Конспект открытого урока в 6 классе День славянской письменности и культуры
план-конспект по русскому языку на тему

Хорузик Виктория Владимировна

Цель урока:

Прививать  детям  любовь  к  родному  слову,  родному  языку,  отечественной  истории.

Задача  урока:

Ознакомить  учащихся  с  истоками  создания  славянской  азбуки  и  ее  создателями.

Оборудование:

Компьютер, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx250.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Большеярковская СОШ

Конспект открытого урока в 6 классе

День славянской письменности  и культуры

                                                                        Учитель: Хорузик Виктория Владимировна

Д. Большие Ярки

2013 г.

Конспект урока в 6 классе

День славянской письменности  и культуры

Цель урока:

Прививать  детям  любовь  к  родному  слову,  родному  языку,  отечественной  истории.

Задача  урока:

Ознакомить  учащихся  с  истоками  создания  славянской  азбуки  и  ее  создателями.

Оборудование:

Компьютер, презентация.

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя:

Дорогие ребята!

24 мая весь наш народ  отмечает Праздник славянской письменности и культуры.

А что такое « письменность »?

 Это и совокупность языковых и графических памятников. Для нас это слово интересно и в первом, и  во втором значении.

 Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?

 « Трудно, но можно»,- наверное, скажете вы. У ваших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные соревнования.

 А можно ли представить себе жизнь без электричества?

 « Очень трудно», - наверное думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в начале ХХ века появились электрические лампочки.

 А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности!

 Не исключено, что кто-то подумает про себя: « Ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будут делать только устно!». Допустим.

 Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.д.

 Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил : « История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успехах разума ».

 Как вы думаете, сохраняют ли свое значение последние слова писателя в наше время? Согласны вы с ним или нет? Почему?

 Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?

 Дорога к письменности была долгой и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые. С медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

 Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своего нового жилища какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какие-то изображения. Так возникла дорога к письменности.

 Сейчас ребята прочитают вам отрывки из поэмы американского поэта Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате » - так звали легендарного вождя индейцев, который сделал для них много хорошего. Перевод Ивана Алексеевича Бунина. О чем идет речь в первом отрывке?

1 ученик

 При свиданье- с глазу на глаз

 Мы ведем свои беседы;

 Но, расставшись, мы вверяем

 Наши тайны тем,  которых

 Посылаем мы  друг к другу;

  А посланники не редко

 И искажают наши вести

 Иль другим их открывают.

 О чем говорится в этом отрывке? Кто эти посланники? И вот что сделал Гайавата.

2 ученик

  Из мешка он вынул краски,

  Всех цветов он вынул краски

  И на гладкой на бересте

  Много сделал тайных знаков,

  Дивных и фигур и знаков;

  Все они изображали

  Наши мысли, наши речи.

  Белый круг был знаком жизни,

  Черный круг был знаком смерти;

  Дальше шли изображенья

  Неба, звезд, луны и солнца,

  Вод лесов и горных высей,

  И всего, что населяет

  Землю вместе с человеком.

  Для земли нарисовал он

  Краской линию прямую,

  Для небес - дугу над нею,

  Для восхода – точку с лева,

  Для заката – точку с права,

  А для полдня – на вершине,

  Все пространство под дугою

  Белый день обозначало,

  Звезды в центре – время ночи,

  А волнистые полоски –

  Тучи, дождь и непогоду.

  Что изобрел Гайавата? Как можно назвать такое письмо?

  Это рисуночное письмо. Но рисунок можно ,наверное, прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. На смену рисующему письму пришли

« священные знаки» - иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных знаков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

 Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.

 События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – « Повести временных лет ». На пергаментные листы этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь  важнейшие дела, свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесенных летописцем к 988 году.

  Войдем в слой родной истории более чем тысячелетней глубины. Среди многообразных дел этого года: штурм и взятие князем Владимиром византийского города Корсуня, его женитьба на сестре константинопольского императора Анне, переход в православную веру самого князя. Его дружины и части киевлян, свержение языческих кумиров …

 И как самое ударное, завершающее год 988,-  открытие в стольном Киеве дворцовой школы « Ученья книжного».

