Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Баяринова Надежда Николаевна

Данный материал представляет собой методическую разработку урока по подготовке девятиклассников к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока82.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Методическая разработка урока

                 

«Подготовка к написанию

сжатого изложения

в экзаменационной работе ОГЭ»

                                                                         

Выполнила  учитель русского языка                                                                            и литературы

Баяринова Надежда Николаевна.

2017  год.

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 
  • работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся,  устный опрос.

Оборудование к уроку: презентация, раздаточный материал.

Конспект урока

  1. Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

  1. Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого  изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста.

      Сегодня мы продолжим подготовку к написанию сжатого изложения.  Для этого  нам необходимо вспомнить теоретический материал и  потренироваться,   выполняя  самые разнообразные логические операции с текстом, а именно:  выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не должен искажать содержание и нарушать логику исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

1.Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)

      (Сжатое изложение – это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности).

  1. Что значит «сжать» текст?

(Это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце», «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей»).

Учитель: Таким образом, при написании сжатого изложения вы должны продемонстрировать следующие умения:

  • Верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;
  • Правильно выделять макро- и микротемы;
  • Логично и стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание текста, соблюдая речевую норму;
  • Выдерживать в работе стилевое единство.

3 .Что такое микротема?

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац).

        Упражнение: сформулируйте микротему каждого абзаца в виде   таблицы на примере следующего текста (см.приложение 1)

№ абзаца

микротема

1

2

3

     4. Назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?

А) Исключение

  •   вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Б)  Обобщение или объединение

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений;
  • ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

В) Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения – простым;
  • части предложения  или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи – косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.

Учитель: а)  выполните упражнения на обобщение частной информации  (задания на листочках).

1.  О его учености знали и мельник, и солдаты, и дамы, и министры.

2. Они собрали фокусников, укротителей, клоунов, чревовещателей, танцоров.

3.  Маленькими кулаками он тер глаза и размазывал слезы по щекам.

4. Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голос, выскочивший,  точно капелька, из горла спящей птицы.

5. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

6. Нередко зрение обманывает нас, и мы видим то, чего в действительности не существует. Объясняется это оптическими иллюзиями — ошибками зрительного восприятия, связанными с выбором точки наблюдения, особенностями окружающего фона или освещённостью.

(Ответы: 1) обобщение: многие (все горожане, все жители города); 2) обобщение: всех цирковых артистов; 3)обобщение:  он горько плакал; 4) обобщение: самые разнообразные звуки, 5) замена простых предложений сложным: Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками; 6)сокращение с помощью исключения: Нередко зрение обманывает нас, и мы видим то, чего в действительности не существует. Объясняется это оптическими иллюзиями —  ошибками зрительного восприятия).

Б) Упражнение на исключение второстепенной информации.

Задание: выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема  исключения, выделенный фрагмент – с помощью приема обобщения.

    Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

     Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника  камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

     Лишь потом к ним добавились скачки верхом в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей. (М.Гаспаров).

Ответ

В этом тексте четыре тезиса: 1) Олимп и Олимпия – разные географические объекты; 2) Олимпийские игры посвящены Зевсу; 3) Программа первых олимпийских игр связана с повседневной жизнью греков; 4) Позже программа олимпийских состязании расширилась.

  • Из первого абзаца следует исключить  некоторые детали (подчеркнуты в тексте).
  • Содержание выделенного фрагмента можно обобщить так:

Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь свое стадо, пастух должен быстро бегать далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.

  1. Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
  2. Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова, чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Ответы:

  1. Есть ценности, которые со временем теряются, пропадают. Но остаются вечные ценности, имеющие большое значение для людей всех поколений и культур. Например, дружба.
  2. Мы часто слышим высказывания о предательстве друзей и близких. Чем больше мы вкладываем душу, тем сильнее боль измены. Ещё Гюго говорил, что булавочный укол друга больнее ножевого удара врага.

Домашнее задание:  1.Работа с текстом  (по карточкам).  

2.Вспомнить алгоритм написания сжатого изложения.

 

Список использованной литературы:

Методическая литература,  использованная для разработки урока:

 

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  2. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013
  3. И.П.Васильевых,  Ю.Н.Гостева, Д.АХаустова. ОГЭ. Русский язык. Сборник заданий. Методическое пособие для подготовки. М.: Экзамен, 2016.
  4. ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ по русскому языку. 2017

Приложение 1

Текст

           Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

            Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

           Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

 (164 слова)

№ абзаца

Микротема

1

Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.

2

Люди, которые командуют везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.

3

Командовать и управлять – разные понятия. Управлять – значит уметь брать ответственность за свои поступки на себя.

 

Приложение 2

Алгоритм написания сжатого изложения:

  1. прослушать текст, определить тему текста (о чем текст);
  2. сформулируйте основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан);
  3. разбить текст на части, составить план текста;
  4. определить микротему каждой части;
  5. найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию;
  6. подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить;
  7. обдумать средства связи между частями;
  8. записать получившийся (сжатый) текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...