в ___________________ .

20.

ЗАДАНИЕ. Найти верные утверждения.

1.Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется фонологией.

2.Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений.

3.Однозначные слова – это слова, состоящие из корня и окончания.

4.Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

5.Паронимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

6.Омонимы – слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению.

7.Метафора – это перенос названия с одного предмета на другой.

8.Гиперонимы – это слова, соответствующие близким видовым понятиям.

9.Гипонимы и гиперонимы показывают родовидовые отношения между словами.

10.Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

11.Ряд синонимов принято называть лексико-синонимическим рядом.

12.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Близкие по лексическому значению одному слову.

ИМЯ   СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

21.

ЗАДАНИЕ.  Найти верные утверждения.

1.Имя существительное отвечает только на вопросы косвенных падежей.

2.Существительное в предложении не может быть сказуемым.

3.У существительных на –ИЯ в родительном, дательном и предложном падежах пишется буква И.

4.У всех существительных в родительном падеже пишется только буква И.

5.К разносклоняемым существительным относятся десять существительных на –МЯ и существительное мужского рода ПУТЬ.

6.В безударном суффиксе существительных на –МЯ пишется буква И..

7.Выражение «сколько время» соответствует орфоэпическим нормам.

8.Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму, называются несклоняемыми.

9.Украинские фамилии на –О, -ЫХ, -ИХ склоняются.

10.Несклоняемые существительные относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных.

11.Род несклоняемых собственных имен существительных – географических названий определяется по роду имен нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены.

12.Неморфологический способ образования существительных – это бессуффиксный.

13.Существительные могут образовываться при помощи приставки и суффикса одновременно.

14.Слова, состоящие их двух (реже трех) корней, называются сложносокращенными.

15.В словах «газопровод, нефтепровод, водопровод, трубопровод» ударение падает на последний слог.

16.В сложных существительных после мягких согласных, шипящих и Ц пишется соединительная гласная Е.

17.Сложные существительные, состоящие из двух самостоятельных слов, пишутся слитно.

18.Сложные существительные, обозначающие единицы измерений, пишутся через дефис.

19.Сложные существительные, состоящие из двух самостоятельных слов, пишутся раздельно.

20.Слова, образованные путем сложения части слова с целым словом, относятся к сложносокращенным.

21.Слова, образованные путем сложения начальных букв и звуков, относятся к сложным.

22.После корня –ПОЛ- ставится дефис перед прописными буквами, перед гласными буквами, перед согласной Л.

23.Если после корня –ПОЛ- следует согласный, то слово пишется раздельно.

24.Если в предложении есть противопоставление с союзом А, то НЕ с существительными пишется раздельно.

25.В существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после букв Д-Т, З-С, Ж пишется суффикс –ЧИК-.

26.Перед суффиксом –ЩИК- всегда пишется мягкий знак.

27.Правописание суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-   определяется произношением.

28.При склонении суффикс –ИК-  не сохраняет гласную И, она выпадает.

29.В суффиксах имен существительных после шипящих под ударением пишется О, а без ударения – Е.

30 В окончаниях и корнях имен существительных после шипящих под ударением пишется О, а без ударения – Е.

31.В предложении существительные могут быть несогласованными определениями.

32.Существительные изменяются по числам, падежам и родам.

22.

ЗАДАНИЕ.    Закончить алгоритм правописания слов с корнем ПОЛ.

1.Слово начинается с прописной буквы?

                         

                              Да                                                       Нет

          Пиши _______________

2.Слово начинается с гласной?

                             Да                                                       Нет

          Пиши _______________

3.Слово начинается с согласной Л?

                               Да                                                Нет

          Пиши  ________________                 пиши  _______________

23.

ЗАДАНИЕ.    Закончи алгоритм правописания суффиксов –чик-, -щик- существительных.

1.Определить букву перед  суффиксом.

2.Это одна из букв Д, Т, З, С, Ж?

                                 

                Да                                                          Нет

 пиши     ______________                            пиши  ______________

24.

ЗАДАНИЕ.   Закончи алгоритм правописания суффиксов –ик-, -ек- существительных.

1.Просклоняйте существительное.

2.Есть беглая гласная?

                         Да                                                           Нет

    пиши _____________                             пиши  _____________

25.

ЗАДАНИЕ.  Закончи алгоритм правописания НЕ с существительными.

1.Слово употребляется без НЕ?

                        Да                                                            Нет

                                                       

                                                                      пиши ________________

2.Есть противопоставление с союзом А?

                       Да                                                             Нет

       Пиши _____________

3.Есть слова  ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ?

                      Да                                                               Нет

      Пиши ____________                              пиши _______________

26*.

ЗАДАНИЕ.   1.Восстановите порядок предложений, чтобы получился текст.   2.Вставьте пропущенные гласные в суффиксах имен существительных, выделить эти суффиксы.

1.В нем любила сидеть старушка, моя однофамил…ца.   2.В небольшом селень…це  находилось имень…це.   3.В молодости она была красав…цей, отличной наездн…цей, умн…цей, лучшей питом…цей  городской гимназии  и любим…цей  семьи.   4.В старом здань…це  стояло кресл…це.   5.Не завистн…ца и не ленив…ца, она и в старости сохранила хорошее здоровь…це.   6.Иногда старушка получала письм…цо.   7.Её помощн…ца  приносила ей из деревни масл…це  и варень…це. 8.На стене её комнаты висела фотография: чернобровый красав…ц, её однофамил…ц  и всеобщий любим…ц, в руках – ружь…цо, а рядом молодая спутн…ца.

ОТВЕТ:1.Правильный порядок предложений ________________________.

ПРАВИЛО-ПОМОЩНИК. Суффикс –ец- пишется в существительных мужского рода: красавец. Суффикс –иц- пишется в существительных женского рода: красавица. В существительных среднего рода пишутся суффиксы:  

-ец- , если ударение падает на окончание: письмецо;  -иц- , если ударение падает на основу: платьице.

