СПП с придаточными изъяснительными.
план-конспект по русскому языку на тему

Трошенкова Светлана Ивановна

 СПП с придаточными  изъяснительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_s_izyasni_pr.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

 СПП с придаточными  изъяснительными.

Цель:

  • повторить орфографические правила;
  • обобщить и закрепить изученное об СПП;
  • дать понятие придаточных изъяснительных предложений;
  • развить пунктуационную зоркость у учащихся;
  • воспитать эстетическое восприятие художественных произведений.

Ход урока:

Выдержка из текста:

1. Организация класса.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

3. Повторим орфографию! Индивидуальная работа за доской. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.

Еще (не)заверше__ый роман; расставле__ы недавно покраше__ые скамейки; здание (не)построе__о в срок; шел (не)торопясь; дотемна бродил (не)спеша; (не)вероятные эксперименты; (не)изгладимое впечатление; (не)брежный почерк; (не)широкая,но бурная речонка.

4. У доски повторяем тему прошлых уроков. Расставить знаки препинания, разобрать синтаксически.

Погода которая с вечера обещала быть дождливой с утра порадовала нас солнцем.

  • Заменить придаточную часть причастным оборотом. Будет ли он обособляться? Почему?

5. Проверяем задание за доской. Ученик объясняет орфограммы.

6. На доске текст (слайд 1). Переписать, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. «По цепочке» комментируем написание.

3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

  • А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
  • Б. Голицыно, где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
  • В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
  • Г. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.

4. Определите тип предложения

Ученый должен был узнать, много ли сохранилось предметов, найденных в кургане. 

  • А. Простое
  • Б. Сложносочиненное
  • В. Сложноподчиненное
  • Г. Сложное бессоюзное

5. Найдите предложение с придаточным определительным.

  • А. Изредка лишь дуновенье ветерка, роптанье листьев приносило, да с темным берегом уныло шепталась горная река.
  • Б. Это был первый бал после его приезда из Петербурга, однако он присутствовал на нем без удовольствия, не стараясь понравиться.
  • В. Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
  • Г. Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.