Олимпиадные задания по русскому языку и литературе
олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Алексеева Елена Анатольевна

Олимпиадные задания для школьного тура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

Руководитель МО

гуманитарного цикла

__________________Е.А. Алексеева

Утверждаю:

Директор школы

_______________ В.Л. Михайлов

Приказ №______ от __________2011 г.

Задания

для проведения школьной олимпиады по русскому языку среди учащихся 6 класса МБОУ «СОШ села СреднийКумор» Кукморского муниципального района РТ в 2011-2012 году

1. В каких словах есть только твердые согласные звуки?

1) Верит, 2) машешь, 3) матч, 4) смена, 5) портрет, 6) пел, 7) лось,

2. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

1)    Колоть, 2) борьба, 3)смеюсь, 4)яд, 5) борешься, 6)мать, 7) беречь, 8) вернешься,

3. В каких словах ударение падает на первый слог?

 1)Хвоя, 2) сорит, 3) досуг, 4) удить, 5) дневник, 6) древко, 7) партер,8) каучук.

4. Указать существительные мужского рода.

1) Маэстро, 2) авеню, 3) депо, 4) метро, 5) спираль, 6) кашне, 7) шоссе,8) кофе

5. В каких словах нет приставки?

1) Подогнуть, 2) подушка, 3) подозрение, 4) подоконник, 5) подолбить, 6)надоумить, 7) намерение, 8) надрывать, 9) надувать, 10) надломить.

6. Какие существительные имеют в именительном падеже множественного числа окончание - Ы?

 1) Профессор, 2) директор. 3) доктор, 4) мастер, 5) торт, 6) герб.

7. Указать существительные с нулевым окончанием в родительном падеже множественного числа.

 1) Трактор, 2) циркуль, 3) килограмм, 4) погон, 5) помидор, 6) апельсин,

7) блюдце, 8) шофер.

8. Найти слова, образованные с помощью приставки.

 1) Безбрежный, 2) восхищение,3) подшефный, 4) возвращаться,

5) подписать, 6) восстановление, 7) зашить, 8) поднебесный,

9. Какие слова не являются синонимами?

1) Польза - выгода, 2) одолеть - сломить, 3) пленять - восхищать,

 4) серый - печальный, 5) пауза - перерыв, 6) погасить - потушить,

7) лелеять - нежить, 8) бесхитростный - незатейливый, 9) горе - случай, 10) солидный - видный.  

  10. В каком ряду морфемное  строение  всех слов соответствует схеме:

приставка + корень + суффикс + окончание?

1)    беззаветный, воспользовался, преувеличение  

2)    бесстрастный, прислушался, бесследно

3)    расписание, безмятежность, безвкусица

4)    безвкусный, переменный, выделка

Рассмотрено:

Руководитель МО

гуманитарного цикла

__________________Е.А. Алексеева

Утверждаю:

Директор школы

_______________ В.Л. Михайлов

Приказ №______ от __________2011 г.

Задания

для проведения школьной олимпиады по русскому языку среди учащихся 8 класса МБОУ «СОШ села СреднийКумор» Кукморского муниципального района РТ в 2011-2012 году

1. Какое слово образованно с помощью суффикса?

2) Изыскательский, 2) подписать, 3) обрадоваться, 4) выход, 5) подберезовик.

2. Найти слово, образованное с помощью приставки.

 1) Пригорок, 2) стальной, 3) иссушить, 4) сопротивление, 5) сговорчивый.

3. Указать существительное женского рода.

1) Профессор, 2) шампунь, 3) вермишель, 4) шимпанзе, 5) тополь.

4. Найти существительное, которое не имеет формы множественного числа.

 1) Пузырь, 2) родня, 3) степень, 4) инженер, 5) дочь.

5. Указать глагол, который имеет форму только несовершенного вида.

 1) Бедствовать, 2) владеть, 3) лить, 4) читать, 5) поспеть.

6. Найти глагол, от которого повелительное наклонение не образуется.

 1) Ответить, 2) пускать, 3) пойти, 4) зависеть, 5) бить.

7. У какого местоимения разряд по значению назван неправильно?

 1) Ко мне - личное; 2) всякий - определительное;

3) который - определительное; 4) наш - притяжательное;

5) никто - отрицательное.

8. В каком предложении выделенное слово является кратким прилагательным?

1) Движение часовой стрелки незаметно.

2) Часовая стрелка движется незаметно.

9. В каком из приведенных словосочетаний связь - примыкание?

1) Один из желающих; 2) большая книга; 3) седьмой в строю;

4) желание запеть; 5) налево от нас.

10. В каком из приведенных словосочетаний связь - управление?

1) Седьмой урок, 2) беседовать  шепотом, 3) некто одинокий,

4) скептическая улыбка, 5) направо от дороги.

11. От географических  названий образуйте существительные со значением «житель  данного города/ местности».

Москва   -  москвич  

Псков    -   .......,   Харьков  -  ........, Камчатка  -  ....., Палех  -  .......,Старая  Русса  -  ........., Тамбов  -  

17. В каком ряду во всех словах все согласные звуки звонкие?