27.

ЗАДАНИЕ.   1. Восстановите порядок предложений, чтобы получился текст.  2. Подчеркните собственные имена существительные как члены предложения.   3.Поставьте, где необходимо, кавычки.

Чокан Валиханов.

1.Мать – Зейнеп, отца звали Чингизом.   2.Великий казахский этнограф-фольклорист, географ-путешественник Чокан Валиханов родился в 1835 году в зимовке Кушмурун.   3.В 11 лет Чокан поступил в Омский кадетский корпус.   4.Любознательный Чокан интересуется жизнью и бытом своего народа, а также соседей.   5.В Омске он общался с русским писателем Ф.М.Достоевским и ученым Г.Потаниным.   6.В 1855-1859 годах он совершает путешествия в Киргизию, Джунгарию, Кашгарию.   7.О Чокане написаны книги: Промелькнувший метеор  С.Муканова, Иртыш и Нева  Павла Косенко, Степная звезда Н. Баяндина и другие.   8.Свои путешествия он описал в трудах Очерки о Джунгарии, Виды казахской поэзии, Записки о киргизах.   9.Всю свою жизнь Чокан посвятил своему народу, своему краю.   10.Чокан был в Петербурге, где познакомился с Н.Г.Чернышевским.

ОТВЕТ:1.Правильный порядок предложений ________________________.

ИМЯ   ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

28.

ЗАДАНИЕ. Найти верные утверждения.

1.Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который должен быть в предмете в большей или меньшей степени.

2.Притяжательные прилагательные указывают на материал и местонахождение предмета.

3.Относительные прилагательные не могут иметь краткую форму.

4.Относительные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения.

5.Сравнительная степень показывает, что какой-то признак проявляется в этом предмете в большей или меньшей степени.

6.Сравнительная степень имен прилагательных бывает простая и сложная.

7.Имена прилагательные в сложной сравнительной степени состоят минимум из трех слов.

8.Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов –ее-, -че-, -ше-, -е- или от другой основы.

9.Сложная форма сравнительной степени образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее.

10.Имена прилагательные в превосходной степени не изменяются по родам.

11.Простая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов –айш-, -ейш-.

12.Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?

13.У всех притяжательных прилагательных перед окончанием пишется Ь.

14.Написание «Наташино детство, Петины друзья, Муркины котята» является правильным.

15.В суффиксе –ин- прилагательных пишется всегда одна Н.

16.В суффиксе –ян- прилагательных пишется всегда одна Н.

17.В кратких прилагательных всегда пишется одна Н.

18.НЕ с прилагательными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А.

19 НЕ с прилагательными пишется слитно, если есть слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не.

20.В предложении прилагательные бывают только определениями.

21.Краткие прилагательные бывают только подлежащими.

29.

ЗАДАНИЕ.  Закончи алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

1.Слово употребляется без НЕ?

                        Да                                                            Нет

                                                       

                                                                      пиши ________________

2.Есть противопоставление с союзом А?

                       Да                                                             Нет

       Пиши _____________

3.Есть слова  ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО?

                      Да                                                               Нет

      Пиши ____________                              пиши _______________

30.

        ЗАДАНИЕ.   1.Восстановить порядок частей. 2.Вставить пропущенные Н или НН.

3*.В 4 абзаце убежали прилагательные. Восстановить предложения, используя слова для справок: ветре…ный, ю…ый, торжестве…ый, обыкнове…ый, беспричи…ый.

        1.Преодолев дли…ный путь, ю…ый путешестве…ик устроил себе  обеде…ый перерыв. На пусты…Ом берегу сел он на соломе…ый матрац небольшой дли…ы и достал из берестя…ой котомки ржа…ой хлеб и сви…ой окорок с пряностями. Вынул стекля…ый стаканчик, глин…ый кувшин с тыкве…ым соком, оловя…ую миску, стари…ую серебря…ую ложку и костя…ую вилку. Из кожа…ого чехла взял карма…ый ножичек, нарезал веток и на костре сварил овся…ую кашу.

        2.Пообедав, прилег и уснул. Снится ему тума…ный весе…ий день. Он в необыкнове…ой гостинице. Искусстве…ые цветы и карти…ые галереи, прекрасные ко…ые статуи всадников, фонтаны с ледя…ой водой и сады с лимо…ыми деревьями. Ходит он, словно имени   ик, и всему радуется. Но восторже…ое настроение постепенно сменяется беспричи…ым страхом, потому что во всей гостинице он единстве…ый человек. Чувствуя себя пленником, он попробовал открыть окно в гости…ой. Урага…ый ветер ворвался в комнату, сдул с письме…ого стола письма поклонников, закатил в мыши…ую норку монету и …

        3.Однажды безветре…ым осе…им днем ученик художестве…ой школы, ю…ый и румя…ый путешестве…ик, ехал смотреть парад отечестве…ой авиацио…ой техники. Он в беше…ом  темпе крутил педали велосипеда. Быстро промелькнули багря…ый лес, ветря…ая мельница, песча…ые и каме…ые отмели, речки с деревя…ыми баньками и водя…ыми мельницами.

        4.Тут ______________ путешестве…ик проснулся, понял, что все это – _____________________ сон, а _____________________ страх имел свои основания, так как еще немного – и он, как ____________________ человек, пропустил бы  __________________________ открытие парада. Еще  бешенее закрутил он педалями велосипеда и, молодец, успел вовремя!

ОТВЕТ: 1.Правильный порядок частей __________________________ .

31*.

