Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 11 класса
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) на тему

Мезенцева Екатерина Михайловна

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_tur_10-11_klass.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

10-11 класс

Задание 1

Перепишите текст, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки.

Весну…чатыйветр…(н/нн)ый Ванечка, шофер(д…летант) по про(ф/фф)е(с/сс)ии, любитель потанц…вать и покуролес…ть, боясь а(п/пп)енд…цита и кон(?)юнктивита, решил сделат(?)сявег…тар…анцем. Однажды, надев свой шерст…(н/нн)ой костюм и иску(с/сс)(?)но причесав клоч…к волос на тем…чке, он отправился в гости к своей свояч…(н/нн)ице А(п/пп)о(л/лл)инарииНикити…не. Пройдя те(р/рр)а(с/сс)у с б…(л/лл)юстрадой, всю заставле(н/нн)уюглиня(н/нн)ыми и а(л/лл)юмин…евымигорш…чками, он, как прив…легирова(н/нн)ый гость, отправился прямо на кухон(?)ку. Хозяйка, видя, что это (н…)кто иной, как ее приятель,заа(п/пп)лодировала так, что уронила ко…форку самовара, а затем стала по…чевать его в…н…гретом с копчу…ками, а на д…серт подала монпа(?)с…е с прочими я(?)ствами.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 5.

Задание 2

Выделите слова, связанные друг с другом словообразовательными отношениями, и выстройте словообразовательные цепи от начала к концу. Сколько цепей получилось?

Домашний, домишко, домовитость, одомашнить, одомашнивание, одомашнивать, домовитый, бездомность, бездомный, дом.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 4.

Задание 3

Выберите слова с приставкой пере-. Сгруппируйте слова, учитывая значение приставки (см. ниже). Дополните каждую группу двумя примерами, отсутствующими в тексте.

Туристы перешли речку вброд и снова углубились в лес. Становилось темно.

— Может быть, здесь остановимся? — спросил один из них.

— Лучше переночуем в деревне, здесь недалеко, — сказал другой.

— Ладно, тебя ведь всё равно не переспоришь, — ответил первый, — давай только передохнём немного.

Туристы посидели минутпять и двинулись дальше. Вскоре показалась деревня. Но все дома были заколочены. Только в последнем доме горел свет. Туристы открыли калитку и вошли во двор. Внезапно на них с лаем бросилась собака. Шедший впереди попытался защититься палкой, но пёс перекусил её, как соломинку, и, казалось, уже готов был броситься на человека и перегрызть ему горло, но тут открылась дверь и вышел хозяин.

— Полкан, место, — закричал он и пригласил гостей в дом.

— Все переехали в город, — рассказывал он. — Да и мы с Полканом как-нибудь перезимуем и тоже уедем. Не хочется, конечно, да, видно, судьбу не перехитришь. Придётся и мне на старости лет переселиться к сыну.

— Можно я пересяду к печке? — спросил один из гостей. Другой в это время выяснял у хозяина дорогу.

— Чтобы попасть в город, вам надо переплыть реку, у меня есть лодка, я вас перевезу. А кстати, не хотите перед сном перекусить немного?

— Спасибо, — сказали туристы и передвинули стулья поближе к теплу.

Значения

1.«Преодоление преграды».

2.«Проведение определенного периода времени».

3.«Взять верх».

4. «Краткое действие».

5. «Деление на две части».

6.«Смена местоположения, перемещение».

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 6.

Задание 4

Определите, какой частью речи являются в данном тексте выделенные слова. Обоснуйте свою точку зрения. Как можно назвать процесс, в результате которого образованы эти слова? Какие общеупотребительные слова образованы по такому же принципу?Приведите три-четыре своих примера.Чем они отличаются от данных?

За окном моим летали

две весёлые свистели.

Удалые щебетали

куст сирени тормошили.

А по крыше магазина

важно каркали гуляли

и большущие вопили

волочили взад-вперёд.

Две чирикали лихие

грызли корочки сухие,

отнимая их у толстых

косолапых воркутов.

А к окошечку подсели

две кричали-и-галдели

и стучали в батарею,

не снимая башмаков.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 6.

Задание 5

1. Почему в первой фразе употреблена форма у него, а во второй – уего? Дайте максимально полное обоснование.

2. Выделите окончания у каждой словоформы в составе обеих фраз (если это возможно). В случае затруднений объясните, в чем состоит проблема.

Друзья собрались у него дома.

Друзья собрались у его дома.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 8.