1) смотреть,  сбил,   шил

2) искра,   громко,  бежать  

3) нагая,  молотьба,  грозил  

4) бежать,  мечтал, жил      

18. В каком ряду все глаголы относятся ко 2 спряжению?

1) ошибиться,  разбить,  молотить  

2) дышать,   прогнить,  слышать

3) закричать,  прошипеть,  зазвенеть  

4) слушать,  бежать,  обижать    

Рассмотрено:

Руководитель МО

гуманитарного цикла

__________________Е.А. Алексеева

Утверждаю:

Директор школы

_______________ В.Л. Михайлов

Приказ №______ от __________2011 г.

Задания

для проведения школьной олимпиады по русскому языку среди учащихся 10класса МБОУ «СОШ села СреднийКумор» Кукморского муниципального района РТ в 2011-2012 году

1. В  каком ряду во всех словах все согласные твёрдые?

 1) птицы,  необычный,  панцирь

 2) хвост,  выпуск,  гостиница

 3 ) медицина,  бежал,  цинга  

 4) мотоцикл,  шил,  цирк  

2. Каково  лексическое значение слов:

 ареопаг  -   ..., букинист -...., грильяж - ...., транспарант -...., ренегат-

паритет -..., меценат -...,  ноктюрн -...,  паблисити -..., дилер -....

3. Какой глагол  относится  к  1спряжению?

 1) представиться    2) нездоровиться   3) зиждиться   4) вздыбиться

4. Определите, каким русским фразеологизмам соответствуют приведенные ниже фразеологизмы из других языков:  

 1) записать за ушами (чешск.)  -    

 2) делать из иглы вилы (польск.)  -  

 3) как козёл в колодец (польск.)  -      

Объясните значение    указанных вами  русских  фразеологизмов.

5. Определите, в каких словах звуков меньше, чем букв?

 1)надоесть    2)навьючиться  3)двоебрачие  4)объёмный                                        5)юродствовать      6) писчая    7) поешь     8) отчитывая  

6. От следующих  географических названий  образуйте  нарицательные  существительные со  значением - « житель данной местности»:  

1) Архангельск -    2) Одесса -     3) Кострома -    4) Киев -       5) Пинск-  6) Курск-      

7 . Определите род следующих существительных:

Авеню, бистро,  вуаль, депо, кадриль, какаду, кашне, колибри, кофе, манго, пенсне, тюль.

8. Расставьте ударения в данных словах: апостроф, досуг, завсегдатай, квартал, колосс, облегчить, эксперт, силос.  

9. Определите  прилагательное,  от  которого нельзя образовать степеней  сравнения.

 1)белый    2)грустный   3)хромой   4)опрятный   5)толстый

10. В каком предложении выделенное слово является  наречием?

1) Клюква  поспевает  поздней осенью,  а  собирают её  ранней весной.

 2) Весной  мы  отправляемся  в  лес  на  болото  собирать клюкву.

11. Замените заимствованные слова  русскими  синонимами.

 Автоклав, анфилада, досье, коррупция, лепта, монограмма.

  12. Укажите морфемный состав слова отыскался

1) приставка - корень - суффикс - окончание - постфикс

2) приставка - корень - суффикс - суффикс - постфикс

3) корень - суффикс - суффикс - окончание - постфикс

4) приставка - корень - суффикс - суффикс - окончание - постфикс  

13. Определите основной троп, используемый в выделенном предложении.

  О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

  а) олицетворение     б) метафора      в) эпитет  

14. Установите стиль текста и тип речи.

  А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной.  Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тёпел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.

 1)публицистический   2)художественный    3) деловой    4) научный

 а) рассуждение     б) описание   в) повествование  

Рассмотрено:

Руководитель МО

гуманитарного цикла

__________________Е.А. Алексеева

Утверждаю:

Директор школы

_______________ В.Л. Михайлов

Приказ №______ от __________2011 г.

Задания

для проведения школьной олимпиады по литературе среди учащихся 6 класса МБОУ «СОШ села СреднийКумор» Кукморского муниципального района РТ в 2011-2012 году

1. Когда (в каком веке) возникла древнерусская литература? С чем это связано?

2. Перечислите роды литературы. Дайте им определение. Какие жанры относятся к каждому роду литературы?

3. Из каких басен извлечена мораль?

а) «Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то всё у них пустяк».

б) «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт…»

в) «Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться».

г) «Избави Бог и нас от этаких судей».

д) «Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

е) «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

4. В каких трёх сказках, каких писателей царевна засыпает? Что является причиной сна?

5. Какой вид рифмовки в данных текстах? Объясните, почему вы так думаете?

а) «У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…»

б) «Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна».

в)«И там я был, и мед я пил,

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил…»

7. В названии произведений каких писателей упоминаются профессия, звание или чин героя? Приведите не менее пяти примеров.

8. Приведите по одной строчке из разных стихотворений, в которой употребляется слово небо (не менее трех примеров).

9. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:

ясны - напрасны

свободной - безысходной

пустыне – середине

вожатый - объятый

10. Назовите авторов литературных сказок, фамилии которых заключены в кроссворде.

