Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Презентация содержит разбор заданий из ОГЭ  3-7 и 9-14 по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razbor_zadaniy_3-7.ppt196.5 КБ
Office presentation icon zadaniya_9-14.ppt229.5 КБ
Файл izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva.odt23.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. МЕТАФОРА – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными. Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. 2. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Слайд 2

3. ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательными и наречиями. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕэпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

Слайд 3

4. СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО, ПОДОБНО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки. б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

Слайд 4

5. ГИПЕРБОЛА – преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил. 1 0. АНТИТЕЗА – противопоставление, основанное на параллелизме. Например: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень.

Слайд 5

15. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов. Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

Слайд 6

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.) 2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.) 3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.) 4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)

Слайд 7

2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.) 2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.) 3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.) 4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и к оробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек.

Слайд 8

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.) 2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.) 3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.) 4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)

Слайд 9

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.) 2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.) 3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.) 4 ) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста

Слайд 10

. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.) 2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.) 3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. 4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города.

Слайд 11

Рассмотрим возможные формулировки задания 4. Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного. Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости-звонкости последующего согласного. Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного. Из предложений ... выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного.

Слайд 12

В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з». Например: РАС-ПИЛИТЬ ( П - глухой согласный), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкий согласный).

Слайд 13

Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С: без-, бес- : без/душный, бес/покойный воз-, вос -: воз/делывать, вос/кликнуть вз-, вс-: вз/дрогнуть, вс/крикнуть из-, ис -: из/гнать, ис/пугать низ-, нис- : низ/вергнуть, нис/падать раз-, рас- : раз/гадать, рас/печатать роз-, рос- : роз/дых, рос/пись через-, черес -: через/рядный, черес/полосица чрез-, чрес-: чрез/мерный, чрес/кожный

Слайд 14

Случай 1 . Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором - глухой.

Слайд 15

Случай 2. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного.

Слайд 16

Случай 3. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками. Например: 1. приставка БЕС- ( БЕСпокоить) и корень - БЕС- (БЕСиться) 2. приставка НИЗ- ( НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый) 3. приставка РАЗ- ( РАЗбить) и корень -РАЗ- ( РАЗительны й), корень -РАЗН- (РАЗНица) 4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение) 5. приставка РОЗ- ( РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый) 6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый ), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек) 7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

Слайд 17

1. В каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости следующего согласного? 1) Здание 2) Надзвёздный 3) Подготовить 4) Безжалостно

Слайд 18

2. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного? 1) Исчез 2) Искоренить 3) Сгоревший 4) Здравница

Слайд 19

3. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»: 1) Здешний 2) Известковый 3) Расставить 4) Несговорчивый

Слайд 20

5. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»: 1) Преобразить 2) Прибрежный 3) Преступник 4) Прикрывать

Слайд 21

7. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»? 1) Прислушивался 2) Пререкаться 3) Приключение 4) Прилетевший

Слайд 22

5. Найдите в тексте слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения. Завернув за поросший кустарником холм, Яшка увидел крышу "охотничьего домика". Прячась за листву, он пробрался вплотную и прислушался. Кроме жужжанья комаров, кваканья лягушек да тоскливого писка какой-то болотной пичужки, он не услышал ни одного звука, который мог бы ему подсказать, что домик обитаем.(Гайдар А.)

Слайд 23

9. Найдите в тексте слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение. Драгоценное и самое таинственное время от первого света до восхода, когда только обозначаются узоры совершенно безлиственных деревьев: берёзки были расчёсаны вниз, клён и осина — вверх. Я был свидетелем рождения мороза, как он подсушил и подбелил старую, рыжую траву, позатянул лужицы тончайшим стёклышком. (Пришвин М.)

Слайд 24

6. В тексте найдите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости /глухости следующего за ней согласного. Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из лесу, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед.