ЗАДАНИЕ.   1. Вставить пропущенные прилагательные с Н или НН. Можно использовать слова для справок: осе(н, нн)ий, серебря(н, нн)ый, тума(н, нн)ый, пусты(н, нн)ый, румя(н, нн)ый, зеле(н, нн), со(н, нн)ый, листве(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый, утре(н, нн)ий, бархат(н, нн)ый, огне(н нн)ый, дли(н, нн)ый, неугомо(н, нн)ый.   2. Определить стиль текста и тип речи.

Все вокруг застыло в крепком ________________ сне. Сквозь ________________ мглу виднеются в _______________ дали широкие луга. _________________ солнце греет _________________ землю. Солнечный луч упал на __________________ воду сквозь заросли __________________ трав. Надо мною звенит _____________________ лес, отряхивает с зеле(н, нн)ых лап _______________________ капли росы. На узорчатых ___________________ листьях папоротника тоже сверкает ____________________ роса. Со(н нн)ая трава немного примята вчерашним ночным дождем. Просыпаются лесные птицы. Чи(н нн)ые синицы перескакивают с ветки на ветку. ____________________ клесты крошат крепкими носами _________________ еловые шишки. Скоро весь лес огласится ___________________________ криками и песнями.

ОТВЕТ: Стиль ___________________________________, тип речи ________________________________

ИМЯ   ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

32.

ЗАДАНИЕ. Найти верные утверждения.

1.Имена числительные обозначают число, количество и порядок предметов при счете.

2.Имена числительные делятся на количественные и качественные.

3.Все числительные изменяются по числам, падежам и родам.

4.Имена числительные могут быть разными членами предложения.

5.Числительные, состоящие из одного слова и одной основы, называются простыми.

6.Числительные, состоящие из двух и более слов, называются сложными.

7.В середине числительных 15, 16, 17, 18, 19 буква Ь не пишется.

8.В числительных 300, 400 в конце слова пишется А.

9.В числительном 200 в конце слова пишется Е.

10.В числительных от 50 до 80 и от 500 до 800 в именительном и винительном падежах Ь пишется в середине слова после первого корня.

11.Количественные числительные делятся на дробные, собирательные и на числительные, обозначающие целые числа.

12.Числительное ОДИН изменяется по падежам, числам и родам.

13.Простые количественные числительные от 5 до 30 склоняются как существительные 3-го склонения.

14.При склонении числительные 40, 90, 100 имеют три формы.

15.В родительном, дательном и предложном падежах количественных числительных от 11 до 19 в окончании пишется буква И.

16.В сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняется первая часть.

17.Слова ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА относятся к существительным.

18.При склонении дробных числительных склоняются все части.

19.Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные в единственном числе.

19.Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? который?

20.В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

33*.

        ЗАДАНИЕ.   1.Вставить в текст подходящие по смыслу числительные, заменив при письме все числа словами.

Слова для справок: от 4,5 до 5 миллиардов лет; 70,8 %; 29,2%; 510 миллионов; 40075,7 километра; 21 километр; 150; 14000 лет; 350 метров.

        Земля имеет возраст ________________________________________________________________________.

Площадь её поверхности - ________________________________________________________ квадратных километров. 361 (_________________________________________________) миллион из них - _____________________________________________________________ занимают моря и океаны, а на долю суши приходится __________________________________________________ . Чтобы совершить кругосветное путешествие вдоль экватора, нужно проехать _______________________________

___________________________________________________________________________________________ километра, а вдоль меридиана 40008,5 (_______________________________________________________) километра. На Северном полюсе человек находится на _________________

____________________________________ километр ближе к центру Земли, чем на экваторе.

        Расстояние от Земли до Солнца равно почти __________________________________________ миллионам километров. Пешеход, преодолевающий ежедневно по 30 (________________________________) километров, шел бы до солнца _____________________

_________________________________ . Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 (_____________) км в час, достиг бы Солнца через 170 (________________________________________) лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 (___________________) км в час, долетел бы до Солнца через 17 (___________________________) с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости _______________________________________________ в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за 14 (_________________________) лет.

34*.

ЗАДАНИЕ.   1. 1.Сравните первую и вторую части. В какой из них содержатся тезисы, а в какой – доказательства и иллюстрации?   2. Соедините обе части в единый связный текст. Для развития и иллюстрации мыслей первой части используйте предложения второй (рядом с предложениями первой части укажите номера подходящих предложений из второй части).   3. Замените числа словами.   4. Подчеркните основную мысль текста.

1.

Человек использовал полезные ископаемые с глубокой древности.

За свою историю человечество добыло много полезных ископаемых: …

В результате этого происходят изменения в окружающей среде.

Ученые предполагают, что …

Поэтому нужно бережно относиться к добыче полезных ископаемых.

11.

1. …около 50 (_____________________) миллиардов тонн нефти, 5 (__________) миллиардов тонн железа, 125 (___________________________________) миллиардов тонн угля и много другого.

2. …человечеству хватит алюминия на 570 (______________________________________) лет, железа – на 250 (___________________________________), олова – на 35 (___________________________________), меди – на 29 (________________________________), цинка – на 23 (______________________________________), свинца – на 19 (__________________________________) лет.

3.Уголь был известен еще 3 (___________) тысячи лет назад. Его добывали в Китае, Греции, Италии. У нас в стране находки угля относятся к 18 (_________________________________) веку.

4.Меняется земная поверхность, почва, вода, ухудшается экология. Также уменьшается количество полезных ископаемых.

35.

ЗАДАНИЕ.   1.Разделите текст на абзацы (знак абзаца – Z). 2. Запишите все числа прописью.  3. Обозначьте разряд числительных.

