Конспект урока русского языка " Имя существительное. Повторение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кунаева Татьяна Вячеславовна

Кнспект урока русского языка  для 5 класса. Предназначен для урока повторения и обобщения темы " Имя существительное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_imya_sushchestvitelnoe._povtorenie.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

                      -   Здравствуйте, ребята, садитесь.

               -  Ребята, на предыдущих уроках мы с вами очень много говорили об имени существительном. И вот пришла пора подвести итоги по этой части речи.

-Итак, тема сегодняшнего урока «Обобщение знаний по теме Имя существительное»

Слайд №1.

        - Откройте тетради, запишите 14 марта, классная работа, повторение.

      -Обратите внимание на эпиграф урока слайд №2

   -Прочитайте его. Это слова писателя Фазиля Искандера.

    -Как вы понимаете эти слова?( На  уроках  вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым  уроком  должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их.)

   -  А что такое доброта?  

     -  Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре. (Доброта - это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

    -  Яна, читай значение этого слова. Слайд №3

    -А какой частью речи является слово доброта?

  -  Докажите, что это сущ. (что?) Слайд №4

   -Правильно, молодцы.

    --Что же вы знаете об имени существительном? Слайд№4

1. Эта самостоятельная часть речи

2. Обозначает предмет

3. Отвечает на вопросы кто? Что?

   -Молодцы. А теперь рассмотрим морфологические признаки имени существительного, которые делятся на постоянные и непостоянные.

     - Итак, постоянные признаки. Слайд №5

    -Назовите постоянные признаки имени существительного. (Род. Склонение, одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).

     -Поговорим о роде имени существительного.

   -Определите род слова ДОБРОТА. (ж.р.)

   -А еще какой род можно выделить у существительных? ( м.р. и ср.р.)

   -С помощью каких местоимений мы определяем род имени существительного? ( Он. Она. Оно)

  -Правильно. Слайд №6

  -Хорошо. Молодцы. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы отгадки записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам. К доске пойдет Ромашкин Егор. Готовы? Тогда читаю:

1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

4) Всем, кто придёт,
И всем, кто уйдёт,
Она ручку подаёт. (Дверь)

5) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

6) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)

7) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собака лает,
А достать не может. (Луна, месяц)

8) Чёрная корова
Всех людей поборола,
А белый вол
Всех поднял. (Ночь и день)

А почему вы в существительном “ночь” на конце слова написали мягкий знак? (Потому что это женский род)

- Тогда в существительных “рощ”, “задач”, “туч” тоже должен писаться мягкий знак. Он пишется в этих словах? (Нет, т.к. эти существительные стоят в форме мн. числа р.п.)

- Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак? (У существительных женского рода 3 склонения)

    -Следующий постоянный признак СКЛОНЕНИЕ слайд №7

    -Что такое склонение? (Это изменение по падежам)

   -Какие сущ. Относятся к 1 склонению?

    -Какие ко 2 скл.?

   -Какие к 3 скл?

          Слайд №7

- Определите у существительных-отгадок склонение. Работа у доски и в тетради.

  -Скажите, а как мы называем существительные, отвечающие на вопрос КТО? (одушевленные). А на вопрос ЧТО? (неодушевленные).

  -Посмотрите на экран. Слайд№8

-А теперь распределите по группам данные на экране с ущ. Слайд№9.

     -К доске пойдут 2 ученика.

  -Ребята, как называются существительные, обозначающие названия единичных предметов? (Собственными). Что, кроме инициалов, относится к именам собственным? (Географические названия, исторические события, клички животных, названия книг, спектаклей, журналов, газет и др.)

- А какие существительные мы называем нарицательными? (Те, которые являются названиями единичных предметов). Приведите примеры.

Слайд №10

Слайд №11 Распределите по группам данные собственные и нарицательные существительные.

-Молодцы. А теперь повторим непостоянные признаки. Слайд №12.

    -Что вы знаете о числе имени существительного? (у сущ. Есть единственное и множественное число).

   -Приведите примеры сущ. в ед. ч. и мн. ч.

 - А в чем особенность таких сущ. Как ЗОЛОТО, ДОБРОТА, ЛИСТВА? ( они имеют форму только ед, ч,)

  -А таких сущ, как ОЧКИ, САНИ, КАНИКУЛЫ? (только мн, ч,)

    -Итак, в русском языке есть сущ., которые имеют форму только ед, ч, и только мн.ч.

    -Выполните задание СЛАЙД №13.

   -Проверим, итак, назовите сущ. Только мн.ч. БРЮКИ, ШАХМАТЫ, НОЖНИЦЫ, ВОЖЖИ, САНИ, КАНИКУЛЫ, СУТКИ.

      -Только ед.ч.  ЛИСТВА, КЕРОСИН, ПОСУДА, ДОБРОТА, ЗОЛОТО, РОДНЯ, САХАР.

    -Ребята, вы сказали, что склонение – это изменение сущ. По падежам. А сколько падежей в русском языке? (6)

   -Назовите падежи и их вопросы.

   -Просклоняйте по падежам слово доброта. По цепочке называем падеж, вопрос и слово  ДОБРОТА в этом падеже.

Слайд№14

   -- А вот герой Лежебокин с вами не согласен. Послушайте шуточное стихотворение:

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный и Звательный,
Грязнительный, Лежательный,
Грубительный
И, наконец, просительный!

- Вот и такие ребята тоже встречаются. Но среди его придуманных падежей есть один, который раньше существовал в русской грамматике. Какой? (Звательный)

Частично он сохранился, когда мы обращаемся с вами друг к другу.

- Итак, вернёмся с вами к реальным падежам. Какие падежи из 6 являются опасными? (Род., дат., предл.)

Почему? (Потому что можно сделать ошибку в написании окончания)

- Какие окончания имеет существительное 1-го склонения в род., дат., пред. падежах? 2-е - в п.п.; 3-е скл. - в р.п., д.п., п.п.? (Ответы учащихся)

 - А теперь вспомним синтаксическую роль сущ. Посмотрите на экран СЛАЙД №15 и скажите. Каким членом предложения является имя сущ.?

   -Молодцы.

    -  Ребята, а как пишутся гласные О и Е после шипящих и Ц в ОКОНЧАНИЯХ сущ. (под ударением – О без ударения – Е)

   Вставьте, пожалуйста, где нужно О и Е. Объясните СЛАЙД №16.

  -Молодцы.

       - Ну а теперь, когда мы все повторили об имени сущ. вы легко сможете сделать морфологический разбор сущ.

  -Итак, запишите предложение  Ласточка с весною в сени к нам летит.

К доске пойдет Белова Т.

   - Проверьте СЛАЙД №17

   -Молодцы. А теперь подведем итоги урока СЛАЙД №18

   -Урок подходит к концу. Запишите домашнее задание СЛАЙД №19

    - Сегодня вы очень хорошо работали. СЛАЙД №20

   Урок окончен .Спасибо СЛАЙД №21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....

Урок русского языка "Имя существительное. Повторение изученного"

Урок проводится после изучения темы "Имя существительное". Цель урока - обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном, закрепить орфографические навыки....

План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».

Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение знаний о глаголе"

Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как о части речи, о временах глагола;развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание;воспитывать любовь к языку, к художественному слову А.С. Пу...

Конспект урока русского языка "Имя существительное"

Конспект урока "Имя существительное", 5 класс...