 Возник центр книжной культуры, той, которая соединила  Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.

 Так наряду с латинской, греческой и арабской школами на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Константином ( Кириллом )  Философом и его братом Мефодием в 863 году. Первая школа, где велось преподавание церковнославянского ( иначе - старославянского ) языка, была открыта братьями в столице Моравийского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 200 книжников. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени.

Кто такие Кирилл и Мефодий? Как появилась азбука?

Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом. Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Это оказалось очень трудным делом и один Кирилл не смог бы с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Они много работали и в результате появилась азбука. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей в память о ее создателе. Было это в IX веке.

Более 1110 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.

Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…”

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?

Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Так, от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

Учили каждую букву по ее названию. (Учитель может проиграть эту ситуацию с группой ребят.)

А – аз

Б – буки (буквы)

В – веди (знаю)

Г – глаголь (говори)

Д – добро

Е – есть

Ж – живот (жизнь)        З – земля

Л – люди

М – мысль

Н – наш

О – он

П – покой

Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов.

Склады были напечатаны в букваре: ба ва га да жа... бе ве ге де... Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении:

Буки-аз – ба

веди-аз – ва

люди-есть – ле

покой-он – по

После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания ба, бе, бу... За каждую ошибку наказывали розгами.

А вот как вспоминает о постижении грамоты А.М. Горький. (Инсценировка.)

Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алеша.

– Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

– Буки.

– Попал! Это?

– Веди.

– Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

– Добро.

– Попал. Это?

– Глаголь.

– Верно. А это?

– Аз.

– Интересно, почему же до нас не дошла азбука, по которой учились наши предки?

Чем отличается азбука от алфавита?

Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

     Алфавит гораздо старше азбуки.

В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

 Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

        Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

Книги писали от руки на берестяных листах, потом их сшивали и отдавали переписывать. Книга на Руси считалась большой редкостью и драгоценностью. К ней относились с большим уважением. Большое число людей трудилось над оформлением книги: писцы, художники, переплётчики и многие  другие.

Над рукописной книгой трудились:

•        Доброписец – основной текст

•        Статейный писец – вязь киноварью (соединял, сплетал смежные буквы в один сложный знак)

•        Заставочный писец – заставки и буквицы

•        Живописец иконный – миниатюры

•        Златописец – покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр

На Руси долго использовали другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

        

        Вспомните пословицы о пользе учения

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Ученье – свет, а неученье тьма.

        В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки.

 Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас.

В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?

1-й ученик (демонстрирует букву).

 Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн.

Буквы «ять» и «е» произносились совершенно одинаково.

До изгнания из азбуки букву «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

2-й ученик (демонстрирует букву).

 «Ижица» выглядела, как римское v и чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».

3-й ученик.

 Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до реформы 1917–1918 годов эта буква писалась в конце слов после твердых согласных.

Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги.

4-й ученик (демонстрирует букву).

 Давно забытая буква «фита» ( ) и хорошо знакомая нам буква ф – «ферт» – передавли один и тот же звук, изначально, кстати, несвойственный русскому языку; когда-то обе буквы попали в старославянский язык из греческого вместо со словами, в которых они встречались. Например, слово финик восходит к греч.  , а имя Федор

( еодоръ) содержит элемент  («бог»).

 Фита встречалась намного реже: уже в греческом языке, на котором говорили солунские братья, она была архаизмом.

Древнееврейские, египетские, арабские слова, пришедшие к нам через посредство греческого, а позже – латинские, английские, французские, немецкие и прочие –

все они могли писаться только через ферт.

Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ферт означало «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом. В переносном смысле оно означает «быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством».

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию. В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Заключительное слово учителя

Таким образом, мы с вами узнали, какие изменения произошли в русской азбуке, в ее численном и буквенном составе. Немного познакомились со святыми, в честь которых названа была первая азбука.

