Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, задание №19
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Черных Алена Юрьевна

Алгоритм выполнения задания №19 ЕГЭ + материал для самостоятельной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знаки препинания в предложении с разными видами связи.

Задание №19

Для выполнения задания используйте алгоритм:

1. Подчеркните  в предложении грамматические основы.

2. Обозначьте  границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

3. Выясните, какие союзы связывают простые предложения.
Наибольшие сомнения вызывают случаи, когда
рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы. Например:  

и сколько,

и когда

и чтобы,

и какой,

и прежде чем,

  и др. подобные.

Запятая  ставится, если нет второй части двойного союза то, так или союза но. 

Пример:

Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, (ЗДЕСЬ НЕТ СОЮЗА ТО, НО, ТАК!!!) темнота не позволила мне этого сделать.

Запятая  не ставится, есть вторая часть двойного союза то, так или союз но.

Пример:

Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать.

Если рядом оказываются союзы

что хотя,

что когда,

что если,

то возможны варианты расстановки знаков препинания.

Запятая  ставится, если нет второй части двойного союза то, так или союза но. 

Пример:

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.

Запятая  не ставится, есть вторая часть двойного союза то, так или союз но.

Пример:

Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома.

НО может встретиться такой пример:

Ласточки летали и, когда начался дождь, спрятались в гнезда.

Перед И запятая не ставится, т.к. союз И соединяет однородные сказуемые ЛЕТАЛИ И СПРЯТАЛИСЬ.

ЗАДАНИЯ:

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 К ним (часам) все так привыкли (1) что (2) если бы они пропали (3) как-нибудь чудом со стены (4) грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. (Булгаков)

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Первое (1) что мы увидели подле дома (2) был стройный обелиск чёрного мрамора (3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя (5) то стало понятно (6) что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Приближалась огромная туча (1) за которой тянулась пелена дождя (2) и (3) когда всё небо затянуло плотной завесой (4) то по земле застучали большие капли.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Я просто не готов к тому (1) чтобы проститься со своим увлечением живописью (2) и (3) если мне суждено когда-то стать настоящим художником (4) я им всенепременно стану.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Я иду вперёд с верой (1) что достигну желаемой цели (2) и что (3) если захочет Бог (4) оправдаюсь в глазах тех (5) кого люблю.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Как только солнце взошло (1) стало видно (2) что (3) если идти дальше (4) можно увязнуть в болоте (5) и лейтенант дал приказ остановиться.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Сначала я думал (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры (2) но (3) когда начал читать (4) то увидел (5) что он написан очень просто и понятно.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём..

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Он хотел уверить себя (1) что никакой опасности нет (2) и что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха (3) и (4) хотя ему удавалось на короткие минуты обмануть ум ребёнка (5) но в глубине души он ясно чувствовал приближение неотвратимой трагедии.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 На окраине города разбит был чудесный парк с тенистыми аллеями и беседками для отдыха (1) и (2) хотя добираться до него было не очень удобно (3) горожане любили это место (4) и зачастую проводили праздники именно здесь.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Я не знал (1) сколько времени бродил по лесам (2) и (3) когда вернулся в дом лесника (4) оказалось (5) что меня там уже давно ждут.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Лебеди с криком взлетели ввысь, сделали несколько прощальных кругов над озером (1) где провели лето (2) и (3) когда белокрылая стая скрылась в туманной дали (4) мы со старым егерем (5) ещё долго молча смотрели в небо.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 Леонид Андреев сделал в то время тысячи фотографий своих родственников, друзей (1) и (2) когда мы приходили к нему в гости (3) он заставлял нас (4) рассматривать все эти тысячи снимков (5) так как хотел всех удивить своим увлечением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал для подготовки к ЕГЭ 2015 русский язык: задание 1 (от теории к практике)

Данный материал предназначен для работы на уроках русского языка по подготовке к ЕГЭ. Сначала рассмотрен теоретический материал, а затем дано 5 вариантов с неповторяюшимися заданиям...

материал для подготовки к ГИА (ОГЭ) русский язык 9 класс Задание 6

Задание сформировано из Открытого банка заданий ФИПИ...

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: задание №16

Материал для проверки знаний обучающихся по заданию №16 (ЕГЭ по русскому языку)...

Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку(задание 6 стилистические синонимы)

Дидактический материал для отработки навыков выполнения задания 6-замена слов стилистическими синонимами...

Практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9-ом классе: задание 9.3 (сочинение-рассуждение)

Практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9-ом классе: задание 9.3 (сочинение-рассуждение) . Данный материал содержит критерии оценивания сочинения, алгоритм работы с текстом и ал...

Тренировочный материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку .Задание №18

Данные предложения являются тренингом  выполнения задания ЕГЭ №18 по русскому языку....