Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Каспирская Надежда Олеговна
Технологическая карта урока по русскому языку "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Основные сведения об уроке

Дата

03.02.2017

Количество учащихся на уроке

5

Раздел ФГОС по русскому языку

Имя прилагательное

Тема урока

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Тип урока

Урок изучения нового учебного материала

Вариант урока

Урок наблюдения и сбора материала

Вид урока

Урок исследовательского типа

Цель деятельности учителя

Образовательные: обеспечить усвоение  учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающие: способствовать  развитию умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, устанавливать сходства и различия, делать обобщенные выводы;

Воспитательные: способствовать воспитанию потребностей давать самостоятельную оценку своей деятельности,  любви к родному краю.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, правильно образовывать сложные прилагательные

Метапредметные: Коммуникативные:

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы

Познавательные:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  исследования и конструирования слова, анализа текста

Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке

Основные понятия на уроке

Дефис, сложное прилагательное, орфограмма

Методы обучения

Частично-поисковый, исследовательский, практический, метод решения задач, словесный

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, парная

Аудиовизуальные средства

презентация

Оборудование

ПК; мультимедийный проектор; экран

Образовательные ресурсы

учебник; раздаточный материал.

Другое


Организационная структура урока

Этап

урока

Обучающие

компоненты.

Виды заданий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Формируемые УУД

Контроль

на уроке

  1. Организация начала занятия (1 мин)

Словесный

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь.  

Настрой на урок

фронтальная

личностные: внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция, умения и навыки готовности к уроку

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Словесный

Ребята, с каким разделом мы работаем?

Правильно, сегодня мы продолжим работать с этим разделом. На партах у вас лежат карточки с заданиями. В ходе урока вы будете выполнять задания и получать за них баллы. В конце урока каждый получит соответствующую набранным баллам оценку.

Имя прилагательное

фронтальная

личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя

  1. Целеполагание (10 мин)

Частично-поисковый

- Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого  судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

- Слова какой части речи подчеркнуты?

-Как они пишутся?

Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис (один ученик у доски)

Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (Запись на доске и в тетрадях)

Сформулируйте задачи урока 

Можем ли мы объяснить, почему в одних случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно, а в других раздельно?

-Вам необходимо, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала и сделать соответствующие выводы.

Работают с текстом: читают, определяют часть речи подчёркнутых слов, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания, формулируют тему, задачи урока

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Проверка на доске.

На слайде

  1. Актуализация знаний и первичное усвоение новых знаний (7 мин)

Исследовательский

Исследование лексического материала:

Сине-зелёные, бело-розовые

Что обозначают эти прилагательные? Приведите свои примеры, сделайте вывод.

Горько-солёные

       Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами.        Сделайте вывод.

Юго-западный

Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется? Сделайте вывод.

Белый-белый пароход, хитрый-хитрый взгляд

Какое значение имеет слово в результате повтора? Как будем писать?

Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый

Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое).

Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно?

Сравните свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебнике.

 Объясните написание сложных прилагательных, образованных путём повтора.

Исследуют лексический материал, выявляют условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Индивидуальная, групповая

Коммуникативные: развитие внимания учащихся, монологической речи;

Регулятивные:

анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.

Проверка на слайде

Проверка по учебнику

  1. Физминутка. (3 мин)

Словесный

А теперь немного отдохнем с вами. Если я называю сложное прилагательное, которое пишется слитно - руки вверх, если через дефис – приседание:

 Ярко-красный,  правобережный, северо-западный, кисло-сладкий, длинноногий, белый- белый

Выполняют зарядку.

групповая

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками

  1. Первичное закрепление (10 мин)

Практический

1.Упражнение 219 (устно) - рассказать правило, привести примеры                

2.Игра «Третье лишнее» Выпиши «третье лишнее».
1. (Немецко) французский, (садово) огородный, (железно) дорожный.
2. (Кисло) молочный,  (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый.
3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный

3.Творческая работа в группах:                                                                                          

1 группа: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные.  

2,3 группа: Объяснить написание сложных прилагательных, составить с одним из них предложение.

Выполняют упражнение

Самостоятельная работа

Коллективная, индивидуальная, групповая

Регулятивные: опирается на уже известное;

Коммуникативные: учит способам взаимодействия, сотрудничества.

Проверка по слайду

  1. Включение в систему знаний и повторение. (3 мин)

Метод решения задач

Тест

I. Дефис не пишется в слове:

1) (полу) месяц;

2)(пол) аршина;

3) (северо) восточный;

II. Слово пишется через дефис:

1) (глубоко) уважаемый;

2) (плодово) ягодный;

3) (бледно) лицый.

III. Слова пишутся только слитно:

1)(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

3)(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

IV. Слова пишутся только через дефис:

1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

3)(премьер)министр,(русско)английский, (контр) адмиральский  

Критерии оценивания:

«5» -4 правильных ответа

«4» -3 правильных ответа

«3» -3 правильных ответа

Отвечают на вопросы теста

Индивидуальная, парная

личностные: нравственно-этическая ориентация: оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища.

коммуникативные УУД: осуществлять действие взаимоконтроля.

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением  существенных признаков

Взаимопроверка

  1. Домашнее задание (1 мин)

Словесный

домашнее задание - на выбор

1. По учебнику – правило (с.96-97)                                                                                            

2.Творческая работа: составить текст или отдельные предложения по фотографиям на тему «Наша школа»

 (фотографии раздаются ученикам)

3.  Выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных.

4. Упр. 220

Записывают домашнюю работу.

Групповая

Личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

  1. Рефлексия (3 мин)

Словесный

Сдайте мне свои карточки, я подсчитаю ваши правильные ответы и выставлю оценки.

А пока дополните предложение.

Подсчитывают баллы

Дополняют, комментируют

групповая

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания

регулятивные: оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий.

личностные: представление о причинах успеха в учебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Правописание Н-НН в прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Данное занятие проводится в группе «Развитие речи и совершенствование знаний по русскому языку. 6 класс» как дополнительная образовательная услуга.Учащиеся получают возможность систематизировать знани...

Конспект урока «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» с презентацией.

Урок разработан для специального коррекционного класса VII вида . Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. ...

6 класс Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Презентация по теме:"Дефисное и слитное написание сложных прилагательных". 6 класс...

Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс

Технологическая карта урока русского языка "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс...

Урок русского языка в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...

Тест по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» 6 класс

Тест по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»...

Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...