Слайд 25

1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н-"? 1) невиданного 2) деревянный 3) божественным 4) длинной

Слайд 26

. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно -Н-"? 1) грустно 2) больно 3) главного 4) приручён

Слайд 27

3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН"? 1) странном 2) неожиданно 3) опущенным 4) сонным

Слайд 28

4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано". 1) раздражённо 2) длинными 3) уверена 4) больной

Слайд 29

5 . В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-"? 1) военный 2) намеченной 3) болезненный 4) увековеченный

Слайд 30

6. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного"? 1) похищенные 2) усиленно 3) удвоенным 4) естественна

Слайд 31

8. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН"? 1) пригнанных 2) размеренно 3) драгоценного 4) полноценным

Слайд 32

9. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН"? 1) длинной 2) пустынный 3) начерченные 4) путешественник

Слайд 33

10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н"? 1) нарушено 2) буквально 3) нужно 4) стыдно

Слайд 34

11. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)? 1) деревянной 2) нанесённые 3) посторонние 4) единственное

Слайд 35

17. В каком слове правописание НН определяется правилом: " В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"? 1) сосредоточенно 2) просвеченной 3) посторонние 4) законный

Слайд 36

18. В каком слове правописание Н определяется правилом: " В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н"? 1) журавлиных 2) заключена 3) петушиных 4) машинально

Слайд 37

24. В каком слове правописание НН определяется правилом: "В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н"? 1) многочисленные 2) отуманенным 3) соответственное 4) весеннюю

Слайд 38

Сначала вспомним, что такое синонимы. СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению. Например: ученик - школьник, бежать - мчаться, трудный - сложный.

Слайд 39

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА - это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски. Например: слово бродить является нейтральным по сравнению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться; будущий — по сравнению с книжным грядущий; взгляд — взор; глаза — очи;

Слайд 40

голый — нагой; доказательство — аргумент; душистый — благовонный — благоуханный; есть — вкушать, жрать; жаловаться — сетовать; заботиться — радеть; задержка — промедление, проволочка; кудрявый — курчавый; лгать — врать; мешать — препятствовать; муж — супруг;

Слайд 41

надежда — упование, чаяние; напрасно — тщетно; обещать — сулить; обмануть — надуть; поединок — единоборство; смерть — кончина; умереть — скончаться; хоронить — погребать.

Слайд 42

1. Замените словосочетание ВСЕГО НИЧЕГО из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.

Слайд 43

2 .Замените слово ПРИМЕТИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (18)Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет.

Слайд 44

3 .Замените фразеологизм НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ из предложения 9 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним. (9)Нина, возбуждённая и разнеженная красотой тёплой летней ночи, предложила Боброву свою дружбу на веки вечные.

Слайд 45

4.Замените слово УЖАСНО из предложения 5 на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним. (5) Мише это повторение вскоре ужасно надоело.

Слайд 46

6 .Замените слово ЗАВАЛИТЬ из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу. 7 .Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (13)Под волей он разумел свободу.

Слайд 47

1 4.Замените слово УВЯЗАЛСЯ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (7)Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было. 15.Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди?

Слайд 48

9. Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (9)Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь

Слайд 49

25.Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним . (24)Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. 26.Замените слово НЕИСТОВОГО из предложения 13 на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним. (13) И новая волна неистового смеха покатилась по комнате.

Слайд 50

29.Замените просторечное слово ТЁТКИ из предложения 27 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. (27)Она бежала вдоль забора, увидела вход в другую ограду, проскочила мимо тётки, разомлевшей под солнцем, упала на скамью, отдышалась и стала оглядываться.

Слайд 51

3 2.Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. (10)– Причин уйма. 33.Замените разговорное слово УТЕХА из предложения 15 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...

Слайд 52

37.Замените разговорное слово УЛАМЫВАТЬ из предложения 30 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. (30)Долго тебя уламывать?! 38.Замените разговорное слово КОЛОТИТСЯ из предложения 33 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. (33)Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и мальчик, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.

