Методическая разработка урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Суюндикова Минзаля Юлаевна

Методическая разработка  урока русского языка в 9 классе  тема "А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s.pushkin_tsygany._suyundikova_m.yu_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суюндикова Минзаля Юлаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Аллабердинская СОШ»

Название предмета: литература

Класс: 9

УМК:  «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014

Уровень обучения: базовый

Тема урока: А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма 

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 урок

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок

 Цель урока:   Показать особенности поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» как романтической поэмы.

Задачи:

Образовательная: Актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении.

Развивающая: Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение;  развивать способности к критическому мышлению, к формированию собственных мыслей, умения отстаивать свою точку зрения;

Воспитательная: Воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Планируемые результаты

Предметные умения:

знать содержание прочитанных произведений;

- Уметь воспринимать и анализировать поставленную задачу.

Метапредметные УУД:

Личностные:

-уметь осваивать новые виды деятельности;

- участвуя в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества;

Регулятивные:

-принимает и сохраняет учебную задачу;

-планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действует по плану.

Познавательные:

- понимает информацию, представленную в изобразительной, схематической и модельной форме.

Коммуникативные:

- вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения, «6 шляп», «Авторский  стул»,«Две звезды, одно пожелание»

Организационные формы: фронтальная - беседа, групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос).

                      

 Ход урока

Актуализация знаний.

Проверить знания учащихся по пройденному материалу

Соотнесите следующие литературные понятия:

Роды литературы – дружеское послание, поэма, роман в стихах.

Жанры – романтизм, реализм.

Литературные направления – эпос, лирика, драма.

(Закрепление литературных понятий).

А.С.Пушкин писал и эпические произведения, и лирические, и драматические (Маленькие трагедии). Используя данные жанры. Работал (придерживался) данных литературных направлений.  Романтический период в творчестве Пушкина был коротким. Он больше себя позиционировал реалистом. Давайте вспомним, что это за литературное направление. Наивысший расцвет романтизма пришелся на первую половину XIX века.

Русский романтизм имеет ряд национальных особенностей: в центре художественной системы стоит личностьосновной конфликт — конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность — это прежде всего страстная личность, сильный характер, на голову выше окружающих.

Под запись:

Романтический герой

  1. Противопоставляет себя окружающему миру.
  2. Это необычный человек в необычных обстоятельствах.
  3. Герой свободолюбив.
  4. Герой одержим страстью (Если любит, то любит до беспамяти. Если ненавидит, то ненависть не имеет границ.)

Человек, не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие
Мотивация ( выход на тему)

Побуждение. Посмотрите, ребята ,что вы видите на экране .(фрагмент из кинофильма «Табор уходит в небо»)

- Какие ассоциации у вас вызывает слово ЦЫГАНЫ?

Запишите в тетрадях и  доске (гадание, танцы, песни, воля, свобода, степь, музыка, костер, кибитка, любовь и т.д.)

2.Сформулируем тему урока: Романтическая поэма А.С.Пушкина «Цыганы».

Какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( Проанализировать поэму)

Сегодня на уроке мы будем говорить о поэме Пушкина «Цыганы». Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа, вместе с ними пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни. Заодно попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает тему человеческой свободы. 
 3. Ответ на вопросы учителя.
- Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию?

 4. Слово учителя. - У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган Пушкин изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас». Эти слова он хотел взять  в качестве эпиграфа к своей поэме «Цыганы».


 5. Чтение учителем начала поэмы под музыку Е. Доги «Дорога»- Давайте послушаем  начало поэмы.

(фрагмент актерского исполнения - фонозапись)

-Какие картины возникли в вашем воображении?
(Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут.)
-В чем привлекательность такой жизни?
(Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)
6.Опережающее задание – краткое содержание поэмы «Цыганы» подготовленный ученик.
7. Беседа по вопросам учителя.
-Почему Алеко уходит из города , от цивилизованной жизни?
 подтвердите эти мысли цитатами из текста

( стр 111-его преследует закон,стр115 Неволю душных городов, там люди…..или блистательный позор)
(Да, он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к.. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.)

- Почему  страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается? 
Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает.
Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты.
     -Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? к чему?вольнее птицы младость.кто  в силах удержать любовь?
  (Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)
-Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика. Словами из текста

 (Я не такой..смешон и сладок был бы гул)
( Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.

8.Инсценировка – заключительные сцены поэмы.
 9. Стратегия 6 шляп       Учащиеся по группам обсуждают 5-7мин.( правило работы в группах ), напомнить о стратегии .Защита  -  2- 3мин

10.Так , как же понимают свободу главные герои?
(у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему.
Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.)
-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?
Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме.
  А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?
   Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю.
    11. Задания группам:

1,2,3группе - Эссе  «Нашел ли Алеко свободу ?», «Что значит быть свободным?»
4,5,6 группа  – выполняют кластер, посвященный Алеко, Земфире.

Условие:  пользоваться цитатами из поэмы.

 12.Авторский стул  -1- 2 уч-ся    по желанию читают свои работы.
13. Подведение итогов урока. Пожелание на звездах об уроке.

14. Домашнее задание:  эссе «Ваше отношение к героям поэмы»,  «О чем меня заставила задуматься поэма?» по выбору составить синквейн  «Алеко», «Земфира»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения русского языка и литературы с олимпийским резервом

План работыметодического объединения русского языка и литературысредней школы имени Абая  с олимпийским резервом...

План работы методического объединения русского языка и литературы со слабоуспевающими учащимися

План работыметодического объединения русского языка и литературысредней школы имени Абая  со слабоуспевающими учащимися...

План работы методического объединения русского языка и литературы со способными учащимися

План работыметодического объединения русского языка и литературысредней школы имени Абая  со способными учащимися   ...

План работы школьного методического объединения русского языка

План составлен совместно с учителями методического объединения с учетом работы....

Работа методического объединения русского языка и литературы, истории и обществознания

Презентация подготовленна для выступления руководителя МО Васильевой Ирины Николаевны на методической защите школьных объединений....

Методическая лаборатория русского языка

Русский язык. 10 класс. Базовый уровень (68 часов)Поурочное планирование, обеспечивающеецелевую подготовку школьников к ЕГЭ.Коммуникативный и языковедческий аспекты.(На основе учебника для 10-11 кл. о...

Методическая разработкаурока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge Movers

Методическая разработка урока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge  Moversучителя английского языкаГБОУ СОШ № 283 Кировского районаСанкт-Петербурга Поповой Натальи Павловны...