Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие».
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме

Соснина Марина Владимировна

Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые формы глагола).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_ur_prichastie_i_deeprichastie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Приложение№1

Тема: Обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие».

( русский язык 7 класс)

Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые формы глагола).

Задачи:

Образовательные: 

- сравнить деепричастие и причастие (обнаружить общие и отличительные черты каждой части речи и своеобразие морфемной структуры);

- закрепить навыки правописания причастий (работа ведётся не над отдельной орфограммой, а не блоком);

- совершенствовать умение находить причастные и деепричастные обороты в тексте и верно оформлять пунктуационно на примерах более сложного уровня;

- повторить основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, тип речи, стиль речи…)

Развивающие:

- работать над богатством . связанностью выразительностью речи;

- совершенствовать умение изучающего чтения:

а) совершенствовать операции анализа и синтеза;
б) развитие памяти (работа с опорными сигналами и алгоритмами)

Воспитательные: 

- формировать интерес к предмету;

- воспитывать умение преодолевать трудности;

- сформировать у учащихся умение видеть и понимать прекрасное в  окружающем мире.

Ход урока.

  1. Орг.момент

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла стихотворение М. Бородицкой.

- Художник, смотрите, художник!

Пришёл и сидит на пеньке.

При нём голенастый треножник

И кисточка в правой руке

За ним – гаражи и помойки.

А прямо – огромный закат,

Два  стройных жирафа на стройке,

Как чёрные тени,  стоят.

- Художник! Смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем-то сорвал подорожник,

Задумался видно, не зря.

    О чём это стихотворение?

+   о помойках , о гаражах,

+ там красивый закат.

- стихотворение построено антитезе.

   Она о том, что удивительное находится рядом, только нужно уметь увидеть прекрасное в обыденном.

   

   - Давайте в этом убедимся…

2. Работа с текстом.

  (текст взят из журнала РЯШ № 2 1999 стр. 41 «Звуки весны»)

Звуки весны.

  Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, (не) видимый дирижёр поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другой гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как  бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

    Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп – лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит (не) обычную, (ни), (на) что (не)походившую песню глухаря.

  В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее  солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях. Повсюду заливаются (не)утомимые музыканты – дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот весёлый час на земле и, забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.

    Работа над текстом сопровождается любой релаксирующей музыкой с голосами весеннего леса.

 

 - Прочитайте название текста.

- Что отражено в его заглавии?

+ тема текста.

- Где их можно услышать?

+ в лесу.

- Что это за звуки?

+ пение птиц…

Читаем текст.

- Почему именно пение птиц, а не плеск ручья, шелест молодой листвы называются звуками весны?

+ птицы- вестники прихода весны.

- Над чем заставляет задуматься автор.

+ о том, как принято оказаться в лесу в предрассветный час.

- К какому типу речи отнесём текст?

+ описание ( фотография.)

- Но здесь скорее звуковая ассоциация, а не зрительная.

- Какой метафорой автор доказывает это?

+ симфония утра.

- Что такое симфония?

 Симфония

  1. Большое произведение для оркестра (Симфония Чайковского)
  2. Гармоническое сочетание  чего-нибудь. Симфония красок. Симфония звуков.

 - К какому стилю речи можно отнести этот текст.

+ художественный стиль, т.к. нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, а передано состояние человека, который всё видит.

 

  1. Сообщение темы и цели урока:

-  Изучение русского языка не всегда связано прекрасным. Грамматические разборы, орфограммы заставляют нас много трудиться и постигать премудрости языка. Сегодня на уроке мы должны сравнить эти две части речи и повторить изученные орфограммы и пунктограммы.

4. Сопоставление морфологических признаков причастия и деепричастия в сказочной форме.

… Жил был король глагол,  и было у него две дочери. Кто бы это мог быть?

+ Причастие и деепричастие.

   Но выросли сёстры непохожими друг на друга, поэтому король часто размышлял, почему дочери не во всём похожи на друг друга.

  - Где из них какая? Докажите.

1. Принцесса Причастие, получившая прекрасное воспитание и образование, играла на пианино, пела и танцевала.

 +  1. принцесса (какая?)получившая

          2.принцесса, которая получила      (глагол)

          3. специфический –вш-

2. Принцесса Деепричастие, волнуясь, ждала отца.

  + 1. ждала (как?) волнуясь

          2. дополнительный вопрос ждал (что делая?)волнуясь

          3. специфический –я-

(чтобы учащиеся полностью почувствовали сказочную атмосферу можно использовать картины с изображением маленьких принцесс)

 

- Какие общие черты у  причастия и деепричастия?

+ вид, эту черту они унаследовали от отца. Но если деепричастие взяла лишь эту черту, т. о. причастие позаимствовало ещё и время.

- Но у них как у привилегированных особ есть няньки?

- Какие это части речи?

+ прилагательное у причастия, у деепричастия- наречие.

- Какие черты они позаимствовали у них?

+ причастие – форму, число, род, падеж.

+ деепричастие – неизменяемость.