Наш папирус написан около (1700) ________________________________________________________ лет назад. В египетском году было, так же как и в нашем, (365) __________________________________________________ дней, но високосных годов египтяне в древнейшее время не придумали. Поэтому каждые (4) _________________ года их календарь ошибался на (1) _____________ день. За (120) _____________________________________ лет календарь ошибался уже на месяц (например, февраль приходился на март), а через (730) __________________________________ лет ошибка была на полгода, так что летние месяцы приходились на зиму и наоборот. Но уже приблизительно лет за (100- 200) __________________________________ до того, как было написано наше письмо, в Египте были введены, как у нас, високосные года. В это время месяц тиби продолжался с (27) _____________________________ декабря по (25) __________________________________ января.

МЕСТОИМЕНИЕ.

36.

ЗАДАНИЕ. Найти верные утверждения.

1.Местоимение указывает на предметы. Признаки, количество, но не называет их.

2.Все местоимения изменяются по падежам, числам и родам.

3.Местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ относятся к личным.

4.Местоимение СЕБЯ – личное местоимение.

5.Местоимения ЧТО, КТО, употребляемые для связи простых предложений в составе сложных, называются вопросительными.

6.В неопределенных местоимениях приставка НЕ всегда находится под ударением и пишется слитно.

7.Приставка кое- и суффиксы –то-, -либо-, -нибудь- пишутся слитно.

8.В отрицательных местоимениях приставка НЕ ударная, а НИ – безударная.

9.Притяжательные местоимения склоняются как прилагательные.

10.Бывают указательные и определительные местоимения.

11.Всего 12 разрядов местоимений.

37.

ЗАДАНИЕ.   Закончить алгоритм правописания отрицательных местоимений.

1.Приставка под ударением?

                       

                             Да                                                     Нет

           Пиши _____________                    пиши _______________

2.Между НЕ (НИ) и местоимением есть предлог?

                           Да                                                       Нет

         Пиши ________________                 пиши ___________________

38.

ЗАДАНИЕ.    1.Озаглавить текст.   2. Восстановить последовательность частей.   3. Заменить там, где это целесообразно, повторяющиеся существительные местоимениями.

        Гусь сидел на полу. Глаза у гуся были закрыты. Хозяин сел перед гусем, минуту глядел на гуся молча, затем вернулся к себе в спальню. Тетка пошла за хозяином. Она ходила около хозяина и следила за каждым движением хозяина.

        Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тетке незаметно и овладевала Теткою постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

        Хозяин взял блюдечко, налил в блюдечко воды. По щекам хозяина поползли блестящие капельки. Тетка и гусь жались к хозяину.

        Вдруг близко от Тетки раздался страшный крик.

ОТВЕТ: 1.Заглавие текста _______________________________________________ .   2. Правильная последовательность частей _________________________    .

39*.

ЗАДАНИЕ.   1. Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями  он и   который; используйте предложение с однородными членами; объедините, где нужно, простые предложения в сложные; употребите для связи союзы: что, и, а, но.

Лис Смирре был не из тех, кто забывает обиды. Смирре поклялся. Смирре отомстит Нильсу и его крылатым товарищам. Смирре был верен своей клятве. Смирре приходилось несладко. Смирре не ел и не спал. Бока у Смирре ввалились. Рыжий пушистый хвост стал похож на жалкую мочалку. Хвостом Смирре всегда так гордился. Смирре не сдавался. На острове однажды заночевали гуси. Выследив остров, Смирре отправился за подмогой к своим старым друзьям – воронам.

ОТВЕТ: 1. Полученный текст. __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

40.

ЗАДАНИЕ.   1. Устранить речевые недочеты в употреблении местоимений, указать разряд всех местоимений в отрывке из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

«Сын твой Петр! Письмо мое, в котором ты просишь нас о родительском вашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, вы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни твоего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы мои проучить его путем как мальчишку, несмотря на его офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков он сам»

ГЛАГОЛ.

41.

ЗАДАНИЕ. Найти верные утверждения.

1.Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

2.Глагол имеет четыре времени.

3.Глаголы прошедшего времени изменяются по лицам и числам.

4.Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

5.Все времена глагола бывают простыми и сложными.

6.К разноспрягаемым глаголам относятся глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ.

7.Непереходные глаголы требуют после себя существительные в винительном падеже без предлога.

8.Глаголы с суффиксом –ся- (-сь-) являются возвратными.

9.Безличные глаголы в предложении не требуют подлежащего.

10.Глаголы имеют четыре наклонения.

11.Глаголы в повелительном наклонении имеют во множественном числе нулевое окончание.

12.Слова БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся ко 2 спряжению.

42.

ЗАДАНИЕ.   1.Восстановить правильный порядок частей. 3. Вставить пропущенные буквы.

        1.Двое суток отряд с б…ями продв…гался  по горным дорогам в тыл вр…га. Группа см…льчаков сост…вляла  карту распол…жения огневых точек вр…га. Никто (не) знал  ни сна, ни отдыха. Каждый геройски вып…лнял  свой долг.

        2.1945 год. Ночью к вражескому берегу прибл…зился   катер. Тишина т…нулась недолго. Противник ат…ковал катер. Снаряды рвались вокруг, но он продолжал двигат…ся вперед. Когда до берега осталось немного, майор Кузнецов певрым прыгнул  в воду.

        3.Матросы возвращалис в часть, не досчитав семнадцати т…варищей, но с готовой картой в руках. Это сохр…нит жизнь тысячам бойцов.

ОТВЕТ: 1.Правильный порядок частей ____________________________ .

43*.

ЗАДАНИЕ.   1.Восстановить правильный порядок предложений.   2.Заменить выделенные глаголы совершенного вида глаголами несовершенного вида.   3. 5-ое и 6-ое предложения преобразовать в одно предложение с прямой речью.