Слайд 53

40.Замените просторечное слово РЯВКНУЛ из предложения 53 стилистически нейтральным синонимичным выражением. Напишите это выражение. (53)– Где ты болтался? – рявкнул отец. 41.Замените разговорное слово ВСЫПЛЮ из предложения 54 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. (54)– Погоди, вот я тебе утром всыплю… 42.Замените разговорное слово УГОМОНИЛИСЬ из предложения 55 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово. (55)Наконец все угомонились.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Найдите предложение с обособленным приложением. (1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника. (5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

Слайд 2

2. Найдите предложение с обособленным согласованным определением. (1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии. (3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама. (4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

Слайд 3

3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. (19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести. (21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза: – (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!

Слайд 4

4 . Найдите предложение с обособленным приложением. (1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборчика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой. (4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге. – (8)Заходите, товарищ лейтенант.

Слайд 5

5. Найдите предложения с обособленным приложением (1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала: – (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия! (4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией: – (5)А кого она не достала!

Слайд 6

6. Найдите предложение с обособленным распространённым приложением. (1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям: – (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

Слайд 7

7. Найдите предложение с обособленным согласованным определением. (9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном. (11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

Слайд 8

10. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. (17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

Слайд 9

12. Найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. (26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка. (27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась: – (29)Всё он!.. (30)Своими руками!

Слайд 10

13. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. (12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала: – (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся? (15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.

Слайд 11

15. Найдите предложение с приложением. (17)3дравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу. – (18)3дравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка. (19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила: – (21)Сыграйте, Яков Ильич.

Слайд 12

17. Найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. (18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль. (21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед. – (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня.

Слайд 13

19. Найдите предложение с обособленным согласованным определением. (20)Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке: «(21)Летопись. (22)Древняя, средняя и новая история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным». (23)Вначале описание деревни шло гладко. (24)Но после слов: «Заложена деревня в...» – начались затруднения. (25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.

Слайд 14

1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Но учительница,(1) словно шутя,(2) спросила его: «Ты,(3) наверное,(4) хочешь сесть с Черновой,(5) да?». И Толе показалось,(6) будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой. Ответ: () 2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на меня. Ответ: ()

Слайд 15

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Игрушечное царство,(1) казалось,(2) послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. Так смотрела на Ларису и я. Как кукла она была более необычной,(3) поражающей воображение,(4) чем я как человек. Ответ: () 4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. По мере перехода в высшие классы свободного времени,(1) конечно,(2) становилось меньше,(3) появились другие интересы,(4) и воинские упражнения мои почти прекратились. Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе»,(5) который был введён в программу реального училища в 1889 году.

Слайд 16

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. – Почему это матери,(1) как правило,(2) детей любят,(3) а не понимают? Вот раньше было: «Благословляю тебя,(4) сын мой,(5) на подвиг...». Ответ: () 6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Да,(1) я,(2) безусловно,(3) простой и примитивный кинозритель,(4) как большинство людей. От кино я именно и жду полного преображения,(5) окончательного обмана – «чтоб не думать зачем,(6) чтоб не помнить когда». Театр на это не способен,(7) да и не претендует

Слайд 17

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Потом,(1) кстати,(2) она нам рассказывала,(3) что знала про Сталинградскую битву,(4) про то,(5) как наши держались за каждый камень. Ответ: () 8. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. Я долго думал о том,(1) почему мама нисколько не бранила меня,(2) почему она,(3) на моё счастье,(4) даже обрадовалась,(5) что чашку разбил я,(6)а не Бум.

Слайд 18

9. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. На обратном пути вместе со стрелками подтягивал солдатскую песню: Греми,(1) слава,(2) трубой За Дунаем за рекой. Словом,(3) прижился в военной среде,(4) приобретя приятелей среди офицерства,(5) а ещё более – среди солдат. Ответ: () 10. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретрухи». – Пап,(5) ну скажи ей,(6) – громко пожаловалась Оксана. – Чего она мне нервы мотает?