(оформление доски с помощью заранее подготовленных табличек, которые появляются, когда дети называют тот или иной признак)

Глагол

причастие

деепричастие

П.п. Вид, время    действительное

                                 сострадательное

Н.п.   форма, число, род, падеж

Вид                            морфологический

Неизменяемость           признак

 - Принцесса Причастие обладала большей индивидуальностью, чем её сестра, так как имеет черту, унаследованную ни у отца, ни у своей няни.

- Что это за черта?

+ действительное или сострадательное

 

- Нужно сказать, что одна сестра была ближе к отцу, тогда как другая, вращалась в синтаксическом обществе,  тянулась к именному знаменательному лицу. Вы не догадались?

(- к какой части речи относится в предложении причастие? (существительное)).

- А к какой деепричастие?(глаголу)

- Какими членами предложения являются сёстры?

+ причастие – определением, деепричастие – обстоятельством.

  1. Морфемный и морфологический разбор.

 (дети работают на заранее  заготовленных таблицах,  то есть выполняют соответствующие вопросы)

Играла

Получившая

Волнуясь

Играла - глагол

Получившая - причастие

Волнуясь -  деепричастие

1.Принцесса (что делала?) играла.

Н.ф играть

2. П.п несов.в., 1 спр., невозвр. переходн.

Н.п. в изъяв накл, пр.вр., ед.ч., ж.р.

3 Принцесса (что делала?) играла.

1.Принцесса (какая?) получившая.

Н.ф получивший

2. П.п действ., пр.вр., сов.в

Н.п.. ед.ч., ж.р. И.п

3 Принцесса (какая?) получившая

1.Ждала  (как?) волнуясь.

Н.ф играть

2. Морф. призн.,  несов.в., неизм.

3 Ждала (как?) волнуясь

- По своему морфологическому составу принцесса Причастие богаче, чем её сестра. Докажите это.

+ У неё есть окончание, а у деепричастия нет.

- Почему?

+ неизменяемая часть речи

  1. Невидимый, нарастая, замирая, проносился, включаясь, восходящее, слышаться, проходившую .( морфемный разбор)

- В каком причастии нужно проверить гласную в суффиксе?

+ невидимый   н.вр., 1 сп., н.ф., еть  1 спр, но искл 2 спр.

  1. сп., он видит

6.Правописание «н» и «нн» в разных частях речи .

(текст заготовлен заранее)

  У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.

 

-  Принцесса Причастие, когда у неё сострадательное настроение, часто жалуется своей сестре: «самое дорогое, что у меня есть – это «НН» в суффиксе. Но стоит мне появиться в обществе приставки или без зависимого слова, как я сразу …»

- Что с ней происходит?.

+ теряет одну Н.

 Спишите, вставляя в прилагательные и причастия Н или НН

  У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.

  1. Пунктуационный разбор (деепричастный и причастный оборот.)

(текст заготовлен заранее)

    А море дышит мерно поднимается голубая его грудь на скалу всплёскиваются волны играя бьются о камень.

   Солнечный луч уходит глубоко в воду образуя воронку яркого цвета и ласково пронзая грудь волн.

      Душа овеянная сладким сном спит (не)думая (ни)(о)чём (ни)чего (не)желая понять.

- Принцесса Причастие любит весёлую компанию и её интересует мнение именного лица, а Деепричастие часто любит уединение. Поэтому на письме как можно выделять их…

+ причастие лишь с зависимыми словами, а деепричастие выделяется и одиночно.

    А море дышит мерно поднимается голубая его грудь на скалу всплёскиваются волны играя бьются о камень.

   Солнечный луч уходит глубоко в воду образуя воронку яркого цвета и ласково пронзая грудь волн.

- Какие средства выразительности помогают увидеть красоту, величие морской стихии? (работа выполняется под релаксирующую музыку. Шум моря.)

+ олицетворение «море дышит».

+ «поднимается грудь его голубая» метафора.

+  «волны бьются о камень, играя» олицетворение.

  1. Правописание «не» с разными частями речи.

     1.   не думая ни  о чём ничего не желая понять.

       

  1. невидимый дирижёр

      необычную ни на что не походившую песню

 

      неутомимые.

  1. Итог урока

   Мы выполнили с вами, всё что запланировали. И прекрасное было в ваших чётких, логичных ответах, а чтобы добиться прекрасных результатов, необходимо воспользоваться мудрым советом русского народа. Который заключён в следующей пословице.

(Не)имея терпения, (ни)чему (не)научишься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Причастие"

Данный урок – обобщение проводится в форме игры - сказки. Цель урока -  проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие»;  развивать умение учащихся в игровой манере работать с на...

Обобщающий урок по теме "Причастие"

Урок посвящен Году сайгака в Калмыкии...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»

Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...

Презентация на тему: Обобщающий урок на тему «Причастие»

В презентации собраны упражнения по данной теме....

Обобщающий урок по теме «Причастие. Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в рамках ФГОС...

Презентация к обобщающему уроку на тему "Причастие и деепричастие"

Презентация содержит вопросы для повторения теоретического материала по темам "Причастие" и "Деепричастие и практическую часть. Может быть использована для обобщения изученного материал...