1.На станции сняли (__________________)  с поездов маленьких беспризорников.   2.Дети отогрелись (_______________________)  у печки и помогли (_________________________)  сжечь (_____________________) свои грязные лохмотья.   3. 1920 год.   4.Их привели (_______________________)  в вагон на запасных путях.   5.А ну-ка, малыш.   6.Сказала (___________________) ласково Соня и ловко отхватила (______________________) ножницами длинные волосы.   7.Там хозяйничала комсомолка Соня.   8.Соня перешила (_____________________) рубахи, платья.   9.Многим она заменила (_______________________) мать.   10.Так начала (__________________) свою деятельность по охране детей Софья Степанова.   11.Никто из воспитанников не забыл (_____________________)  её.

ОТВЕТ: 1.Правильный порядок предложений __________________________________________ .   3.Предложение с прямой речью _____________________________________________________________________

44**.

ЗАДАНИЕ.   1. Восстановить правильный порядок частей «романа неизвестного автора».    2. Вставить пропущенные буквы, определить спряжение глаголов.   3. Закончить роман 2-3-мя предложениями.

        1.О пропаже сообщила секр..тарь  д..ректора, госпожа Ольга. Пока она держ..т  язык за зубами, но Ольга друж..т с господином Ван Глотом и вряд ли сможе..т  долго вытерп...ть  и не расскаж..т ему о следствии. Всегда  боиш..ся, что обид..ш..  невинных людей подозрением, но этот Ван весьма подозрителен: он бре..тся опас..ной бритвой, по утрам его вид..т  с собакой, вечером он «моржуется»: кол..т  лед  и купа..тся  в проруби, а потом до полуночи смотр..т  фильмы ужасов.

        2.Вдруг раздался тел..фонный звонок сотовой связи.

        3.Зима. Вьюга сыпл..т  снегом, колыш..тся  и стел..тся  по земле ветки деревьев, холодный ветер трепл..т  на веревках  заледенелое белье, дворовый пес дрожит в своей бу..ке  и  не хоч..т выйти на улицу. Час..ный детектив Жан Поль ищ..т похитителя платиновых очков д..ректора банка.

        4.Жан Поль стро..т  одну версию  за другой, версии бор..тся между собой, пока не останется одна: в очках легче плава..тся  и дыш..тся. Звук в них хорошо слыш..тся под водой и, в конце концов, они просто отлично смотр..тся. «Все завис..т  от напора», - дума..т  Жан Поль  и говорит:

- Теперь ты вид..шь, что ошибался? Правду не скро..шь.

- Да, инспектор, когда не высп…ш..ся, то плохо выгляд..шь и весь день на работе дремл..шь. Плохо, если смотр..шь на ночь фильмы ужасов.

- Что ты мне тут «Клее..шьь»? Ты отлично понима..шь, о чем я…

ОТВЕТ: 1.Правильный порядок частей _____________________________.  3. Продолжение «романа» __________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

45*.

ЗАДАНИЕ.  1.Восстановите отрывок из повести А.С.Пушкина «Метель», выбрав из двух глаголов в скобках нужный. Проверьте по тексту повести в учебнике «Русская словесность. 6 класс». 2. Укажите наклонение выбранных глаголов.

«Добрая, милая Марья Гавриловна! Не (старайтесь, пытайтесь) лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы (постарались, согласились) сделать мое счастие, если бы … (молчите, говорите), ради Бога, (молчите, говорите). Вы  (мучаете, терзаете) мое сердце. Да, я (знаю, уверен), я (чувствую, ощущаю), что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание… я женат!»

ПОВТОРЕНИЕ   ОРФОГРАФИИ.

46.

ЗАДАНИЕ.   1.Озаглавить текст.   2.Восстановить правильный порядок предложений.   3..Вставить пропущенные  буквы.  

1.Чу…твовалось, что он не напра…но уча…вовал в этом ужа…ном путеше…вии.   2.Добле…ный путеше…веник хле…нул лошадку и отправился навстречу опа…ным прои…ше…виям.   3.Чуде…ный вид, хорошо изве…ный по открыткам, предстал перед ним.   4.Иногда из леса  я…твенно доносились яро…ные крики несно…ных обезьян, ревно…но защищавших свои владения от дерзо…ных нападок зави…ливых соседей, способных на бессове…ные, пако…ные  проделки.   5.Редко…ной красоты пейзаж тянулся вдоль скоро…ного шоссе: гиган…кие горы громоз…ко высились вдали, леса безмол…твовали у их подножия, сладо…ный аромат тропических плодов до по…него вечера наполнял деревушки.   6.Подвла…ные эмоциям, не имея слове…ной возможности выразить свои чу…тва, обезьяны мимикой и жестами демонстрировали готовность отвоевывать цело…ность своих территорий.

ОТВЕТ: 1.Заглавие текста _______________________________ .  2.Правильный порядок предложений ___________________ .

47.

ЗАДАНИЕ.   1. Восстановить правильный порядок предложений в тексте.   2. Вставить пропущенные буквы, назвать орфограмму.

1. За до…атым  забором  в избу…ке   живет девчу…ка-хохоту…ка, её мату…ка  и стару..ка. 2.На пес…аном  берегу стоит избу…ка.  3.Девчу..ка  носит сере..ки, стару..ка вяжет  варе..ки  и печет пиро..ки, а мату..ка  месит тесто в каду..ке  и занимается стри..кой овец.   4.По пес..аным его берегам бегает дворня..ка  и  стережет избу..ку.   5.Однажды, только забрезжил рассвет, задребез…ала теле..ка, бедня..ка  бука...ка села на дворня..ку, маленькой но..кой  зацепив  засте..ку.   6. Недалеко течет ручей и брызжет брызгами на перекатах.   7. Маленький котенок иногда пищит, дворня..ка виз..ит, а стару..ка  на них брюзжит.   8. Прие..жал  врач  и выписывал  бука..ке рецепт на бума...ке.

ОТВЕТ.1.Правильный порядок  предложений_____________________

48*.