Задание 6

Соотнесите приведённые слова с их значениями. Какое из слов нельзя соотнести ни с одним из значений? Сформулируйте это значение самостоятельно. Назовите слово, которому соответствует оставшееся (не соотнесённым с указанными словами) значение.

Слова

Значения

Анахорет

Богач, жизнь которого отличается восточной пышностью

Бонвиван

Человек, любящий жить в своё удовольствие

Мизантроп

Человек, преклоняющийся перед тем, что принято в высшем свете, увлекающийся всем модным

Набоб

Отшельник, пустынник

Нувориш

Тот, кто ненавидит людей, чуждается их

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 4.

Задание 7

Найдите речевые ошибки в приведенных ниже высказываниях. Предложите свой вариант правки.

1. Для их ликвидации сделаны соответствующие меры.

2. Коротко изложить существо произведения.

3. Больные, не посетившие врача в течение трёх недель, выкладываются в архив.

4. Сотрудники агентства «Щит» с удовольствием займутся кражами, разбоем.

5. Художник изобразил, как Петр 1 ведёт войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова.

6. Районная Дума приняла решение закрыть вход в игорные заведения для подростков и тем взрослым, которые пришли туда под градусом.

7. Это музыкальное произведение поётся акапеллой.

8. У всех приборов есть погрешность: они ничего точно не взвешивают.

9. Где бы они ни жили, их всегда считали самой идеальной супружеской парой, а её – самой счастливой из женщин.

10. При отравлении фосфором может произойти пожелтение кожаного покрова.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 5.

Задание 8

Можно ли считать приведенный ниже текст примером хорошей речи? Ответ обоснуйте, выявляя использованные автором средства создания выразительности.

По лугу галопом неслись всадники: впереди, на мощном вороном жеребце, по-жокейски оттопырив локти, скакал, а точнее, летел по воздуху некто в широкополой американской шляпе; следом догонял иноходью белый мундир с золотыми плечами; потом дружной стаей поспешал на рысях десяток казаков, а позади всех, порядочно отстав, подпрыгивал в седле какой-то несусветный господин в котелке и длинном рединготе.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 4.

Задание 9

Даны фразы из энциклопедии для детей, расположенные не по порядку. Восстановите авторский текст. Объясните своё решение (опишите связи между предложениями в тексте).

  1. В долине небольшой забайкальской речки Могой, которая стекает со склонов Южно-Муйского хребта, есть целая «горячая поляна».
  2. Верхняя купальня – для самых смелых.
  3. Вниз по течению температура воды в купальнях постепенно снижается.
  4. Здесь берёт начало горячий ручей.
  5. Летом вода в ней настолько горяча, что можно заживо свариться.
  6. На ручье оборудовано несколько купален.
  7. Он прокладывает себе путь среди тайги, где земля скована вечной мерзлотой.
  8. Она усеяна небольшими углублениями, со дна которых бьют горячие ключи, а над ними постоянно висит облако пара.
  9. Поэтому она используется зимой, и только в лютые морозы.

(Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – 2-е изд., перераб. и доп. /Ред. коллегия: М.Аксёнова, В.Володин и др. – М.: Аванта+, 2006. – С. 178.)

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 15.

Задание 10

Какая грамматическая категория существительного не окончательно сформировалась в русском языке к моменту написания данного текста?Ответьте на этот вопрос, иллюстрируя свой ответ примерами из приведенного отрывка из Псковской 1-ой летописи.

В лто 6497-е. Крестися вся земля Руская; и поставиша митрополита в Киев, а по инмъ градомъ епископы и попы и диякони; и бысть радость велика везд.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 6.

Задание 11

Польскоесловоboiskoпереводитсянарусскийязыккакстадион, lotnisko – аэропорт, schronisko – убежище, wysypisko – свалка (мусора); wrzosowisko – вересковоеполе, lodowisko – каток, jęczmienisko – ячменноеполе, ryżowisko – рисовоеполе.

1. Каково общее значение суффикса -(ow)isko в данных словах?

2. Какие две разновидности этого общего значения представлены в примерах?

3. Переведите на русский язык слова pastwisko, targowisko, kartoflisko, grochowisko.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)...

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7 класса

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7-8 класса...

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 8 класса

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7-8 класса...

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 9 класса

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 9 класса...

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 10 класса

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 10 класса...

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку 5-11 класс

Задания школьного тура олимпиады по русскому языку 5-11 класс...

Варианты заданий школьного тура олимпиады по русскому языку для обучающихся с ОВЗ (НОДА).

Олимпиадные задания по русскому языку для обучающимися с ОВЗ (НОДА). Объём заданий учитывает низкий темп работы и быструю утомляемость обучающихся....