Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Деятельностные

Содержательные

Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.

познакомить с понятием наклонение глагола, особенностями изъявительного наклонения глагола;

Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

показать выразительность употребления глаголов в речи;

Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала.

способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;

 

формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakloneniya_glagola_goncharenko.rar2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского языка

                                                                                                                                          Учитель:  Гончаренко Е.В., Гимназия 63 Калининского            района, Санкт-Петербурга.      

                                                                                                                                                                         

Предмет: русский язык

Класс : 6 б

Автор УМК: Т.А. Ладыженская

Тема урока:

«Наклонение глагола. Изъявительное наклонение»

Тип урока: урок открытия  новых знаний

Цели:

Деятельностные

Содержательные

Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.

познакомить с понятием наклонение  глагола, особенностями изъявительного    наклонения глагола;

Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

показать выразительность употребления глаголов в речи;

Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала.

способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;

формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

УУД

  1. Этап мотивации

Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок.

Все на месте, всё в порядке?

Где учебник, где тетрадки?

Все готовы отвечать и «пятерки» получать?

Значит, можем начинать.

Слайд с высказывание А.Н. Толстого

Работа с эпиграфом. Комментарий.

Записываем  в тетрадях число.

Поднимают руку, высказываются

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

(Л).

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение и обобщение сведений о глаголе и закрепление орфографических навыков.

Как звучит наша большая тема, связанная с глаголом? А почему? Повторение по теме «Глагол» Раздаточный материал.

А сейчас наш традиционный орфографический чемпионат. Кто сегодня вызывает нас на бой?

Проверим сегодняшнее д.з. Кто хочет зачитать свой текст? Было трудно моделировать ситуацию? Какие особенности заметили в употреблении глаголов. Выпишите по три глагола (с частицей бы, со значение просьбы или требования, со значением реального действия в разном времени)

Работа с эпиграфом.

 “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (А.Н.Толстой)

Предположите,  о чём мы вами сегодня будем говорить на уроке?

Выполнение заданий .

Взаимопроверка.

Рефлексия.

Ответы на вопросы «Орфографического футбола»

Зачитывают свои тексты домашних заданий. Выписывают глаголы в 3ряда.  Делают выводы.

Формулируют тему урока.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Л 3 достаточный  объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Метапредметные:

умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.

Познавательные:

строить высказывания в устной форме.

 Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия  (Р).

  1. Постановка учебной задачи

Цель:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Попробуем сформулировать тему урока.

Запишем тему урока в тетрадь. Какой корень в слове наклонение? Какая это орфограмма?

Попробуйте сформулировать цель нашего урока, опираясь на тему.

Теперь в форме вопросов поставим перед собою задачи. В этом нам помогут вопросы-подсказки.

Было ли трудно? Чем?

Наклонение глагола.

Записывают тему.

Формулируют цель и задачи, опираясь на вопросы – подсказки.

Метапредметные

МП.:  формирование логических действий анализа объектов.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Составляем по три предложения по картинкам. Слайды.

Что вы узнали о наклонении глагола?

Сколько наклонений глагола?

Как они называются?

Какое действие каждый из них обозначает?

Какое наклонение обозначает реальное действие, а какие ирреальное или нереальное? Как вы думаете, что означает новое слово? Скажите, где мы сможем проверить  наши выводы?

Попробуйте составить схему-подсказку по определению наклонения глагола. Она должна быть с примерами.

Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию.

Какой же вывод можно сделать?

Каким же образом можно выйти из затруднения при определении наклонения глагола?

Слушают, составляют предложения, записывают их в тетрадь, анализируют, делают вывод. Пытаются понять по контексту новое слово.

 Изучить материал учебника теории п.91

Делают вывод.

Составляют в парах схему.

Самостоятельно формулируют результат наблюдения.

Высказывают свои мнения, записывают в тетрадь схему.

Метапредметные познавательные

: формирование логических действий анализа объектов;

Адекватное понимание информации устного сообщения;

 Владение разными видами чтения ( поисковым, изучающим  текстов разных стилей и жанров.

Коммуникативные : осваивать культуру общения, слушать товарища.

Предметные : опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения

Метапредметные познаватеьные : установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

  1. Физкультминутка

А теперь немного отдохнем.

Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!

Слова какой части речи помогли нам отдохнуть? Что необычного в употреблении данных глаголов?

Выполняют физминутку.

Размышляют над особенностями употребления глаголов.

6.Первичное закрепление

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

Слайд с высказыванием. Комментарий.

Какое наклонение используется?

Изъявительное наклонение – то действие как реальный факт. Давайте закрепим это знание, выполнив упражнение № 540.

Каков подтекст этой маленькой истории?

Может быть, кому-то пришли в голову аналогии из жизни, поделитесь с нами.

Анализируют высказывание.

Выполняют упражнение.

Проводят взаимопроверку.

Наблюдают, оценивают.  

Метапредметные познавательная:

формирование логических действий.

Метапредметные коммуникативная :

  Способность участвовать в речевом общении

Личностные

7.Применение знаний и формирование умений и навыков

Ребята, а теперь попробуем пофантазировать. Представьте себе, что вы лингвисты и первыми открыли такую категорию, как наклонение. Они еще не названы, перед вами стоит задача – дать каждому наклонению название в зависимости от их функции и обосновать свое название.. Не забываем, сейчас не время одиночек-гениев и работаем в парах.

У кого получилось? Какие были трудности?

Чьё название, на ваш взгляд, самое интересное или самое логичное?

Синтаксический разбор предложений с глаголами разных наклонений.

Делают записи в тетрадях.

Дают пояснения к выписанным глаголам.

Выполняют разбор. Делают вывод об особенностях построения предложений с глаголами разных наклонений.

Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища.

Регулятивные: контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

8. Подведение итогов

А теперь давайте вернемся к вопросам, которые мы сформулировали, ставя задачи урока, и ответим на них.

Молодцы, вы смогли и поставить вопросы и на них ответить. А теперь давайте посмотрим, как ответы на эти вопросы сформулировали лингвисты.

Высказываются, записывают. Рефлексируют.

Метапредметные:

формирование логических действий.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).

9.Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Интересно ли было?

Кому, какой этап показался самым трудным?

Как вы думаете, что по сегодняшней теме нам еще предстоит отработать?

Обращайте внимание на особенности употребления глаголов разных наклонений.

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С  заданиями справились легко

И поработали ударно.

Отвечают на вопросы. Планируют дальнейшую работу по данной теме.

Личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

На выбор: упр. или лингвистическую сказку. Кто вызывает нас на матч на следующем уроке?

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Презентация к уроку. Тема:"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение".

Презентация к уроку .Тема:"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение" Русский язык. 6 класс. ФГОС....

Технологическая карта урока по теме: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».

Цели: ДеятельностныеСодержательныеСоздать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.познакомить с понятием наклонение  глагола, особенностями изъяви...