П

Г

Л

Б

А

А

М

Ж

Вспомните, какие сказки написал каждый из них? Кто из писателей автор сказов? Какие из них вы читали? О чем они?

Рассмотрено:

Руководитель МО

гуманитарного цикла

__________________Е.А. Алексеева

Утверждаю:

Директор школы

_______________ В.Л. Михайлов

Приказ №______ от __________2011 г.

Задания

для проведения школьной олимпиады по литературе среди учащихся 10 класса МБОУ «СОШ села СреднийКумор» Кукморского муниципального района РТ в 2011-2012 году

1. Каким героям, из каких произведений и каких авторов принадлежат следующие высказывания?

1) «...Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

2)«Мы к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет..»

3) «...Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете...»

4) «Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык, повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится, мой батюшка!»

5) «Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».

6) «А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой».

7) «Тело мое родилось в России, это правда; однако дух мой принадлежал короне французской».

8) «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?.. Лгут люди, я совсем не хороша ‹…›. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете?»

9) «Прощайте товарищи! ‹…› Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи?»

2. Допишите фамилии героев, а также укажите автора и произведение, в котором о них рассказывается:

1) Григорий Александрович

2) Агафья Матвеевну

3) Антон Антоныч

4) Акакий Акакиевич

5) Мария Ивановна

6) Максим Максимыч

3. С жизнью каких писателей связаныследующие места:

1) Тарханы

2) Тригорское

3) Болдино

4) Сорочинцы

5) Тегеран

4. В каких произведениях русских писателей XVIII – XIX вв. действие происходит в Москве или есть московские сцены?

5. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:

1) «чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были лавки и чтоб в них сидели купцы...».

2) «мне только бы досталось в генералы»

6. Назовите авторов и жанры произведений:

1) «Квартет»

2) «Дикий помещик»

3) «Женитьба»

4) «Повесть временных лет»

5) «Налим»

6) «Капитанская дочка»

7) «Война и мир»

8) «Мертвые души»

9) «Борис Годунов»

10) «…на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

7. Из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

1. «В сердце льстец всегда отыщет уголок»?

2. «А ларчик просто открывался»?

3. «У сильного всегда бессильный виноват»?

4. «Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!»?

5. «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»?

6. «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»?

7. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»?

8. Какие строки из комедии «Горе от ума» стали крылатыми выражениями? Вспомните и запишите как можно больше крылатых выражений из этого произведения.

9. Напишите литературоведческую статью «Метафора». Не забудьте привести примеры.

Рассмотрено:

Руководитель МО

гуманитарного цикла

__________________Е.А. Алексеева

Утверждаю:

Директор школы

_______________ В.Л. Михайлов

Приказ №______ от __________2011 г.

Задания

для проведения школьной олимпиады по литературе среди учащихся 8 класса МБОУ «СОШ села СреднийКумор» Кукморского муниципального района РТ в 2011-2012 году

I.         День был жаркий. В трёх верстах от станции*** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. «Эй, Дуня! – закричал смотритель, - поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила. «Это твоя дочка?» - спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, такая проворная, вся в  покойницу мать». Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассматриванием картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу,  который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображенного развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными  женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. На конец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на  полинялых лентах.

Задание 1.

Из какого произведения взят данный отрывок? Назовите автора.

Задание 2.

Определите тему и идею произведения.

Задание 3.

Назовите героев произведения.

Задание 4.

Кратко изложите сюжет.

Задание 5.

Назовите, какие события, происходящие в повести, можно соотнести с каждым элементом сюжета:

Экспозиция –

Завязка –

Развитие действия –

Кульминация –

Развязка –

Задание 6.

Определите тип и стиль данного отрывка.

Задание 7.

Определите род и жанр произведения, литературное направление.

Задание 8.

Найдите архаизмы в отрывке из текста и объясните значение.

Задание 9.

Какую роль играет данный отрывок в понимании идеи повести? (творческая работа до 100 слов)

II. Какая из перечисленных ниже «лошадиных фамилий» в одноименном рассказе А.П.Чехова все-таки оказалась фамилией зубного врача?

     А) Кобылятников;

     Б) Кобелев;

     В) Уздечкин;
    Г) Овсов.

III. Учителями какого литературного героя были Вральман и Цифиркин?

     А) Петруши Гринева;

     Б) Митрофана Простакова;

     В) Правдина;

     Г) Хлестакова.

IV . Каким размером написано стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро»?

      А) хореем;         б) ямбом;        в) анапестом;       г) дактилем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе

Материал рассчитан для учащихся 6 классов....

Нестандартные олимпиадные задания по русскому языку и литературе

Выполнение нестандартных, творческих, практических языковых заданий формирует  сознательный интерес ребенка к предмету, активизирует познавательную деятельности, развивает самостоятельность, что ...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе 5-11 кл

Михайлова Алла Александровнаhttp://nsportal.ru/mikhaylova-alla...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе

Предлагаемый  материал можно использовать в рамках проведения Недели русского языка и литературы....