ЗАДАНИЕ.   1.Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными членами и сложные предложения. Можете употреблять следующие союзы: как ни; и; и, и; но; хотя; а; что.   2. Вставьте пропущенные буквы.

Две самые сильные обезьяны подхв…тили Маугли под мышки. Две обезьяны пон…слись (в) месте (с) ним по вершинам деревьев. (Без) него они могли бы двигат…ся вдвое ск…рее. Мальчик своей тяжестью задерживал их. Кружилась у Маугли голова. Он все же насл…ждался бешеной скачкой. М…лькавшая далеко внизу земля пугала их. Сердце зам…рало от каждого страшного рывка и толчка при перелете над провалом с одного дерева на другое. Двое стражей взл…тали. (в) месте (с) ним на вершину дерева так высоко. Тонкие ветки трещали и гнулись (под) ними. Потом двое стражей с кашлем и уханьем бр…сались в воздух, вперед и вниз. Они пов…сали на соседн…м дереве, ц…пляясь за нижние сучья руками и ногами.

ОТВЕТ: Полученный текст _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗВИТИЕ   РЕЧИ.

Информационный материал.

ТЕКСТ.

Признаки текста.

        

                Состоит из нескольких предложений.

Есть единая тема и основная мысль.

                Есть или возможен заголовок.

                Существует смысловая связь между предложениями.

                Используются языковые средства связи предложений.

Основные грамматические средства связи между предложениями в тексте.

ТИПЫ РЕЧИ.

Тип речи

Вопрос

О чем говорится

Временные отношения

Описание

Каков предмет, человек, природа?

О признаках

Одновременность

Повествование

Что происходит с человеком, предметом, природой?

О событиях и действиях

Последовательность

Рассуждение

Почему человек, предмет, природа таковы?

О причинах признаков, событий и действий.

Разные временные отношения.

СТИЛИ РЕЧИ.

Стиль

Сфера применения

Цель общения

Виды высказы-

ваний

Признаки

Разговорный

Быт, семья, дружба

Обмен информацией

Беседы, записки, письма

Непринуж-денность, эмоцио-

нальность

Научный

Наука, техника, учебный процесс

Сообщение общественно-

значимой

информации

Доклады, учебники, лекции, статьи

Точность, логика, доказа-

тельность

Официально-

деловой

Официальные отношения

Воздействие для создания нужного представления.

Договоры, законы, деловые бумаги

Официаль-

ность, сухость речи

Публицисти-

ческий

Общественная жизнь, политика

Регулирование жизни, издание указов и предписаний.

Выступления, доклады, статьи на обществен-

ные темы

Призыв, страст-

ность, оценка

Художест-

венный

Искусство слова

Воздействие словом.

Рассказы, повести, романы, стихи.

образность

49.

ЗАДАНИЕ.   1.Определить тип речи.   2.Разбить текст на абзацы в соответствии с планом (знак абзаца – Z):

1.Хорошая традиция.

2.Подготовка к празднику.

3.Уход за цветком.

4. «Крохотная матрешка».

5.Всеобщее удивление.

Цветок Кенжегуль (У. Турманжанов)

В этой семье была хорошая традиция: каждый год торжественно отмечали праздник матери – Восьмое марта. И в этом году ребята тайком друг от друга стали готовиться к празднику еще с начала февраля. По их примеру к этому событию готовилась и маленькая Кенжегуль. У соседки она попросила цветочную рассаду. Потом взяла красивую жестяную банку из-под консервов, набила ее сырой землей, посадила цветочный стебелек и поставила банку на подоконник. Она каждый день ухаживала за рассадой, поливала ее. Зеленый стебелек пустил корни, стал расти. Дни проходили, кончились февральские морозы, стало теплее. И вот на самом кончике бутона появилась нежно-красная трубочка лепестков. За два дня до праздника цветок распустил свои лепестки, словно крохотная матрешка в красной косынке, ласково закачался на своем стебельке. Когда все принесли свои подарки, вынесла свой цветок и Кенжегуль. Мальчики с удивлением и завистью смотрели на ее цветочек. Им очень понравилось, что их маленькая сестренка вырастила такой цветок.

ОТВЕТ:1.Тип речи _______________________________________

50.

ЗАДАНИЕ.   1.Восстановить порядок частей текста.   2. Озаглавить текст.   3. Определить тему, идею текста.   4. Выбрать из двух планов правильный.   5. Написать изложение по тексту.

1.Акыны поют о лучших людях нашей республики, рассказывают о труде земляков. Акыны также высмеивают лень, глупость, называя при этом виновников.

2.Акыны выражают мысли, надежды простого народа. Казахский поэт Жамбыл всегда с удовольствием принимал участие в айтысах. Айтысы между Биржаном и Сарой, Асетом и Рысжан вошли в золотую сокровищницу народного творчества.

3.Иногда на состязаниях участвуют необычные акыны. Так, в 1979 году на областном айтысе выступила Надежда Лушникова, учительница из Жамбылского района. Выросла она в степи, отлично знала казахский язык и писала стихи на этом языке. Она много раз выступала на состязаниях акынов. И этот айтыс принес ей успех.

Примерные планы.

1.Участие казахских акынов в айтысах.          1.Жамбыл участвует в айтысах.

2.Темы песен акынов.                                        2.Акыны поют обо всем.

3.Надежда Лушникова – казахский акын.       3.Надежда Лушникова знает

                                                                                 казахский язык.              

ОТВЕТ: 1.Правильный порядок частей __________________________

51.

ЗАДАНИЕ.   1.Определить тему и основную мысль текста. 2.Исправить речевые ошибки, устранив повторы слов женщины. При этом можно использовать слова для спраок: одна женщина, две женщины, другая, третья, соседки, им, за ними, у неё, к матери  и другие.   3.Устранить повторы глаголов в словах автора, вводящих прямую речь. Можно использовать глаголы: сказал, проговорил, произнес, промолвил, проронил, изрек, возразил, выкрикнул и другие.   4. Написать сочинение на тему «Как я помогаю маме (папе)».

        Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья женщина. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

        Вот одна женщина говорит другой: «Мой сыночек ловок да силен, никто с ним не сладит».

        «А мой поет, как соловей», - говорит вторая женщина. А третья женщина молчит. «Что же ты про своего сына не скажешь?» - говорят женщины. «Ничего в нем особенного нет», - говорит женщина.

        Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Другой песню поет, соловьем заливается. А третий к матери подбежал, взял у женщины ведра тяжелые и потащил их.

        Говорят женщины старичку: «Ну что? Каковы наши сыновья?»

        «А где же они? Я только одного сына вижу!» - говорит женщинам старик.

52**.

При подготовке к сочинению-рассуждению по теме «Какими должны быть люди нового века» поработайте над следующими текстами.

1 текст.  «Человек: какой он?» (по А. Лиханову).

Кто-то сказал: новорожденный похож на чистый лист бумаги. Он никакой. Не плохой, не хороший, просто никакой. Но вот вопрос: откуда берутся подлецы, из кого вырастают благородные люди? Человек сам делает себя, вот в чем дело. Человек сам формирует свою личность, потому что он – человек. Не думайте, что все самое темное, что есть на земле, создано людьми глупыми и слабыми. Напротив, сила есть и у злобы и подлости. Точно так же, как есть сила у доброго и прекрасного. Весь вопрос в том, какой силы в человеке больше.

Задание.   1 Определите основную мысль текста.   2. Продолжите предложения:

Человек рождается _______________________________________________________________________ .

Он сам формирует_______________________________________________ потому что он - __________________ .

2 текст.    «Моя мечта» (С. Торайгыров).

Если ты другу поможешь любя, -

Станет щедрее скупец.

Если людей полюбить, как себя,

То эгоизму конец.

                Если ученья костры зажжены –

                Злые исчезнут слова.

                Если на свете все люди равны,

                То справедливость – жива.

Если уменья свои гражданин

Благу людей посвятит –

Станут счастливыми все, как один:

Мир на земле победит.

                Если науки взойдут семена –

                Крылья расправит народ.

                Каждому дому на все времена

                Полный достаток придет.

Задание. 1. Определить тему текста.   2. Расставить пункты плана в соответствии с текстом.

1.Все люди равны.

2.Наука принесет всем достаток.

3.Помощь людям.

4.Уменья посвятить людям.

3. Продолжить предложения:

Люди нового века должны помогать ___________________________ и любить других, ____________________, тогда ____________________________________________________________________________________________.

______________________________________________ должны быть свободными, ___________________________

___________________, постоянно стремиться __________________________________ .

Свои уменья человек должен _______________________________________________________________________ .

Чтобы в каждом доме был достаток, _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________ .

4. Сформулировать переход от 1 текста ко 2 тексту, например:

Так какими же должны быть люди нового века?

53.

ЗАДАНИЕ.   1.Сравните первую и вторую части. В какой из них содержатся тезисы, а в какой – доказательства?   2. Соедините обе части в единый связный текст. Для развития и иллюстрации мыслей первой части используйте предложения второй (рядом с предложениями первой части укажите номера подходящих предложений из второй части).   3. Вставьте пропущенные буквы.  4. Определите тип речи.

1.

К сож…лению, не все об…татели лесов и степей жизн…деятельностью своей об…г…щают почвы и пом…гают р…сти травам и деревьям.

Доказано, что лоси и олени порт…т молодые сосн…ки, вр…дят осине и другим деревьям.

Жирафы в Африке тоже так объ…дают акации, что совсем не дают им р…сти …

11.

1. …и в саванах немало мест, где из сухой земли т…рчат только жалкие кустики акаций, обглоданные жирафами.

2.Многие вр…дят полям, садам, лесам; одни ра…таскивают плоды, и…тр…бляют всходы и молодые побеги, другие вытаптывают луга, подгрызают деревья.

3.Там, где лосей много, ель и береза выт…сняют сосну.

ОТВЕТ:4.Тип речи _______________________________________________

54.

ЗАДАНИЕ.    1.Сравните первую и вторую части. В какой из них содержатся тезисы, а в какой – доказательства?   2. Соедините обе части в единый связный текст. Для развития и иллюстрации мыслей первой части используйте предложения второй (рядом с предложениями первой части укажите номера подходящих предложений из второй части).   3. Вставьте пропущенные буквы.  4. Определите тип речи.

1.

Пожалуй, ни одно животное в мире не страшно так зеленым травам и деревьям, не и…тр…бляет их с такой быстротой, как маленькая козочка.

Гибель лесов, прин…сенных в жертву козьему обж…рству, - одна из самых печальных страниц в истории ц…вилизац…и.

Козы не только нач…сто ун…чтожают зеленые побеги, …

В Турции коз невероятно много 60 миллионов!

Зато там, где антикозьи законы удалось пров…сти в жизнь со всей строгостью, результаты этих мероприятий с избытком вознагр…дили за потери.

… Теперь в этих странах вновь зеленеют молодые рощи, а лесные звери и птиц…    возвр…щаются в родные края, из которых изгнали их человек и его козы.

11.

1. … они буквально грызут  землю, чтобы добыть семена трав и других р…стений, которые могли бы прор…сти в бл…жайший сезон.

2.Почти на каждом гектаре по козе! В античное время Малая Азия была цв…тущей страной, ут…павшей в рощах и садах, даже рай земной – сады Эдемские – поместили где-то на её восточных окраинах. Теперь это почти сплошь (полу) пустыня. Козы прод…лжают пож…рать последн…ю зелень. Ежегодно они ун…чтожают в Турц…и    350 тысяч гектаров леса.