Слайд 19

1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. А мать сидела прямо,(1) напряжённо. Крестьянское лицо,(2) городское платье. Но чувствовалось,(3) что живут не в деревне,(4) а где-то в пригороде,(5) может быть,(6) на разъезде

Слайд 20

12. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. – Смотри,(1) надо беречь руки! Вся твоя судьба – в твоих руках! Вернее сказать,(2) в твоих пальцах. – 3наю,(3) бабушка,(4) – добродушно соглашался Олег. – Вот я их и развиваю. Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,(5) говорят,(6) пилите!

Слайд 21

13. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек,(1) несчастные,(2) облезлые,(3) грязные. У одного кота,(4) по-видимому,(5) в драке был выдран клок шерсти, (6) у другого на лапе кровоточила рана

Слайд 22

1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь!

Слайд 23

Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду

Слайд 24

А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених. Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось. Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд

Слайд 25

Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь. Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась.

Слайд 26

Тролли разгорячились от жаркого спора, напрочь забыв про время, и, подкравшись неожиданно, рассвет застал их врасплох.. Они обнаружили тайник, и там их ждали награбленные троллями сокровища.

Слайд 27

Обратите внимание на союзы «тоже», «также». Они имеют обыкновение прятаться не сразу после запятой, а чуть дальше (их значение — соединение). Торин переправился через реку, остальные гномы также последовали его примеру.

Слайд 28

временные: едва, когда, лишь, лишь только, пока, с тех пор как и проч. причинные: так как, потому что, оттого что, вследствие того что, ибо и проч. целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и проч. следствия: так что. условия: если, ежели, коли, раз и проч. уступительные: хотя, пусть, пускай, несмотря на то что и проч. сравнительные: как, как будто, будто, словно, чем…тем… и проч. изъяснительные: что, чтобы, как и проч.

Слайд 29

Главное с придаточным может соединять также местоимение, играющее роль союза (союзное слово). Например: Хранители отправились в такое место, которое жителям Средиземья снилось только в страшных снах.

Слайд 30

Внимание: 1) союзное слово который также может идти не сразу после запятой, а прятаться чуть дальше. Хранители отправились в такое место, даже думать о котором было жутко. 2) Если придаточное предложение находится внутри главного, выписывайте запятую, начинающую придаточное, и запятую, завершающую придаточное. Хранители кольца, число которых было девять, держали путь в Мордор.

Слайд 31

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. "Ваш вид мне не нравится!" - говорила мама,(1) и,(2) вытягиваясь на носках,(3) как во время гимнастики,(4) она ощупывала чей-нибудь лоб.

Слайд 32

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Она никогда не давала громкого свистка,(1) никогда не напоминала вслух о правилах жизни,(2) но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям,(3) потому что эти решения были справедливы. Если мама задерживалась,(4) Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными,(5) словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда,(6) который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.

Слайд 33

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Поесть не очень стыдно,(1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет,(2) он будет с ней дружить,(3) а подачек ему не надо.

Слайд 34

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Я для тебя всего только лисица,(1) точно такая же,(2) как сто тысяч других лисиц. Но,(3) если ты меня приручишь,(4) мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете,(5) и я буду для тебя один в целом свете...

Слайд 35

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании.

Слайд 36

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

Слайд 37

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,(1) а в крайних домах,(2) расположенных ближе к лесу,(3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,(4) кто это разбойничает ночами.

Слайд 38

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Он несся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, (4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Слайд 39

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Стрелять в него теперь,(1) когда он отдыхал,(2) не подозревая об опасности,(3) было бы преступлением... Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно,(4) он должен выстрелить!

Слайд 40

1 Среди предложений 54-61 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. – ( 54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас. – (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева. (57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.

Слайд 41

2. Среди предложений 15-19 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей... (17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги. (18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

Слайд 42

3. Среди предложений 21-29 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову. (27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него. – (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!

Слайд 43

4. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. ( 1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. – (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята. – (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли. (5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны. (7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

Слайд 44

6. Среди предложений 12-17 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте. (14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания. (17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном.

Слайд 45

7. Среди предложений 15-20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров. (16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады..

Слайд 46

8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных р ебят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака. (4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.

Слайд 47

10. Среди предложений 15-23 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал: – (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать..

