Повторение и закрепление изученного материала по теме "Лексика и фразеология"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий” (В.Г.Белинский) “ Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею. Мы все несем ответственность за чистоту нашего языка” (Р.Кавецкая) “ Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятия” (В.Шкловский) “ Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно” (К.Паустовский)
Цели и задачи урока: 1)В целях подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы повторить раздел “Лексика и фразеология”; 2)Продолжить работу по развитию связной речи, формированию самостоятельного мышления, познавательных способностей, формированию информационно-коммуникативной грамотности.
Лексика , -и, ж.(от греч. leks i kos – словарный, словесный). Совокупность слов какого-н. языка, диалекта или отдельного человека. Русская л. Диалектная л. Л. Пушкина. Лексикология, -и; ж.(от греч. leksikos – словарный и loqos – учение). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией. Лексикон, -а, м.(от греч. leks i kon – словесный). 1. Словарь (устар.). 2.Запас слов, лексика (разг.). У него грубый л. Слов модных полный лексикон (Пушкин) Лексема, -ы; ж. (от греч. lek si s – слово, выражение). Лингв. Слово как структурный элемент языка, рассматриваемый во всех своих формах и значениях.
Происхождение и употребление русской лексики ИСКОННО РУССКИЕ СЛОВА И чтец , и жнец , и на дуде игрец . ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА Сей заслуженный танцмейстер имел лет пятьдесят от роду. (А.С.Пушкин) ИСТОРИЗМЫ С боярами знаться – ума набраться (греха не обобраться). (пословица, В.И.Даль) АРХАИЗМЫ Сей монумент ваятельного искусства есть один из лучших в Париже. (Н.Карамзин) ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Посередь-то высшего общества не сесть бы в лужу . (А.В.Сухово-Кобылин) НЕОЛОГИЗМЫ Совесть, ослепшая спозарань … (А.Вознесенский) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА Сгреб отгребщик уголь вон, вбил крепильщик клетки, а по штрекам коногон гонит вагонетки. (В. Маяковский) ТЕРМИНЫ А на всякий там цейтнот существует сила духа и красивый апперкот. (В.Высоцкий) СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ Восстань, пророк, и виждь , и внемли . (А.С.Пушкин)
Заимствованные слова Задание1. Обсуждение спорного вопроса, животный мир, краткое изложение содержания книги, занятие территории военной силы, растительный мир Слова для справок: аннотация, флора, дискуссия, фауна, оккупация Задание2. 1)Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 2)Идентичное решение было принято студентами второй группы. 3)В тексте этого выступления было много дефектов. 4)На празднике было немало веселых инцидентов.
Ответы Задание1. дискуссия, фауна, аннотация, оккупация, флора Задание2. 1)преобладали; 2)похожее; 3)ошибок; 4)происшествий.
Диалектные слова Диалектные слова в художественных произведениях подчеркивают индивидуальный облик русской деревни. Ярко и образно это выразил А.Яшин в своем стихотворении Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши – тетерева, Летятина – дичь, Пересмешки – молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, фыпики – снегири, Дежень, воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери , Как прясницы и веретёна. Возилкой неполный мешок с зерном Вчера назвала мельничиха, Поднёбицей – полку под потолком, Клюкву – журавлихой . Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства. И ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, Не растерять, И есть ли такие средства? А.Яшин. “Родные слова”
Употребление архаизмов в различных стилях Определить стиль речи. Аршин 1. Русская мера длины, равная 0,71м, применявшаяся до введения метрической системы. 2. Линейка такой длины с нанесёнными делениями на четверти и вершки. Словарь русского языка. Как аршин проглотил. Мерить на свой аршин. Видеть на три аршина над землёй. (Фразеологический словарь) 3. В воротах стоит избочась торговка полотном, за спиною у неё тяжёлый узел, в руке железный аршин. (М.Горький) 4. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать – В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)
Фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – выражение и логос – учение.
Источники фразеологизмов Исконно русские: - сматывать удочки; - в мутной воде рыбу ловить; - месить грязь; - тертый калач; -расправлять крылья. Крылатые слова и выражения, относящиеся к Греко-римской мифологии: - ахиллесова пята; - дамоклов меч; - муки таланта. Библеизмы: - манна небесная; - вавилонское столпотворение; - мерзость запустения; Крылатые слова, связанные своим происхождением со многими произведениями литературы: - И.А.Крылов: «Услужливый дурак опаснее врага»; - А.С.Грибоедов: «Но как не порадеть родному человеку? Служить бы рад – прислуживаться тошно»; - М.Ю.Лермонтов: «Без руля и без ветрил».
Особую роль в русском языке имеют фразеологизмы, взятые из греческой мифологии По древнегреческому мифу 50 сыновей Египта - царя Египта - захотели взять в жены 50 дочерей Даная царя Ливии, своего дяди, но получили отказ. Боясь мести, Данай и его дочери на корабле бежали в Аргос. Но сыновья Египта нашли их. Данай в союзе с царем Пеласгом из Аргоса оказал сопротивление, но потерпел поражение и был вынужден отдать им в жены своих дочерей. В первую же ночь Данаиды по совету отца убили своих мужей. Лишь одна из них, Гиперместра, не послушалась отца. За это преступление 49 сестер после смерти были приговорены в аду вечно наполнять водой бездонную бочку.