3.Примером могут служить Кипр, Венесуэла и Новая Зеландия, где борьба за сохр…нение плодородных земель в…лась под лозунгом: «Даже одна-единственная коза, оставшаяся на свободе, предст…вляет национальную опас…ность».

ОТВЕТ: Тип речи _______________________________________

55.

ЗАДАНИЕ.   1.Сравните первую и вторую части. В какой из них содержатся тезисы, а в какой – доказательства?   2. Соедините обе части в единый связный текст. Для развития и иллюстрации мыслей первой части используйте предложения второй (рядом с предложениями первой части укажите номера подходящих предложений из второй части).   3. Вставьте пропущенные буквы.

Л.Плахотная  «Абылхан Кастаев».

1.

Абылхан Кастеев – Народный художник Казахстана.

Жизнь Кастеева была (не)легкой.

Любовь к и(с, сс)ку(с, сс)тву помогла ему пр…одолеть трудности.

Творчество Кастеева мног…образно.

Творчество художника пр…никнуто любовью к р…дной з…мле и ее н…роду.

11.

1.Он р…сует п…ртреты, исторические и жанровые к…ртины, п…йзажи. Очень извес…ны его к…ртины «На земле казахстанской», «О целине», «Дорога на каток», «Зеркало катка» и другие.

2.Он первым в р…спублике удостоен этого высокого звания. Его творчество формировалось на основе национальных тр…диций.

3.С вос…милетнего возраста он пас байских овец, работал земл…копом. В 20 лет научился грамоте. Каждую свободную минуту он р…совал. Начал он с маленьких портретов родных и близких.

4.Абылхан окончил художественную студию при Доме народного творчества имени Н.К. Крупской в Москве. 

56**.

ЗАДАНИЕ. 1.Прочитайте «автобиографию». Будет ли этот документ относиться к официально-деловому стилю?   2.Составьте свою автобиографию или переделайте данную.

Автобиография.

        Я, Петров Марат, родился 8 марта 1981 года, прямо в Женский день. Родители очень обрадовались, а я очень расстроился. Я же не девчонка. И назвали меня не Марта, а Марат. Потом я пошел в первый класс, а когда переехали в этот город, пошел в 5 класс, в другую школу, где и учусь в настоящее время в 6 классе.

        Мои родители: отец – Петров Евгений Иванович – инженер. На работе его хвалят.

        Моя мама – Петрова Евгения Владимировна – ткачиха. У моих родителей одинаковые имена. Не хватало, чтобы и меня так назвали. Лучше уж Марат.

        Есть еще член нашей семьи – моя сестра Оксана. Ей четыре года. Она ходит в детский сад, что рядом с нашим домом.

        Проживаем мы все по адресу: Лесной переулок, д.86, кв. 15.

                                                Марат Петров.

ОТВЕТ.   Полученный текст ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

57**.

ЗАДАНИЕ.  1.Прочитайте объявление. К какому стилю можно отнести данный документ?   2. Помогите Сереже исправить текст, чтобы найти Чапа.

Объявление.

Пропала собака, рыжая, лохматая, на вид сердитая, но на самом деле очень добрая. Она еще маленькая, но уже умеет приносить тапочки. Любит играть с мячиком. А еще она любит косточку. Зовут ее Чапа. Кто найдет ее, пусть звонит по телефону 135-22-16.

Очень буду вам благодарен.

                                                        Сережа.

ОТВЕТ. Полученный текст объявления ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение………………………………………………………… 1 – 4

  1. Повторение изученного в 5 классе……………………………...5 –  8

  1. Фонетика………………………………………………………….9 – 13

  1. Лексика…………………………………………………………...13 – 15

  1. Имя существительное…………………………………………...15 – 19

  1. Имя прилагательное……………………………………………..20 – 22

  1. Имя числительное……………………………………………….22 – 25

  1. Местоимение……………………………………………………..26 – 28

  1. Глагол……………………………………………………………..28 – 30

  1. Повторение орфографии………………………………………...31 – 33

  1. Развитие речи…………………………………………………….33 - 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для учащихся к курсу "Школьникам о правах ребенка"

тетрадь содержит задания для учащихся к каждому занятию. задания разнообразны, это и работа с хрестоматийным материалом, и творческие задания и работа с иллюстрициями....

Рабочая тетрадь для учащихся к курсу "Школьникам о правах ребенка"

содержит материал для работы учащихся по каждому уроку элективного курса "Школьникам о правах ребенка". это и иллюстративный материал, и работа с документами, и творческие задания...

УМК "Родова" (Родная земля). Рабочая тетрадь для учащихся.

Вы знаете о важных событиях истории нашей Родины. Вы умеете читать и писать, рисовать и работать на компьютере. Вы знаете много о мире, но мало знаете себя. Вот этим мы и будем заниматься на наших уро...

презентации для проведения уроков в 5 классе по рабочим тетрадям Экономика 5 класс, Н.Новгород,

данные презентации можно использовать при изучении тем: Потребитель и производитель, Рынок, Рынок продава и рынок покупателя, Обмен, Товар...

Рабочая тетрадь для учащихся Rainbow English 5 и 6 классы Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В.

Рабочая тетрадь для учащихся Rainbow English 5 и 6 классы  Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В....

Рабочая тетрадь для учащихся Rainbow English 2, 3 и 4 классы Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В.

Рабочая тетрадь для учащихся Rainbow English 2, 3 и 4 классы  Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В....

Рабочая тетрадь для учащихся. Алгебра 7 класс. "Степень с натуральным показателем"

Предлагаемая рабочая тетрадь призвана помочь учащимся при изучении темы «Степень с натуральным показателем» в курсе алгебры 7 класса.Рабочая тетрадь содержит 7 занятий по данной теме. Кажд...