Слайд 48

11. Среди предложений 40-46 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз. (46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

Слайд 49

13. Среди предложений 29-38 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (29)Хоть одну-то извилину надо иметь! (30)Кому нужны эти дурацкие тайны? – фыркнула Лисапета. – (31)И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (32)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (33)Мещанка! – (34)Она совсем не мещанка. (35)Просто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актёров... (37)Вот он и отправляет ей открытки любимых актёров… (38)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске! (39)Опять переехала, а он, наверное, не зна ет.

Слайд 50

1. Среди предложений 4–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления. (6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки. (10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.

Слайд 51

2. Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал: – (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! (35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмо й класс.

Слайд 52

3 . Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос: – (14)Ты её любишь? – (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

Слайд 53

4. Среди предложений 8–12 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

Слайд 54

7. Среди предложений 26–31 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.

Слайд 55

8. Среди предложений 6–14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной с вязью между частями. Напишите номер этого предложения. – (6)Почему же она воет? – (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак... (12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны

Слайд 56

0 . Среди предложений 15–22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (15)После урока Лисапета подскочила к Вере: – (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты! – (18)Кому отправлял? (19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу. – (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма

Слайд 57

11. Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей. (9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье..

Слайд 58

4. Среди предложений 18–21 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений. Номера записывайте без пробелов и запятых. (18)Она, кряква, драться не может никак: клюв у неё плоский, мягкий, лапы тоже мягкие. (19)Ей это отлично известно, и она добросовестно предлагает врагу съесть её, глупую, вместо её детёнышей. (20) Но... если в последний миг можно улизнуть, то отчего же не воспользоваться случаем? (21)И дремлет, слегка покрякивая, кряква: лисица к этой кочке уже не придёт



Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства языка

( Тропы, фигуры речи)

Тропы — употребление слова в переносном значении.

Аллегория

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность - волка.

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как

прожекторы.

(В. Маяковский.)

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый

Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.)

Метонимия

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

Когда же берег ада навек меня возьмёт, когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А. Пушкин.)

Не то на серебре - на золоте

едал. (А. Грибоедов)

Ну, скушай еще тарелочку,

сынок.

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гипер-

Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь

Метафора,

развёрнутая

метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

Все флаги в гости будут к нам.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин.)

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)

Фигуры речи - обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Фигура речи

Значение термина

Анафора   (или единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид... (А. Пушкин)

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на упобтреблении антонимов

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

Градация

(постепенность) - стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении

общеграмматической последовательности речи (обратный или нарушенный порядок слов в предложении)

Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням.

Плеоназм

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом

Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический

вопрос,      вос-

клицание,   об-

ращение

Приёмы,   использующиеся   для

усиления выразительности речи.

Риторический вопрос задаётся не

с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие

Куда ты скачешь, гордый

конь, и где опустишь ты

копыта? (А. Пушкин.) Ка-

кое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

Синтаксиче-

ский

параллелизм

Приём, заключающийся в сход-

ном  построении  предложений,

строк или строф

Гляжу на будущность с

боязнью, гляжу на про-

шлое с тоской... (М. Лермонтов)

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М. Лермонтов)

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

Мы сёла - в пепел, грады -в прах, в мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня. (А. Блок.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы

Представленный материал может использоваться на уроках литературы при проведении творческих работ. Творческие работы организуются по готовым текстам, представляющим собой отрывки из критических статей...

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по теме: Не и ни, н и нн.

Тренировочные задания по темам :"Не и ни", "Н и нн" -помогут при подготовке к ЕГЭ. Предложения взяты из книги "Письмовник" современного прозаика , лауреата премии "Большая книга"  Михаила Шишкина...

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку  (9-11 класс)....

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. часть С "Формулировка проблемы"

Очень часто дети затрудняются  при формулировке проблемы в части С . По-моему , эта презентация может помочь...

Дидактический материал для подготовки к ГИА по русскому языку

Тренировочные тесты части А и В(с ответами)...

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Материал предназначен для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Презентация поможет при решении задания В3....