Библеизмы У Христа было двенадцать учеников - апостолов. Иудейские первосвященники хотели убить Иисуса, и один из апостолов, Иуда Искариот, предложил им выдать учителя за определенную плату. Первосвященники обещали ему 30 сребреников, на что Иуда с радостью согласился. Он привел стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, и сказал: "Кого я поцелую, того и берите". После этого подошел он к Иисусу и со словами "Радуйся, учитель" поцеловал его. Иисуса Христа позже распяли. Так имя Иуды стало символом предателя, а выражение "иудин поцелуй" - лицемерных действий.
Вавилонское столпотворение
Фразеологизмы заимствованные из художественных произведений Крылатые выражения из басен И.А.Крылова . «А Васька слушает да ест» (Кот и Повар) – один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. «А воз и ныне там» (Лебедь, Щука и Рак) – прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» (Квартет) – как ни старайтесь, всё равно у вас ничего не получится. «А ларчик просто открывался» (Ларчик) – все оказалось очень просто. «Беда, коль пироги печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (Щука и Кот) – человек занимается не своим делом.
Крылатые выражения, взятые из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Ба! Знакомые все лица . (слова Фамусова) Ба, межд. (разг.) – выражает удивление, изумление. Блажен, кто верует, тепло ему на свете . (слова Чацкого) Блажен, (устар.) – счастлив. Верует (устар.) – верит, уверен в чем-либо. Хорошо человеку, который уверен в чем-либо. Герой не моего романа. (слова Чацкого и Софии) выражение это употребляется в значении: не в моем вкусе. Дистанция огромного размера . (слова Скалозуба) Далеко от чего-либо до чего-либо. (обычно о несравнимых людях, их способностях, чертах характера). И дым отечества нам сладок и приятен . (слова Чацкого) На Родине все мило, все дорого.
Словарная система русского языка МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА Слова, имеющие несколько значений. Сияла ночь. Луной был полон сад. Луна – спутник Земли. СИНОНИМЫ контекстуальные лексические стилистически Слова, близкие или тождественные по своему значению Слова-друзья C мелый – храбый – мужественный; Глаза(нейтр.) – очи(выс.) АНТОНИМЫ лексические контекстуальные Слова, имеющие противоположное значение Слова-враги “ Война и мир” (Л.Н.Толстой) “Отцы и дети” (И.С.Тургенев) “Толстый и тонкий” (А.С.Чехов) “Дни и ночи” (К.Симонов) Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А.С.Пушкин ОМОНИМЫ Омофоны Омоформы омографы Слова, совпадающие в написании, звучании, но разные по значению Слова-близнецы У которых есть, что есть, - уже подчас не могут есть. Р.Бернс ПАРОНИМЫ Слова, разные по значению, но близкие, сходные по звучанию Единый – единичный; факт – фактор; экономия – экономика.
Многозначные слова и омонимы Задание1. Постройте фразы, в которых приведенные ниже слова употребляются в прямом и в переносном значении: буря - …, железный - …, золотой - …. Задание2. Составить словосочетания так, чтобы можно было разграничить значение слов-омонимов: брак - …, среда - …, дробь - ….
Дар речи… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, – это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова – да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово режет”, “Слово пуще стрелы развит”, “Ласковое слово – что великий день” (Ю.Ороховацкий). Задания: а/ сформулировать основную мысль текста; б/ сделать синтаксический разбор второго предложения; в/ объяснить правописание слова объединять, разобрать по составу.
«Слово» Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. (И.Бунин)
Домашнее задание: §42, стр.160 (выучить теорию) и записи в тетради, упр.232,235.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра для повторения и закрепления изученного материала "Кот в мешке"
Повторение материала происходит в игровой форме. Учащиеся могут, в зависимости от выбора, в разных формах проявить свои знания....
Интерактивная игра для повторения и закрепления изученного материала по генетике
Интерактивная игра для закрепления изученного материала по генетике в 9 и 11 классах. ...
Урок закрепления изученного материала по теме : «Комплексное повторение орфограмм»
Форма урока: игра-путешествие.(Базовый учебник: М.Т. Баранов Русский язык- М.: Просвещение, 2009, стр. 192-220).Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении раздела « Глагол»....
"Повторение и закрепление изученного по теме "Фонетика.Орфоэпия"
Данный урок позволяет актуализировать информацию, полученную учащимися в ходе изучения темы "Фонетика.Орфоэпия", и подготовиться к контрольной работе. Мультимедийная презентация позволит учителю...
Разработка «Открытого» урока географии в 6 классе (по программе, не реализующей ФГОС) Тема: «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в.., продолжение изучения путешествий в период 17-18 в.в. »
Аннотация: урок – путешествие. Заранее класс делится на 5 групп, выбирается капитан. В игровой форме учащиеся закрепляют знания по теме в ходе работы с документальным текстом, изображениям...
Технологическая карта урока по русскому языку: "Лексика. Повторение и закрепление изученного материала"
Технологическая карта урока по русскому языку...
Открытый урок по теме "Повторение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение»"
1.Повторение изученного о правописании местоимений, об их образовании и морфологических признаках.2. Расширение кругозора и пополнение словарного запаса учащихся, привитие любви к родному языку, воспи...