 Современные люди являются носителями  культуры русского языка.

Мы должны говорить грамотно.  

А теперь небольшая викторина.

Задание первое.

 Найдите в предложенных  фразах речевые ошибки.

В новом магазине был большой выбор сапог, туфлей, ботинок, кроссовок.

Надо еще взять три банки тушенки и пачку макаронов.

У меня совершенно нет время на пустые разговоры.

 К шести чашкам я подобрал шесть блюдцев.

В книгах Жюль Верна много приключений.

Мальчики поздравили всех сотрудниц с Восьмым мартом.

Мне поручили купить два килограмма апельсин и пять килограммов помидор.

 Задание втрое.

 В русском языке много фразеологизмов.   Определите., что означают данные фразеологизмы.

 Бежать, высунув язык

Быть  ее в   своей тарелке.

Лаптем щи хлебать.

Стоять на пороге.

Язык на плече.

Ушки на макушки.

 Развесит уши.

Задание третье.

Продолжите пословицы:

Конец  ( делу венец).

Хлеб - ( всему голова).

Что посеешь,- ( то пожнешь).

Не плюй в колодец-   ( пригодиться воды напиться).

На  чужой сторонушке - ( рад родной воронушке).

Сам  пропадай, (а товарища выручай).

Язык мой - (враг мой).

 Заключение

« Берегите наш  язык, наш великий русский язык, это клад, это достояние, переданное нам  нашими предшественниками».

 Н. В. Гоголь.

Просим учащихся объяснить, как они понимают,  что означает беречь русский язык.

Читать    книги. Что дают человеку книги?

 Если  родитель ребенку читает  ребенку  книжки,  и он не забывает делать это каждый день,  то к  5 годам словарный запас ребенка составляет  2000 слов, к 7 годам- 3000 слов, а  к окончанию школы- 7000 слов.

Сначала книги читают родители, потом интерес к чтению появляется у детей.

  Книги учат человека жить.   Можно  учиться на своих ошибках. А можно  на чужих.  В своей жизни  человек сталкивается с проблемами, с которыми человечество сталкивается много раз.

 Тот, кто читал в книгах   о той или иной проблеме,   столкнувшись с  ней,   будет  иметь   несколько вариантов выбора поведения.

Чтение дает свободу выбора чувств.  У человека появляется любимый литературный герой,   которому  он хочет подражать. Герои книг переживают  различные чувства, и  читатели  переживают их вместе с ними. Он учится ощущать и проявлять разные чувства.

Через чтение  человек может  понять других людей.

Поэтому книги давно были у людей источником  знаний.

Книга всегда была собеседником и другом.   Лишив себя чтения, человек лишил себя связи с прошлым, сделал себя беднее и глупее.

Поэтому, книги надо беречь.

«Чтение — это окошко, через которое  люди  видят и познают мир и самих себя». В. Л.Сухомлинский

Не засорять русский язык иностранными словами.

Не употреблять  «некрасивых» слов.

Изучать русский язык и стремиться говорить грамотно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: "День Славянской письменности"

Данный урок посвящен Дню славянской письменности и отображает основные события жизни святителей Кирилла и Мефодия, их огромный вклад в изобретение славянской азбуки. День славянской письменности и кул...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6-х классов "День славянской письменности и культуры"

История создания славянской азбуки. Деятельность Кирилла и Мефодия....

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 11 классов."День славянской письменности и культуры".

Внеклассное мероприятие организованно для учащихся 5-11-х классов с использованием игровых технологий. Форма проведения мероприятия – театрализованное представление.Учитель широко использует возможнос...

Урок по теме "День славянской письменности"

Урок, посвященные Дню славянской письменности...

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса «День славянской письменности и культуры» с использованием ИКТ

“История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”.Н.М. Карамзин Цель: формирование потребности к изучению родного языка у школьников; развитие коммуникативных, языковых, ли...